Почитав форумы, появилось устойчивое желание не брать из Хургады экскурсии и ехать самостоятельно. Против экскурсий сыграло, что потом и подтвердилось на практике, то что: 40% времени возят по магазинам и лавкам, замаскированным под музеи, многие интересные места, находящиеся рядом игнорируются, большая лотерея с гидами. Ну и в целом не хотелось ни от кого зависеть и хотелось увидеть максимум за отведенное время.
Решили посмотреть за 4 дня: Каир (пирамиды Гизы, Саккары, Джахшура, цитадель Саладина, основные мечети, коптский квартал и рынок), Луксор (храмы Карнак, Луксорский, Мединет Абу, Рамессеум, Сети, Хатшепсут, долину царей с гробницами, колоссы Мнемнона), Асуан (храм острова Филе, руины древнего города Абу, деревни нубийцев, ботанический сад, храм возле асуанской плотины), и из Асуана съездить в Абу-Симбел (храм в скале Рамсеса2 и его жены Нефертари).
Все маршруты планировали против туристического трафика, т.е., например в Каире, если туристов на экскурсиях сначала везут утром в Каирский музей, а в обед - на пирамиды Гизы, то мы планировали: утром в Гизу – а в обед в Каирский музей. Тоже и в Луксоре: если сначала туристов утром везут в Карнак, а в обед на западный берег (Хатшепсут, долина царей), логично самим утром ехать на западный берег, а в обед смотреть Карнак.
Стоимость входа во все храмы указана на 1 чел.
Транспорт.
Все рекомендуют 2 автокомпании: GoBus (на местном – Гобас, https://www.gobus-eg.com/index.php ) и SuperGet (на местном – Супергет, сайта нет). Обе компании возят туристов и в Каир и в Луксор. Есть и другие автокомпании, но на автобусы других компаний Вам билеты не продадут, они рассчитаны на местных и по комфорту сильно уступают СуперГет и ГоуБас.
Такси до обеих автостанций СуперГет и ГоуБас от отельных комплексов Хургады (Голден5, Десерт рос, Хилтон лонгбич, ДанаБич, Санрайз, ДжазАквамарин) в пределах 40 фунтов (с торгом и возможным скандалом).
Будьте готовы, что кондиционер в автобусе дует всегда (круглосуточно), даже если на улице +5 ночью, также в автобусе всегда (круглосуточно) что то доносится из динамиков, то ли молитвы, то ли местные кинофильмы. Поэтому беруши и теплые вещи (в нашем случае легкий пуховик) в автобусе обязательны.
Остановки обеих компаний находятся недалеко друг от друга, в новом районе Хургады (который дальше от центра), на улице El Nasr: с правой стороны, за магазином Metro – остановка GoBus (она обозначена на карте гугла) , дальше от центра, через 500 метров, слева – остановка SuperGet.
Расписание СуперГет на январь 2015 из Хургады:
8:30 - в Луксор, 45 фунтов;
12:00 – в Каир, 80 фунтов;
14:30 – Александрия, 110 фунтов;
14:45 – Каир ВИП 120 фунтов;
17:00 – Каир, 80 фунтов;
17:30 – Луксор, 45 фунтов;
00:30 - Каир, 80 фунтов.
Расписание ГоБас есть на сайте (https://www.gobus-eg.com/index.php )
Расписание движения ЖД-поездов можно увидеть на этом сайте: https://enr.gov.eg/ticketing/public/log ... !557605537
Такси по городам: 1 км = 2/3 фунта (как сторгуетесь).
Такси на дальние расстояния – 1км = 1 фунт (жесткий торг).
При посадке в такси говорим что названная Вами цена – «финиш прайс, но бакшиш». Как приехали на место, открыли дверь машины, выдали оговоренную сумму (давать нужно точную сумму, сдачу таксист вам не даст под любым предлогом) и ретируемся, вслед вам таксист будет кричать сначала просьбы, затем проклятья (90% вероятности), но физически ничего не предпримет, да и дверь машины заблокировать уже не сможет, что бы вы не вышли.
