1. Музей Рома Havana Club
Музей Рома, открытый в 2000 году, является одним из наиболее популярных музеев на Острове, который ежегодно посещают более 100 тысяч человек. Здесь туристы могут познакомиться с процессом производства знаменитого кубинского рома Havana Club. Ром появился в 16 веке, когда на Кубе начали производить спирт из сахарного тростника. Предшественником рома была агуардьенте - водка приготовленная из мелассы, сиропообразной жидкости темно-бурого цвета, полученная из отходов сахарного тростника, которую привезенные из Африки рабы использовали в своих ритуальных обрядах. В 19 веке процесс перегонки был модернизирован, что значительно улучшило качество напитка. Кубинский ром прославился во всем мире. Ром разделяется на 4 типа: Silver Dry (молодой, прозрачный ром, используемый в коктейлях), Carta Blanca (выдержка 3 года), Carto Oro (выдержка пять лет) и Anejo (выдержка семь лет). Выдержанный ром пьют неразбавленный или со льдом. В музее собрана обширная информация об истории производства этого напитка. Во время экскурсии вы сможете увидеть основные стадии изготовления рома: ферментация, дистилляция, фильтрирование и выдержка. Каждую субботу и воскресенье помимо экскурсий в музее проходят выступления кубинских музыкантов: по субботам можно послушать джаз и сон, а по можно станцевать румбу с оркестром «Tata Guines Junior y Sus Mulatas». Стоимость входного билета – 10 кук (посещение музея и дегустация различных сортов рома).
Calle San Pedro, 262, между Sol и Muralla
Тел 618-051
Открыто пн-чт 9:00-17:00, пт-вс 9:00-16:00
2. Дом-музей Эрнеста Хэмингуэя
На юго-восточной окраине Гаваны в квартале Сан-Франсиско-де-Паула находится дом-музей Эрнеста Хэмингуэя (Museo Casa Ernest Hemingway, San Fracisco de Paula). Хэмингуэй, уроженец американского штата Иллинойс, приезжая на Кубу в 1930-е годы, всегда останавливался в Гаванском отеле «Ambos Mundos». В 1939 году писатель принял решение поселиться на острове и лишь изредка покидать его. В усадьбу Финка Вихия в Сан-Франсиско-де-Паула писатель переехал только ради своей третьей жены Марты, которой надоело скитаться по гостиницам, а сам он вовсе не хотел удаляться от любимых баров «Bodeguita del Medio» и «El Floridita». Но изумительное расположение дома на холме, откуда видно море, действовало на него умиротворяюще, да и атмосфера для написания книг была более спокойная. Обстановка дома полностью соответствует вкусу эксцентричного любителя рыбачить в открытом море и охотиться на крупную дичь. Повсюду развешаны охотничьи трофеи из Африки и плакаты с изображением боя быков. На стеллажах до самой крыши громоздятся газеты и около 9000 книг. Даже в туалете есть книжная полка. Хэмингуэй работал в спальне: он печатал на пишущей машинке стоя и босиком. Здесь были созданы романы «За рекой, в тени деревьев», «Праздник, который всегда с тобой» и др. Рядом, в студии, писатель разместил свою коллекцию оружия, значков и всевозможных памятных вещиц, а также фотографии своих троих детей. Так и кажется, что хозяин вышел на минутку и сейчас вернется. Даже его ботинки 48-го размера выставлены для проветривания перед дверью. В испанской столовой всегда накрывали на три персоны: для писателя, его жены и возможного гостя. Звук тяжелого металлического колокола в усадьбе возвещал на всю округу о прибытии гостя. Здесь бывали Гари Купер, Эррол Флин, Ингрид Бергман, Марлен Дитрих, Спенсер Треси. В 1960 году Хэмингуэй был помещен в клинику (clinica de los Hermanos Mayo) для лечения продолжительной депрессии. После его самоубийства в 1961 году вдова писателя подарила усадьбу Вихия правительству.
Жители квартала Сан-Франсиско-де-Паула, безмерно любившие и уважавшие талантливого американца, поставили ему памятник, из-за недостатка денег пустив в переплавку якоря и цепи. Теперь бюст Хэмингуэя стоит в самом центре поселка. С 2002 года ученым США при поддержке фонда Рокфеллера открыт доступ к архивам писателя, содержащим важные материалы.
