Предисловие
Почти два года прошло с той поездки, как я заразился болезнью, под названием «любовь к Кубе». Два года стертых воспоминаний о солнце, музыке, наикрасивейших женщинах, друзьях. За эти годы я познакомился со множеством людей болеющих той же самой болезнью что и я, людей которые стали для меня настоящими друзьями, именно с ними я и разделил свое второе возвращение на остров Свободы. Возвращение, которое было противоречивым для меня и для многих людей, которые разделили эту поездку со мной. Этим рассказом я зарисую только свои впечатления, остальные участники путешествия возможно потом сами что то вставят от себя, скажем так, дополнением. Сразу хочу извиниться перед ними, если мои впечатления будут противоречить их впечатлениям, все ведь сугубо лично. Да, в связи с тем, что на Кубе увеличился террор к местному населению, общающемуся с иностранцами со стороны кубинских спецслужб, имена всех тех, кто нам помогал в этой поездке, будут изменены или просто не будут указываться.
Итак, вот список людей, участвующих в поездке: я (Finn), Илья (Camajan), Валера (Borracho), Вова (Abejorro), Валера (Борода), Александр (Alexsander), Макс (Дримтим), Денис (Den). Все участники за исключением Валеры Бороды, Дениса и Макса являются постоянными участниками форума любителей самостоятельных путешествий www.awd.ru. На котором и будет выложен этот рассказ. Изначальная программа путешествия была следующей, неделю мы должны были провести на лодке, с постоянными дайвинг погружениями, а неделю в Саньтьяго-де-Куба. Изначально, потому что на Кубе, в который раз я этому убеждаюсь ничего планировать нельзя, но об этом в самом рассказе.
Итак, Шереметьево-2, отлет, и шестеро напивающихся перед полетом в стельку пьяных покорителей острова Свободы. Шестеро потому что Боррачо и Александер уже как неделю были на острове, организовывая лодку для нашего путешествия, за что им, а особенно Боррачо, как самому главному организатору отдельное спасибо.
Отлет запомнился действительно большим количеством выпитого, текила, водка и виски мешались в нашем организме, так как все понимали, что 13 часовой перелет перенести без сна проблематично. И не для кого не было секретом, что алкоголь лучшее в мире снотворное. В полете прием алкоголя продолжался, хотя лично я уже многое пропустил, так как, слава богу - уснул.
День первый. Мертвая Гавана.
При приземлении нас ждали Баррачо и Александер, А также два очень хороших кубинских друзей Боррачо. Сплеснув по кубинской традиции рома на землю, по кругу была пущена бутылка рома и все участники процессии, погрузившись в машины, поехали домой к одному из наших кубинских друзей. Гавана, как и в первый раз встречала меня солнцем, сладковатым запахом, такой воздух я не могу спутать ни с чем. Кубинцы на велосипедах спешили на работу, старые американские автомобили снова поражали меня своим видом, но толи утомленный перелетом, толи тем что еще не осознал что я там, куда хотел вернуться все эти два года, радость не наполняла мое сердце. Да и самое главное, после полета у меня было заложено одно ухо, и никак не отпускало, так как в ближайшие дни нам предстояло погружаться, эта проблема меня сильно волновала, во-первых я не слышал одним ухом, а это крайне неприятное чувство, во-вторых при погружениях необходимо продуваться, кто погружался – знает, кто нет, пусть не заморачивается, скажу одно, проблему надо было решать, но как, я пока не знал. Выгрузив вещи и немного переодевшись, мы с Максом устроили экскурс в кубинский магазин. Скажу сразу, ничего за эти два года там не изменилось. Пустые полки обшарпанной лавки с парой видов какой то крупы. Это все что вы можете приобрести там за кубинские песо. На Кубе есть два вида дензнаков. Обычные песо и конвертируемые. Обычные песо вы, как турист вряд ли где встретите, а если они и попадут Вам в руки, вряд ли где потратите. Конвертируемые песо – валюта, по которой обслуживают во всех более менее нормальных магазинах, бензоколонках, кафе, барах, дискотеках. Короче везде, где Вам придется бывать. Конвертируемый песо равен одному доллару США, но так как сейчас в связи с новым законом принятым Фиделем, в отмеску за ожесточения эмбарго берется 10% при обмене долларов США, реально на сто долларов вы приобретаете только 90 конвертируемых песо. Так что мой совет всем кто туда собирается, везите деньги в евро. Евро меняют один к 125. Так что выгода на лицо. Поучаствовал в игре «игнорируем американский доллар» и я.