Пуленепробиваемый цинизм – основа выживания в диком египетском обществе.
Первоначально планировалось сделать 4-х дневный маршрут:
- ночью 1-го дня из Хургады в Каир на автобусе (95 фунтов с чел), 1-й день в Каире, вечером 1-го дня вылететь самолетом Египтайр из Каира в Асуан за 130 у.е. с чел;
- ночевка в Асуане и ночью 2-го дня поехать из Асуана в Абу-Симбел, днем 2-го дня вернувшись из Абу-Симбела погулять по Асуану;
- заночевать в Асуане в ночь 3-го дня, утром 3-го дня поехать на такси из Асуана в сторону Луксора через Ком-Омбо и Эдфу, после обеда 3-го дня погулять по восточной части Луксора;
- ночью 4-го дня заночевать в Луксоре, утром 4-го дня погулять по западной части Луксора, а вечером 4-го дня вернуться в Хургаду.
На месте решили разбить маршрут на 2 части:
1) Хургада-Каир-Хургада;
2) Хургада-Луксор-Асуан-Абу-Симбел-Хургада. В итоге общее время поездок растянулось до 5 дней.
Итак.
1.Хургада – Каир (Гиза – Саккара – Джахшур) – Хургада. 1 день.
Мы выбрали ГоуБас из-за наличия сайта и расписания на нем. Хотя в Каир ездит и СуперГет, и как в последствии выяснилось, автобусы СуперГет лучше ГоуБас (first class, с royal class не сравнивали).
Приехали на станцию за час до отправления, купили билеты в first class за 95 фунтов с чел. Отправление было в 24:00, в Каир приехали – в 7:00. Выходить в Каире нужно на последней остановке на площади Тахрир, остановка ГоуБас с кассой находится рядом с отелем Хилтон.
От сюда же нужно уезжать обратно в Хургаду из Каира, автобус стоит долго и за ним бегать не нужно.
Приехав на пл. Тахрир в 7:00, взяли такси до Гизы за 20 фунтов, пришлось говорить «Арам» (пирамида, по местному), многие таксисты не знают слов «Гиза» и «пирамид», а также не умеют читать.
По приезду в Гизу (30 минут) цена почему то увеличилась до 100 долл., после непродолжительного скандала таксисту было уплачено 20 фунтов + 2 долл (1 долл = 7 фунтов), и покинута машина. Вообще советую, так как в 90% случаях по приезду на место цена такси вырастает в 2-10 раз, резко платить таксисту изначально оговоренную сумму, упоминать «турист полис» и без объяснений покидать машину.
Таксист еще долго будет кричать проклятья вам вслед, но к физическим действиям приступать вряд ли станет в людном месте в дневное время.
Если начнете ему что то доказывать, вас с 99% вероятностью разведут. Таксисты и лавочники всегда будут кривить носом и требовать еще денег, сколько бы вы им вначале не дали, и даже если вы им заплатите 1000 долл. за сущую мелочь, все равно будут требовать еще, проверено не раз. Поэтому – никаких объяснений и не ждите от них одобрений ваших действий.
Дождавшись 8:00 и купив входные билеты за 80 фунтов с чел, пошли на плато Гиза, за эти деньги можно погулять вокруг всех пирамид и сфинкса. Вход внутрь пирамид и павильон с кораблем Хуфу – за отдельные деньги и купить билеты можно только на кассе у того входа, что за пирамидой Хуфу. Т.е. чтобы попасть внутрь пирамиды Хуфу (Хеопса) нужно ее обойти с правой стороны и сзади нее спуститься вниз 300 м. к другому входу на плато и к кассам, и там за 200 фунтов можно купить отдельный билет в пирамиду Хуфу. Для кого 200 ф. дорого, за 40 фунтов можно попасть в Джахшур (25 км от Гизы) и по этому билету вползти в Красную пирамиду, ощущения похожие на пирамиду Хуфу, только в Красной пирамиде дольше ползти по узкому коридору и очень спертый воздух внутри из-за отсутствия вентиляции.