San Francisco de Paula | Carretera Central Km 12.5, Havana, Cuba
Teл: 891-08-09
Усадьба открыта для посетителей: понедельник - суббота 9.00-16.00, воскресенье 9.00-14.30, в дождливые дни закрыто. Входная плата 3кук. Так как в усадьбе все осталось, как было при жизни Хэмингуэя, внутрь помещения заходить нельзя: можно только заглянуть в открытое окно.
3.Palacio de los Capitanes Generales / Паласио-де-лос-Капитанес-Хенералес
Одно из самых красивых зданий Гаваны – Паласио-де-лос-Капитанес-Хенералес (Palacio de los Capitanes Generales), расположено на Площади Оружия (Plaza de Armaz). Оно проектировалось гаванским инженером Антонио Фернандесом де Требехос под руководством Генерал-Капитана Фелипе де Фондесвьела и было построено в 1791 году. Здание служило не только резиденцией Генерал-Капитана (Capitanes Generales), но и выполняло функции Дома Правительства и публичной тюрьмы. Генерал-капитан всегда занимал бельэтаж, внизу размещались прислуга, рабы и лошади. Последующие перестройки позволили расширить комнаты Капитанов, скрыв тюрьму. Был предусмотрен и тронный зал для испанской королевской четы, но на землю Кубы Хуан Карлос и София вступили впервые только в 1799 году. Губернатор Такон в XVIII веке заменил деревянным настилом булыжник мостовой перед дворцом, поскольку его раздражал цокот лошадиных копыт. После 1898 года дворец не раз менял хозяев, и среди них были президенты, мэры, директора музеев. Теперь здесь размещается городской музей (Museo de la Cuidad), первые залы которого были открыты в 1968 году и посвящены колониальной истории Гаваны. Особого внимания заслуживает красивый внутренний дворик, окруженный двухъярусными галереями и аркадой. В центре двора находится мраморная статуя Колумба. Осмотр начинается с посещения старой Палаты Совета. В музее есть зал трона, где полномочными министрами создавались верительные письма, отправлявшиеся на подтверждение в Мадрид.Почти во всех залах можно увидеть старинную кубинскую мебель из драгоценной древесины с золотыми вставками. Конец выставки расположен в комнате, собравшей предметы времен Войны за независимость от Испании и ранних лет Республики.
Музей открыт ежедневно
с 9.30 до 18.30
4.Museo de la Revolucion / Музей Революции
Музей Революции (Museo de la Revolucion) находится в Гаване на пересечении улиц Refugio и Zulueta. В 1909 году губернатор Гаваны Эрнесто Асберт издал приказ о постройке новой резиденции Дома Правительства. Проект был реализован в эклетическом стиле кубинским архитектором Родольфо Марури и бельгийским специалистом Паулем Белау. 31 января 1920 года состоялось официальное открытие Президентского Дворца. 13 марта 1957 года этот дворец был атакован организованной группой студентов с намерением казнить диктатора Фульхенсио Батиста за совершенные им государственные преступления. После победы Фиделя Кастро 1 января 1959 году он превратился в важный государственный центр. Здесь разместились Президум и Совет Министров. Залы дворца принимали таких важных персон, как английский Премьер-министр Уинстон Черчилль, северо-американский уполномоченный Ричард Никсон, президенты латиноамериканских стран, советские космонавты Юрий Гагарин и Валентина Терешкова и, конечно, самые главные лидеры Кубы - Фидель и Рауль Кастро, Че Гевара и Камило Сьенфуегос. После того, как руководство перешло в новую резиденцию – Дворец Революции на одноименной площади, в здание переехал Музей Революции, основанный в 1959 году и размещавшийся ранее в древнем замке Castillo de San Salvador de La Punta. 4 января 1974 года Президентский Дворец превратился в постоянную резиденцию Музея Революции. После полной реставрации и перестройки здания, 27 января 1988 года была торжественно открыта новая экспозиция. Экспанатоты 38 выставочных залов распределены по этапам кубинской истории. Так 2 зала колониального этапа включают предметы, характеризующие деятельность первых поселенцев острова по прибытии испанцев 27 октября 1492 года, распространение колониальной власти и восстание аборигенов. С 1899 года началось активное вмешательство северо-американского правительства в дела Кубы, наложившее отпечаток на все области кубинского общества. 