- Я не был на море...
- Ладно, не заливай! Ни разу не был на море?
- Не довелось, не был...
- Не знал, что на небесах никуда без этого? Пойми, на небесах только и говорят, что о море...
1. Предисловие и дорога
Предыстория
Это отчет о поездке на Шри Ланку. Нет, не подумайте по заголовку, что там опасно. Шри Ланка - прекрасная и дружелюбная страна (за мелкими исключениями).
Дело совсем в другом. Никогда я еще не летел на другой край света в таком "разобранном" состоянии. Точнее так - никогда я еще не летел так далеко и никогда еще перед полетом меня так не подводило здоровье. И никогда еще, проходя с рюкзаком мимо автостоянки, я не говорил своей машине "Ну что, родная, увижу ли я тебя снова?".
Началось все с необходимости как-то убить двухнедельный отпуск, который иначе бы просто сгорел. Так как с коленом все еще не ясно, да и снега в декабре было не особо, горнолыжный отдых отпадал. Знакомая из турагентства предложила подумать о Шри Ланке. И тут я снова вспомнил, что никогда не видел океан. Плавал в куче морей, озер и рек, а вот океан не видел. Хотел специально для этого в Португалию ехать. Да и в Азии я толком не бывал. Начал изучать вопрос, поспрашивал сына и знакомую, которые бывали на Шри Ланке. Из бесед особо яркого впечатления не вынес - достопримечательности так себе, океан хорош, перемещение по острову очень медленное из-за узких дорог. Ну и стиль отдыха у тех, у кого спрашивал был не совсем моего формата. Сын с компанией снимал дорогую виллу и совмещал отдых с удаленной работой. А знакомая ездила с подругой в индивидуальный тур с экскурсиями. Я же привык ездить кругом сам.
Начал рассматривать вариант с поселением в отеле и ежедневными дальними вылазками (как я делал в Черногории, Хорватии, Испании). Но обнаружил одну особенность - разница в долларах, к примеру, между 10 и 11 днями отдыха в основном составляла цифру порядка 100 долларов, что как-то дороговато за один день в небогатой стране. Ну и минимально отдых выходил в 850-950 долларов. Ну и опять же фактор медленного транспорта, далеко от отеля туда и обратно сложно уехать в течение дня. А хотелось и в горы съездить, и по побережью проехать. Посмотрел цены на booking.com на самые дешевые хостелы и гэстхаузы. Оказалось 7-15 долларов за ночь (по итогу оказалось еще дешевле). В итоге, в основном из соображений мобильности, родилась идея просто об авиа-билетах.
Поискал в Инете - минимум 512 долларов у Air Arabicа, при этом с многочасовым ожиданием пересадки в Шардже. Позвонил знакомой в турагентство и без особой надежды спросил - а как насчет билетов на чартер? Буквально через полчаса она перезвонила "Саша, билеты на чартер за 390 долларов, на 11 дней". Я долго не думал.
Купив билеты, начал копаться глубже, почитал отчеты о самостоятельных поездках в горы на поезде. Потом меня навели на эпичный отчет киевлянина о самостоятельном путешествии по всей Шри Ланке, правда там человек был не ограничен по времени - Шри-Ланка: как подешевле пробомжевать зиму – online. Начал потихоньку читать. Забучил койку в общем номере в хостеле в Коломбо за 7 долларов на первые сутки, заплатил за визу 30 долларов на сайте посольства Шри Ланки, получил подтверждение. При подаче на визу нужен адрес в Шри Ланке, но, как я понял, можно отфонарно написать адрес любого отеля, не обязательно его бучить. Кстати, букинг свой я потом благополучно отменил, решив не задерживаться в Коломбо. А поначалу план был такой - отоспаться после ночного перелета в хостеле, купить билеты на следующее утро в горы, в Канди, побродить по Коломбо, сходить в зоопарк. Съездить в горы, пожить в Канди один-два дня, а потом спуститься к океану и проехать по побережью до самого юга.
"Веселуха" началась буквально за 3-4 дня до отлета. Незадолго до этого я походил по врачам со своим становившемся хроническим трахеитом. Теперь я уже и не уверен, трахеит ли был это. Покашливание, как я теперь знаю, может иметь причиной и проблему с сердцем, и с желудком. В общем, врач в районной поликлинике определила у меня хронический фарингит и после анализа на микрофлору назначила колоть антибиотик в течение пяти дней. Ну еще меня отправили на физиотерапию трахею греть. Антибиотик я проколол себе сам (в попу не сложно), процедуры прошел. И вот уже на следующий день после окончания этого всего, 11 декабря появились непонятные пока ощущения разлада в организме. И в этот же день у нас был новогодний корпоратив в ресторане. Много не пил, сначала вроде было все ничего, а потом вдруг начало в жар бросать и слабость начала наезжать волнами. Уехал домой, всю дорогу кашлял. Дома меряю температуру - 35,4.
