Заранее прошу прощения - фото много. Но иначе в Ирландии невозможно.
Эта история началась 11 лет назад, когда из очередной поездки в Шотландию мы украли пять дней на Ирландию – четыре провели в Дублине, а ещё в один доехали на поезде до Голуэя, взяли машину и прокатились до берега океана. Я знала, что продолжение будет. Просто не ожидала, что так нескоро. Но в прошлом году, когда в руки попала книга «По Ирландии с холодильником» (кстати, кто вдруг встретит в продаже в бумажном варианте, свистните, её нет нигде), я поняла – всё, пора!
С маршрутом было непросто. Хотелось объехать всю страну, заглянуть во все уголки. Две недели для этого не так много, как кажется, несмотря на то, что остров-то небольшой. Да ещё нужно было как-то достопримечательности впихивать. Короче говоря, маршрут менялся, пусть не кардинально, но несколько раз. Дома, а потом ещё и по пути.
Ну, поехали!
6 сентября.
День вылета ничем особенным не выделялся – как всегда не удалось пораньше лечь спать накануне, приехавший таксист уснул в машине и в назначенное время не позвонил, Гиннесс в баре Шереметьево снова подорожал. Прилетели вовремя, стойку Sixt нашли быстро по схеме, указанной у них на сайте. И тут началось…
Машину бронировала и даже оплатила заранее. Уж очень привлекательная цена была: 212 евро за 13 дней против почти 600 у Europcar. Да, с франшизой, но я за правый руль не впервой и водитель аккуратный. В общем, стали оформлять, и выяснилось, что они блокируют на карте полностью сумму франшизы, с чем я раньше не сталкивалась. А у меня 1400 евро на счёте не было. Поэтому пришлось заплатить ещё 300 евро за страховку, чтобы франшиза понизилась до 150. Я расстроилась, разумеется. Но поговорка «всё что ни делается, всё к лучшему» позже подтвердилась. Потому что машинку я пару раз чиркнула-таки на этих их узких улочках. Так что страховка пригодилась.
На этот день я запланировала Тару. Прилетали в два часа, до Donegal побоялась, что не доеду, так что забронировала ВВ на трассе, в районе Carrick on Shannon. Пока провозились с получением машины (опель корса, дизельный – спасибо, на топливе сэкономили), решили, что крюк до Тары делать не будем – устали, не выспались да и времени маловато. Думаю, что были правы, потому что в ВВ дотащились только к шести вечера. А там ещё надо было еду найти, потому что рядом ничего. Обидно, что по Таре не погуляла, с другой стороны, есть повод приехать ещё.
7 сентября
Ещё не очень оцениваю местные дороги и свои способности. Всего предстоит сегодня проехать 220 км. Решаем рискнуть и заехать во все задуманные места. А это: Carrowmore Megalitic Cementery – куча дольменов на огромном поле. Говорят, им 5-6 тыс. лет. Часть из них расположена на частных пастбищах, и рядом с нагромождением древних камней живописно пасутся коровки.
Вход, кажется, три евро, дают ламинированную «карту» с кратким описанием самых-самых захоронений. За неё нужно оставить залог, который потом возвращают. Есть на русском. Вдалеке маячит холм Knocknarea, на котором, типа, самая главная гробница. Время на подъём тратить не стали.
Sligo – симпатичный городок. Разумеется, развалины аббатства, река, пешеходная набережная. Часа полтора можно погулять, что мы и сделали.
(Это поэт Томас Йейтс. Sligo - его родина).
Slieve League – 600-метровые скалы. Просто потрясающе! Одно из самых запомнившихся мест, где дух захватывает и откуда не хочется уходить. Там можно залезть на гору, если есть время, а можно просто сидеть на лавочках и наслаждаться видом.
Дорога есть до самой верхней смотровой площадки, просто не надо пугаться закрытой калитки. Возле неё тоже парковка, и желающие отправиться в поход, оставляют машину там. Если времени мало, а ходить лень (подниматься придётся прилично, час как минимум), смело открывайте калитку и езжайте на машине. Только не забудьте закрыть после себя. На верхней стоянке есть палатка с мороженым и другая – с шерстяными шарфами, пледами, твидовыми кепками.
