На вокзале работают информационные стойки, где туристам помогают сориентироваться в незнакомом для них городе. Тем же, кто заранее не успел запастить путеводителями и справочниками по Хельсинки, стоит зайти в центральный туристический офис. Он расположен на Эспланаде – главной прогулочной улице города (Pohjoisesplanadi, 19). Здесь можно взять бесплатные карты и буклеты по основным достопримечательностям финской столицы, многие их которых есть на русском языке. Бесплатную карту Хельсинки можно получить также в таком вот автомате, не входя в здание офиса:
Запасшись картами и всеми необходимыми материалами, можно начать свое знакомство с городом. Первое, что бросилось в глаза мне, человеку, живущему вдали от моря, было огромное количество чаек, чувствующих себя полноправными хозяевами города. Трудно найти в центре Хельсинки памятник, на котором бы не красовалась чайка или не оставила бы следы своей жизнедеятельности. А чайка – птица немаленькая, так что вид у некоторых скульптур не очень презентабельный:
Еще до отъезда авторы путеводителей нас предупреждали, что чайки могут с легкостью отнять у зазевавшегося туриста пирожок, мороженое, тарелку с жареной рыбой или любую другую еду, которой в изобилии торгуют на Рыночной площади. Почему-то верилось в это с трудом. А зря. Хотя продавцы мороженого нас честно предупреждали:
У чаек своя тактика: они бесшумно подлетают сзади, когда этого совсем не ожидаешь, и атакуют из-за плеча, сильной лапой сбивая шарик мороженого, который не очень прочно держится в вафельном рожке. На мою маму так нападали дважды. В первый раз чайка, видимо, не очень хорошо рассчитала удар, лишь слегка задела верхушку, и шарик устоял. В другой раз через пару дней все было хуже, и, хоть мы уже и знали о коварстве чаек, атака опять была совершенно неожиданной. На сей раз удар был сильным и точным, у мамы в руке остался пустой вафельный рожок, а само мороженое в мгновение ока оказалось на булыжной мостовой. И тут же около дюжины чаек с дикими криками и хлопаньем крыльев кинулись в драку в борьбе за лакомство. А уже вернувшись домой, я услышала истории о том, как хельсинские чайки (не знаю уж чем, лапами или клювом) ухитрялись вырывать сам вафельный рожок, а незадачливый турист так и застывал с пустой рукой, сложенной колечком, где секунду назад еще красовалось аппетитное мороженое. Чтобы избежать подобных казусов, мороженое лучше брать в картонном стаканчике – его труднее выбить из рук, и добыть оттуда шарик одним точным и неожиданным для туриста ударом тоже не удастся. Хотя не удивлюсь, если чайки в поисках халявы рано или поздно и к стаканчику как-нибудь приспособятся.
Наш приезд в Хельсинки пришелся на время проведения 15-го международного фестиваля Гимнастрада. Он проводится раз в четыре года и объединяет спортсменов различных возрастов и дисциплин, приехавших из более чем 50 стран. Выступления проходили на разных площадках, в том числе на импровизированной сцене напротив кафедрального собора, поэтому увидеть Сенатскую площадь в ее первозданном виде нам так и не удалось:
На сами выступления мы не ходили – не хватило времени, но постоянно на улицах, в отеле, в магазинах, в общественном транспорте встречали участников фестиваля из Чехии, Швейцарии, Италии, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Португалии, США, Канады, ЮАР и многих других стран. Они наполняли улицы финской столицы веселым шумом, радостным настроением, ощущением праздника. Единственный минус – по вечерам в кафе в центре города было очень сложно найти свободные места, так как все залы и открытые террасы были заняты делегациями участников Гимнастрады.
Исторический центр Хельсинки не очень велик, но гулять здесь исключительно приятно. В городе много уютных уголков, утопающих в цветах (в середине июля здесь еще вовсю цветут жасмин и шиповник) или ласкающих слух журчащими струями фонтанов.
