Продолжительность: 5 дней
Участники: я
Период: 3 мая 2014 - 8 мая 2014
Пройдено по факту: примерно 2100км
Платные дороги: 56,2 евро (в том числе за мост 13,2 евро)
Бензин: 179,35 евро за 106,5 литров
Проживание: отели (бронирование "по ходу пьесы", те в пути), в среднем 25 евро/ночь
Навигация в дороге: карта гугл с телефона. Еще в Афинах купила местную симку оператора Wind за 5 евро 500 мб, на эти дни хватило сполна с учетом того, что навигатор у меня не выключался.
Коротко о погоде в период путешествия:
Автомобиль я заранее не бронировала, потому как отдавала себе отчет в том, что любая брендовая прокатная контора с мировым именем мне его вряд ли даст, да и местная греческая тоже. К моменту аренды авто мой стаж вождения составлял 6 месяцев, а обязательное условие компаний - год. Поэтому вопрос аренды решался на месте по прилету. Все брендовые компании от меня отказались наотрез: хлопать глазками/строить умный вид и тд не помогло - никто не решился "ошибиться" на годик и вбить в программу неверную дату выдачи прав. В общей сложности я обошла порядка 30 контор (мировых и местных в соотношении 65% на 35% соответственно), и только 2 местные греческие готовы были мне дать машину: European за 250 евро/ 5 дней (europeancars.gr) и Ansa (ansa.gr) за 228 евро на тот же срок, везде unlimited km, механика и какая-то супер страховка за "молодого водителя". Выбирала я не по цене, а интуитивно и логически. Офис первой конторы прокуренный и грязный, а мужик внутри доверия не вызвал никакого. В Ansa было чисто, опрятно, владелец улыбчивый и спокойный. Отзывов на форуме не было ни про одну ни про вторую компанию, я остановилась на Ansa и договорилась, что 3 мая в 10 утра я приду за машиной, внесла предоплату за бронь 20 евро. Точно в оговоренное время я получила своего коня, который на удивление и на первый взгляд оказался не старым (2009г), красивым и без очевидных "побоев" с адекватно работающим сцеплением.
3 мая. Первый день в пути. Афины - Парга.
Выезд из Афин на нужную трассу составил 2 часа. Вместо 3 поворотов я сделала все 30! В этот день по плану было только доехать до Парги, наслаждаясь процессом вождения и видами из окна автомобиля. Наслаждалась я ими до первого дождя, который начался ближе к вечеру: в этот момент выяснилось, что дворники в моей машине очень старые. Если при дожде видимость маленькая, то с дворниками я не видела через стекло вообще ничего, поэтому старалась ими не пользоваться. Как раз тут, на подъезде к Парге, и начались серпантины (к слову сказать первые в моей жизни, которые я преодолевала в качестве водителя). Смеркалось. Один из поворотов я заметила поздно, а скорость была 50... Влажная дорога, скорость, дождь, хреновые дворники и маленький стаж вождения - мою машину начало бесконтрольно мотать на дороге, как сами знаете что в проруби. И действительно, в экстренных ситуациях мы начинаем мыслить молниеносно, вот только толку от этого мало без практики контр аварийного вождения. А чуть позже в дороге я еще и поняла, что машина не оборудована системой ABS, и если уж тормозить нажатием на педаль, то надо было это делать как на Жигули. Многие могут сказать, что это изначально было глупо брать машину на механике и ехать одной в чужой стране по горам. Но я не покупала права, я честно сдала сама, поэтому была в себе уверена. Я знаю, что в данной ситуации нельзя жать тормоз, нужно тормозить двигателем и крутить руль в сторону заноса. Но без подобной практики эти знания оказались бесполезны. Чудом не оказалось поблизости машин, которые я могла задеть, и чудом машина остановилась в 20 см от скалы и в нее не врезалась и не улетела в кусты. Итого: разворот на 240 градусов и ни одного повреждения. В момент, когда я уже остановилась, я судорожно понимала: надо валить с этого места, тк машина, следующая за мной, могла не успеть остановиться, это слепой поворот. Но у меня тряслись руки и ноги, сцепление не прощало, и машина безбожно глохла. Я не знаю, сколько прошло времени в попытках развернуть машину (дорога узкая, в один прием никак), я вдруг обнаружила, что окончания моего судорожного маневра спокойно ждут 4 автомобиля...