В общем, всё успеваем и в Donegal приезжаем не поздно.
(Это наш B&B)
(А это - вид от дома)
Поужинав в рекомендованном хозяйкой ВВ рыбном ресторанчике, отправляемся в паб – тоже она нам посоветовала, там, сказала, живая музыка каждый вечер.
Время 20.30. В пабе из посетителей двое парней – один вусмерть пьяный, другой вполне приличный. Первый пытается завести с нами разговор, но тщетно. Мы так-то не сильны в английском, а когда у собеседника язык заплетается, и подавно. Впрочем, после пары выпитых нами пинт, я всё-таки начинаю разбирать, что он говорит. По мотивам печальной истории о том, как парень из Донегола влюбился в девушку Иру из Минска, но не смеет ей даже написать, потому что она вся из себя умница-красавица, а он простой ирландец, к тому же, на десять лет старше, можно писать балладу – считаю, пойдёт на ура.
К десяти вечера подтягивается народ и, наконец, приходит музыкант. Бросается в глаза: это не паб, а клуб для тех, кому за 60.
Спрашиваю у того парня, что был трезв, где вся молодёжь? В клубе, отвечает, у нас, мол, есть в городе один клуб. А это, говорит, паб для туристов, а туристы все в возрасте – люди с ирландскими корнями из США, Канады, Австралии, Новой Зеландии непременно должны съездить на малую родину. Вот и едут. Как на пенсию выходят.
8 сентября
И снова у меня день рождения (и чего это он каждый год?!). Задумала я его встретить на Malin Head – самой, говорят, северной точке Ирландии, это 134 км в одну сторону.
По пути заезжаем на New Mills Corn. Очаровательная мельница с водяным колесом. Музей, к слову, бесплатный, при этом интересный и познавательный. Не зря, в общем, с трассы съехали.
(Наглядно показывается, как лён вычёсывали).
На Malin Head ветрено. Но красиво.
Впрочем, до Slieve League, на мой взгляд, не дотягивает. По пути к вершине очаровательный магазинчик сувениров и всяких старинностей.
Но когда мы подъезжаем, там снимают кино, и из магазина нас выгоняют без всяких церемоний. Обижаемся и уезжаем. Не дождутся наших денег!
Возвращаемся в Donegal.
Праздничный ужин устраиваем в ресторанчике напротив замка, с незатейливым названием «Old Castle». Неожиданно нашим официантом оказывается… тот самый вчерашний парень, безнадёжно влюблённый в белорусскую девушку. С бодуна он мил и обходителен, даже обещает прийти во вчерашний паб после работы.
Но, конечно, не приходит. В пабе тот же музыкант, но новые туристы. Все, кроме нас, похоже. Второй вечер подряд там уже скучновато. Да и подустали мы, а завтра большой перегон.
9 сентября
Сегодня едем в Коннемару (примерно 300 км). Но сначала - Céide Fields. Место, забавное, конечно. Выглядит вот так
Бескрайние поля, заросшие травой и вереском. И кучки камней, разложенных в разной последовательности. В visitor centre девушка честно предупреждает: мол, вы можете идти гулять без гида, но учтите, что там нет никакой информации. А тур с гидом ждать 25 мин. Решаем, что сами с усами. Идём. Действительно, информации никакой. Поле, трава, вереск, камни. Ну и ладно, сами придумываем, какие камни куда использовались людьми из древнего племени, якобы жившего здесь 6 тыс. лет назад. Так даже веселее.
(Это уже вид от полей на океан).
Дальнейшая дорога проходит без приключений.
Когда остаётся километров 17 до конечного пункта, мы видим с дороги вот это
И я понимаю, что это Kylemore Abbey, которое запланировано у меня на другой день. Но раз мы уже здесь, решаем заехать. До закрытия час, но мы всё успеваем посмотреть. Не дурак был построивший замок в этом умопомрачительно красивом месте. И я сначала не могла понять, почему называется аббатство, а выглядит как замок. Но всё разъяснилось на месте.
(Неплохо устроились бенедиктинские монашки).