В общем в следующие несколько дней у меня температура скакала от 34,8 до 36,3, постоянные приступы слабости с бросанием в пот, скачки давления до 110-150, врачи обнаружили сильную аритмию и даже какую-то блокаду на кардиограмме, назначили кучу сердечных лекарств и необходимых анализов, сказали, что впору в стационар ложиться, а не лететь за три девять земель.
Пытался выставить билет на продажу, никто не покупает, никому не надо. А 16-го вылетать из Киева, значит 15-го вечером ехать поездом в Киев. Вещи-то у меня были сложены, но до последнего думал, что откажусь. На улице чувствую себя более менее, дома открываю окно, не хватает воздуха и опять эти приступы слабости, возникающие к примеру от того, что решил что-то съесть. Ну и представляю, как я в таком состоянии лечу с тяжелым рюкзаком на другой конец света и там живу не в отеле, а шарюсь сам по стране. Хоть и есть страховка (по ней, кстати, нужно звонить в Индию, попадая даже с местной ланкийской картой на роуминг), но реально представляешь, что случись что серьезное, это будет хана без вариантов. Мозг говорит, что ехать нельзя, а сердце шепчет "ты не увидишь океан и бездарно просрешь отпуск".
И вот 15-го надо что-то решать, я еще днем еду через весь город к еще одному рекомендованному сыном через третьи руки кардиологу. И начинаю вроде чувствовать себя чуть получше. А тут еще кардиолог говорит, что мол она видит по глазам, что я уже что-то спланировал и хочу осуществить, поэтому удержать она меня не сможет. То есть не говорит явно, что ехать нельзя ни в коем случае. В итоге, я выйдя из больницы, набираю турагентство и снимаю билет с продажи, потом еду на работу сыну, покупаю по Инету билет на поезд, потом лихорадочные сборы дома (главное, что не успел - это толком спланировать маршрут), выхожу с двумя рюкзаками (большой и маленький для ноута и других гаджетов, документов), по дороге прощаюсь с машиной. Метро, поезд, Киев.
Перелет
Позавтракав в кафе на вокзале и немного поспав на квартире у моего киевского ангела-хранителя, я уехал в Борисполь и попал в самолет Air Arabicа. Мне предстоял перелет 5 часов до Шарджи в ОАЭ и потом после 40 минут пересадки полет 4 часа до аэропорта в Негомбо. Взял билеты у окна, чтобы поспать в полете. Самолеты нормальные, по 6 кресел в ряду. Бортпроводники и бортпроводницы смешанного состава - русские и азиаты. На первом рейсе в Шарджу была очень симпатичная и улыбчивая проводница, похожая на филиппинку. Все ничего, но об одном меня никто не предупредил - за весь 9-часовый перелет в Air Arabica не кормят и не поят. В смысле бесплатно, как я привык на других рейсах. За деньги да, можно, только надо не проспать, когда предлагают еду. Я проспал оба раза. Хотя на обратном пути был очень голодным и твердо был намерен что-нибудь существенное съесть. Земляки украинцы, которых, видимо, все-таки предупредили, запаслись большими кульками с едой. У меня же с собой на счастье были хоть два пакета жареного кэшью, купленного на всякий случай в дорогу. Ну а вопрос с приемом лекарств я решал, спрашивая у стюардесс стакан теплой воды. Большую часть полета я проспал, но к прилету в Шарджу проснулся и полюбовался на нее ночную, расчерченную на прямоугольники электрическими огнями
Кстати в этот момент меня впервые за 60 лет (лучше позже, чем никогда) осенило почему на мусульманских мечетях перевернутый, лежащий месяц. Просто именно такой они и видят ночью на небе.
А это Шарджа же только днем на обратном пути
Так как первый рейс задержался с вылетом, пересадка в Шардже была очень динамичной. Моими новыми соседями оказались крохотный индус в кожаной куртке и негритянка с солидными формами, такая классическая мамаша Джоли. Мне было жарковато и я включил подачу прохладного воздуха над собой. Бедный крохотный индус, видимо, мерз и всю дорогу кутался в капюшон. Ну а я опять спал, чтобы проснуться уже в половине четвертого по местному времени в Негомбо (разница с Украиной 3,5 часа).
Лирическое отступление №1
Утро, 4 часа. Сижу в аэропорту в Негомбо перед телевизором. На экране буддийские монахи в оранжевых одеяниях вокруг белой ступы на зеленой горе. Звучит утренняя молитва. И как-то сразу хорошо и спокойно на душе. Все будет хорошо!
Деньги
В аэропорту в отделении банка поменял 100 долларов по курсу 140,75 рупий за доллар. При этом, следуя совету бывалых, попросил выдать основную часть суммы купюрами помельче - по 100, 200 рупий. Забегая вперед скажу, что мне этой суммы хватило на все 10 дней на все - на жилье, на еду, не поездки, на Интернет и на сувенир - яркую маску. Нет, вру. Еще 5 долларов я поменял в Унаватуве.