В своих отчетах я никогда ранее не упоминала об отелях, в которых жила. В этом я сделаю исключение: эту ночь я провела в прекрасном месте под названием Mare Blu недалеко от Парги. Это апарт-отель с потрясающим видом на горы, море и бухту, имеющий большой сад, парковку и прекрасных хозяев, которые, видя мое состояние по приезду, сварили мне кофе с молоком и принесли печенек. К слову сказать, по-английски эта пожилая пара совсем не говорит, но утром при выселении хозяин срезал мне розочку и протянул в руке "мол, бери! Это тебе на хорошую дорогу!". Меня до глубины души тронул этот жест своей кротостью и доброжелательностью. И если вечером перед сном я думала только о том, что утром я никуда не хочу ехать, что хочу уткнуться в подмышку любимому и отдать ему бразды правления этим транспортным средством, или вроде "самонадеянная дура, ты куда одна вообще поперлась?!...", то поутру с розочкой на торпеде и солнышком в небе мне стало легче. Глубоко вздохнув и подняв нос повыше я отправилась покорять следующие греческие горы, горизонты и серпантины!!!
Вид с балкона
4 мая. Второй день в пути. Парга - Викос - Калампаки.
С вечера расклад на сегодня был такой: в 8 утра выезжаю из отеля; с 10 до 11 посещаю и Oxia, и Врадетто, и Кипи; в 15.00 заселяюсь в отель в Калампаки и иду смотреть Метеоры. АГА! Размечталась! Вообще, судя по всем предыдущим поездкам мое умение планировать меня никогда не подводило. Но все же бывает в первый раз! Итого по факту: в 8 утра выезжаю из отеля, посетила Кипи и Врадетто, в Калампаки приехала в 20.00
А теперь по порядку: всю ночь и утро лил дождь. Стоя на заправке в Янине я размышляла о том, что погода сегодня - дрянь, что может ну его нафиг этот Викос, тк все затянуто облаками и шансов, что ущелье будет хорошо видно ничтожно мало. Подумала, подумала...и поехала в Викос (вот тут как никогда уместна фраза про женскую логику , а пока ехала первые км 50 все думала, а может развернуться и махнуть сразу к метеорам... Сомнения развеялись при съезде с трассы Е853 на дорогу Epar.Od.Asfaka - Vrisochoriou, очень уж красиво было по сторонам. Но дождь не прекращался и перед прогулкой до ущелья я решила посетить Кипи в поисках укромного местечка и переждать непогоду. Зайдя в кафе Margarites я заказала чашечку греческого кофе и стала ждать. Это милейшее уютнейшее заведение, имеющее свой стиль и приятную атмосферу. А как там вкусно кормят!!! Очень рекомендую обязательно там остановиться хотя бы для кофе. Пока ждала, ко мне подошел хозяин заведения Giorgos Papastergiou, и мы с ним разговорились. Тут я узнала, что ждать окончания дождя смысла не имеет, тк вот уже как месяц он льет как из ведра. Что вчера, 3 мая, сюда приезжали 6 парней из России. Я ему рассказала, что путешествую одна, и это был первый человек в дороге, который не выпучил глаза с видом "crazy lady". Он поддержал меня, дал свой номер телефона и ценные указания в дорогу. Что мол, дорога извилистая, зачастую без отбойников, народу сейчас там мало, часть дороги без асфальта размыта из-за дождя. В общем мало ли что может случиться в дороге с милой русской путешественницей - я немедленно должна позвонить не стесняясь при любом вопросе и, не дай Бог, аварии! Кстати, заказанный мной кофе я получила в подарок, что было неожиданно и приятно. Ну и передаю привет Куликову Лехе и парням из СПб, Находки и Владивостока, которые посетили это заведение за день до моего приезда и оставили традиционную для наших фразу в книге гостей "здесь был я!". Ребята, привет!!! Я тоже тут была!!