К семи часам доезжаем в Cleggan. Абсолютная дыра, но именно там нам понравилось больше всего. Деревня домов на семь, порт и три паба. Нормально, в смысле, горячим поужинать можно только в одном из них. Но вот незадача, сегодня вторник, а это выходной у местного шеф-повара. Поэтому приходится довольствоваться сэндвичами – со свежайшими, утром выловленными креветками и крабовым мясом. Наваливают на хлеб столько, что эту закуску можно легко считать основным блюдом.
Выпивать идём в другой паб – там нам кажется уютнее. Хозяйка мила, развлекает нас и, похоже, развлекается сама беседой с заезжими русскими. У неё мы и выясняем, что для поездки на остров Inishbofin вполне хватит одного дня.
Тут сделаю небольшое отступление. Сначала, как и большинство наших, я собиралась на Inishmore. Но тогда я ещё собиралась делать «базу» в Galway. Не склалось. Из Cleggan до порта, из которого на Inishmore идёт катер, 70 км в одну сторону. Однако в Cleggan есть свой порт и свой катер – но до Inishbofin (я же никого не запутала? ). При виртуальном рассмотрении этого острова мне казалось, что он великоват для однодневной поездки. Хозяйка паба уверяла, что нет. Поэтому мы быстренько приняли решение не пилить до порта час, когда можно дойти до другого за две минуты.
10 сентября
И не прогадали. Во-первых, я отдохнула от машины. Во-вторых, мы выспались, потому что первый катер отходит в 11.30. Остров тих, туристы как-то на нём рассасываются и почти незаметны. Велики так же дают в прокат, как на Inishmore, и так же не стоит брать первые попавшиеся, а нужно не полениться пройти чуть вперёд от порта. Мы прокатились, объехав половину острова.
Потом прошлись пешком до развалин форта, построенного Кромвелем.
Потом выпили пару пинт на берегу. И моё лицо обгорело. Умею я выбрать страну, где сгореть (единственный в жизни солнечный удар получила в Эдинбурге).
11 сентября
Решено выйти в люди. То есть, поехать в город. В смысле, в Galway. По пути заезжаем в Aughnanure Castle. Вполне приятное местечко на погулять полчаса-час. В башню замка можно зайти, пройтись по этажам, везде объясняется, где, что и зачем было. Приятно.
Galway после нашей дыры пугает количеством народу. Только нашей по этому поводу растерянностью могу я объяснить, что в результате мы бестолково пошатались по центральным улочкам, так и не увидев ни Испанскую арку, ни Salthill.
Зато немного прошлись по магазинам. Первые пледы, которые мы увидели, были именно здесь. По вполне доступной цене (что-то около 60 евро), они вкусно пахли овечками. Но мы же не можем так, нам же надо посмотреть, а вдруг что лучше найдётся… Сколько раз зарекалась и обещала себе жить по принципу «понравилось – бери сразу!», но опять лоханулась.
12 сентября
Надо сказать, что раскладки по маршрутам в Коннемаре у меня перелопатились совершенно. То есть, вообще ездили не так, как было задумано дома. Даже не знаю, чем это объяснить. Возможно, тем, что часть живописных дорожек уже мы проехали по пути из Donegal, и возвращаться на них не было смысла. В Kylemore Abbey тоже заехали раньше, чем планировалось. Другую часть дорожек увидели, пока ехали в Galway. В общем, на сегодня осталась Croagh Patrick, ну и так, дорога к ней с гаванью Killary.
На трассе встретилось несколько магазинов с шерстью. Останавливались в каждом. И посыпали головы пеплом: пледики тут стоили от 100 евро. И фиг бы с ней, с ценой, но ведь и не нравилось ничего! Ни расцветками, ни какой-то бездушностью. И они не пахли.
Словом, к горе Патрика притащились часам к двум.
Серьёзно настроенные люди в трекинговых ботинках, с альпенштоками и рюкзаками за спиной уверенно шли к вершине. Мы же немного прошлись вверх, полюбовались видами и решительно спустились – что мы, в горах не были что ли!
Поговорили с Патриком, поблагодарили за погоду, попросили помочь с пледиками и, заглянув в сувенирки, поехали обедать в Tavern, настоятельно рекомендованную tasta.
Рекомендация правильная, присоединяюсь. Правда, улова дня не было, но запечённая камбала и паста с морепродуктами, а также похлёбка с рыбой и морскими гадами очень даже удались.