После небольшого отдыха все погрузившись в машины отправились в центр Гаваны, где в одном из ресторанов заказав пиво и всякую закуску к нему мы продолжали оклиматизацию. Я пару раз ходил гулять по улочкам близ этого ресторана. На улицах выступали артисты на ходулях, и какой то кубинский ансамбль песни и пляски. Как они танцуют, умопомрачительно, кубинский танец – это как медитация, можно часами стоять и смотреть за ними. Движения бедер, живота и задниц, нам никогда не понять как это можно делать, и никогда наверно не научиться так двигаться.
Попив пивка все решили ехать в знаменитую Бадегиту, но когда мы оказались у машин оказалось что мы лишились двоих участников нашего путешествия, Володя Абихоро и Макс исчезли из нашего поля зрения. И если за Володю не первый раз бывавшего на Кубе мы не волновались, то Макс вызывал опасения, он то был на Кубе в первый раз. Поискав их около часа, мы решили что они догадаются появиться в Бодегиде. Мы поехали туда. Какая то толстая негритянка махала на рукой с балкона, жестами показывая как она нас хочет. Доехав до Бодегиды, мы разделились, точнее от компании отделился я, меня окончательно добило мое не слышащее ухо, и я с двумя кубинцами отправился в больницу.
Военный медицинский госпиталь находился не далеко от Капитолия Гаваны. И всем своим видом показывал, что медицина пусть на этом острове и бесплатная, но далека от стандартов санитарии и качества. Впрочем, и наши больницы не производят на меня впечатление заведений, на которые можно положиться. И мы, поговорив с врачом, здоровенным мулатом, который долго убеждал нас ехать в другое место, так как в этом госпитале не было не средств, ни медикаментов для промывки ушей, согласились с его доводами отправились в другое место. Ни для кого не секрет что в Гаване помимо кубинцев живут и иностранцы, а также огромное количество туристов. Так что в Гаване есть частная клиника, обслуживающая именно такой контингент. Где старенький врач с двумя обольстительными медсестрами, кубинки, да еще и в белых халатах, я готов был сидеть там с ними до бесконечности, промывали мне ухо. Но после получаса данной операции, то ли пробка была большая, толи еще что, но ухо лучше слышать не стало. Мне выписали какие то капли, и сказали, что в случае если ухо не отпустит я могу попробовать подъехать к ним еще раз. После чего отправили меня в кассу. Насколько же я был удивлен, когда за данную услугу и два тюбика капель с меня содрали 50 долларов. Вот Вам и коммунизм, вот Вам и бесплатная медицина. Но я не расстраивался, когда бы мне еще пришлось побывать в кубинских больницах и увидеть что это такое. 50 долларов не большая цена за столь увеселительную экскурсию, к тому же с такими медсестрами.
Вернувшись к Бодегите я обнаружил что и Володя и Макс уже нашлись. Правда, оба в достаточно подвыпившем состоянии, если не сказать в стельку пьяные. Оба они пошли куда то гулять, без внятного объяснения куда, потом Володя увидав какую то мулатку зацепил ее, и в пьяном состоянии забыв Макса, удалился с ней чтобы отметиться наконец то на кубинкой земле. Макс же не зная Гаваны, а самое главное без кубинских денег в кармане долго блуждал по городу, пока не вышел к Капитолию, где подумав что самое центральное место в Гаване это памятник какому то хрычу встал у него и стал ждать остальных. Потом, видимо немного протрезвев, он каким то образом купил телефонную карту и связался с Илюхой. Так все и встретились в Бадегите.
Потом был Чайна-таун, ресторан, в котором по вечерам дискотека, та дискотека на которой я в первый раз уже бывал. Пока делался заказ, я отправился с Володей заправлять его зажигалку у сидевшего рядом с входом старичка с баллончиком газа, и прочими приспособами для починок зажигалок. Там то меня и подловил негр. Все это было каким то дежавю, этого негра я знал, это был именно тот негр, который на карнавале в Гаване два года назад убеждал меня что он американец. Он тихо шептал мне стандартный кубинский набор, чика, ганжа, кока, сигары. Мне почему то жутко захотелось купить марихуану, не потому что я хотел ее курить, а просто потому что захотелось купить, так сказать нарушить в первый раз закон. И я направился с ним по подворотням чайна-тауна. Сейчас я понимаю что это было глупостью с моей стороны, во-первых потому что трава нам не нужна была, во-вторых потому что сейчас в Гаване идет охота на драгдилеров и туристов. Каждый второй продающий наркотики является одновременно и стукачем в полиции. Но повинную голову не секут, и пять порций ганжи были у меня в кармане. Через два дня эти пять порций окажутся выкинутыми. Просто купленными - и выкинутыми.