Пирамиды Гизы и Сфинкса отнимают примерно 2 – 2,5 часа времени. После чего за полчаса сторговались за 135 фунтов поехать от плато Гиза по маршруту: в Саккару (ступенчатая пирамида Джосера), затем в Джахшур (Красная/Розовая пирамида и Ломаная) и потом в Египетский музей в Кире на площади Тахрир.
Водитель такси завез нас в ресторан в Саккаре перед входом на территорию ступенчатой пирамиды Джосера, где нас развели на 45 фунтов за бутылку местного пива.
Вход на территорию Саккары (вход в пирамиду Джосера закрыт) – 80 фунтов с чел, 5 фунтов проезд авто. Вход на территорию Джахшура – 40 фунтов и 5 фунтов въезд авто, входной билет позволяет войти внутрь Красной пирамиды. Вход в Красную пирамиду очень узкий и неудобный, нужно ползти метров 150 вниз по узкому корридору высотой в 1 метр, после посещения этой пирамиды 3 дня болели ноги.
Всего посещение Саккары и Джахшура заняло у нас 2 часа, плюс дорога – 1 час и ресторан 30 минут, в итоге – к 15:00 мы были у Каирского музея (работает с 9:00 по 17:00, реально до 16:45).
Из Каирского музея нас выгнали в 16:45, словили такси и за 20 фунтов (со скандалом) поехали смотреть Цитадель Саладина (местн – «Цитадело Салладин»).
Так как таксист решил сэкономить 3 км и подвез не к тому входу в цитадель, мы подошли к самому входу только к 18:00, а цитадель была уже закрыта (работает с 8:00 до 18:00). После чего поехали на рынок «Хан Эль Халили» (также со скандалом), так как многие таксисты не знают его названия, нужно говорить им о мечети «Аль-Азхар» (местн - Аль-Азхар моск), она находится рядом со входом на рынок.
Рынок «Хан Эль Халили» не так сильно впечатлил, сильно проигрывает стамбульскому базару. Грязный, не красивый, очень запущенный. Тут нам попытались продать в местной дыре кальян за 10 фунтов и две чашки чая из пакетиков за 60 фунтов, после скандала, цена за все опустилась до 40 фунтов, хотя реальная стоимость этого пойла – не более 20 фунтов за кальян с «чаем».
Будьте готовы, что даже в ресторанах вам, скорее всего, будут подавать чай только в убогих пакетиках.
После чего поехали смотреть на хваленый коптский квартал вокруг Коптского музея. Тут таксист решил перещеголять всех предыдущих, провез нас 2 км от рынка к Египетскому музею, остановился и заявил, что это тот музей что мы заказывали, а о коптском музее он и не слыхивал, и «давай плати деньги», тут уже нервы не выдержали – вышли из такси хлопнув дверью и ничего платить не стали, благо это был центр, рядом стоял полисмен, водитель покричал, поугрожал и уехал.
Сам Коптский музей неплохо выглядит, рядом развалины римской крепости, но вокруг, где должен был бы находится коптский квартал, была обнаружена только фавела с жуткой помойкой на улицах. Дело было вечером, углубляясь в квартал в поисках заветных коптов и их домов – обнаруживались лишь еще более убогие трущобы, помойка становилась все грязнее и пахучее, а окружающие люди стали пугать. Не выдержали и сбежали назад на автостанцию.
В Каире планировали пробыть 2 дня, в итоге, получив от города лишь самые омерзительные впечатления за первый день, не выдержали и сбежали назад в Хургаду на автобусе ГоБас в 23:00 с той же автостанции на площ. Тахрир на которую приехали утром.
