Решение ехать в Антарктику в круиз у меня созрело года два назад когда перелопачивал интернет в поисках информации в перерывах между поездками в Африку, Полинезию, Индонезию и т.д. Хотелось чего-то по настоящего, дикого, тем более что вырос я на Чукотке и представления о высоких широтах у меня были. Время для поездки я выбрал в конце ноября, чтобы в конце декабря быть дома, у супруги сессия. Конец ноября - это фактически начало сезона. По настоящему детальной и точной информации о таких круизах в интернете оказалось на удивление мало. С английским у меня все в порядке, тем более в таких турах без него никуда, несколько отчетов американских тетушек я тоже проштудировал - но хотелось взгляда человека с нашим менталитетом. Отчет El Baklanа на тот момент был наверно единственным стоящим русскоязычным источником информации, более того, этот отчет повлиял на выбор корабля и выбор оказался правильным.
Немного об организации туров в целом. Практически все круизы отходят из аргентинской Ушуайи. Есть еще туры из какого-то чилийского города ( не помню название) и с Фолклендских островов. Мы ходили через одного из основных операторов - голландской компании Oceanwide Expeditions, которая фрахтует на сезон суда ледового класса у России и Чили, может и еще у кого-то. Марщрут выбирал стандартный - "Антарктический полуостров" назывался, 12 дней. С небольшими вариациями, плюс минус пару дней, есть еще до десятка подобных маршрутов до Южных Шетландских островов и дальше на юг, вдоль западного побережья Антарктического полуострова. Сразу скажу - в этих турах вы не увидите мыс Горн (как бы вам это не обещали ваши туроператоры) и, если не будет чуда (у нас как раз было, об этом ниже), символа Антарктики - королевских и императорских пингвинов. Чтоб увидеть королевских надо идти в трехнедельный тур с заходом на Южную Георгию. Чтобы увидеть императоров надо идти в очень дорогой тур на ледоколе в море Уэддела.
Выбор судов для круиза достаточно широкий - от парусных яхт до круизных судов на несколько сот человек. Под влиянием El Baklanа я выбрал российское гидрографическое судно "Алексей Марышев" по нескольким причинам. Первое - небольшие размеры судна, и как следствие, небольшое число туристов, всего 49 человек. Это очень немаловажно на подобных круизах - при высадке на резиновых лодках зодиаках нет лимита времени на пребывание на островах и на континенте, в отличии от больших судов, где высадка занимает 20 минут. Вторая причина -русскоязычный экипаж. Мы с супругой были желанными гостями на этом судне. Экипаж оказался на удивление приветливым ( Я по крайней мере представлял суровых полярных морских волков). У нас было почти привилегированное положение по сравнению с остальными туристами - мы были единственными русскоязычными. Нам первым все объясняли на капитанском мостике( куда кстати свободный вход, еще одно преимущество Марышева). Нам всегда были рады на обеде или ужине для экипажа. Питались они отдельно, и повар у них был другой, нормальный.
Теперь о самом путешествии. Ушуайя - прелестный милый городок на берегу пролива Бигль в окружении Анд.
Нам повезло с погодой - в день отхода стояла аномальная жара для этого времени года - плюс 22. Когда мы шли через пролив Дрейка тоже стояла прекрасная погода, капитан сказал, что это в первый раз за его сорок с лишним переходов такой тихий Дрейк. К концу вторых суток пути мы подошли к острову Роберт из группы Южных Шетландских островов, где наш гид по имени Троллс, отличный парень, профессионал и энтузиаст своего дела, пообещал нам первую, незапланированную высадку по случаю раннего прибытия. На этом острове была единственная колония морских слонов на маршруте. Надо сказать, что гид - фактический командир экспедиции, он рассказывает капитану, когда и куда плыть. Так вот, Троллс пообещал, но не тут то было - погода резко поменялась, поднялась волна и незапланированную высадку отменили. К слову, погода в Антарктике, как впрочем и в Арктике меняется моментально. Пошли мы дальше по маршруту - к вулканическому острову Десепшн. Вокруг появились айсберги. Необыкновенно красиво..
Остров Десепшн формой похож на греческий Санторини, такое же кольцо, единственно - внутренний берег пляж, а не скалистый как на Санторини. Остров очень живописный - пасть Нептуна, заброшенная китобойная база и все такое, плюс первые пингвины и тюлени.
При желании на острове можно организовать купание в термальных водах, для этого надо выкопать в песке на пляже ямы. У нас желающих купаться не нашлось, было достаточно прохладно.
Следующий день был очень удачным. При переходе к острову Тринити мы встретили стаю касаток, которые шли одним с нами курсом длительное время. При высадке на острове Данко наблюдали как леопардовый тюлень охотится на пингвинов Gentoo
И напоследок - фантастика, на айсберге одинокий кинг ( кое-кто утверждал что император). Это очень невероятно, встретить здесь этих пингвинов, за тысячи километров от их мест обитания. Корабль долго кружил вокруг этой недоуменной птицы, казалось, не могущей раздуплиться, где он находится.
Еще пару дней на юг - высадки на острова, айсберги, пингвины- Адели, Генту, Кингстрапы, тюлени, несколько раз встречали горбатых китов.
Высадились на континенте, при высадке в опасной близости от зодиаков проплыли касатки.
Прошли знаменитым проливом Лемаир, или проливом Кодак. Фантастически живописно..
Напоследок зашли к землякам, на станцию "Академик Вернадский". Ребята конечно истосковались по людям за девять месяцев зимы, мы у них были первые в этом сезоне.
Заходили еще на британскую станцию музей " Порт Локрой" - хороший сувенирный шоп.
Это пожалуй и все, на обратном пути сломался двигатель, попали в жуткий шторм, опаздали на самолет, но какое все это имело значение, ведь главное мы сделали - увидели Антарктику!