Маркизские острова я хотел посетить в первую очередь, а уж остальные как получится. Но получились они последними. В архипелаге все острова за исключением одного вулканические островов. Шесть обитаемых. На четырёх есть аэропорты. Острова находятся на расстоянии примерно 1400 км от Таити и сильно отличаются от других островов Полинезии. С чем сравнить их не знаю, они довольно необычны.
Время на пол часа позже остальной Полинезии.
Вид из самолёта на остров Тахуата.
Этот остров расположен в трёх километрах от Хива Оа, но аэропорта на нём нет. Есть большое плато, позволяющее построить аэропорт. Но посчитали что не целесообразно делать такие огромные вложения в остров где проживает 650 человек.
Хива Оа.
Население свыше 2000 человек. Время от таитянского отличается на 30 минут.
Равнинного пространства очень мало. Где есть всё давно занято. В основном отвесные скалы. Но в отличие от других островов, где живут только на полоске суши между морем и горами, здесь люди лезут в горы всё выше и выше, где строят свои дома. Сначала прокладывают дорогу, а затем уже начинают строительство. Забегу вперёд и скажу, что я видел огромное количество различной дорожной техники, в том числе и в частных домах. Оказывается специальность дорожника, особенно со своей техникой, сильно востребована. Дом в горах не начнёшь строить без дороги. Дом, где я жил, был на приличной высоте. К нему вёл крутой подъём с несколькими резкими поворотами. Несмотря на хорошую бетонированную дорогу, на обычной легковой машине, подъехать к дому, особенно в дождь, довольно проблематично. Хозяин ездил на джипе, но на одном подъёме в поворот не вписывался, сдавал назад, и только после этого двигался дальше. Потом на последнем подъёме метров 20 подъезжал к дому задним ходом. Поэтому сказал, что как утром выезжает из дома, то только к вечеру приезжает, лишний раз старается не ездить.
Обычный жилой дом, но есть три гостевые комнаты. Е-майл pension.hivaoa@yahoo.fr
Дом где я жил.
Вид из дома.
Хозяин по происхождению наполовину немец на половину француз. Зовут Кайзер. Бывший снайпер французских ВС. Женат на аборигенке. Пятеро детей. Двое школьного возраста живут в семье, одна дочь учится во Франции, другая в Таити, третья замужем за местным, работает учителем и живёт в Нуку Хиве. Жена работает воспитателем в детском саду. И вообще здесь живёт довольно много европейцев. Вследствие очень много смешанных браков, и этому вообще здесь не придают никакого значения. Хозяйка в шутку сказала, что скоро маркизцев как нации не будет, всё смешается. Говорят на своём маркизском языке. Но в школе кроме него изучают и таитянский, который как и французский, является государственным.
Основной населённый пункт Аутона. Здесь живёт большая часть населения острова, и находятся все административные службы, банк, почта и т.д. Есть ещё несколько небольших и совсем маленьких деревень. Есть вообще отдельные дома в горах среди леса. Несколько магазинов, с нормальным ассортиментом продуктов, не то, что сельмаги на атоллах.
Аутона.
Вид на бухту.
Основная достопримечательность Аутоны это музей и могила Поля Гогена. Учитывая, что многие посещают по этой причине кладбище, туда направлен указатель. По указателю я пришёл быстро, но где искать искомое место, указано не было. Кладбище не сильно большое, думал, что пойду по рядам и увижу. Но идти далеко не пришлось, она расположена ближнем ряду от входа, правда с противоположной стороны. Посетил ещё музей. В музее несколько залов, но оригиналов нет ни одного, только копии.
Пятница – конец рабочей недели. Народ развлекается. Пьют пиво в изрядных количествах прямо на улице, поют песни, танцуют. Кайзер тоже ударяет по пиву, несмотря что за рулём. Правда в 17-00 все бары закрываются, такое местное правило. Вот и хорошо, а то неизвестно когда он домой поехал бы. Правда отвёз меня и через полчаса свалил. Приехал часов в 9 вечера с друзьями и с большим количеством пива.
Кстати пляшет, этнический ирландец. Кайзер меня с ним познакомил, и он рассказал мне свою историю. Его бабка сюда приехала вместе с детьми. А мать за местного вышла замуж и родила больше десятка детей. По-английски не говорит совсем, но французский и маркизский знает как родной. Сказал что хоть по крови он ирландец, но по духу маркизец. Но видно сильная ирландская кровь, что от аборигена ничего не взял, ну или мать с европейцем согрешила.
Когда ходил, то увидел туристический офис. Но, как оказалось он давно закрыт. Сказал о своём желании покататься по острову Кайзеру, он сказал, что решит эту проблему. Позвонил, и сказал, что нашёл мне даму с джипом, покажет тебе самое интересное, что здесь есть. Правда она ни слова по-английски не говорит. Да мне и не надо особо с ней разговаривать, что посмотреть я примерно знаю, пусть туда и везёт. Утром встречаемся, гляжу, чувак рядом сидит и говорит мне, что я тебе всё покажу и расскажу. Как потом мне сказал Кайзер, это они так решили. Сказали ему, что как то неудобно деньги с человека брать и молчать целый день.