На подъезде к Хургаде, наш автобус остановили на блокпосту и 2 часа на нем держали, проверяли двух пассажиров арабов, после чего их сняли с багажом с автобуса, а автобус отпустили. Почему сразу нельзя было снять подозрительных пассажиров с автобуса и отпустить автобус в Хургаду из блокпоста, для меня загадка.
2. Хургада - Луксор – Асуан – Абу-Симбел – Асуан – Луксор – Хургада. 4 дня.
2.1 Луксор.
Из Хургады в Луксор можно уехать автобусами ГоБас и СуперГет.
СуперГет выезжает 8:30 и едет прямой дорогой и в Луксор доезжает за 4,5 часа.
ГоБас выезжает в 9:30 едет быстрее СуперГет, но по дороге в Лууксор заезжает в Кену, и по этому путь до Луксора также занимает 4,5 часа. Однако в Кене можно выйти и на противоположной стороне Нила посетить Дендеру с храмом богини Хатхор. Ехать из Кены в Луксор примерно 1,5 часа на автобусе, 1 час на такси (расстояние примерно 70км, но дорога идет через множество сел с лежащими полицейскими).
Утром в Хургаде приехали в 7:30 на автостанцию СуперГет, купили билеты на автобус на 8:30 в Луксор. В Луксор прибыли в 13:00, автостанция СуперГет в Луксоре находится справа от ЖД-вокзала (если стоять к нему лицом), а автостанция ГоБас – находится слева от ЖД-вокзала.
От ЖД вокзала прямая улица ведет к центральной площади Луксора на которой расположен Луксорский храм, идти от ЖД-вокзала 10 минут.
Вход в Луксорский храм - 60 фунтов. Храм небольшой, но сохранился гораздо лучше Карнакского, в принципе его можно осмотреть и обойдя вокруг, без покупки билетов, но в храме хорошо сохранилась Святая святых (с потолком), и если в Эдфу или Асуан вы заезжать не планируете, то Луксорский храм достоин посещения именно из-за сохранившейся внутренней части, в т.ч. сохранившейся комнатой «святая святых», которая не сохранилась в других храмах Луксора. Осмотр храма занял 1 час.
Сзади Луксорского храма есть выход на пристань, с которой за 10 фунтов за двоих мы переправились при помощи «моторбот» на западный берег Нила в «город мертвых». Там мы наняли за 100 фунтов такси, который провез нас по всем достопримечательностям западного берега (таксисты эти достопримечательности хорошо знают и сами могут вам подсказать что, где и как):
- колоссы Мнемнона (раньше украшали вход в храм Аменхотепа3, сейчас от храма осталось пару камней), не впечатлили, посмотрели их за пару минут, вход бесплатный (а за что платить то);
- отлично сохранившийся большй храм Мединет-Абу, но без «святая святых» (вход 60 фунтов), очень понравился, осмотр занял минут 40, но лучше выделить час;
- долина цариц – проехали мимо и сфотографировали ее общий вид;
- напротив долины цариц – развалины трех храмов, из которых немного сохранился только Рамессеум – посмотрели его с дороги, во внутрь заходить и платить за вход не стали, хотя если было больше времени зашли бы;
- храм Хатшепсут, вход 80 фунтов, понравился, но видно что больше половины храма восстановлена лет 20-30 назад, т.е посути это «новострой». Осмотр занял 45 минут, причем самая интересная внутренняя (скальная) комната храма закрыта;
- Долина царей с гробницами, вход – 80 фунтов (отдельно за вход в гробницу Тутанхамона – 100 фунтов, в гробницу Рамсеса -60) билеты нужно покупать все на кассе, если вдруг «созреете» у гробницы
Тутанхамона ее посетить за 100 дополнительных фунтов, Вас не пустят, и отправят в кассу за билетом (2 км пешком). За 4 фунта вас подвезут на паровозике от касс ко входу в саму долину, но там и пешком идти не больше 10 минут, так что можно сэкономить и паровозик не ждать.
