Предисловие:
На работе мне сообщили о командировке за два дня. Билеты на самолет Санкт-Петербург - Абакан были уже куплены, и мне оставалось только собрать вещи. Указав места, которые необходимо обследовать, меня пустили в свободное плавание: изначально ничего было неизвестно, как мне добраться до тех мест. Билеты на самолет мне покупали с офиса, как только я звонил и говорил самостоятельно составленный маршрут и дату.
Встал вопрос необходимой одежды. Был конец октября 2014 года. Места куда меня отправили явно отличались по климату. Собрал в итоге большую сумку с теплой и повседневной одеждой, весом 16 кг.
Мой маршрут: Санкт-Петербург - Абакан(самолет) - Красноярск(автобус) - Иркутск(самолет) - Ербогачен(самолет) - Иркутск(самолет) - Владивосток(самолет) - Находка(автобус) - Владивосток(автобус) - Единка(автобус+вертолет) - Владивосток(вертолет+автобус) - Хабаровск(самолет) - Советская Гавань(автобус) - Хабаровск(автобус) - Экимчан(поезд+авто) - Хабаровск(авто+поезд) - Оха(самолет) - Хабаровск(самолет) - Петропавловск-Камчатский(самолет) - Усть-Большерецк(автобус) - Петропавловск-Камчатский(автобус) - Хабаровск(самолет) - Якутск(самолет) - Чокурдах(самолет) - Якутск(самолет) - Санкт-Петербург(самолет)
1) Санкт-Петербург - Абакан - Красноярск - Иркутск
В Абакан летел через Москву, в общей сложности 8 часов, если считать пересадку. В тот же день провел обследование и купил билет на вечерний автобус до Красноярска. Пока ждал, было время прогуляться по городу и отведать Хакасскую кухню
Автобус прибыл в девятом часу вечера на автовокзал Абакана и доехал до Красноярска за 11 с лишним часов при двух остановках, чтобы перекусить водителю и голодным пассажирам. Обошлось это в 870 р.
Времени прогуляться по Красноярску почти не было, и с автовокзала я поехал напрямую в аэропорт Емельяново, где, умотанный дорогой, уснул прямо на лавке в зале ожидания (естественно завел будильник).
2) Иркутск - Ербогачен - Иркутск
Разместившись у своих родственников (родом я с Иркутска), я начал искать способ добраться до Ербогачена. Единственным транспортом в то время (28 октября) оказался самолет, летающий туда-обратно два раза в неделю - по субботам и вторникам. Как выяснилось впоследствии, для жителей Ербогачена - это единственная транспортная связь с миром весной, летом и осенью. Часто бывает нелетная погода и сильная метель, рейсы отменяют.
Предугадав, что в Ербогачене могут быть проблемы с продуктами, я запасся в Иркутском супермаркете тушенкой и лапшой. Оделся потеплее, ведь передавали -30. Также купил сим карту БайкалВестКом - популярный оператор Восточной Сибири.
Остановился в гостинице Угрюм -река. За 3 ночи проживания заплатил около 6 тысяч рублей
Ербогачен находится на берегу Нижней Тунгуски, кипящей рыбой: омулем и тугуном.
Охотятся здесь на сахатого, и в местной единственной столовой блюда исключительно из мясо лося, поскольку свинина и говядина стоят у них под тысячу рублей
За проведенные четыре дня в Ербогачене мне повезло с погодой и я, как и планировалось, улетел в Иркутск 1 ноября
3) Иркутск - Артем - Находка - Артем - Владивосток
Из Иркутска я вылетел авиакомпанией ИрАэро, на небольшом самолете, который останавливался в Чите и Хабаровске на техническую посадку.
Впервые увидев Приморский край с высоты, я сразу проникся любовью к нему. Мне показались красивыми сопки и горы. Сам же Владивосток оказался весьма развитым и интересным городом.
Температура 3 ноября была около 4 градусов тепла, и для меня это стало облегчением после Ербогачена. Времени для прогулок по Владивостоку у меня не было, я изначально договорился о встрече с представителями организации на следующий день в Находке. Я стал искать способ добраться до этого города. Предлагали такси за пять тысяч, но я предпочел автобус. Сначала добрался до автовокзала города Артема, где расположен аэропорт Владивосток, а оттуда доехал до Находки за 3,5 часа на автобусе за 460 р.