После приема пищи, все изрядно усталые, и подвыпившие отправились домой, где практически сразу половина зондеркоманды уснула. А я томимый новыми приключениями стал готовить высадку в ночную Гавану под номером 1. На поиски женщин и приключений отправились трое, Володя, Александер и я. Это было моей большой ошибкой, так как пьяный Александер, за рулем, делал круги вокруг дома, пытался отправлять машину в занос, короче всячески нервировал меня. Я вообще не люблю все эти шутки за рулем, да и все женщины при виде двух огромных пьяных мордоворотов в лице Володи и Александера разбегались по сторонам. В итоге с большим трудом выгнав его из-за руля, я возглавил машину сам. Доехав до малекона, я поразился, Гавана была пуста. На малеконе не было ни души, на 5-ой авеню тоже, и на 23-ей тоже меня ждала пустота. Толи то, что в Гаване в ту ночь было достаточно холодно, толи в связи с тем что проходила какая то полицейская операцией, но все сидели по домам. Такой Гаваны я не видел ни разу. Безрезультатно покружив, мы вернулись обратно. Потом была высадка под номером два, в сопровождении одного из наших кубинских друзей, но и она не принесла результатов. Гавана была пуста. Гавана была Мертва. Ночь была холодной, и закутавшись в ветровку по возвращении, я уснул на раскладушке. И только храп Александера периодически прерывал мой сон. Это был полный разочарований мой первый день на острове Свободы.
День второй. Пинар-дель-Рио.
На утро нам подогнали микроавтобус, и мы выдвинулись по направлению к Пинар-дель-Рио, одной из самых не понравившихся мне в первом путешествии провинции. Она славиться лучшим на Кубе табаком, кучей милицейских училищ, и тем, что эта провинции считается образцово-показательной. Для примера нужно отметить то, что несколько лет назад в рамках борьбы с проституцией и связями с иностранцами в этой провинции пересажали практически всех девушек, которые засветились на касах партикулярах. Но именно из этой провинции нам предстояло начинать нашу морскую часть путешествия.
Дорога как всегда, отличалась большим количеством выпитого, хотя мне кажется, это уже можно и не указывать, просто делайте поправку на то, что пили мы везде, всегда и очень много.
Отель «Пинар-дель-Рио», сразу же по нашему приезду был лишен вазы скинутой с пятого этажа Александером и сломанным им же креслом. Так как дальнейшую вакханалию по разгрому этого здания я наблюдать не мог, а если быть честным просто хотел прогуляться, я ушел в город. Вы и представить себе не можете, какое это удовольствие гулять по кубинским городкам днем. Днем понимаешь, что кубинцы работают крайне мало. Основное времяпрепровождение кубинцев – это сидеть на кресле-качалке у себя на крыльце и смотреть на улицу, на которой ничего не происходит. Большое количество военных на улице, школьники, в бело-бежевой форме возвращающиеся из школы, и палящее солнце над головой - это то, что сопровождало меня в этой прогулке. Я очень хотел дойти до центра, но солнце было слишком палящим, и я вернулся в отель чтобы взять биситакси.
Биситакси – это трехколесный велосипед, с двумя местами для пассажиров и одним для биситаксера. Я заметил что среди касты этих самых биситаксеров есть самые настоящие тюнинг мастера. Как и у машин тюнинг биситакси бывает внешним и внутренним. К внутреннему надо отнести несколько дополнительных передач, для езды в горку, стояночный тормоз и еще несколько рычагов, применения которых я так и не понял. К внешнему относиться колесный колпак от авто (а лучше два), куча антенн, катафотоф, брызговиков и конечно же лейбл продвинутой автомарки. Обычно это лейблы Пежо, Тойоты, и Ауди. Короче то, что можно украсть у оставленной без присмотра туристической машины. Да и дополняет все это дело аудиосистема, запитанная от небольшого аккумулятора. Дам дельный совет, старайтесь садиться в биситакси с несколькими передачами, иначе при езде в горку водитель будет просить вас встать с места и пройтись пешком, а это лично мне противоречит, «взялся везти, вези». Проезд до любой точки города как правило стоит десять кубинских песо, так что не вдавайтесь на провокации по приезду типа двух-трех долларов, смело суйте 50 центов, это и так двойная плата. Короче я взял Дена, такси и отправился в центр. Толи раньше я не заметил, толи сейчас за два года что то поменялось, но теперь на весь город был уже не один светофор, а целых два. Порадовавшись за улучшения трафика города я предложил Дену выпить пивка. Сразу было заметно что он на Кубе первый раз.