Для того, чтобы добраться до самого популярного балкона Бели с видом на ущелье Викос, вам нужно доехать до деревни Koukouli (она в 2 км от Kipoi (Кипи по-русски), есть указатель на Кикули), далее проезжаете мимо Kapesovo и едете по указателям на Tsepelovo. Тут не прощелкайте поворот на Vradeto. Знаменитые мостики вы встретите по дороге. Трехарочный мост находится в паре километров от Кипи.
От деревни Врадетто до балкона Бали с видом на ущелье идти пешком еще 2 км. Кстати, во Врадетто есть ресторанчик, где можно выпить кофе и перекусить. К слову сказать, эти 2 км очень легкие, есть указатели и утоптанная тропинка, поэтому прогулка подойдет даже для совсем неподготовленных туристов или пожилых людей.
Увиденное меня поразило, обескуражило и тронуло до глубины души! Нет... я знала куда иду, я видела фотографии предыдущих туристов, но я не ожидала, что каньон выглядит ТАК величественно и мощно!!! Ни одна фотография не может передать силы и размера этого места!!! Это надо увидеть!!! Ну и конечно, я не в коем случае не пожалела, что все-таки сюда приехала!
Время близилось к 4 часам вечера, когда я вернулась с прогулки в машину, промокшая и продрогшая до мозга костей. Меня спас стаканчик греческого кофе, купленный у милой девушки за прилавком ресторана. Вероятнее всего вам понадобиться меньше времени для преодоления этого же участка дороги (от Кипи до Врадетто сплошные серпантины и слепые повороты). Я, уже наученная горьким вчерашним опытом, ехала очень осторожно и медленно. На отбойниках греки явно сэкономили - их тут просто нет((( выпив кофе и прикинув дальнейший маршрут я поняла, что в светлое время суток до Oxia доехать и потом вернуться на трассу я не успеваю, а по темноте по серпантинам я ехать не готова. Приняла решение направляться в сторону Метеор и проложила маршрут по уже знакомой дороге до трассы Е853.
Тут уже давали советы, как ехать до Калампаки из Кипи (ну или наоборот, что не суть важно). Кто-то даже советовал ехать через Гревену. Я внесу свою лепту: не надо ехать через Гревену.
Итак:
1. Выезжаете из Кипи обратно на трассу #20 (она же Е853), по ней едете в сторону Янины (вниз по карте), проезжаете Янину
2. Уходите на трассу #2 (она же Е90) - это прекрасное скоростное шоссе! Едете по #2/Е90 до поворота на Panagia (прямо дорога будет уходить на Гравеа, вам нужно будет съехать с этого шоссе. БУДЕТ указатель на Метеоры!)
3. Съезжаем с #2/Е90 на трассу #6 (она же Е92) и вот тут уже со скоростью 50 едем до Калампаки по двухполосной дороге, любуемся видами на горы и Метеоры и материмся! Материмся громко и четко, потому что это опять серпантины и крутые повороты каждые 50 метров!!!
Еще раз коротко: #20/Е853 далее #2/Е90 далее #6/Е92.
Уточнение: от Янины до Panagia почти параллельно идут 2 трассы - Е90 и Е92. Вам надо выехать на Е90! Приблизьте карту гугл и посмотрите внимательно перед поездкой, потому что Е92 это плохо и медленно.