Остановился ночевать я в гостинице Горизонт. Это была моя первая в командировке гостиница и самая лучшая: большой уютный номер со всеми удобствами за 2500 р.
С утра меня встретили на бобике и повезли до пункта Черный куст, расположенный сопке 1050 метров над уровнем моря. Ехать недолго, но ближе к вершине нам пришлось прицеплять к колесам цепи - на дороге лежал снег.
На сопке рассказывали истории, что видели несколько раз тигров. Один раз тигр загрыз собаку прямо на объекте обследования. Так что путешествуя на Черный Куст, будьте осторожны!
Назад я вернулся ближе к вечеру и сразу уехал обратно в Артем. Переночевал в одноименной городу гостинице за 2100 р.
Удалось вблизи посмотреть будущий Лас-Вегас России - игральную зону, расположенный в 10 км от Артема
На следующий день отправился во Владивосток на автобусе, отправляющегося с автовокзала Артема.
Это вантовый мост "Золотой", длиною 2,1 км, берет начало от центральной набережной
Этот ошеломляющий текстом памятник расположен на вокзале Владивостока
4) Владивосток - Терней - Единка - Владивосток
Из Владивостока я направился в Единку (это поселок, с населением 200 с лишним человек и одной школой, где учатся 7 детей) через Терней. Это был самый жесткий маршрут за все время командировки. На автобусе ехал 17 часов по грунтовой дороге, а затем летел на вертолете ещё 3,5 часа. Но какие это были потрясающие виды. Летели на высоте 500 метров вдоль Японского моря, заходя на высадку пассажиров в соседние поселения. Стоимость проезда на автобусе составила 1500 р., а на вертолете - 1000 р.
В Единке меня поселили у начальника службы. Он мне и рассказал, что обратно будет добраться крайне сложно, поскольку единственный способ улететь из Единки - вертолетами, которые летают нерегулярно два раза в неделю, по понедельникам и четвергам и на них сформировалась очередь, длиною две недели.
В Единке много диких лошадей. Этот поселок настолько нетронутый, что они почти не боятся людей
Люди занимаются охотой, рыбалкой и животноводством
Единка расположена около побережья Японского моря. Там же начинает жизнь и речка Единка, где водятся такие рыбы, как голец и пеструшка.
5) Владивосток - Хабаровск - Советская Гавань - Хабаровск
Добравшись до Владивосток я на то же утро вылетел самолетом в Хабаровск. Там взял себя в руки и погулял по некоторым достопримечательностям. С погодой было тяжеловато: -18, после Единковской +6.
Река Амур - вид с ПКиО
Градо-Хабаровский Собор Успения Божией Матери, расположенный на Улице Тургенева
После обеда сил совсем не осталось и я провел оставшееся время на кровати в гостинице Аврора. Стоимостью ночи - 3100 р.
На следующий день я выехал на автобусе с автовокзала Хабаровска в Советскую Гавань, где находился очередной объект обследования.
Дорога заняла 12 часов. Стоимость билета - 1500 р.
Центральная площадь Совгавани
В городе повсюду запах рыбы. Город раньше был одним из крупнейших портов Тихого океана, рыболовство здесь очень развито
Обратный автобус в Хабаровск отменили в связи с сильным градом, и мне пришлось провести ночь в гостинице.
Остановился в гостинице с одноименным городу названием. Стоимость номера - 2300 р.
6) Хабаровск - Февральск - Экимчан - Февральск - Хабаровск
После Советской Гавани я направился в Экимчан. Сутки добирался на поезде до Февральска с пересадкой в Новом Ургале, а далее на машине 4 часа (меня встретили в Февральске) до Экимчана. Билет на поезд обошелся мне в сумму около 2000 р.
Экимчан - это горный поселок в Амурской области. Раньше здесь добывали золото в больших объемах, осталось много заброшенных шахт. Сейчас же открыли новые рудные места вблизи поселка и даже строят мост длиною 1,5 км
Рассказывали, что даже по взлетно посадочным полосам здесь ходят медведи. Будьте осторожны!
Ночевать я остановился в единственной в Экимчане гостинице за 2100 р., а поужинал в столовой для добытчиков руды. Весьма вкусно и порции большие (а может я был просто сильно голоден?)
