Планировалось: 16.06.2014 Honningsvag – круизный трансфер на Нордкап. (Александр Автопутешественник, вы предполагали, что в это время можете оказаться там. Как планы на это время?)
Получилось: день взаправского пакетника.
Ну, во-первых, вчера солнце не зашло. А во-вторых, сегодня оно не всходило. Ну и ночка была! Взрослая же тетка, а как маленькая, каждый час поднимала голову с подушки, заглядывала за занавеску и проверяла, где Светило. Над горизонтом было Светило. Ну может и не светило, но оно там БЫЛО!!


Знаете, как я вечером предыдущего дня провела минут пять? Я сидела на диване, смотрела на первую страницу Тудейки и видела вот это:


Я голову и вправо склоню, и влево. Неа, текст английским по белому Восход: солнце не восходит. Закат: солнце не садится. Для проверки написанного сверилась с видом за окном. Всю ночь сверялась с видом за окном. Не припомню ранее более крепкого и счастливого сна под аккомпанемент мыслей «Белые ночи!!!!» А если учесть, что это было по времени в самые длинные дни в году, то и ночи были коротки. Повезло нам!!!
День обещал быть приятным. Потому как именно на этот день мы взяли единственную в круизе корабельную экскурсию, суть которой выражалась только в трансфере на мыс Нордкап. Ничего лучше и не придумать. Самим можно, но разница в стоимости местного автобуса с корабельным настолько незначительна, что выбор был очевиден.
Погода менялась каждые 5 минут самым примечательным образом. Помним, что речь идет о 16 июня, типа, лето. Прибытие в Honningsvag было по расписанию в полдень, и до этого времени мы все поглядывали за борт, что там с погодой. Вариации были от пасмурно до прохода через сильнейшие снежные заряды.
Игорь вышел на балкон покурить и вернулся вот с такой фоткой.

Когда пришвартовались, солнце было яркое, все краски ожили, городок Honningsvag сверху показался совсем игрушечным и ярким.







Поскольку наше время на автобус было назначено на 2:15, то у нас было 2 часа свободного времени, которые мы посвятили самостоятельной прогулке по Honningsvag.
Вот сейчас у меня дилемма, стОит ли в отчет вставлять информацию об этом месте? Сама я историю не пишу, могу только взять цитаты в пояснение увиденному.
Тогда по порядку. Заимствования буду выделять курсивом.
Мы вышли с корабля и тут же захотели вернуться обратно. Наверху, на балконе не так ощущался ветер, нет ветрище, и промозглость.

На мне было все, что можно было надеть на себя, слоями, как советовал Александр Автопутешественник. Ага, чего надо мной смеялись, когда я собиралась брать с собой куртку на синтепоне? В самый бы раз!!!!
Сразу за выходом из зоны порта произошла встреча с любимцем норвежцев, символом взаимопомощи и взаимовыручки Норвежской освободительной армии, сенбернаром Бамсе, рождённым в 1937 г. в Осло и погибшим в 1944 г. в Шотландии, который стал олицетворением борьбы норвежцев за свободу во время Второй мировой войны.

Маленького Бамсе (что буквально значит «плюшевый мишка») купил капитан китобойного судна Эрлинг Хафто — и почти сразу же забрал его с собой в море.
Во время Второй мировой войны китобойное судно превратилось в один из патрульных кораблей Норвежской армии, и Бамсе был официально назначен матросом 9 февраля 1940 г. Правда, долго служить Норвегии корабль не смог: страна капитулировала, а судно оказалось одним из 13 кораблей, которым удалось укрыться в портах Великобритании, где те и пребывали вплоть до окончания военных действий.
Бамсе быстро стал любимчиком не только команды, которой он неустанно оказывал моральную поддержку и поднимал дух, но и гражданского населения. Во время сражений пёс всегда норовил встать поближе к орудиям, а потому экипаж смастерил для него специальный металлический шлем.
Бамсе был настоящим героем Он спас молодого лейтенанта, когда на того попытались напасть с ножом: сенбернар просто столкнул обидчика в воду. Вместе с тем он вытащил на берег одного из упавших за борт матросов. Он нередко примирял спорщиков на корабле, кладя им на плечи свои лапы и успокаивая так вспыливших соратников.
В Шотландии, где долгое время было пришвартовано «его» китобойное судно, Бамсе должен был, среди прочего, сопровождать членов команды на корабль для дежурств. Для этого собака самостоятельно ездила на местных автобусах, и матросы в конце концов купили своему другу проездной, прикрепив его к ошейнику. Бамсе всегда знал, где найти других матросов: в их любимой пивной «Bodega bar». Если же их там не оказывалось, пёс возвращался, что называется, «ни с чем» обратно на базу.
Начав карьеру со звания «талисмана военно-морских сил Норвегии», Бамсе очень скоро стал символом взаимопомощи и взаимовыручки Норвежской освободительной армии. Фотография сенбернара в матроске норвежских моряков стала тиражироваться на проникнутых патриотическим духом пасхальных и рождественских открытках. Ветеринарное общество Великобритании провозгласило Бамсе официальным символом стран-союзников.
Бамсе скончался от сердечного приступа и был похоронен со всеми военными почестями. Попрощаться с ним пришли несколько сот норвежских моряков, солдаты Союзной армии, школьники (по некоторым сведениям, в день похорон все дети были освобождены от занятий) и простые местные жители, за годы войны полюбившие милого пса всей душой — всего на церемонии присутствовало около 800 человек.
Бамсе покоится в шотландском городке Монтроз, где местные жители следят за могилой. Раз в 10 лет военно-морские силы Норвегии устраивают памятную церемонию в честь своего героя — крупнейшей собаки, когда-либо служившей во флоте стран-союзников.
О Бамсе продолжали помнить ещё долгое время после войны. В 1984 г. ему был посмертно присвоен Собачий орден Норвегии, в 2006 г. — золотая медаль Ветеринарного общества Великобритании (нередко называемая Георгиевским крестом для животных). Бамсе стал единственным четвероногим Второй мировой войны, удостоенным подобной чести. В 2006 г. в Монтрозе был открыт бронзовый памятник Бамсе. В 2009 г. подобный монумент установили в родном городе сенбернара — Хоннингсвоге. Собака смотрит на юго-запад — к Монтрозу, что было ответом первому памятнику; шотландский Бамсе смотрит на северо-восток.
Больше мы ничего на берегу не стали искать, проверили диаспору троллей, они там как-то активно прижились: на площади, у магазинов, в магазинах. Закрепились, так сказать. Попросила у главного погодку подправить, так что-то он не захотел со мной это обсуждать. Хотя улыбался.


В ледяной бар не ходили, потому как были в подобном заведении в Стамбуле. Там это показалось более зкзотично, чем на Севере Норвегии.
Промерзли ужасно и чуть не бегом на борт. Ну на фиг, надо понавздевать (есть такое слово?) на себя оставшееся в чемодане для создания капустной многослойности.
Тут, к слову сказать, снова с благодарностью обнаружилось, что русская хостесс Светлана встречала на борту своих родителей. Поэтому обслуживание нас было по высшему разряду. Получили талончики на автобус, дружненько так сели в него, поехали. Сначала все инструкции получили по-английски, потом по-русски. Приятно!!!!
Чтобы была понятна степень моего наслаждения поездкой, вот виды из окна автобуса. Не забыли? 16 июня. А дома сейчас около 30!!!
А вот это снимок первого ряда сидений на втором этаже автобуса. Снег, однако!

Как же это забавно! Свои ощущения выезда на Новый год куда-нибудь в жару я помню прекрасно. А вот с обратным встретилась впервые!! За окном снег. Да такой рождественский! Крупный, медленно валящийся с неба.
И вот вам все девять оленей Санты: вон Dasher, Dancer, Prancer, Vixon, Comet, Cupid, Donner, Blixon и мой любимый Rudolph. Все на месте? Слава Богу. До Рождества еще далеко, отдыхайте пока!! Похоже, они тут семьями, с женами и детьми))



Первая и единственная остановка была у стилизованной деревеньки. Игорь вышел не столько пофотографировать, сколько покурить.





Зато потом уже из автобуса мы сделали вот этот снимок: кругляшок - это видоискатель камеры Игоря с максимальным зумом. А я снимаю своей мыльницей то, что видно через видоискатель)) Оленя видно было, но без приближения снег не давал его разглядеть.

На самом подъезде к Нордкапу я увидела на стоянке машину с питерскими номерами и сказала Игорю: «Прикинь, если это машина Александра Автопутешественника! Он хоть и сказал, что не получится пересечься, но вдруг его планы изменились?»
Приехали на Нордкап, вышли из автобуса и я тут же начала искать точку опоры, потому как ветрище был такой, что сносил с ног, срывал платок и сковал холодом руки за пять сек. А перчаток-то я не взяла!! Ужас!!
Через три минуты все встало на свои места, потому как я увидела выходящую из соседнего автобуса даму в платье без рукавов и в шлепках. От понимания, как холодно ей, я согрелась моментально и следующие 10 минут могла вполне себе активно перемещаться во времени и пространстве, пока это понимание не кончилось и я с криком и гиканьем понеслать в туристический центр Нордкап греться.
Теперь еще немного заимствований о Нордкапе, чтобы было понятно, в каком месте мы находились.
Город Хоннигсвог коммуны Нордкап является самым северным городом Норвегии и всего мира. Однако титул этот пока активно оспаривается норвежским же Хаммерфестом, аляскинским Барроу и некоторыми другими городами.
Согласно постановлению 1997 года, в Норвегии городом может считаться пункт с населением не менее 5 тысяч человек. Но крохотный Хоннигсвог стал исключением из этого правила и в 1999 году получил статус города. При этом численность его населения достигла отметки 2367 тысяч человек лишь в 2009 г.
Хоннигсвог находится на южной стороне острова Магерой. В порт Хоннингсвога заходит множество круизных лайнеров, кроме того, здесь совершают остановку корабли Hurtigruten, следующие вдоль берега Норвегии по маршруту Берген—Киркенес. В городе имеется аэропорт с ежедневными рейсами в Тромсё, Хаммерфест и другие населённые пункты, главным образом в провинции Финнмарк.
Люди жили на этой территории еще 10 тысяч лет назад. Море уже тогда служило основным источником пропитания. Так происходит и по сей день, ведь незамерзающие воды Баренцева моря изобилуют рыбой.
Мыс Нордкап расположен на 304-метровой отвесной скале Магерёйя (Magenaya) и часто зовётся самой северной точкой материковой Европы, хотя на самом деле земля заканчивается в полутора километрах от него — в местечке Кнившелльудден (Knivskjellodden; 71°1Г северной широты), добраться до которого можно только пешком по размеченной указателями тропе.
Нордкап открыл, а точнее сказать, назвал и нанес на карты (викинги-то плавали этими морями с глубокой древности) английский путешественник Ричард Ченслер в 1553 году.
Король Эдуард VI отправил тогда в Северный Ледовитый океан экспедицию с целью найти «северо-восточный проход» в Азию.
Спутников Ченслора разметало море, и они погибли на пустынных берегах Лапландии. Сам же он вышел к устью Северной Двины и…. стал первым английским послом в России - прослышав про таких гостей в своих владениях, Иван Грозный пригласил их в Москву.
Так Роберт Ченслор, «открыватель» Нордкапа, раз и навсегда связал свое имя, а заодно и самого северного мыса Европы с Россией. Именно с этого момента начинается история англо-русских дипломатических связей – предприятию Ченслсора у мыс Нордкап Москва обязана появлению старинных палат Английского посольства на Варварке!
Как на крайнюю северную точку Европы на Нордкап со временем стали тянуться путешественники. Тогда эта точка была весьма труднодоступной, и посещение ее было целым предприятием. Тем не менее, в 1850-е годы там побывал немецкий пейзажист Георг Сааль, оставивший картину с названием «Нордкап», и голландская путешественница Алексина Тинне, позже прославившаяся своими исследованиями Африки.
Первая туристическая поездка на Норд Капп датируется 1875 годом. 24 туриста с помощью Бюро путешествий Кука в Лондоне смогли посетить этот незабываемый уголок. С тех пор Норд Капп является целью для многих туристических кораблей со всего мира. Они следуют маршрутами голландских и британских кораблей 16-17 вв, приходивших сюда для охоты и отлова рыбы в богатых ею морях Северного Ледовитого океана.
Среди посетителей Нордкапа были и весьма известные и знатные персоны – например, норвежский король Оскар II в 1873 году и даже король Таиланда Чулалонгкорн (Рама V) в 1907! В музее, который сегодня создан на мысе, визиту последнего посвящена отдельная экспозиция. Удивительно видеть сувениры из далекой тропической страны на 71-й широте! Соорудили здесь и часовню — разумеется, самую северную в мире.



Кстати, визит сиамского монарха на северный край Европы косвенно связан с Россией.
Впервые Чулалонгкорн посетил Европу в 1897 году, когда он желал заручиться поддержкой и дружбой великих держав. Тогда же один из его сыновей, принц Чакрабон, в Петербурге познакомился с фрейлиной Екатериной Десницкой. Кстати, этот эпизод – правда, со многими ошибками и неточностями – описан Константином Паустовским, отчего обрел особую романтичность. Принц Чакрабон женился на русской девушке в 1907 году, именно тогда, когда его отец, король Сиама Чулалонгкорн, снова побывал в Европе, в том числе и в Норвегии, где покорил мыс Нордкап.
Мы сделали снимки на фоне металлического макета Земного шара - визитной карточки Нордкапа. Мыс Нордкап – конец земли. За ним просторы Ледовитого океана – до Северного полюса, и дальше, до берегов Америки. Действительно, край света. И на краю света холодно, сурово, величественно!








В туристическом центре мы погрелись с тролем,

обошли все здание, которое идет вниз до минус третьего этажа.
Огорчились закрытому почтовому отделению, потому как очень хотели отправить традиционную открытку с маршрута моим дочери и зятю. У нас такой ритуал. Мы не дарим друг другу магнитики из поездок, мы пишем отовсюду открытки с впечатлениями и видами красивых мест.
Времени до отхода автобуса было достаточно и мы зашли в сувенирный магазин. Скажу, что это один их достойнейших магазинов за всю нашу поездку. Чего там только нет. Мы купили открытку детям, подписали ее, на кассе мне наклеили марку и проштемпелевали ее «правильной» печатью «Нордкап». Огорчение от закрытой почты за ненадобностью растворилось.
И тут же я купила себе свидетельство о посещении самой Северной точки Европы. Об этом чуть подробнее. Бланков по стенам развешено великое множество. Выбираешь на свой вкус, оплачиваешь его, на кассе тебе пишут фамилию, дату и ставят настоящую печать. Сувенир готов.

Пришло время уезжать и тут мне очень понравилась организация обратного трансфера. Наши сопровождающие с Косты усаживали людей не в те автобусы, которыми ехали на мыс, а в порядке готовности к отъезду. Набрали полный автобус – поехали. Никто никого не ждал. Для меня это было плюсом. Поскольку в этот день на мысе были только пассажиры с Косты, то и заморочек по проверке не было. Наклейка Косты на груди, добро пожаловать на посадку.
Несколько кадров из автобуса.







Плохо снимать из автобуса, пока приноровился, а тут остановка надумала дорогу перейти, попала в кадр, затмив нашу Косточку.

Вышли из Honningsvag в 8 вечера. В 9:30 слева по борту проходили Нордкап, сделали прощальные снимки, ловили лучи солнца в облаках.
Солнце не будет заходить еще двое суток.








День истинно рождественских эмоций из детства и безграничного счастья.