Мы раньше уже бывали в Швейцарии, были знакомы с «классической программой», от Женевского озера до Луганского, от Цюриха до Церматта. В нашей «копилке» были самые известные швейцарские города, но явно не хватало природных маршрутов. Причем не просто заехать куда-то на минутку, «для галочки», а «с чувством, с толком, с расстановкой» посидеть на берегу озера, побродить в горах, устроить «пикник на обочине» где-нибудь на высоте в 1 500 – 2 000 метров, со сногсшибательным видом на окружающие вершины.
Нет, slow-travel у нас не получилось, я умудрилась напичкать программу подъемами и спусками, деревушками и городочками, ущельями, ледниками и озерами. Но при всем при этом в сухом остатке не было ощущения перенасыщенности от впечатлений.
Маршрут на 15 дней, кольцевой – от Цюриха до Цюриха, против часовой стрелки. По три ночи в кантонах Берн, Вале, Тичино, Граубюнден. Маршрут мне показался оптимальным: смена кантонов – это смена картинки перед глазами, при этом усталости не возникало, и не было ощущения бесконечного мелькания вереницы незапоминающихся объектов. Трехдневные ночевки позволяли отдохнуть и быть готовыми к новым впечатлениям.
Zurich - Schaffhausen
Innertkirchen - Gelmerbahn (Gelmersee) - Grimselpass (Grimsel Hospitz, Grimselsee) - Gletsch - Furkapass (Furka Belvedere, Rhonegletscher) - Aareschlucht - Gletscherschlucht Rosenlaui - Panoramaweg (Männlichen – Kleine Scheidegg) - Brienzersee - Giessbachfälle
Fiesch - Eggishorn (Grosse Aletschgletscher) - Lötschental (Kippel, Wiler, Lauchernalp) - Kandersteg - Oeschinensee - Val d'Anniviers (Grimentz)
Valle Maggia (Cevio, Bignasco) - Val Lavizzara (Prato) - Val Bavona (Foroglio, Sonlerto, Robiei) - Valle Verzasca
Zuoz - Vadret da Morteratsch - Muottas Muragl
Zurich
О времени года
Программа поездки была насыщенной, много пользовались фуникулерами и канатными дорогами, поэтому поездку планировали с учетом времени их работы (период примерно с середины июня по середину октября). Были и другие факторы, определившие время поездки:
- хотелось застать водопады если и не самыми полноводными, то хотя бы не пересохшими (значит, конец лета уже не подходит);
- длинный световой день (июнь-июль);
- хотелось застать хорошую погоду (июль, хотя погода в горах – ох, какая непредсказуемая вещь!).
В итоге свой выбор остановили на первой половине июля.
Весной – в начале лета этого года Швейцарию поливали дожди. Накануне поездки прогноз нас не слишком радовал: дожди и грозы, температура не выше +15. А в горах-то еще ниже! Что ж, пришлось укладывать в чемодан теплые куртки, шарфы, шапки и перчатки. Надо ли говорить, что почти всю поездку шпарило солнце, даже на высоте не ощущалось прохлады (за исключением мест, близких к ледникам), а температура радовала нас +38 на уличных термометрах.
О транспорте
Передвигались мы общественным транспортом. Все маршруты планировала на сайте http://www.sbb.ch/en/home.html, в дополнение заглядывала на сайт https://www.postauto.ch/.
Сразу остановлюсь на вопросе резервирования мест в автобусах: на сайте postauto.ch в перечне автобусных маршрутов были указаны те, которые идут через перевал Гримзель. Я написала в службу поддержки, мне ответили, что резервируются места только для групп (более 10 человек), плюс резервируются места по так называемым дневным маршрутам 3 или 4 перевала.
Единственный раз, когда мне пришлось забронировать место в автобусе, – переезд через перевал San Bernardino (из Беллинцоны в Тузис). Бронировала я заранее, через интернет (эта услуга бесплатная). Мне пришло подтверждение с номером брони. По факту в «день Х» на остановке в Беллинцоне водитель просто сверил фамилии пассажиров со своим списком.
Во время путешествия мы часто пользовались общественным транспортом, было много длинных и долгих переездов, поэтому для нас было выгодно купить Swiss Travel Pass. Информацию о стоимости билета и зонах его действия я брала на этом сайте: http://www.swisstravelsystem.com/en/home.html.
С 2015 года тарифная система в Швейцарии поменялась: был отменен так называемый тариф «Saver», который давал скидку при путешествии вдвоем. В то же время, как я поняла, стоимость билета (на 15 дней) снизилась. Также отмечу приятное для нас изменение: с 2015 года был отменен Alpine Ticket – плата, которая взималась при проезде в автобусах по горным дорогам, перевалам.
продолжение отчета