Эти древние статуи называются «Тики».
Петроглифы.
Сельского хозяйства на острове как такового нет. Во всяком случае, я не видел, что бы что- то росло в земле. Много различных фруктовых деревьев. Особенно огромных манго.
Помела
Карамбола и банан.
Уж никак не ожидал увидеть в здешних местах баобаб, растущий в центре деревни.
Из животных держат коз. В одном месте в горах видел небольшое стадо коров. Ну, ещё куры. Их здесь никто не держит, но они везде. На вид обычные домашние, но они дикие. По утрам прямо под окнами петухи кричат, спать не дают. Особенно их много в лесу. Врагов у них нет, но охотиться в прямом смысле нельзя. А ловить во всякие ловушки, пожалуйста. Прямо возле отеля курочки и петушки большие и красивые ходят. Предложил Кайзеру просто клетку поставить и корма насыпать, они сами зайдут. Чего мясо мороженое и не дешёвое в магазине покупать, когда само в руки идёт. Засмеялся, сказал что подумает.
Часть острова вообще не заселена. К четырем большим деревням проложены нормальные дороги. Но в другие места ведут грунтовки. Буквально узкие горные дороги с множеством крутых поворотов. Напомнили мне ваханскую дорогу в Таджикистане.
Ещё немного фотографий.
Местная продукция пчеловодства. Стоит 13 евро.
Местный художник.
Школьный автобус.
Самая высокая гора на острове Теметиу 1276м.
Просто различные виды.
Местный аэропорт называется Жакус Брель. Я про этого бельгийца вообще ничего не слышал. Просто чувак, который умер в Бельгии, и никакого отношения к маркизам не имеющий, завещал похоронить себя на том же кладбище, что и Поль Гоген. Лично я не считаю это заслугой, перед маркизским народом, чтобы называть что то в его честь. Ну, у островитян видимо другое мнение. С одного острова на другой летел вот на этом самолёте. Стюардессы нет, поэтому провела инструктаж дама, которая выписывала билеты.
В заключение скажу, что остров красивый и произвёл яркое впечатление.
Нука Хива.
Аэропорт называется Нуку А Таха, что в переводе пустынная земля. С самолёта это хорошо видно.
Остров сверху.
С этим островом у меня с самого начала не заладилось. Началось с того что более чем на три часа перенесли рейс. Письмо об изменении сразу прислали, но очень плотный график, ничего изменить было нельзя. День вылетел, одно дело, когда в 10 утра прилетаешь, другое, когда к обеду. До Нуку Хивы летели всего два человека, остальные до Таити. Через 40 минут приземлились. Все вышли, я и ещё один человек получили багаж, а остальные остались ждать нормальный самолёт.
Единственный грязный и неухоженный остров из всех девяти до этого мной посещённых.
Центральная деревня Таиохае. Везде заросли травы. Пляж, если его так можно назвать, необустроен. В одном месте прямо на пляже моют машины. В воде купают лошадь. Недалеко разделывают свинью, правда, на столе, но на территории пляжа. Много всякого навоза, который не всегда убирают. На улице мусор. Продуктовые магазины, тоже уступают по ассортименту магазинам на соседнем острове. В воскресенье ни один магазин не вообще работал. На других островах такого не было.
Бухта в Таиохае.
Таиохае сверху.
Это они называют пляжем.
Теперь об острове. Остров Нука Хива отличается от Хива Оа, но насколько разительно толком не понял. В отличие от Хивы Оа здесь больше свободного равнинного пространства. Поэтому люди в горах практически не живут. Есть место, которое они называют долина, там даже течёт река, впадающая в море, на которой установлена небольшая электростанция.
Таких долин там несколько. На острове есть несколько водопадов.
Один из них. Высота впечатляет.
Долина сверху.
Много лугов. Остров более сельскохозяйственный, чем Нива Оа. Не много, но есть поля, на лугах много коров. Ну и свиньи в небольшом количестве присутствуют. В горах видел папоротниковые деревья.
Северная часть местами напоминает африканскую степь.
Пейзажи острова.
Приехал в аэропорт. Самолёт, летящий в Таити уже на месте. Погрузили в него багаж, но посадку не объявляют. Но вот прилетел уже знакомый маленький самолёт, народ из него сразу перешёл в другой, багаж перекинули, потом и нас пригласили.
По дороге попали в сильный турбулентный поток, трусило реально. Летаю много, но так сильно первый раз.
Если кратко, то Хива Оа, значительно больше понравился, чем Нуку Хива.
Архипелаг Гамбье.
Из истории: группа небольших островов на юго-востоке Французской Полинезии в юго-восточной части архипелага Туамоту. Часто острова Гамбье рассматриваются как отдельная от Туамоту группа островов в связи с культурной и лингвистической близостью с Маркизскими островами, а также геологическим строением (острова в этой группе имеют вулканическое происхождение, в то время как Туамоту — группа атоллов).