20 мая 1902 года на острове установилась Республика. Этот период представлен в предметах и документах залов «Республика». Залы этапа «Национально – освободительная Война» хранят экспонаты, тесно связанные с партизанской войной 1956 – 59 г., которую вёл кубинский народ под предводительством Фиделя Кастро против диктатуры Фульхенсио Батисты. Посетитель увидит пластмассовые фигуры революционеров в натуральную величину, в обстановке приближенной к реальной, во время нахождения партизан в горах Сьерра-Маэстры, автоматы, стоптанные ботинки, измазанные кровью рубашки и тарелки, которыми они пользовались. Помимо прочих реликвий здесь хранятся медицинские инструменты Че Гевары: в горах он как врач помогал раненым. Постоянная экспозиция «Революция продолжается» охватывает 8 залов, повествующих о событиях между 1959 и 1989 годами, и демонстрирует очевидность северо-американской агрессии препятствующей экономическому росту государства в то время. В залах так-же можно увидеть костюм кубинского космонавта Арнальдо Тамаио Мендес, ружье генерала бригады Раула Диаса Аргбельеса, погибшего в сражении в Народной Республике Ангола, и другие предметы исторического значения. Самыми посещаемыми залами остаются залы, собравшие экспонаты последнего похода Че Гевары и его товарищей в Боливию. Здесь находится и одежда Че, в которой он был убит, пряди его волос и бороды, сохраненные сестрой больницы Большой Долины, документы и записи библиографии легендарного партизана. Посещение музея включает в себя также осмотр мемориала в парке за Музеем революции: здесь в стеклянном саркофаге находится яхта «Гранма». Также можно увидеть два трактора, которые были превращены в броненосцы. Один из них, Дракон 1, хранит следы сражения. Недалеко находятся три джипа, использованных в течение войны Фиделем и Раулем Кастро и Хуаном Альмеида. Выход из парка завершает Памятник Вечным Героям Новой Родины, вечный огонь которого был зажжен лидером Кубинской Революции 19 апреля 1989.
Вт-вс 10.00-17.00, фотосъемка 5 кук.
5.Museo Nacional de Bellas Artes / Национальный музей искусств
Национальный музей искусств (Museo Nacional de Bellas Artes) Гаваны был основан в 1913 году. В 1954 году по специальному государственному проекту было построено здание для музея между улицей Zulueta и проспектом Avenida de las Misiones. Строительство велось под управлением архитектора Родригеса Пичарда, который консультировался со специалистами Столичного музея Нью-Йорка.
Живопись и скульптура проявились даже на внешних стенах здания. Рядом с главным входом находится скульптурная композиция из серого мрамора работы Рита Лонга, балкон на фасаде украшен скульптурами Матео Торрьенте, а стены третьего этажа внутреннего двора содержат двадцать восемь рельефов Эрнесто Наварро.
Внутри музея расположены 24 выставочных зала: они находятся по кругу от оси и могут быть посещены последовательно или отдельно согласно пожеланию. Национальный музей искусств обладает наиболее крупной коллекцией кубинской живописи от начала колониальной эпохи до наших дней. Живопись колониального периода представлена в работах Эстебана Чартранда, Валентина Санса Карта, Виктора Патрисио Ландалусе. В отдельном зале находятся картины Хосе Лесама Лима, которые, по словам специалистов, являются «ярким синтезом кубинского». «Перемены» - так называются несколько залов, посвященных художественному направлению периода 1894-1927 годов. Политические изменения в стране наложили отпечаток на искусство, поэтому наряду с классическим исполнением стали развиваться стили импрессионизм, символизм, art нуво, art decу. В этих залах находятся работы Армандо Менокаля, Леопольдо Романьячи и Рафаэля Бланко. С победой революции в январе 1959 года появилось новое поколение художников. Абстракция уступила дорогу в новые художественные течения. История во всех ее оттенках – от эпической поэзии до ежедневных забот – поглотила интересы мастеров. В семидесятых годах стало модно обращение к мифам и традициям африканских культур. Картины этих стилей представлены на втором этаже музея.
Особого внимания заслуживают работы современных художников на третьем этаже музея и, в частности, произведения Вифредо Лама. Полотна Вифредо Лама (1902-1982), учившегося в Академии искусств Мадрида вместе с Сальвадором Дали, проникнуты афрокубинским духом: он изображал зловещих демонов, чертиков и прочую нечистую силу.
Trocadero e/ Zulueta y Monserrate, Habana Vieja
Музей открыт:
С 10.00 до 19.00 (пн.-сб.)
С 10.00 до 13.00 (вс.)