кафе Margarites:
Если посмотреть вниз с балкона:
Кипи-Каламбаки правильная дорога
Когда я выехала на трассу Е90 и проехала пару десятков км от Янины, я заметила что меня в который раз обогнала легковушка с прицепом, которая время от времени (как и я) зачем-то останавливалась, вот только я фотографировала, а он просто стоял. После того, как раз 5 мы обогнали друг дружку, мы остановились на одной площадке и вышли из машин, широко улыбаясь после игры в "кошки-мышки" и немного разговорились. Парень живет в Лариссе и, как оказалось, едет домой очень уставший (что было явно видно по его красным и опухшим глазам), поэтому останавливается чтобы не уснуть. Раз в неделю ездя по этой трассе он ни разу не бывал в Метеорах. Еще пару раз в дальнейшей дороге мы останавливались на одной и той же площадке и курили, таким образом вместе доехав до Калампаки, а потом не прощаясь разъехались кто-куда и больше не виделись. Но сам факт подобной езды "в догонялки" показался мне очень забавным
Заселилась в отель я только в девятом часу вечера с мыслями, что мне опять не удастся выспаться! Обдумав завтрашний маршрут и произведя ритуал омывания я заснула сном младенца. Я очень устала. Я устала быть водителем на подобной извилистой и не самой простой дороге. Я очень люблю серпантины за их живописность, но на данный момент мне их хватило сполна! Я подобно тому радже из сказки про Золотую Антилопу хочу кричать "довольно! довольно!", хотя за пару дней до этого с уверенностью сказала бы волшебной антилопе цитатой: "глупое животное! Как золота (серпантинов) может быть много?! Хахаха!!!". Благо, я не раджа, а воспоминания и впечатления не могут превратиться в черепки, поэтому я кричу "довольно" и ложусь спать, желая всем приятных сладких снов!
5 мая. Третий день в пути. Калампаки - Приони (Олимп) - Лептокария.
До обеда в Калампаки по прогнозу погоды солнечно, тепло и без осадков! Очередной ранний подъем, и в 8 утра я уже рулю в сторону монастырей к деревне Kastraki (именно отсюда начинаются смотровые площадки и указатели на монастыри)... Вот тут по идее должны быть описаны эмоции и восторг, но... Меня монастыри не впечатлили. Вот вообще никаких эмоций. Да, на скалах, и да - необычно. Меня все больше мучил вопрос формирования этих скал. Ведь какое чудо природы: вокруг все так привычно глазу, а тут, на небольшом пяточке каким-то образом сформировались совершенно иные формы. Как?! Точный ответ на этот вопрос потерян в глубине веков. По мнению ученых, причудливый феномен природы сформировался более 60 млн лет назад на дне реки или моря (точно не известно). Из-за сдвигов тектонических плит морское дно поднялось и образовалось плато. В дальнейшем, миллионами лет дождь и ветер, подобно ювелиру, вояли современный облик метеор: в итоге рыхлые породы горного массива были разрушены, а взору предстали базальтовые уплотнения, которые мы сегодня можем наблюдать. Когда будете здесь, замрите ненадолго, осмотритесь и представьте мысленно весь этот природный процесс. Не правда ли, впечатляет?
Побродив всего пару часов по монастырям, я выехала в направлении Олимпа. По-гречески название горы звучит как Олимбос (ударение на первую О). Сегодня по плану было доехать до Прионии и подняться на 2100 в лагерь, где и заночевать. За несколько дней до поездки я написала письмо Марии Волос, которая заправляет приютом, что хотела бы забронировать кровать. Ответ я получила в этот же день, правда совсем не утешительный: приют откроют только 8 мая. Но я не отчаялась и все равно решила подняться на заветный и высокий пик Митикас (ну а что? я зря что ли вещи теплые тащила?!)! Вы спросите, не сумашедшая ли я идти одна на гору высотой 2945 метра?! А я одна идти и не собиралась! Достаточно много людей в сезон поднимаются группами (6-7 тысяч чел в год), я хотела потихонечку присоединиться к каким-нибудь немцам или французам (потому что русских из этих 7 тысяч обычно штук 75 всего-навсего...) и пойти с ними - путешественники обычно очень доброжелательно принимают в свои ряды жаждущих одиночек, тем более опыт 4х часового похода с немцами у меня уже был на Канарских островах.