Мы решили сэкономить, билет на Тутанхамона не взяли, потом пожалели, так как все осмотренные гробницы кроме KV-14 оказались скромными и плохо сохранившимися. Но бегать за билетами кс Тутанхамону не стали, времени не было. Решили пойти в самую дальнюю двойную гробницу KV-14 Таусерта и Сетнахта и не пожалели, она понравилась гораздо больше предыдущих. Осмотр занял час.
В 16:00 Долина царей закрывается, всех выгоняют в 15:50.
Сели в наше такси и поехали назад к пристани, заглянув напоследок в храм Сети2 (сохранилось где то 40% храма, поэтому подробно его не рассматривали).
В 16:30 были на пристани, за 10 фунтов опять переплыли Нил и к 17:00 оказались на ЖД-вокзале.
Собрались ехать в Асуан.
На ЖД-вокзале Луксора расписания нет, в кассах плохо понимают английский. Каким то чудным образом мы выяснили что в 18:00 приходит в Луксор скоростная электричка Каир-Асуан, билеты покупать нужно прямо в поезде.
Действительно в 18:10 приехал унылый и грязный поезд битком забитый галдящими арабами, без единого европейца. Преодолев страх, протиснулись во внутрь, кондуктор всучил нам какие то левые билеты, мы ему дали 100 фунтов за двоих, сдачи не получили (думаю реальная цена до Асуана была не более 40 фунтов за двоих), но зато кондуктор согнал двух пассажиров и освободил нам места. В 18:35 тронулись в направлении Асуана. В вагоне жутко воняло мочой и другими продуктами жизнедеятельности людей и парнокопытных, грязь здесь уже местами окаменела, а на нас большинство пассажиров смотрело как на инопланетян, очевидно, что европейцы в этих поездах большая редкость. Ну и в целом удовольствия от поездки мы получили мало, так как арабы постоянно что то кричали друг другу, носились по вагонам, да и мы опасались за наши вещи. Вздремнуть не смогли.
В целом, не смотря на дискомфорт, ездить на поездах можно, если быть готовым к местному «колориту», не туристические арабы не агрессивны, и приставать к вам не будут.
Через 4 часа мы оказались в Асуане, где то в 22:30. Пошли искать отель, что бы вздремнуть и заказать из отеля на эту ночь экскурсию в Абу-Симбел.
2.2 Асуан
В Асуане не особо большой выбор отелей, цены в 2 раза выше чем в Луксоре.
Условно приличный отель в центре стоил от 50 долл., решили сэкономить и стали искать подешевле.
Нашли отель «New Abu Simbel» (есть на букинге) в полутора кварталах слева от ЖД вокзала, в отеле стоимость ночи – 120 фунтов, номера чем то похожи на общаговские комнаты из 90-х, т.е разбитые и засаленные. В отеле ожидал сюрприз: оказывается из Асуана на экскурсию в Абу-Симбел едет только один микроавтобус и все места в нем уже были заняты. Предложили поехать следующей ночью. Отказались, пошли искать другие отели.
Обошли 5 отелей, во всех остальных отелях мест в туравтобусе в Абу-Симбел тоже не оказалось, очевидно, что все отели продают места в один и тот же туристический автобус, но каждый со своей наценкой.
Самые дешевые билеты были в - «New Abu Simbel»: 120 фунтов с чел, в других отелях предлагали и за 200 и за 250 фунтов за одного. Причем, никаких других вариантов, кроме как добраться в Абу-Симбел на этом тур автобусе нет – уверяли нас менеджеры отелей. Ничего делать не оставалось, решили остаться на ночь в Асуане и в Абу-Симбел поехать следующей ночью.
Уже на следующий день мы выяснили, что многие таксисты за 500 фунтов готовы отвезти вас в Абу-Симбел и обратно в Асуан. А следующей ночью, когда мы все-таки сели в этот тур автобус, выяснилось что с 3:00 до 4:00 утра формируется большой караван из Асуана в Абу-Симбел, состоящий из автобусов и микроавтобусов различных турфирм, а также такси. Т.е. можно попробовать приехать на место сбора в 3:20 и пороситься в какой либо автобус, свободные места обязательно где ни-будь найдутся. Место сбора находится где то недалеко от незаконченного обелиска, таксисты должны знать.