Возвращаемся в свою дыру. Сегодня пятница, и в нашем любимом (из трёх существующих здесь) пабе обещана живая музыка. К слову, накануне раздухарившиеся местные дядьки, запевавшие народные песни, заставили и нас спеть парочку русских. Восхищались и даже поставили нам за это пиво. После чего мы решили, что, ежели останемся без денег, на пиво напоём. А хозяйка заявила, что в пятницу мы должны петь на сцене. Наше «мы столько не выпьем!» её не убедило. Поэтому шли мы в паб с некоторой опаской. Но всё оказалось просто. Пришло куча народу – местных и туристов. Музыканты играли, а местные пенсионеры танцевали. Один дядька исполнил танец со шваброй. Другая тётька выдала степ! И главное, что плевать им было, как они при этом выглядят. Да, не Майклы Флетли. Но у них пятница, вечер, отдых. Они для себя сюда пришли. Ну а потом танцевали пары. Просто пары местных пенсионеров. Принаряженные бабульки и приосанившиеся дедульки. Это так душевно! Честно, уезжали из полюбившейся нам дыры чуть не со слезами.
13 сентября
300 км из Cleggan в Killarney. Правда, значительная часть пути по отличной скоростной трассе. Доезжаем часа в два, заселяемся в невероятно милый ВВ
и… валимся спать. Случайно. Прилегли на пять минут, а проснулись в восемь вечера. В общем, день пропал. Идём в центр ужинать, потом в ближайший к дому паб выпить. Вот вечерок и провели.
14 сентября
На сегодня запланированы: Ross Castle, Muckross House, Muckross Abbey, кусочек Ring of Kerry с кусочком Gap of Dunloe да ещё и Dingle. Но навигатор моя Ленка – дама затейливая. Сначала она хитровыделанным путём пытается провести нас к замку, хотя от улицы, на которой мы живём, просто надо свернуть влево по указателю.
Ну а после замка
и Макрос хауса с его великолепными садами (внутрь дворца решили не ходить)
(На повозки эти зазывают, чтобы по всей огромной территории имения покатать. Не знаю как, не пробовали).
совершенно запутывает нас на кольце Керри. В результате мы успеваем глянуть на Ladie’s view,
прокатиться по кусочку весьма живописной дорожки, а потом наша дорогая Елена завозит нас в такие дебри, что получается, как в фильме «Законы привлекательности»: «Да я тут все дороги знаю! Проезжаем перекрёсток, и… снова попадаем на этот перекрёсток».
В общем, когда мы оттуда выбрались, решили, что продолжать Керри, Данлоу, не говоря уж о Дингле, уже не стоит. А стоит вернуться в Killarney и на него хоть посмотреть, раз уж вчера всё проспали. Так что заезжаем в аббатство…
Кстати, там по указателю на Muckross Abbey парковка возле трассы, а дальше, типа, по парку пешком. Но очень назойливые дяденьки на лошадках с повозками уверяют, мол, ооооооочень долго идти, давайте, прокачу. Так прям уверяют-уверяют. Мы почти купились. Но мне не понравилась повозка. Не карета, прямо скажем. Поэтому пошли пешком. Так вот, до аббатства минут десять очень таким прогулочным шагом. Вот буквально нога за ногу)))))
В общем, вернулись в Killarney и пошли гулять в центр.
Поужинали, пошатались по сувениркам и шерстяным магазинам.
Они там, к слову, открыты часов до десяти вечера – всё для туристов. Съели вкуснющее мороженное Murfy’s. Послушали живую музыку – два дядьки, ну чисто братья Мищуки (кто понимает)!
Вечерок удался.
15 сентября
Не попали на полуостров, поедем на остров. Заодно захватываем другой кусочек кольца Керри. По дороге выясняется, что, кроме моста, на Valentia island есть ещё и паром. Но нафиг морочиться, если можно спокойно проехать по мосту. С другой стороны переправы выясняем, что паром ходит челноком туда-сюда, занимает переправа минут пять, не больше, и, судя по всему, даже бесплатна (но точно так и не выяснили). Решили было, что обратно переправимся, уж очень забавный паром.
Прогулялись по набережной,
поехали на маяк.
Дорожка там к нему – ух! Под наклоном, петляет, ну и одна узкая полоса, разумеется. Разъезжаться одно «удовольствие»! И после всех этих страданий выясняется, что на маяк сегодня пройти нельзя? Почему? По-то-му что! Нельзя и всё, хотя на заборе висит расписание, где английским по белому значится, что работают они ежедневно. Таких, как мы, ещё машины четыре. Подъезжают, чертыхаются и идут гулять по камням на берегу. Хотя, табличка есть, не прыгайте, мол, по скалам. Но как-то нам же нужно развлекаться, к тому же, отлив. Тем более, мы обнаруживаем вот такое
После неудачи с маяком и трудного подъема по замечательной дорожке едем на Point view Geokaun Mountain & Fogher Cliffs. Красиво, кстати, очень, да.
Гуляючи там, вспоминаем, что хотели пообедать в Portmagee – это городок на материке, в котором въезд на мост. Мы там рыбный ресторанчик заприметили. Так что с паромом облом.
Впрочем, некоторый облом ожидает и в ресторанчике. Гребешков, к примеру, сегодня не поймали. Приходиться довольствоваться креветками. Возмутительно, я считаю!
(Хотела друзей попутать, мол, ни в какой я не Ирландии, а на тропическом курорте).
Последний вечер в Killarney.
Ужин, пиво и неожиданное решение пройтись в сторону от центральной улицы. А там… Огроменный магазин шерсти! Да ещё работающий допоздна (мы там были в районе 10 вечера, и закрываться он ещё не собирался). В общем, уходим с огромными пакетами – три пледа. Приходится забросить их домой, потом идти в паб.
16 сентября
Переезжаем в Kilkenny. Со всеми заездами, запланированными на сегодня, 280 км. Но мне уже не страшно. К слову, успеваем всё совершенно спокойно.
Для начала Charles Fort. Внушительно. Внутри интересно. Часть в лесах – реставрируется.
Потом замок Cahir.
В замке можно лазить практически везде, и это приятно. У посетителей-мужчин глаза горят, на глазах «превращаются» в мальчиков, затеявших игру в рыцарей.
К Rock of Cashel приезжаем почти к закрытию. Но войти успеваем. Честно – здесь как-то не впечатлились совсем. Половина здания в лесах. Свободную обегаем за пять минут.
Ещё столько же на древнее кладбище, и всё.
Ещё было бы красиво на подъезде, когда общий вид на скалу и развалины, но леса всё портят. Так что, пока не доделают, можно не ездить, на мой взгляд.
Вечер в Kilkenny поначалу ничем не примечателен: ужин, пиво, прогулка вдоль стены замка. Уже шли, было, домой, когда услышали, как музыканты в небольшом пабе лабают олдскульный рок. Остановились, прислушались, и тут их главный кивнул нам в окно – заходите, мол. Пришлось послушаться. Не пожалели ни разу. Дядьку зовут Rob Strong. Уже здесь погуглила про него, много интересного узнала. В общем, удачненько зашли.
17 сентября
На сегодня у нас всего лишь поездка на вискикурню Kilbeggan.
Выбрала именно её, потому что прочла на форуме, что можно ходить самим, без гида. Очень душевно, кстати. Программы там разные. 8 евро – смотришь сам, дают распечатку с историей вискикурни, есть на русском. В билет входит порция вискаря. Есть варианты с гидом и дегустацией: от цены зависит, сколько нальют сортов попробовать. Мы обошлись простейшим вариантом.
Полазили сами, всё посмотрели, потом зашли в магазин – и растерялись. Сортов виски оказалось больше, чем мы предполагали. И что покупать, непонятно, в ирландском вискаре мы не сильны. Решили, что купим в баре попробовать, и тогда решим, что увозить с собой. Зашли в бар, получили свои дегустационные порции, а потом попросили девушку за стойкой дать нам порцию из меню.
- Вам попробовать или налить? – неожиданно уточнила она.
- Попробовать, - растерялись мы. И девушка налила глоток бесплатно (нормальный такой глоток, для распробовать хватило). Мы обнаглели и попробовали ещё три сорта. Впрочем, суммы, которую мы оставили в их магазине, думаю, хватит окупить это всё. К слову, они там такс фри выдают.