От развилки Дион - Приония до Прионии 15 км. Проехав половину из них я остановилась у кафе с отличным видом на море и деревушки перекусить, а заодно и поинтересоваться у местных - много ли туристов и есть ли где бюджетно переночевать. И тут, на бескрайних греческих просторах я увидела спокойно пролетающую над моей головой знаменитую птицу Обламинго! И поняла, почему приют в этом году начнет свою работу чуть позднее обычного. Местный мне рассказал, что весна в Литохоро была очень холодная: средняя t 14 градусов, вместо обычных 25 в это время, поэтому снега на горе все еще очень много. Туристов мало, в гору пока группы не поднимаются, тк тропинки заметены снегом и очень легко сбиться с пути и потеряться. Про вершину он вообще молчит, тк пока из-за сугробов туда без спец снаряжения подъем невозможен... Вот так вот рушатся красивые мечты! Кстати, хозяин заведения собирает бумажные купюры разных стран, поэтому если у вас чего экзотического залежалось, он будет благодарен! Ну и покормили меня очень вкусно, да и недорого: первый раз за последнюю неделю я ела суп! Вообще, с питанием в пути у меня беда-беда-огорчение: сплошные сухпайки, перекусы и бутерброды прямо на ходу - ну просто нет у меня такой роскоши как час на обед, а вечером нет сил идти куда-то...
Полюбовавшись видом, я решила заночевать где-нибудь поблизости и отдохнуть даже несмотря на то, что время позволяло проехать по светлу еще добрых пару сотен километров. Дальше до Прионии я не поехала. Конечно, можно было бы забраться на 2100 и спуститься вниз, но такой расклад меня не очень интересовал. Или все или ничего. Да и будет повод вернуться!
Информационное отступление:
1. Контакты приюта А на горе Олимп (рекомендую заранее написать перед визитом и забронировать койко-место + за день подтвердить приезд)
mountolympus.gr
Maria Zolota
Ioannou Olympiou 2, 60200 Litohoro, Greece
zolotam@hol.gr
(+30) 23520 81800
(+30) 6973 210687 (mobile)
2. Как добраться до горы Олимп
Доехать до Литохоро. Далее, как только въехали в Литохоро, не разгоняйтесь и смотрите направо - вы увидите полицейский участок, сразу за ним поворот направо (перед поворотом установлен не очень яркий указатель "Олимп или Приония" (на греческом и английском). Далее необходимо отследить еще один знак - указатель на "Олимп, Приония" (Олимп - налево) на развилке Дион - Приония. И после этого поворота начинается серпантин на Прионию.
Приония - отправная точка для всех желающих подняться на Олимп на высоте 1100 м. Координаты GPS Прионии: N40° 05.051' E022° 24.431'. Именно здесь вы можете оставить ваш автомобиль (даже если поднимаетесь с ночевкой в приюте А).
6 мая. День четвертый. Лептокария - Пилио (полуостров Магнисия) - Дельфи
Вдоволь отоспавшись я неспешным темпом начала собираться в путь. Выехав часов в 11, я прикинула, что где-то в это время я бы уже могла быть одной из покорительниц Митикас. Ну да ладно, что это я опять о незбывшемся... Погода опять не радовала, временами лил дождь, небо было затянуто облаками. Следующая точка - Пилио и полуостров Магнисия. Авось повезет! Хаха! Наивная... Заехав на заправку я поняла, что одно колесо почти полностью спустило! Этого еще мне не хватало!!! Забегая вперед скажу, что далее я его подкачила все оставшиеся 2 дня каждые 200 км... Еще я обратила внимание на то, что моя резина уже давно лишилась протектеров, она была почти голая, как слики.
Пилио - это гора на совершенно непопулярном у русских туристов полуострове Магнисия. Согласно греческой мифологии это летняя резиденция богов и родина кентавров! Отчетов толком я не нашла. А узнала я об этом удивительном месте из фотографий и расказов грека, у которого до отъезда из Афин снимала квартиру. Он оказался мотопутешественником, исколесившим Грецию в доль и поперек, и таким же так и я любителем природы и горных пейзажей. Он настоятельно мне рекомендовал посетить это полуостров, считая его одним из самых впечатляющих уголков Греции. К просмотру был рекомендован весь полуостров (особенно нижний "хвостик" полуострова), но в качестве оптимального по времени и километражу варианта мы остановились на трассе 34 и городе Милиес. Далее по порядку.