Эспланада с памятником поэту Йохану Людвигу Рунебергу
Напротив туристического офиса
Фонтан «Хавис Аманда»
Вид с Рыночной площади
Успенский собор
Рыцарский дом или Дом знати (жаль, что фонтанчик в 6-7 часов вечера уже не работает)
Дом сословий
Часовня тишины, построенная в рамках проекта «Хельсинки – столица морового дизайна-2012»
Старейшая церковь в центральной части города
Напротив – памятник Элиасу Лённроту, записавшему карело-финский эпос «Калевала»
Церковь Св. Иоанна
Немного в стороне от центра – парк Сибелиуса со знаменитым памятником композитору
Особое место в архитектурном облике Хельсинки занимают здания, построенные в стиле ар-нуво (или модерн, югендстиль) или точнее – национального романтизма. Дома нередко имеют ассиметричные фасады, украшенные башнями, эркерами, балконами, а также растительными орнаментами, рельефами и скульптурами с изображениями животных и персонажей национального фольклора. Цоколь здания часто облицован грубо обработанным гранитом, входные двери украшаются медными засовами, коваными петлями и ручками. В Хельсинки стиле ар-нуво построено более 600 зданий, иногда они составляют целые кварталы. Чтобы лучше сориентироваться в этом великолепии, в туристическом офисе можно взять специальную брошюру-путеводитель по самым интересным памятникам этого направления в архитектуре.
В стиле ар-нуво построено здание железнодорожного вокзала, ставшее одним из символов города
Рядом с вокзалом – здание Финского Национального театра. Его фасад украшен изображением восходящего солнца и кантеле – музыкального инструмента, под аккомпанемент которого исполнялись руны.
Один из самых красивых архитектурных памятников Хельсинки, на мой взгляд, – здание страхового общества Похъёла (Aleksanterinkatu, 44), щедро декорированное изображениями северной флоры и фауны, а также персонажей финского фольклора.
Национальный музей Финляндии на проспекте Маннергейма
Еще несколько зданий из центральной части Хельсинки и элементов декора в стиле ар-нуво:
Помимо отдельно стоящих зданий в Хельсинки есть несколько районов, целиком застроенных в стиле ар-нуво. Один из них – это Катаянокка, район, расположенный за Успенским собором. Это поистине уникальное место, где можно гулять часами, рассматривая каждый дом, среди которых нет не то что одинаковых, но даже похожих:
Многие дома имеют свои имена:
Еще один район, богатый на дома в стиле ар-нуво, – это Эйра в южной части города. Мы успели обойти только две улицы – Huvilakatu и Laivurinkatu.
Угловой дом по Laivurinkatu – частная больница «Эйра»
Сразу за больницей дальше по улице – вилла Йоханна, построенная по заказу коммерсанта для его супруги
Даже улица перед входом в здание выложена мозаикой:
Немного в стороне (Tehtaankatu, 9) находится дом Шалина – одно из самых интересных зданий в стиле ар-нуво:
Конечно же, приехав в Хельсинки, нельзя не посетить одну из главных достопримечательностей города – крепость Суоменлинна (Свеаборг), включенную в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Крепость расположена на островах, и добраться до нее можно только на пароме или на водном автобусе JT-Line (на пароме выгоднее, т.к. на нем действительны все билеты на городской транспорт, включая проездные на один или несколько дней). Ехать лучше утром, часов до десяти (по крайней мере, в высокий туристический сезон). Во-первых, в самой крепости еще не так людно, на туристических дорожках почти никого нет, а в удаленных уголках можно насладиться тишиной и спокойствием. А во-вторых, на паром совсем нет очереди и, придя минут за 10 до отправления, можно выбрать любое удобное место. Когда мы в один из дней проходили мимо причала часов в 11, на паром уже выстроился приличный хвост из туристов. А когда мы возвращались из крепости в час или два пополудни, очередь была просто умопомрачительной, и конца ее не было видно. Отдельно выстроилась очередь (и немаленькая!) из инвалидов-колясочников и родителей с маленькими детьми. На водный автобус, по-моему, очередь была покороче, но все равно желающих было немало. Может быть, во всем была виновата Гимнастрада (в Суоменлинне мы встретили немало групп участников фестиваля), и в обычные дни нет таких проблем с транспортом, но, на мой взгляд, если есть возможность, лучше все-таки не рисковать и поехать в крепость с утра.