6.Museo Nacional de la Musica / Национальный музей музыки
Основан антропологом Фернандо Ортисом. Музей находится в старой части Гаваны, в особняке, построенном богатым коммерсантом в 1905 году. Фасад здания, подражая эпохе итальянского возрождения, украшен громоздкими колоннами. Во внутренних помещениях присутствует эклектический стиль с умеренностью и элегантностью кубинских аристократических домов начала ХХ века.После капитального ремонта в 1981 году здесь разместился Национальный музей музыки, посвященный историческому развитию музыки и музыкальных инструментов с XVI до ХХ веков на Кубе.Ценители и профессионалы могут ознакомиться здесь с музыкальной историей Кубы, увидеть пожелтевшие партитуры, самые ценные из которых - либретто оперы El Naufrago Эдуардо Санчеса, оригиналы партитур Гонсало Роиг, Алехандро Гаркиа Катурла и Амадео Рольдан.
Любопытна коллекция старинных граммофонов, которые посетителям разрешается заводить.Десятки музыкальных инструментов Кубы и Латинской Америки, коробки грампластинок, кассет – все это постоянная экспозиция музея.Хранители музея особенно гордятся залами, представляющими на обозрение большое число барабанов. Эти образцы были сделаны в XIX веке африканскими рабами, работавшими на плантациях Кубы. Самые ценные барабаны изготовлены вручную нигерийцами племен abakua и bantu. Они отличаются формой (цилиндрические, в форме бокала, бочонка, в форме песочных часов), качеством натянутой кожи и украшениями.
Музейные и музыкальные работники часто проводят в здании Museo Nacional de la Musica курсы, семинары, конференции по изучению и распространению культурного музыкального наследия Кубы.
Calle Marti No.158 e/ Facciolo y La Piedra,Regla
Дважды в неделю в музее бывают концерты.
Музей работает со Вторника по субботу 10.00 - 18.00, по воскресеньям 9.00 - 13.00.
Понедельник - выходной.
7.Capitolio Nacional / Национальный Капитолий
Торжественное открытие Национального Капитолия (Capitolio Nacional) в Гаване, представляющего собой копию вашингтонского Капитолия, состоялось в 1929 году. Он был построен как дворец диктатора Мачадо, который гордился, что этот Капитолий был больше, чем американский. На его строительство ушла внушительная по тем временам сумма в 17 миллионов песо. Было задействовано 8000 специалистов и большое количество материалов - около пяти миллионов кирпичей, 38000 кубических метров песка, 40000 кубических метров камней, 150000 мешков цемента, 3500 тонны структурной стали и 2000 тонн железных брусков. На момент постройки это было самое высокое здание в Гаване. До 1959 года Капитолий служил резиденцией Палаты представителей и Сената. С 1960 года здесь размещается Министерство науки, техники и экологии Кубы, Национальная научно-техническая библиотека и Музей Истории.
Посетители заходят внутрь через бронзовые двери, на которых изображены сцены из кубинской истории. В здании можно осмотреть библиотечную комнату, сделанную из изумительного красного дерева, а также комнаты сенаторов и депутатов. Здесь так же находятся сокровища типа статуи Республики, которая была сделана итальянским художником Анджело Цанели и считается третьей по величине скульптурой в закрытом помещении во всём мире (после статуи Будды в Японии и Мемориала Линкольна в Вашингтоне).
Внутренний зал площадью 120 м. известен как Salon de Los Pasos Perdi-dos (Зал потерянных шагов). Под куполом Capitolio, раскинувшимся на высоте 62 метров, в пол вмонтирована копия 24-каратного бриллианта — начала отсчета всех расстояний на Кубе.
Прогрессивность Национального Капитоля подчеркивает то, что первое Интернет-кафе на Кубе открылось в этом здании. Около Капитолия внимание прохожих привлекают фотографы со старинными треножными аппаратами, готовые запечатлеть желающих на фоне монументальной архитектуры.Прогуливаясь вечером вокруг Capitolio Nacional, туристы заходят в его внутренний дворик. Рассмотреть интересные архитектурные детали здания можно в небольшом кафе, находящемся на балкончике.
Национальный Капитолий открыт ежедневно
с 8.30 до 17.00 кроме субботы и воскресенья.
8.Castillo de la Real Fuerza / Реаль-Фуэрса
Реаль-Фуэрса (Castillo de la Real Fuerza) – древнейшая на Кубе и во всей Латинской Америке крепость. Ее строительство, начатое под руководством Бартеломе Санчеса, продвигалось медленно, поэтому в 1562 году работы возглавил Франсиско Калона. Закончилось возведение крепости в 1577 году. Стены замка толщиной 6 метров и высотой 10 метров должны были защищать процветающий город от нападения морских флотилий других государств и противостоять атакам флибустьеров. Кроме проживания управляющих и капитанов Кубы, здесь хранились основные запасы золота, серебра и других ценных товаров, привезенных из Испании. На протяжении своего существования крепость выполняла разные функции.