Подъезжая к Волос я уже предвкушала очередной облом. За облаками была скрыта гора, на которую мне по серпантину предстояло добраться. Тут я снова остановилась для подумать: "а стоит ли?". Вспомнила про ситуацию с Викос и решила попробовать, вбивая в навигатор на телефоне город Милиес (Milies на карте гугл). Не смотря на то, что запланированное в очередной раз полностью осуществить не удалось из-за погодных условий, я не пожалела, что сюда доехала! От трассы 34 до города проходит хорошая асфальтированная дорога, а виды просто обалдеть. Сам городок маленький, но какой же он уютный и ухоженный!!! Весь в цветах и вазах, так и хочется присесть на один из балконов и выпить чашечку греческого свежесваренного кофе под аккомпонимент местных голосистых птиц! Если решите сюда заехать, обязательно посетите старый железнодорожный вокзал и очаровательную таверну с терассой за 10 метров до него. Сказать по правде, посидеть в этой таверне у меня времени совсем не оставалось, но я уверена, что кормят там отменно. Вы поешьте за меня, потом расскажите!
Выехав из города Милес на уже знакомую развилку, я повернула в сторону восточной части 34 дороги. Набирая по серпантину высоту, я начала замечать, что уже въезжаю в зону облаков. Ну авось рассосется все? И поехала дальше... Проехала я километров пять еще, а потом, когда видимость понизилась до трех метров перед капотом, а по сторонам, кроме беспросветного белого плотного облака ничего уже стало не видно, я поняла - не судьба. Потому что дальше только выше. Надо разворачиваться и ехать обратно. Но это легко сказать, а сделать не так просто на узкой извилистой дороге в тумане. Еще км полтора я проехала до места, где была возможность более-менее безопасно развернуться, и поехала обратно - в Волос и далее в сторону Дельфи. В момент моего разворота видимость не превышала метр от капота. Вместе с тем я все же очень рекомендую посетить вам этот уголок. Я уверена, что виды, открывающиеся с восточной части 34 дороги на горы и на море прекрасны. На обратном пути хотела немного прогуляться по городу Волос, но дождь полил с удвоенной силой. Еще 200 км пути, и я в Дельфи, который на удивление оказался достаточно тусовочным. Бары, рестораны, громкая музыка и куча пьяной в драбодан молодежи...
Планировалось:
По факту получилось:
Если пройти дальше по рельсам от вокзала вы увидите старый мост
7 мая. День пятый. Дельфи - Сунио.
Погода - кайф! Мир, я тебя люблю!!! С такими мыслями я начала обход дельфийских развалин, за которым последовал и музей. По плану после я еще хотела посетить Корикийскую пещеру, но я устала. И в первую очередь от вождения, все-таки быть draver'ом 2100 км за пять дней для меня пока многовато. А до пещеры надо ехать опять, опять по узкой и извилистой дорожке. И я решила, что лучше немного раньше приеду в Сунио и проведу остаток времени у моря, лениво потягивая кофе и смотря как вода бьется о нерушимые скалы. Для тех, кто не в курсе: Сунио это мыс восточнее Афин. И да, Храм Посейдона расположен именно здесь.
Сунио
8 мая. День шестой. Сунио - Афины
Выехав в 7 утра из Сунио поколесила в Афины сдавать машину. Владелец прокатной конторы встретил с улыбкой и единственным вопросом: "НУ КАК?" Так вот, уважаемые читатели: я счастлива, что путешествие состоялось и менее счастлива, что оно закончилось!
Счастливых вам путешествий! Ведь "мир прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами" (с)
P.S.
Отчет был написан год назад в момент путешествия.
Итоговый маршрут: