Маршрут сложился из желания товарища посетить местность где в годы Великой отечественной войны пропал без вести его дед. Поэтому от Волгограда был заложен крюк до посёлка Пятиизбянский что на берегу Цимлянского водохранилища, а оттуда уже направились через Элисту на Кавказ.
В общем маршрут получился такой
Выехал из дома в 6 утра, в 7 забрал товарища с грузом и выехали из Москвы. Первый участок пути до поворота на Каширу прошли быстро, а вот сойдя на трассу М-6"Волга" трафик уплотнился, а постоянный встречный поток не позволял обогнать неспешно ползущие дагестанские "камазы". Качество дороги после зимы ухудшилось, во многих местах ведутся дорожные работы, в основном по расширению существующей дороги. Есть пара участков хорошей дороги, но такое счастье непродолжительно.. После Тамбова плотность потока заметно снижается, но и качество дороги ухудшается. Особенно побит асфальт в Воронежской и Волгоградской областях. По всей дороге большое количество ГИБДДшных "засад". Кляня эту "педеральную трассу" к 19 часам въехали в Волгоград. Поначалу у нас было желание доехать до Калача на Дону и устроиться на ночлег там, но незнание тамошней обстановки с кемпингами и обилие "гостиниц" на окраине Волгограда подтолкнуло к решению переночевать в городе-герое.
Остановились в мотеле на улице Неждановой 6А. Оригинальный мотельчик, на первом этаже у них автосалон и автосервис, на втором офисные помещения, а на третьем гостиница. Несмотря на "универсальность" отеля, цена двухместного номера 2000 рублей, без завтрака. Есть горячая и холодная вода, ТВ работало, диван разложился полностью.. т.е. абсолютно. Для того чтоб он образовал ровную поверхность его надо было наполовину убрать, поэтому пришлось спать по диагонали. Требовать замены дивана не стали, был час ночи и администратор куда то исчезла. Ещё один минус - ближайшая кафешка-шашлычная в километре по этой же улице двигаясь на выезд из города. Плюс - возможность спрятать машину на ночь в боксах автосервиса.
Утром тётя администратор сделала нам кофе (100руб. чашка) с печенькой, расправившись с ним, в 6.30 мы уже выезжали из города. На выезде нас ждала засада на ж/д переезде, потеряли минут 20 пока маневрировали составы. Где то через часик прошли по объездной мимо Калача на Дону. Большое скопление мотелей в содружестве с заправками и кафешками обнаружено на западной окраине города. В 8 утра мы достигли посёлка Пятиизбянский, нашли памятник, поклонились павшим и отправились в дальнейший путь.
Путь на Элисту указывали дорожные указатели. Дорога перепрыгивает через Волго-Донский канал и обходит Волгоград южнее. Качество дороги хорошее, за исключением населённых пунктов (разбита) и мостов - перед въездом на мосты или после него часты дефекты дороги в виде поперечной плавной ямы либо резкого подъёма - на скорости 100км/ч пробой подвески гарантирован. После первой коллизии сбрасывали скорость перед мостами до 40-60км/ч.
После выхода на трассу Р-221 стало возможным держать постоянную скорость 120-130км/ч. Дорога хорошего качества, населённые пункты редки, трафик умеренный. Дорога контролируется (неработающими, судя по отсутствию штрафов) видеокамерами, ГИБДДшных засад по пути не было.
В посёлке Цаца (въехав дружно сказали, "так вот ты какая - Цаца!") решили позавтракать. В кафешке обратил внимание на самое дорогое (240руб.) блюдо меню - "хинкал". Спрашиваю, а сколько там хинкал? Отвечают, что много, мол "если интересно - закажи и сам посчитай". Стало интересно, как у них готовят "хинкал". Оказалось это квадратами нарезанное тесто сваренное в бульоне! Пришлось ограничиться банальной яичницей.
По дороге несколько напрягало отсутвие цивильных заправок, даже первая "лукойловская" была стрёмноватой, с двумя работающими колонками под 92 и ДТ.
В Элисте товарищ хотел посетить "чесс-сити", посмотреть памятник Остапу Бендеру. Мне было интересно поглядеть на крупнейший в Европе буддистский храм - ранее я его мельком видел с объездной дороги. Путём опроса местных жителей выяснили дорогу к "чесс-сити", вела она как водиться, по улице Ленина. Избегая "детской болезни левизны" сворачивает направо, на проспект Остапа Бендера и он выводит ко въезду в "чесс-сити". Кстати, памятник турецкоподанному находится в конце этого проспекта (кольцевое движение, левее кольца памятник, а правее дорога уходит к "чесс-сити".
Сейчас "чесс-сити" – не только место проведения соревнований по шахматам, деловых и культурных встреч, но и жилой комплекс (домики распродаются ещё) и трёхзвёздочная гостиница. Смотреть там особо не на что, побродив полчасика по городку поехали к Остапу запечатлеться на память. Потом мы добрались до Золотого хурула. К сожалению время поджимало и осмотреть прочие буддистские достопримечательности мы не успели.
В общем от Элисты и элистинцев остались приятные впечатления, у города есть особый колорит.
