Август 2014г.
1. Паспортный контроль. Иные иностранные граждане к коим возмутительным образом причисляются есно и граждане многострадального СНГ - по прибытии в страну для прохождения паспортного контроля должны заполнить иммиграционные карты. Прямо на месте. И для многих внезапно. Карты же находятся в зале прохождения паспортного контроля на 1 (одном) физически и далеко не большом (чтобы вместить всех желающих одновременно их заполнить) столе. А учитывая то, что аэропорт в Бейруте достаточно международный для того, чтобы рейсы приземлялись практически друг за другом и учитывая то, что места за столом вам наверняка не хватит - алгоритм действий следующий. Берёте карту (а лучше 3-4, что бы были запасные если испортите)/заполняете, дабы не терять время желательно в очереди, если она большая - а она обычно, по вышеуказанным причинам большая/проходите паспортный контроль. А не наоборот: стоите в очереди/возвращаетесь заполнять карту/опять стоите в очереди/проходите паспортный контроль.
Затем серьезный и неторопливый господин "пограничник" 28 раз внимательно перелистает ваш паспорт на предмет наличия запрещенных или просто возмутительных штампов либо виз (например Израиля), внимательно прочитает вашу иммиграционную карту, внесет вас одним пальцем правой руки в базу данных компьютера, задаст пару-тройку уточняющих вопросов, тщательно прицелится и поставит заветный штамп о въезде, важно завизировав его своей подписью. Паспорт автора "пограничник" почему-то пролистал всего лишь 3 раза - видимо нашел прошлогоднюю визу Ирана и несколько расслабился. К слову, незамужних и симпатичных девушек по вполне понятным причинам частенько просят на ПК пройти в небольшую комнату для более детальной беседы о целях визита - опять же к слову, из тех кого туда приглашали больше 5-7 минут там никто не задерживался и затем благополучно проходили получать багаж.
Сам автор простоял в очереди из 20 человек впереди на прохождение ПК "всего лишь" около полутора часа. Это при практически всех работающих стойках ПК и как минимум таких же очередях в каждую. Искать ленту с багажом потом пришлось расспрашивая локалов из обслуги, т.к. информация на табло уже давно поменялась.
При вылете (и для многих опять внезапно), после регистрации на рейс и перед прохождением ПК, необходимо снова таки заполнить иммиграционную карту - почти точно такую же как и при въезде, только радостного розового цвета. Вопросы и ответы в обоих одинаковы: имя, фамилия, имя отца, дата рождения, пол, номер паспорта, дата выдачи, место выдачи, срок действия, род деятельности, цель визита (при убытии есно можно ничего не писать), адрес и название места пребывания в Ливане.
Также, при вылете, до посадки на борт вас ждет: 3 увлекательных экспресс-проверки документов, 2 интереснейших контроля безопасности, 1 трогательный пограничный контроль. Ну и в аэропорту в зоне вылета, на мой взгляд, скамеек не хватает - но это мелочи, можно ведь посидеть и на полу, чотам, ага...
2. Обман. В отличие от, к примеру Ирана - обман в Ливане дело привычное. Здесь имеется в виду обман в торговле, оплате проезда и т.п. мелкий бытовой обман. К счастью, как рассказал один компетентный в узких кругах локал - большая часть лиц, практикующих данный вид спорта - сирийцы, египтяне, палестинцы и другие люди, приехавшие в Ливан не от хорошей жизни. Сами ливанцы стараются подобного не допускать. Верить ему или нет - личное дело каждого.
Обман начинается с аэропорта. Т.к. многие добираются до города на такси - у выхода из зоны прилета вас классически встретит весь цвет местной таксомоторной братии и за небольшую цену, всего лишь в 20-25$, предложит доехать до места назначения в Бейруте. К сведению интересующихся, обычная цена на поездку аэропорт-Бейрут или Бейрут-аэропорт составляет 20 000 лир, что равняется чуть более 13$. Курс лиры во всех расчетах стабилен: 1$ =1500 LL. Посему, можете смело отослать их подальше и если они не согласятся на реальную цену - просто подняться на 2й этаж аэропорта ко входу в зону вылета и словить там за реальную сумму любое такси, из тех машин, которые привозят кого либо в аэропорт из города. Проверено на практике.
Стоимость проезда на любом транспорте в нужную точку (такси, маршрутки, включая междугородние) всегда узнавайте и оговаривайте заранее.
Стоимость проезда на такси по Бейруту - от 2000-4000 на небольшие расстояния, до 10000 в любую дальнюю точку города.
Данный вариант можно удешевить, сказав при торге волшебное слово "сэрвИс". Примитивный пример: "Хамра стрит, сэрвИс, хау мач?" "СэрвИс" или сервИс-такси означает просто поездку до нужной вам точки с подбиранием водителем по пути попутчиков, которые следуют в вашем направлении - с соответствующим удешевлением стоимости самой поездки для каждого пассажира. К примеру, цену на поездку стоимостью 10000 можно снизить почти в 3, а минимум в 2 раза. Соответственно, если вы любите ехать один или спешите - то вам подойдет вариант "такси", а если хотите подешевле, но с дружным коллективом - вариант "сервИс-такси". Однако, некоторые несознательные водители услышав слово "сервиз" начинают отмахиваться и говорить мол "ноу сэрвИс". Не беда - посылаем товарища на юг, разворачиваемся и идем к следующему - и что удивительно: первый, увидев такой поворот событий сразу может согласиться и на "сэрвИс". Точно также работает и механизм сбивания цены - "Кола-стэйшн, хау мач? Тэн долларс! Бай бай! Хэй вэйт, тэн саузэнт либаниз! Но! Ок, хау мач ду ю вонт?" Такси много и конкуренция большая - поэтому своё такси вы всегда найдете. Также проверено.
Стоимость проезда в междугороднем транспорте зависит от расстояния и от вида транспорта. Едете на автобусе с кондеем - это одно (комфортно, но не так быстро). Едете на набитой (или не набитой) маршрутке без кондея - другое (неудобно, но зато гораздо быстрее). Примерные цены на проезд на маршрутке от Бейрута до Сайды - 2000, от Сайды до Сура - 2000, от Сура до Бейрута 5000, от Бейрута до Триполи на автобусе 5000, от Бейрута до Баальбека на маршрутке - 10000 (6000 и 4000) с 1 пересадкой, от Бейрута до Джунии - 2000. Как то так. Междугородние маршрутки и автобусы в Бейруте ходят с 2х основных станций: Cola (направления Баальбек, Сайда, Сур и т.д.) и Charles Helou (направления Джуния, Библос, Триполи и т.д.). А во всех более-менее крупных городах на основных трассах и в нужном вам направлении можно спокойно застопить и сесть в нужную вам маршрутку. Оплата при выходе. Цену уточняем естественно при входе. Билеты на автобус можно также приобретать и в кассах на автостанциях. Ливан оч небольшая страна и поэтому можно жить, например, в Бейруте и совершать однодневные поездки по другим городам страны.
Обман при торговле - тут говорить особо нечего, все достаточно понятно. В мелких магазинчиках цен нет почти нигде - и поэтому желательно ориентироваться в примерном их порядке, так как цену, если захотят, вам могут назвать весьма нереальную. Например местное пиво "almaza" в среднем стоит 1500LL (0.33л), питьевая вода от 500 до 1000LL (0.5л), шаурма 2000-5000LL, банка пепси 1000LL, персики 2000-3000LL кг., дыни/арбузы 500LL кг., стаканчик кофе 500-1000LL и т.д. А, к примеру, в Баальбеке, при выходе из храмового комплекса, предприимчивые местные торговцы вовсю пытаются впарить туристам супермодные майки с эмблемой Хезболлы за 20000LL и бутылки с холодной водой 0.5л. за 7000LL. В 30-ти метрах оттуда, в торговых павильонах те же майки продают уже за 10000LL. Чем дальше от "центра" тем дешевле чо... :oops:
К слову, стоимость билетов во все туристические объекты и достопримечательности фиксирована.