Заночевали в итоге в Отеле «Парадайз» (в букинге его нет), находящийся в одном квартале справа от ЖД-вокзала, в самом начале асуанского рынка. Подкупил вайфай в лобби и на вид боле чистые номера, номер стоил 140 фунтов (с торгом). Однако простыни оказались грязными, горячей воды не было, да и сам отель тоже не сильно лучше разбитой общаговской комнаты. Спать пришлось в одежде и душ принять не удалось. На завтрак дали пару булок, пару сырков, пол помидора и огурца, и какую то баланду из бобов.
Утром пошли в «New Abu Simbel» забронировали и оплатили тур в эту ночь в Абу-Симбел (по самой дешевой цене - 240 фунтов на двоих). Затем на такси поехали к бухте, чтобы поехать на остров Филе (птолемеевский храм Исиды) . Таксисты эту бухту и пристань знают очень хорошо. Заплатили 30 фунтов, но ехать там не много, так что торгуйтесь за 20 фунтов из центра Асуана к пристани на остров Филе.
Входной билет на остров Филе стоит 80 фунтов, касса перед входом на пристань. Но к храму и к острову (на самом деле остров называется Агилика, а Филе – так назывался остров на котором этот храм стоял раньше, до строительства Асуанской плотины) нужно доплыть, и доплыть можно только на «моторбот» с этой пристани, которые плавают вокруг в великом множестве. У владельцев «моторбот» олигархический сговор и дешевле чем за 80 фунтов вас не повезут (туда - обратно), даже если вы решили плыть в одиночестве. Нам удалось прикрепиться к обнаруженной на пристани группе русских туристов, в итоге всех отвезли по 20 фунтов с носа. Путь к храму и остров у занимает 10 минут, виды красивые, почти как в Греции, затем «моторбот» вас ждет сколько скажете и везет вас назад к пристани. Храм Исиды сохранился хорошо, за час мы его весь обошли.
Остров Филе одно из самых красивых мест увиденных за поездку, да и вообще окрестности Асуана очень выгодно отличаются от остального Египта, реально красиво.
После этого вернулись на том же такси в центр и за 5 фунтов со скандалом (рано радовались, назад плыть обходилось в 4 раза дороже) за двоих переплыли с центральной улицы на остров Элефантина.
Моторбот подвезет вас ко входу в музей развалин древнего города Абу, вход в который стоит 35 фунтов. Сдачи у кассиров не было, поэтому мы пошли в нубийскую деревню, которая находится справа от входа в Абу и вход к нубийцам бесплатный. Через нубийскую деревню мы прекрасно обошли ограду и попали в музей города Абу с задней стороны совершенно бесплатно (охранники сидят только у входа в Абу, а выход совершенно не контролируется). А учитывая, что касса с охранниками прикрыта зданием музея, весь Абу можно спокойно обойти – вас никто не увидит. Руины весьма плохо сохранились (но им больше 3000 лет), но есть пару ворот и части стен храмов с росписями, и море глиняных черепков. Абу осмотрели за 30 минут.
Затем за 40 минут прошли обе деревни нубийцев, деревни симпатичные, но дикого восторга не вызвали, зато к нам никто в первые в Египте не приставал. Покурили кальян в «Ибица сансет кафе», расположенным недоходя 200 м. до отеля Мовенпик, прямо напротив острова с ботсадом.
Тут же взяли моторбот и переплыли на остров с ботсадом. Причем теперь стоимость моторбот составила 20 фунтов (за двоих), торговаться не получилось и развороты с уходом ничего не дали, пришлось платить. Чем меньше выбор моторбот (такси, людей…) – тем выше цены, и менее сговорчивые арабы.