Из Элисты навигатор повёл нас дорогой на Арзгир (на выезде из города в этом направлении замечен некий культурно-туристический объект с юртами, лошадками и пр.), ни в бумажных, ни в "гугло-яндексных" картах этой дороги нет и поначалу существовали некоторые сомнения, доедем ли мы по ней. Но редкие встречные фуры ставропольского и дагестанского региона вселяли надежду. Дорога отменного качества, практически пустынна, выезжая из Элисты желательно иметь полбака бензина, сотню км заправок нет. Собственно говоря, вообще ничего нет - голая степь. Дорога позволяет держать 130-140км/ч, но первый же пробой подвески из-за очередной малозаметной впадины заставил нас скорость снизить и внимательно следить за рельефом дороги.
Следующую преграду трудно было не заметить и ещё труднее было переползти - на всю ширину дороги асфальт был взломан на протяжении пары метров и перемешан с грунтом и из которого торчали пласты асфальта. Первый такой разлом мы преодолели по обочине, а вот последующие три проползли шкребя защитой картера, обочина была перепахана фурами. Справедливости ради надо заметить что у всех повреждений дороги были выставлены предупреждающие дорожный знаки, но влететь в такую яму ночью можно легко, так как стояли они в 50м от ям. После въезда в Ставропольский край дорога сюрпризов не преподносила и мы спокойно доехали до Нальчика. На территории республики перманентно действует режим контр-террористической операции, поэтому на въезде много усиленных постов милиции, которая обратила на нас внимание. Были остановлены, проверены документы, попросили открыть багажник и пожелали счастливого пути.
Разместились в гостинице "Нарт" (ул.М.Ю.Лермонтова), в большом свежеобустроенном двухкомнатном номере, его стоимость 2500р./сутки. Завтрак не включён. Вблизи есть кофейня и пара ресторанчиков. В ресторане "Берег" поужинали с друзьями (нифига не бюджетно получилось, ибо в меню было обнаружен хороший ассортимент азербайджанских вин), громкая национальная музыка, аттракцион по сжиганию контрафактного алкоголя. Еда вкусная. Официантки симпатичные и улыбчивые. Обстановка в целом спокойная и ненапряжная.
В холле гостиницы имеется бар, решили узнать нельзя ли там позавтракать. Барменша сказала, что без проблем, почему то спросив "мясо по французски будете?". Мясом нас не испугать, согласились. Уточнили, что придём в 6 утра, получили ответ - не проблема, приходите, накормлю. Сидящий за стойкой парень хихикнул - "если проснётся". Так и получилось.
Утром за стойкой дремал какой то паренёк. На наш вопрос "а где наш завтрак?", ответил что ничего не знает, есть кофе-чай и шоколадки. Кофе только молотый, но машина не работала. Позавтракали вчерашними пирожками с чаем.
День проторчали на местном аэродроме выполняя командировочное задание, я пошлялся по аэродрому, познакомился с вертолётчиками, напросился в полёт.
Ужинали в кальянно-хинкальной, что расположена между домами (14 и 16) на пр.В.И.Ленина. Вполне приличное заведение, хорошая готовка. Тут хинкали были традиционные и мы их с удовольствием отведали. В меню много национальных блюд, жалею, что не удалось в этом кафе побывать ещё. В соседней кабинке отдыхала группа женщин, которые потребовали у бармена национальной музыки и погромче, устроили зажигательные танцы. Таким образом мы увидели небольшое шоу))
Следующий день мы снова должны отрабатывать на аэродроме. Но что то там поменялось и у нас выкроился свободный день. Не долго раздумывая ломанулись в Чегемское ущелье. Перед дорогой перекусили в кофейне, которая в парке напротив гостиницы "Нарт". Кроме кофе, там очень хорошая готовка и щедрые порции, есть бесплатный WiFi - стало понятно, почему вечерами у кафе обилие припаркованных машин с сидящими внутри людьми))
Товарищ пугал, что путь в ущелье ведёт дорога заснеженная и непроходимая, по которой КАМАЗы с трудом проходят. Но я не зря читал форум АВД! Я знал, что там вполне приличная дорога. И мы действительно проехали по вполне пристойному асфальту. Ближе к конечной точке маршрута таки повалил снег, но на проходимость машины по асфальту это не сказалось. Решили переждать снегопад в придорожной кафешке и отведать хычинов. Перед кафешкой увидели съезд к реке и не удержались от прогулки к ней.
Хичины понравились. Сытная еда. Но сильно отличаются от хычинов Архыза - там это гиганский чебурек)) Запивали их облепиховым чаем (запаренная перетёртая облепиха), товарищ пробовал его впервые, остался в восторге.
Поехали в глубь ущелья, останавливаясь у каждой сосульки. Поэтому, когда доехали до офигенных ледяных водопадов уже были пресыщены видом замёрзшей воды. Но всё равно красиво.
На следующий день доделали командировочные дела, а я снова напросился на борт Ми-8. В окрестностях Нальчика обнаружен вот такой замок - никто не знает, чей?
Вечерком прошлись по сувенирным магазинчикам. Нам хватило расположенных на улице Ленина. Товарищ набрал папах по 800рублей, а я ограничился магнитиками. У кого будет время, загляните на рынок, минуя развали китайского ширпотреба идите до центрального павильона, там много интересного. Очень колоритные бабушки и очень вкусная чурчхела.
Домой стартовали ранним утром в надежде проскочить МинВодский конгломерат городов. Дорога была не загружена и этот участок мы проскочили без проблем. Хорошая дорога идёт до Кропоткина, а потом почти до Ростова на Дону кусок старой дороги, с полуторной полосой. На этом участке дороги, практически до Воронежа ведутся перманентные работы по расширению дороги. От Воронежа дорога великолепна, в Москву мы приехали около 24 часов.