Отдельно можно сказать про обман при расчетах. Некоторые классово несознательные личности пользуются незнанием и путанием туристами номиналов банкнот местных денег, а также тем, что при расчетах наравне используются и лиры и доллары. Посему сдачу могут и не дать просто в наглую, либо дать меньше запутав вас в номиналах банкнот, либо дать меньше запутав вас смешанными купюрами (доллары и лиры). Будьте внимательны.
Карманных краж и банальной бытовухи в принципе особо не видно. Но это не значит, что их нет совсем. Нарваться и получить в табло можно и в приличном обществе даже в театре.
Безопасность. В целом уличная преступность относительно невелика, но зевать канешн не стоит. Как и светить деньгами или дорогой техникой в не очень благополучных районах с проживающими беженцами, например.
Со стороны военных и полиции никаких проблем или придирок - все ровно и с большего уважительно. Могут быть вопросы при виде фотоаппарата в местах, где съемка по их мнению запрещена - сделанное фото просто попросят удалить.
Со стороны Хезболлы и прочей местной "бородатой самообороны" с оружием в руках - тоже никаких проблем - вы им просто не интересны в принципе. Тем более, если отвечаете им взаимностью. Подходить к аборигену, стоящему (или сидящему) с калашом на плече, хватать его за бороду и просить с вами сфотографироваться - естественно не стоит.)
Выстрелы пару раз слышал. Две коротких очереди где-то вдалеке в Бейруте и несколько одиночных в Триполи и Баальбеке. Что это было и зачем, хз - может пугали кого, мб праздновали что, мб просто кто-то совершал подвиг... А так, в стране пока все спокойно в плане внутренних и внешних конфликтов. На этот момент. Но думаю ожидать можно всякого.
Безопасность дорожного движения отдельная история. Забудьте про светофоры и правила. Ездят, перестраиваются, обгоняют, поворачивают все как угодно и очень хаотично. Поворотники не включают в принципе. Скоростной режим ограничен лишь возможностями автомобиля и желанием водителя. Но поскольку все знают, что ездят не по правилам - то действительно, существует огромная терпимость водителей друг к другу - почти всегда, если надо друг друга пропустят, уступят и т.д. Пешеходов тоже - дорогу они переходят в любом месте и на любой свет, предварительно подняв руку - автомобили останавливаются и пропускают. Но тут и пешеходу нужно иметь в виду, что идя на зеленый свет - надо внимательно смотреть по сторонам. Однако, советую особо не наглеть и не рисковать.
Санитария. Бейрут в целом грязноватый город, исключение пожалуй площадь Звезды и окрестности с правительственными и иными учреждениями. На обочинах дорог, в воде возле набережной, да и вообще везде много мусора. Другие города не отстают к сожалению. Равно как и обочины междугородних дорог.
По поводу питания - автор ел и пил в разных местах, включая торговлю с рук - проблем не было. Просто будьте аккуратны, часто мойте руки и тщательно фрукты, пейте бутилированную воду.
Цены. Гостиницы достаточно дорогие - по той причине, что в стандартной схеме цена-качество, качество не всегда оправдывает цену. Цены на питание в заведениях - выше или такие же как в Минске, к примеру, но качество обслуживания и еды соответственно тоже выше. Проезд, в принципе, относительно недорог. Стандартные мелкие сувениры тоже. Дьютик же в аэропорту реально дороговат - в городе тот же товар можно купить дешевле. Да, и что касается крепких спиртных напитков - 95% из них продаются в дьютике в таре не менее 1 литра. Цены на перекус в аэропорту тоже стандартно высоки - тот же стаканчик кофе от 5000LL.