- Пиво будешь? – спросил я его.
- А какое??? – отве6тил он мне.
Ну как объяснить что пива там всего два вида. И в лучшем случае есть одно в магазине. Купил я пару банок «Кристалла» и каких то дерьмовых чипсов.
- А где все девки то??? Я себе Кубу по другому представлял. – говорил он окидывая толпу негров в центре.
- Я тоже. А вообще их всех тут посадили.
И мне взгрустнулось. Я начинал ненавидеть всю эту прожженную систему построенную Фиделем. Из борца за свободу он в моих глазах превращался в тирана, сажающего своих подданных за любовь к развлечениям, за то что они нигде не работают за 5-7 долларов в месяц, за то что люди сажают на своих фермах то, что им прикажут и вынуждены продавать все за бесценок государству. Я видел огромные поля табака. Лучшего табака в мире, 150 долларов фермер получал раз в год за это поле, при том что из этого табака выходили целые контейнеры настоящих кубинских сигар и продавались за баснословные суммы. Все шло на дело партии и коммунизма. По возвращению в Москву я видел передачу из карнавала сигар в Гаване. Фидель на него не приехал, он прислал двоих своих сыновей, фешенебельных двух молодцов, окруженных женщинами и роскошью построенной на деньги народа. История Кубы не знает времени когда народ был бы действительно свободным, мне было жалко их, мне было жалко себя, за мою слепую любовь к этой земле и их лидерам.
Потом к нам присоединился Камахан, и в центральном скверике мы на скамейках пили с какими то кубинскими неформалами-металлистами. Дэн быстро добился симпатии одной из этой самой не обычной компании которой я видел на Кубе. И договорившись с ней на вечер, мы засобирались к Валереному кубинскому знакомому на ужин. Но какой ужин без выпивки????
И вот мы уже с Илюхой и огромным ящиком забитым ромом, пивом и колой грузимся в биситакси.
- Тема, давай таксисту дадим 5 баксов.
- Ты обалдел, заканчивай тут их баловать, а то завтра всем придется платить им по пятерке.
- Барин гуляет, я хочу дать ему пять баксов, а то у меня только двадцатки, дай мне пятерку.
- Слушай ты можешь чего угодно ему давать, но я дам только один. Это и так много.
- А я хочу дать пять, если ты мне не дашь пять баксов, то я дам ему двадцатку.
- За 20 он нас до Гаваны довезет, могу поспорить. И вообще я в Москве то мотору 5 баксов редко даю, а ты хочешь велосипедисту дать, хоть тут пешком пять минут.
-А я хочу чтобы он нас запомнил. – ныл Илюха.
- Как полных идиотов, давай лучше ему вообще ничего не дадим. – прикалывался я.
- А я ему вообще 100 баксов сейчас суну.
- Только при условии что мы поедем на нем Сантьяго, каких то 900 км.
Если бы этот биситаксер знал что сейчас решается его судьба, 100 долларов на Кубе не малые деньги, а зная Камахана в подвипитом состоянии на зло мне он мог действительно ему это сунуть. Но мы сошлись на 3 долларах, и то, я гундел по этому поводу еще очень долго.
Ужин с лобстерами, гитара, и вот мы уже на крылечке дома гарланим Чайф и Чиж, а рядом кубинцы играют в домино. В домино играют по вечерам везде, это национальный вид спорта. Я долго пытался выяснить, если у них понятие «Рыба» но так и не понял.
А вечером была дискотека, и мы с Денном долго колесили по городу, были и в кабаре и на открытой площади где группа школьников и студентов отрывалась под музыку несущуюся из сколоченых на скорую руку подиумов.
А потом дискотека у отеля, где я пил с итальянским скаутом высматривающем на кубинской земле новых звезд бейсбола. И девушка, моя первая за эту поездку кубинская девушка. Ночные шатания на машине в поисках касы, и первый кубинский секс. Дежавю.