По дороге в Суоменлинну:
С причала открывается симпатичный вид на центральную часть города:
В 1854 г. для русского гарнизона крепости была построена церковь:
После получения Финляндией независимости церковь была превращена в евангелическую лютеранскую и перестроена. Сейчас она выглядит так:
В настоящее время Суоменлинна является районом Хельсинки, где постоянно проживает около 800 человек. На лужайках можно встретить мирно пасущихся гусей:
В Суоменлинну можно приезжать на целый день – посидеть в кафе или устроить пикник, посетить несколько музеев, зайти в магазинчики с сувенирами ручной работы. Но если время поджимает, можно за два-три часа пройти по основному туристическому маршруту, увидеть главные достопримечательности крепости.
Могила Августина Эренсвярда, основателя крепости
Сухой док, до сих пор использующийся для ремонта старых деревянных судов
На полуострове Кустаанмиекка сохранились бастионы шведской крепости XVIII в., а также береговая линия обороны, возведенная русскими в конце XIX в.
Пушки до сих пор стоят на своих боевых позициях:
Королевские ворота, построенные в 1753-54 гг. как центральный вход в крепость
На берегу мы покормили чаек остававшимся у нас хлебом. Тогда мы еще не знали, какой черной неблагодарностью они ответят нам тем же вечером!
К сожалению, тех трех дней, что мы провели в Хельсинки, совсем не хватило на то, чтобы походить по городским музеям. Единственное, на что удалось выкроить время – это художественный музей «Атенеум» (находится совсем рядом с железнодорожным вокзалом), но приехали мы, как выяснилось, не в лучший момент. Часть музея была в лесах; я понадеялась, что реставрационные работы затрагивают только экстерьер, но оказалось, что весь третий этаж закрыт на ремонт.
Основной целью похода в музей было познакомиться с финской живописью, о которой до поездки в Хельсинки я почти совсем ничего не знала. Но из-за ремонта систематически посмотреть музейную коллекцию, увы, не получилось. На первом этаже всего два зала были отведены для размещения нескольких лучших картин музея, а весь второй этаж занимала выставка «Волшебный север», посвященная финской и норвежской живописи. Выставка, конечно, интересная – о норвежской живописи я знала не намного больше, чем о финской (кроме, разве что, Э. Мунка). Были картины финского символиста А. Галлен-Каллелы, в том числе его полотна на сюжеты из «Калевалы», которые мне хотелось увидеть в первую очередь. Но в целом в этом музее я рассчитывала немного на большее. Если еще раз окажусь в Хельсинки, придется идти в «Атенеум» еще раз, чтобы посмотреть коллекцию целиком, а также посетить еще несколько художественных и исторических музеев, на которые сейчас не хватило времени.
Но все же, несмотря на мелкие казусы и неприятности, Хельсинки произвел на меня очень приятное впечатление. Опрятный и уютный город, комфортный и дружелюбный. Конечно, он не так впечатляет с первого взгляда, как многие другие европейские столицы, где есть античные развалины, готические соборы, роскошные королевские дворцы или кварталы с узкими средневековыми улочками. Но Хельсинки ни в коем случае нельзя назвать скучным городом, где все свое туристическое любопытство можно удовлетворить за пару-тройку часов. Внимательный путешественник обязательно найдет здесь для себя много нового и интересного.