Цены на билеты на некоторые туристические объекты и достопримечательности:
TYR - The Monumental arch - 6000LL
BAALBECK - Jupiter Temple - 15000LL
BYBLOS - The Crusader Castle - 8000LL
SAIDA - The sea Castle - 4000LL
TRABLOS - Castle of Tripoli - 7500LL
Пещеры Джейта - 18150LL
Национальный музей в Бейруте - 5000LL
Общение и взаимопонимание. Это отдельный момент. Перед поездкой, прочитав приличное количество отчетов и разных статей - я стал уверен, что по английски в Ливане говорит чуть ли не каждый второй - мол, это модно и популярно. В итоге все оказалось очень печально - из всей той массы людей с которыми довелось хоть как-то пообщаться на улицах, магазинах и в транспорте - более менее сносно говорили на данном языке 6 человек. Из них 3-е персонал гостиницы, 1 таксист (дедушка лет 65-ти), 1 продавец в минимаркете и 1 встреченный представитель молодого поколения. Остальные человек 60-70 - владели языком на уровне: "Хэлло, Ве а ю фром, 1,2,3... саузэнт, Вэри гуд, Ок и т. п." Диалог выглядел примерно так: "Хелло, ду ю спик инглиш? Ес! Бла-бла-бла стрит, из ит фа фром хе? Эээээ... мммм... ыыыы..." А один замечательный таксист (лет 30) даже не понимал слово "аэропорт", в английском естественно варианте.
Также, хочу передать привет авторам некоторых отчетов и путеводителей в связи с нижеследующим: это конечно хорошо, что все вы пишете красивые названия туристических объектов и достопримечательностей, типа крепость Сен-Жиль, например (по имени отца-основателя). Но только вот никто из вас не пробовал приехать в Триполи (он же Траблос) и найти там эту крепость, говоря местным это название? Я пообщался с 8-10-ю локалами и ни один(!) не смог понять даже просто - что это! Зато, добравшись до этой крепости и увидев, что на табличке там написано "Castle of Tripoli" {{s - я, вернувшись в точку прибытия, начал спрашивать это название и из 7-ми человек - 5 сразу мне стали пытаться объяснить на арабо-английском где это.
Посему совет будущим туристам - узнавайте реальные местные названия объектов, которые вы хотите посетить, а еще лучше и их вариант на арабском языке. С улицами тоже самое - на карте название одно, а местными может произноситься совершенно по другому.
Фотография на память. В связи с наличием в городах большого количества военных, сопутствующих инженерных сооружений и бронетехники, а в буквальном смысле на каждом углу - остро стояла проблема сделать фото определенных архитектурных объектов без присутствия в кадре камуфляжа и не выслушивать потом возмущенную отповедь, что: мол тут снимать нельзя, мол это снимать нельзя, мол меня снимать нельзя и т.д. Кароч, сплошное "но фото". Поэтому в присутствии военных фотографируйте скрытно, а там где это невозможно просто подойдите к воякам и спросите - можно ли снять тот или иной объект либо же нет? Или - можно ли пройти туда где улица перекрыта? Они ответят (если канешн поймут вас). Иногда разрешают даже если нельзя. А вот местных же товарищей из частных охранных контор, дежурящих на улицах у зданий, я в таких ситуациях просто вежливо посылал на юг. С военными и полицией так не стоит - в большинстве своем они нормальные и понятливые парни, просто выполняют приказ. Ходить в принципе можно практически везде - у меня только один раз проверили висевший на боку чехол с фотоаппаратом около площади Звезды. И то, данный товарищ в военной форме с М16 на плече, семенил за мной метров 10 и скромно бубнил что-то себе под нос, пока я его не услышал и не обернулся. Затем показал, что в чехле - он улыбнулся, извинился и пошел обратно на пост.
Документы. При поездках в другие города желательно брать с собой паспорта или их копии. Т. к. на въездах во все крупные и не очень города стоят блокпосты и выборочно проверяется въезжающий транспорт, включая документы пассажиров и иногда водителя. Маршрутки на которых я ехал проверяли, например, при въезде в Баальбек и Сур - все достали и показали документы - местные свои, я свой паспорт. В Баальбеке его даже не открыли, а просто махнули рукой, мол ok. В Суре же тщательно пролистали и даже пытались прочитать - получилось ли из этого что-то я хз, но тужился военный явно.
А в целом, несмотря на все "тонкости Востока" - Ливан очень красивая страна с громадным количеством интересных мест и с весьма дружелюбными людьми.