Вход в ботанический сад – 40 фунтов. Ботсад небольшой, за час можно обойти, место очень красивое, большой выбор растительности и назойливые арабы мешают жить только в самом конце острова. Было уже 16:45 вечера, ботсад закрылся. Уплыли на центральную улицу Асуана за 20 фунтов за двоих с мучительным торгом.
В этот раз решили заночевать в «New Abu Simbel», так как уже оплатили тур в Абу-Симбел и там хоть была горячая вода (бойлер, нужно ждать пока нагреется), и в ванную можно было зайти без состояния ужаса (средней убитости) и кое как принять душ (нам даже выдали чистые полотенца). Простыни оказались относительно чистыми. Слышимость в номере была очень хорошая – все крики с улицы и шум авто не стихал до 2-х ночи (спасались берушами).
2.3 Абу-Симбел
В 2:50 ночи подъем, будит ресепшионист, дали завтрак (пару булок, сырков и джемов), в 3:15 заехал к отелю микроавтобус в Абу-Симбел. Автобус - городской микробас Тойота, не особо комфортный (поспать вряд ли получится). Сели, поехали, по пути мы еще подобрали туристов из других отелей и в 3:35 утра были в месте сбора каравана в Абу-Симбел (где то недалеко от незаконченного обелиска в Асуане). Здесь собралось около 10 больших автобусов, 20 микроавтобусов и пару такси. В 4:00 утра караван двинулся без какой либо охраны в Абу-Симбел и к 7:30 мы уже были в Абу-Симбеле. Непонятно почему автобусы собирают в караваны, так как никакого сопровождения охраной нет, нас успокаивало, только то, что если будут стрелять по каравану, у нас есть 1 шанс из 25, что в нас попадут .
Вход на территорию храмов – 115 фунтов (за одного). Как везде принято в Египте, дорога к кассам проходит через базар, с навязчивыми арабами.
На осмотр храмов Рамсеса и Нефертари в Абу-Симбеле дают 2 часа, этого вполне достаточно. Фотографировать внутри храмов нельзя (следят бдительные охранники, увидят – хватают телефон, могут потребовать показать фото в девайсе, правда за бакшиш отстают), но выйдя сразу за порог снять внутренности храма можно. Поесть в Абу-Симбеле негде, можно только купить воды и кофе/чай в кафе у кассы.
Потом 3,5 часа езды назад в Асуан.
2.4 Ком-Омбо - Эдфу
В 13:20 приехали в Асуан и сразу на ЖД вокзале сторговались у таксистов за 400 фунтов поехать в Луксор с заездом в храмы расположенные в Ком-Омбо и Эдфу. Таксисты оказались хорошо осведомлены о храмах Эдфу и Ком-Омбо и сами предложили их посетить, еще до того как я начал их упоминать. Сказали, что вся дорога от Асуана до Луксора займет 3 часа + 2 часа на Эдфу и Ком-Омбо. Дорога идет вдоль Нила через бесконечные села, и сильно быстро не разгонишься. Есть альтернативная дорога через пустыню, по ней езда в 1,5 раза быстрее, но заехать можно только в Эдфу и далее в Луксор, без Ком-Омбо.
В 14:00 мы сели в старенький тарантас Пежо, водитель которого стал нам показывать чудеса управления расхлябанной подвеской и заклинивающим сцеплением в процессе которого мы чуть было не сбили пешехода и мотоцикл «тук-тук» . По дороге еще купили разрешение (или билет) на проезд в Ком-Омбо на блокпосте за 20 фунтов.
В 14:50 были в Ком-Омбо, вход в храм -60 фунтов. Оббежали его за 25 минут, хотя по нормальному – там нужно минут 45.
В 15:20 тронулись в Эдфу опять вдоль сел нильской долины . в 16:15 были в Эдфу, у входа в храм Хора. Оказывается храм работает до 16:00, и никакие уговоры и предложения бакшиша к успеху не привели, в храм нас не пустили. Подумав, решили заночевать в Эдфу.
Заплатили таксисту 50 долл. = 350 фунтов, таксист был сильно недоволен, хотя мы проехали всего половину намеченного расстояния и реальная стоимость проезда Асуан-Эдфу равнялась 200 фунтов (Эдфу находится ровно посередине между Асуаном и Луксором).
В Эдфу всего 2 отеля, находятся в 150 метров друг от друга: Hotel Horus (есть на гугл карте), Hotel Amoun – в 200-х метрах от отеля Horus, дальше по этой же улице (справа от входа). Отель Хор захотел 200 фунтов за ночь, в номере обещали вайфай и завтрак, в номере также есть душевая с горячей водой, не очень грязно. Персонал говорит на английском.
Отель Амон – удалось сторговать до 100 фунтов за ночь, в номере не было окна и душа, но нам только поспать, простыни нестиранные, радушные сотрудники отеля английский не понимают вообще. Остались ночевать здесь.
В Эдфу туристов видят только днем, когда они с кораблей курсирующих по Нилу едут смотреть храм Хора. Поэтому наша вечерняя прогулка вызвало удивление и добродушный интерес местных жителей. В целом, в Эдфу в центре безопасно, мы прогулялись по центру и рано легли спать. Перекусить можно в районе отеля Horus, там есть маленькая площадь с овощным рынком и несколько шаурмичных/фалафельеых. Шаурма из печени стоит 7 фунтов.
Утром след. дня пошли в храм Хора, работает с 8:00 по 16:00, вход – толи 60, толи 80 фунтов.
Храм Хора - эпохи птолемеев, сохранился лучше всех в Египте (практически полностью), с целыми крышей и стенами. Очень понравился и утром было мало туристов.
За 1 час обошли его весь, и в 10.00 стали торговаться с местными о поездке в Луксор. У храма нам предлагали довезти нас до Луксора за 350-250 фунтов (с максимальным торгом), отказались и поехали на автостанцию, которая находится на противоположном берегу Нила, не доезжая 500 м. до ЖД-вокзала. На автостанции маршрутка до Луксора стоит 20 фунтов с чел, но долго собираются пассажиры и очевидно, что в пути она будет останавливаться во всех селах, да и сам микробас – видавший виды, с минимум комфорта. Пошли пешком до ЖД вокзала и сторговались за 200 фунтов (минимум что удалось выторговать) на такси до Луксора, в 11:00 поехали в относительно новом Хюндае, с очень спокойным водителем. Этот водитель впервые в Египте нас приятно шокировал: уверенно довез из Эдфу до карнакского храма в Луксоре, не требовал бакшиш, взял 30 долларов (210 фунтов) и не кричал что доллар стоит 5 фунтов.
2.5 Луксор (Карнак)
В Луксор мы прибыли в 13:00, заехали на ЖД вокзал и купили билеты на автобус «ГоБас» до Хургады с отправлением в 16:00. Автобус «СуперГет» отходит в Хургаду в 19:00, и если вы хотите увидеть храмы Карнака и Луксора в вечерней подсветке (актуально для зимы), лучше уезжать в 19:00 на автобусе Супергет. После поехали к карнакскому храму.
К карнаку мы приехали к 13:45, купили билеты по 80 фунтов за один. Карнак обошли весь за чуть менее чем 2 часа, хотя для комфорта лучше выделить 2,5-3 часа.
В 15:30 были у ЖД вокзала, напротив гавного входа в ЖД вокзал, в шаурмичной подкрепились и в 16:00 выехали в Хургаду.
Автобус ГоБас едет в Хургаду через Кену, в Кене делает остановку. Весьпуить занимает примерно 4,5 часа, в Хургаде были в 20:20.
Если бы мы успели в первую же ночь уехать из Асуана в Абу-Симбел, весь этот маршрут (Хургада - Луксор – Асуан – Абу-Симбел – Асуан – Луксор – Хургада) занял бы 3 дня.