7) Хабаровск - Оха - Хабаровск
Ещё в Советской Гавани меня обрадовали и дали дополнительный объект обследования - г. Оха (Сахалинская область). Было некоторое чувство усталости после уже посещенных объектов. Оно сменялось восторгом, как только я спокойно размышлял: "когда ещё я побываю в таких местах? наверное никогда в жизни!" Тогда усталость проходила.
Летел самолетом около 1,5 часа. Затем доехал на такси до гостиницы Сахалин-сфера и поселился в одноместном раздельном номере за 2150 р.
С погодой повезло. За неделю до моего приезда объявили штурмовое предупреждение. Был сильный ураган и во всем городе выключили свет. Объявили нелётную погоду
Цены на бензин здесь перешкаливают АИ-95 стоит 47р/л. Казалось бы парадокс - нефтедобывающий остров, а нет: здесь нет перерабатывающего завода, а транспортировка на нефти на материк и бензина обратно обходится дорого.
8) Хабаровск - Петропавловск-Камчатский - Усть-Большерецк - Петропавловск-Камчатский - Хабаровск
Следующим пунктом моего обследования был поселок Усть-Большерецк (Камчатский край). Добраться до него удобнее всего было из Хабаровска. И если непосредственно работа занимала занимала у меня полдня, то я решил изначально остановиться в Петропавловск-Камчатском. Тем лучше, ведь на Камчатку у меня выпали выходные 22-23 ноября.
Ещё в самолете мне улыбнулась большая удача: я познакомился с земляком из Иркутска, который подвез меня из Елизово до Петропавловска и договорился со знакомым снять мне квартиру. Вообще гостиницы на Камчатке дорогие. Поэтому, кому не хочется тратиться на гостиницу советую снимать жилье и заниматься этим вопросом не полагаясь на удачу, а заблаговременно.
Если ехать от аэропорта Елизово в сторону Петропавловска-Камчатского, то открываются такие виды на действующие вулканы
На улице -4, а люди занимаются серфингом в Тихом океане.
Природа на Камчатке обалденная, а вот города и даже некоторые базы отдыха находятся в плохом состоянии. Средний заработок на Камчатке - 20000 р., при огромных ценах на электричество. На Камчатке нет троллейбусов и трамваев, так как это просто нецелесообразно.
Местную икру и рыбу можно купить без туристических наценок на рыбном рынке на ул. Пограничная
В понедельник я поехал в Усть-Большерецк на автобусе с автовокзала. Обошлось мне это в 460 р. Ехать 3,5 часа
Чем дальше отдаляться на запад от Петропавловска, тем равниннее становится местность
По пути в Усть-Большерецк водитель останавливает автобус на передышку. Там, среди кафешек и шашлычек есть пирожковая, где продают нереальную выпечку
9) Хабаровск - Якутск
Под огромным впечатлением от Камчатки я полетел в холодный Якутск, где температура стояла в районе -40 градусов.
Летел 2,5 часа и по прибытии вечером сразу поселился в гостинице при аэропорту, которая обошлась в 3000 р. включая завтраки.
С утра у меня было время (перед отлетом в Чокурдах) посмотреть местные достопримечательности
Весь центр города в зимнее время украшен ледяными скульптурами
В здании Северо-Восточного Федерального Университета расположен музей Мамонта
10) Якутск - Чокурдах - Якутск
В Чокурдах летают местными авиалиниями - полярными три раза в неделю (пн,ср,пт), и по памяти это был самый дорогой билет на самолет за всю командировку - 23500 р. в один конец.
Лететь долго (3,5 часа) и холодно. Все сидели в одежде, и повезло тому, кто сидел не у окна.
В самом Чокурдахе было -43. Хоть ветра и не было, я поспешил в дом к эвенам, где я планировал остановиться. Это стоило 2500 р./ночь.
К началу зимы в Чокурдахе начинаются полярные ночи
Местные жители едят строганину из чира, омуля. Любая колбаса или конфеты для них большое счастье - в магазине все очень дорого
11) Якутск - Санкт-Петербург
Вот и закончилось моё путешествие длиной в 45 дней подряд. Общий бюджет (командировочные+гостиницы+перелёты+наземный транспорт) составил 275000 р.
И напоследок: Если решите ехать в длительное путешествие в несколько городов, то обязательно готовьтесь: бронируйте гостиницы, прокладывайте маршруты и покупайте билеты будучи уверенными, что никакая погода Вам не может помешать.