Так, в течение Войны Десяти Лет (1868-1878), она превратилась в казарму добровольцев Гаваны. В 1899 правительство упорядочило переместить в замок Национальный Архив, где он был до 1906 года.
Главный Штаб Армии разместился в здании с 1909 до 1934 года.
Между 1938 и 1957, крепость дала пристанище Национальной Библиотеке. После победы революции 1959 года на верхнем этаже замка обосновалась Национальная Комиссия Памятников и Национальный Центр Хранения и Реставрации, в то время как на первом этаже был помещен Музей Оружия. По новому государственному проекту Реаль-Фуэрса – выставочное место для современной художественной керамики. Форма крепости – квадрат, разделенный на девять равных частей и завершенный четырьмя бастионами. Вокруг этого укрепления вырыта яма. Совершенная симметрия строения заимствована из итальянской и французской архитектуры эпохи ренессанса (XVI век). На круглой крепостной башне видна бронзовая фигура – это Ла-Хиральдилья – символ Гаваны. В скульптуре запечатлена Инесс де Бобадилья, жена губернатора Эрнандо де Сото: отправляясь в экспедицию, муж для надежности запер ее в крепости. В крепости есть бар и сувенирная лавка.
9.Castillo de los Tres Reyes del Morro, El Morro / Эль-Морро
Эль-Морро (Castillo de los Tres Reyes del Morro, El Morro) – крепость на скалистой возвышенности, защищавшая вход в гавань в самом узком месте залива.Крепость Эль-Морро строилась в 1589-1630 гг. по воле короля Филиппа II под руководством военного инженера Хуана Батиста Антонельи при поддержке губернатора Хуана де Техеда. Укрепление имеет форму неправильного многоугольника и является естественным продолжением поверхности скал. Крепость состоит из трех бастионов и маяка. Отсюда открывается впечатляющая панорама Гаваны. Из мощной крепости Эль-Морро, как и из расположенной напротив крепости Сан-Сальвадор-де-ла-Пунта (Castillo de San Salvador de la Punta), гаванцы открывали огонь, когда подступал враг – французские, голландские или английские пираты. А с тех пор, как в их порту стал собираться королевский «серебряный флот» на пути в Испанию, частота появления корсаров резко увеличилась.
150 лет крепость считали неприступной. Но когда английский флот из 44 кораблей с 3000 стволами и 14000 солдатами на борту осадил город, после 2 месяцев сопротивления упал даже El Morro. Годом позже испанцы получили Гавану обратно взамен на Флориду. В память о том сражении выстроили крепость длиной 700 метров – Сан-Карлос-де-ла-Кабанья (Fortaleza de san Carlos de la Cabana). Сан-Карлос-де-ла-Кабанья - самое большее из военного укрепления, созданного Испанией в Америке. Оно построено под руководством бригадного генерала Дона Сильвестре Абарка в 1774 году. В течение войн за независимость в XIX веке, кубинские патриоты, например Хосе Марти, содержались в местной тюрьме и многие были расстреляны в печально известной Яме Лавров. 3 января 1959 года Команданте Эрнесто Че Гевара штурмом взял эту крепость и организовал Комендатуру, которая сейчас является музеем, хранящим документы и свидетельства процессов над палачами режима Батисты, свергнутого Кубинской революцией 1956 – 1959 гг. Посещение крепости лучше отложить до вечера.Ежедневно в 21.00 здесь по традиции стреляют из пушек. Когда-то пушечный выстрел служил сигналом, чтобы закрыть городские ворота. Эль-Морро, Сан-Сальвадор-де-ла-Пунта и Сан-Карлос-де-ла-Кабанья составляют Исторический Военный Парк Morro-Cabana Гаваны.
На территории крепости есть бар (живая музыка, танцы).
10.Plaza de Armaz / Пласа-де-Армас
Пласа-де-Армас(Plaza de Armaz) – Площадь Оружия - была построена по приказу Капитана Франсиско Диониса Вивес в 1828 году с целью превратить в исторический памятник место, где проходила первая месса и основывалась Гавана. Раньше это был учебный плац солдат испанской армии. Сегодня эта территория - исторический центр города, здесь под тенистыми деревьями сквера встречаются и отдыхают жители Гаваны. В центре площади расположен памятник Карлосу Мануэлю де Сеспедису (1819-1874) - первому кубинцу, освободившему своих рабов и поднявшему народ на борьбу против испанцев. Сеспедис был крупным плантатором и вполне мог жить с колониальными властями в мире и согласии, но предпочел путь революционера. В 1874 г., во время 10-летней войны за независимость Кубы, Сеспендес был взят в плен и казнен.