Вечером бесцельно бродили по Килкенни.
Ужинали в ресторанчике на набережной, где официант нам объяснил, что в Килкенни очень мало мест, где можно выпить Килкенни.
Это правда, не везде он есть. Навязывают везде свой Смитвикс, потому что он у них там варится (пивоварня прямо в центре, есть туры, но мы не пошли). А он нам совсем не понравился. Забрели во вчерашний паб – там была на этот раз народная музыка, тоже весьма душевно получилось.
18 – 21 сентября
Переезжаем в Дублин. Планировала заехать в Glendaloch, но что-то мы подустали и решили не распыляться. Просто доехали до столицы, закинули вещи в В&В, поехали в аэропорт сдавать машину и на автобусе вернулись в центр.
Не стану расписывать про Дублин подробно. Разумеется, был у нас и Темпл Бар,
(Завтрак ирландского туриста).
и Молли Мэллоун,
и Тринити колледж, и Графтон стрит, и Дублиния,
(Вот тут объясняется, что поскольку в рабство викинги угоняли, как правило, славянок, то слово slave (раб) от славянок и произошло).
и набеги на сувенирки,
и набережная Лиффи.
В общем, ничего необычного для туриста мы в Дублине не совершили.
(Эх, а в Москве он давно пропал. Впрочем, и здесь еле нашли...)
Кроме того, что в один из вечеров по дороге домой увидели лису. Да, самую настоящую живую лису на территории Сент Джеймс госпиталя. Сначала решили, что у нас коллективный глюк. Потом договорились, что коллективным он быть не может, и вообще, не столько уж мы выпили. Наутро спросила у хозяйки, она радостно рассказала, что тоже как-то видела на их улице лису. И что это, конечно, необычно, ведь они в городе живут, а не в деревне. Не знаю, за 12 дней, что мы колесили по стране, видели исключительно коров и овец. Лис как-то не наблюдали, да и лесов, в которых они могли бы жить, тоже не особо.
В общем, по Дублину шатались три дня.
Я, почему-то, составляя общий маршрут, на столицу наплевала. Видимо, решила, что там и так всё понятно будет. Тем более что я в нём была (ничего, что 11 лет назад, и всё довольно смутно помнится). Так что большей частью наши шатания получились какими-то бестолковыми. С другой стороны, в этом тоже есть своя прелесть. И всё, что хотела посмотреть, я посмотрела.
(Ну и заключительный ужин ирландского туриста).
P.S. Уже сейчас, в ноябре, взяла у подруги книжку «По Ирландии с холодильником» - перечитать. Надо было сделать это перед поездкой, конечно. И кое-что из книги внести в маршрут: могло забавно получиться. Впрочем, и так греет – когда читаешь про места, где недавно побывала.
P.P.S. Спустя примерно месяц приходит смс: снятие со счёта 4,90 евро. SIXT. Пишу им, спрашиваю, что за фигня? Отвечают, мол, вы проехали по Дублинской окружной М50, а там безбарьерная платная дорога. Вот мы с вас денег и сняли. Нехило так, учитывая, что на других платных участках цена была 1.90-2.30. В общем, ещё через две недели опять снимают 4,90. Пишу им, может, хватит? Снимали ведь уже. А они мне: вы два раза по ней проехали. Ну и правда – первый, когда в день прилёта выезжали из Дублина. Второй – когда ехали машину в аэропорт сдавать. Так что учтите.
Бюджет.
Авиа: Москва – Париж – Дублин – Париж – Москва, 12700 руб. на нос.
Жильё: 1050 евро на двоих.
Авто: дизельный «опель корса» 212 евро, которые в результате превратились в 512.
Топливо: примерно 170 евро.
Еда: как правило, 40-50 евро за обед на двоих (с парой пинт пива).
И о погоде: ну, для начала ещё в июле попросила друга, который неожиданно умотал в командировку на Изумрудный остров, заказать нам погоду. А уж как сами добрались, вспомнили старую туристическую привычку поднимать за погоду первый тост. И договариваться с ней. В результате из 16 дней дождь был один (!) день. Правда, почти не переставая и стеной. Но мы уже были в Дублине, и можно было передвигаться мелкими перебежками от пабов к магазинам.