Архипелаг Гамбье в моих планах не значился. Но оттуда отходит корабль на Питкэрн, поэтому никак не минуешь. Состоит из нескольких островов: Мангарева, Тараваи, Атамару, Аукена, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга. Они и образуют лагуну.
Тараваи.
Атамару
Аукена.
Местные называют это место конец земли, так как дальше только о. Питкэрн и о. Пасхи, довольно на значительном расстоянии. Население около 900 человек. Около пятидесяти человек проживают на трёх соседних островах. Центральный остров Мангарева, в котором поживает основная часть населения. Размер острова примерно восемь на полтора километров.
Мангарева из самолёта.
Мангарева с разных сторон.
Самолёт летает один раз в неделю. Аэропорт находится на отдельном необитаемом острове.
До Мангаревы ходит муниципальный катер. Плыть 30 минут, стоимость 8 евро.
продаёт билеты и помогает выгружать багаж местный муниципальный полицейский.
Перед обратным вылетом в Папете самолёт заправляется.
Главная деревня Рикитеа.
Мэрия
В Рикитеа высится собор Сен-Мишель, который в 18-19 веках был самым большим собором в Южных Морях. Собор знаменит своим алтарём, украшенным жемчугом и перламутром. Собор реально большой и красивый, больше я только видел в Папете.
Ещё пару церквушек.
По словам местных, туристы этот остров почти не посещают. Кто сюда добирается то в основном на яхтах.
По прибытии на Мангареву из Питкэрна, причал был занят грузовым судном, который доставил всё необходимое на остров. Поэтому всё взрослое население островов находилось в порту. Работа кипела во всю.
Ещё немного фотографий
Жемчужная ферма.
Теперь обещанное в начале первого отчёта заключение.
Ходят слухи, что ФП дорогой регион. Но это смотря как там жить. Поэтому постараюсь развеять этот миф. Основные затраты – это жильё и транспорт. Экскурсии в диапазоне 35 -75 евро.
Жильё.
Жить можно по-разному. Цены от 10 евро за койку в дорме и до бесконечности, как например, бунгало на воде на частном острове Мэрлона Брандо.
Я снимал бунгало или комнаты в семейных отелях в диапазоне 50-100 евро. Если бы был не один, то было бы ещё дешевле. В основном бронировал отели, списываясь с хозяевами. Потому что в системах бронирования некоторые острова просто не представлены. Как искал это отдельная история. Кое что взял с этого сайта:http://www.tahiti-tourisme.com А так лучше пользоваться Loney planet. Смотрел французское издание, там отелей куча.
Питание.
В ресторанах не питался. Не люблю я тратить столько времени на этот процесс: куда-то идти, потом ждать. В отелях питался, если это было включено. Почти, везде завтрак и ужин. Обедом на экскурсиях кормили. А так, как правило, в тех местах, где останавливался, были нормальные кухни со всем необходимым, чтобы можно было что-то приготовить. Продукты все в магазинах есть, цены европейские. На еду вообще очень мало ушло. Даже в статью расходов можно не вписывать.
Транспорт.
Вот здесь реально дорого, хотя это понятие относительно.
Дорогой международный перелёт – это факт. Хотя всё относительно, дороже чем до Новой Зеландии на 600 долларов.
Не дёшевы и внутренние перелёты. Так, например, 4-х часовой перелёт Таити-Мангарева – Таити по стоимости равен перелёту Москва-Лос Анжелес- Москва. Самый дешёвый 45 минутный перелёт Таити-Бора Бора - Таити 280 евро. Но и здесь не всё так страшно. Если передвигаешься по нескольким островам архипелага, то билет дешевеет. А если берёшь пасс по определённым островам архипелага, то, получается, по цене как на один остров. Я встретил французов, которые купили пасс и ездили последовательно по всем островам, задерживаясь на 1-2 дня на каждом.
Немного практической информации.
Обмен денег почти везде через банкоматы. Очень просто, сунул купюру, нажал ещё раз и всё. Комиссия примерно 1%. Берут охотнее евро, с долларами могут капризничать. Я менял в аэропорту, но и в городе полно банкоматов и курс немного лучше. Хотя в некоторых отелях можно расплачиваться валютой по официалу. Банковские карточки практически берут не везде.
Внутренние перелёты на сайте авиакомпании только по своей карточке, по чужой просто система не выдаст. У меня в паспорте и карточке по-разному написано, поэтому писал как в карточке. Часто меняют время вылетов (у меня шесть вылетов поменяли), но всегда предупреждают. Внутренние перелёты без мест. Воду можно провозить. И вообще досмотр только в Папете. На островах никто ничего не смотрит. Рейсы пару раз на 1 час задерживали. В этом случае сразу же кормить начинали. И ещё на некоторые острова они резервируют билеты, т.е по интернету если мало мест, то не купишь. Но это только теоретически. Лишних мест в самолётах было всегда полно. На всех перелётах, соседнее место было всегда свободным. Исключение Бора Бора. И туда и оттуда весь салон полный.
Ну, теперь, я думаю всё. Отчёт о месячном пребывании в этом прекрасном регионе закончен. Занавес.