Кубинцы называют Сеспедеса «отцом нации». Памятник Сеспедесу увековечил его как борца за свободу против колониального владычества. В центре Площади Оружия находится Эль-Темплете (El Templete)– небольшая часовня, построенная в 1828 году.
Часовня выполнена в неоклассическом стиле, но архитекторы утверждают, что в характере постройки просматривается явное «греческое вдохновение». Внутри храма можно увидеть три интересных картины маслом на историческо-религиозные темы, выполненных Vermay - французским художником. Возле Эль-Темплете растет могучее дерево сейба, которое считается священным. Культовость сейбы – живого символа растительного мира - приписывают африканским традициям. В ночь с 15 на 16 ноября, в день Святого Кристобаля – небесного покровителя Гаваны, большая часть населения города идет к часовне и старается три раза обойти вокруг дерева и загадать желание, считая, что оно обязательно сбудется.
11.Plaza de la Revoluсion / Пласа-де-ла-Революсьон
Пласа-де-ла-Революсьон (Plaza de la Revoluсion) в Гаване до революции называлась Plaza de la Republica. Она находится между проспектами Avenida Carlos M. de Cespedes и Avenida Rancho Boyeros.
Хотя эта огромная площадь является символом революции, благодаря политическим действам, проходящим на ней регулярно с I960 г., здания вокруг нее принадлежат эпохе Батисты.Площадь достаточно большая: на ней во время демонстрации одновременно могут разместиться до 1,5 млн. человек. Ежегодно 1 мая и 26 июля Фидель Кастро произносит здесь свои знаменитые многочасовые речи, стоя на трибуне перед Мемориалом Хосе Марти, который находится в самом центре Пласа-де-ла-Революсьон.Этот важный мемориал был открыт в 1996 году. Он представляет собой скульптурную композицию, включающую 139-метровую стелу и памятник Хосе Марти работы скульптора Хуана Хосе Сикре.Здесь хранятся различные реликвии, оригинальные предметы, документы и гравюры, связанные с жизнью и творчеством Апостола кубинской революции. На вершине обелиска – бетонной, облицованной мрамором башни высотой 138,5 м над уровнем моря – находится самая высокая смотровая площадка столицы, на которую можно подняться на лифте (в цоколе Мемориала есть лифт). Цена - 8кук.
Около Пласа-де-ла-Революсьон находится здание Министерства внутренних дел, обращающее на себя внимание огромным портретом Че Гевары, который обычно подсвечивается по ночам.
12.Catedral de San Cristobal / Собор святого Кристобаля
Собор святого Кристобаля (Catedral de San Cristobal) находтся в Гаване на Соборной площади (Plaza de la Catedral). Его строительство начали в 1750 году иезуиты, но на освящении храма в 1788 году присутствовать им не удалось, потому что в 1767 году именем испанского короля они были изгнаны.Собор св. Кристобаля построен в стиле испанской колониальной архитектуры, как и все здания, находящиеся по периметру площади. Оригинальные своды внутри собора сделаны из древесины, а в XIX веке они были покрыты гипсом, имитировавшим готические своды европейских церквей.
Пол первоначально был собран из каменных плит, что характерно для XVIII века, но в 1820 году покрытие было заменено мраморным.Эта Церковь хранит множество секретов, многие из которых не раскрыты и по сей день.В ней находятся древние могилы, отпечатки тысяч рук на стенах - следы рабства и искусства.Именно здесь покоились останки Христофора Колумба, пока их не перевезли в Севилью.
Справа от собора расположен дворец маркизов де Агуа-Клара (Palacio de los Marqueses de Aguas Claras), во дворе которого находится кафе-ресторан.Слева от собора – дворцы маркизов де Аркос (Palacio de los Marqueses de Arcos) и графа Ломбильо (del Conde Lombillo) постройки VIII века. Ансамбль завершает Касса-Байона (Casa Bayona), где размещается маленький колониальный музей.
За собором раскинулся парк Сеспедеса (Parque Cespedes): каждый день здесь открывается рынок народных промыслов.Во всей Южной Америке едва ли найдется такой цельный ансамбль, как на Пласа-де-ла-Катедраль (Plaza de la Catedral, Соборная площадь).