В аэропорту нормальный курс. Остаток рупий можно потом, имея квитанцию, поменять обратно, но при этом заплатить по-моему 150 рупий комиссии. Так что небольшую сумму лучше истратить в магазинчиках и кафе аэропорта, пусть и по грабительским ценам. Доменять доллары можно потом в отделениях банков, но они не везде есть, в Унаватуве, к примеру, нет, нужно ехать в Галле. Ну и по выходным банки не работают. В супермаркетах предложат 130-134 рупии за доллар. И только ювелирные магазинчики дадут честный курс 140, как в банке. Но они тоже могут работать не предсказуемо. С утра чаще всего закрыты, а по внешнему виду лачуги и не поймешь, что это ювелирный магазин. В Уванатуве я так часов в 10 утра и прошел мимо двух закрытых ювелирных магазинчиков, а поменял 5 долларов в какой-то мото-матерской.
Связь
В аэропорту есть несколько ларьков от провайдеров, предлагающих SIM-карты с определенным количеством локальных или международных минут и к ним Интернет-карточку с определенным количеством гигабайт. Все это действительно 30 дней, то есть ровно столько, сколько действительна ланкийская виза без продления. Есть даже специальные карточки для туристов из Китая с предоплаченными минутами звонков на родину. По некоторым отзывам я понял, что вроде самый стабильный - это Dialog. Они предлагали за 1300 рупий то ли 2, то ли 3 Gb Интернета.
После некоторого раздумья, узнав, что отделения Dialog есть везде в курортных городках, решил купить карточку позже. Ну "отделения" это сильно сказано. На поверку "отделения" были в основном представлены продуктовыми магазинчиками с вывеской Dialog в числе прочих. Карточку на 100 местных минут (600 рупий) и к ней Интернет карту на 5 Gb (699 рупий) я купил в таком магазинчике в Хиккадуве. Правда там с покупкой была целая эпопея, но об этом позже. 5 Gb оказалось очень много, я смог истратить только 2 Gb за 10 дней, как ни старался. Если бы не старался, то вполне уложился бы в 1 Gb (199 рупий). Карта на 2 Gb стоит 299 рупий.
Связь работала по-разному. Отлично в аэропорту, на пляже Унаватувы и на трассе. Медленно в комнате в гэстхаузе, несмотря на то, что комната была у самой трассы. Но в целом очень даже неплохо.
Дорога в Хиккадуву
Надо отметить, что после того, как я переоделся, зимняя одежда заняла по объему и по весу половину моего 80-литрового рюкзака. Это серьезный якорь, для тех, кто хочет перемещаться мобильно. На будущее надо думать о том, как оставить зимнюю одежду в Киеве. Или прилететь на Шри Ланку летом, только вот надо с дождями свериться.
Хайвей-экспресс (автобус) я нашел довольно быстро. Вышел из аэропорта, пошел налево, там наткнулся на большую автобусную стоянку, ну а там уже местные мужики-водители показали мне на автобус на другой стороне дороги.
Лирическое отступление №2
Утро, около 6 часов. Сижу в автобусе-хайвей экспрессе, который должен отвезти меня в Коломбо. Надо головой вентиляторы и динамики, из которых звучит снова утренняя буддийская молитва. Кругом пряные запахи ланкийских благовоний. Над автобусом пролетают в одном направлении стаи каких-то черных хищных птиц.
Транспорт
Транспорт номер один на Шри Ланке это, конечно же, автобус. Он же и самый дешевый. Примерно 120 рупий за три часа езды, меньше доллара. Поезд (2-й класс) стоит незначительно дороже, но гораздо менее удобен, так как ходит не часто и попробуй еще ту станцию найти. Тук-тук - для развода туристов, стоит где-то 100 рупий на километр, для местных значительно дешевле. Ну а для самостоятельного передвижения есть мотороллеры и машины на прокат. Ценами на прокат в этот раз не интересовался. Но тем, кто планирует арендовать собственный транспорт, следует учесть ряд факторов:
1) на Шри Ланке левостороннее движение - мрачное наследие колонизаторов-англичан.
2) дорога двухполосная, по полосе в одну сторону. При этом на обочине и частично на проезжей части могут быть припаркованы любые машины, в любом месте. При этом несладко приходится и пешеходам, вынужденным выходить на дорогу, чтобы обойти припарковавшегося, и при этом не угодить под машину, тук-тук или автобус. Вот тут пытался снять иллюстрацию сказанного, и только уже потом, дома, увидел, что в грузовике слон -
3) светофоров практически нет. Прав всегда тот, кто больше. Поэтому в подавляющем большинстве случаев прав автобус. Поэтому выглядит это так - автобус едет так, как хочет, и где хочет, хоть по встречке, а всякую мелочь (тук-туки, машины, мотороллеры) разгоняет зычным гудком. Кто не спрятался, автобус не виноват. При этом за все время я не видел ни одной аварии. Чудеса.
4) переходы-зебры есть. Естественно, переходы не регулируемые. И тут наступает хана многолетним рефлексам. "Посмотри налево, посмотри направо". Ага, инстинкт уверенно толкает тебя на смерть. И хоть ты уже сто раз говорил себе помнить о левостороннем движении, рефлекс опять дергает твою голову сначала налево. Ну и опять же, автобус всегда прав. Я, как минимум, дважды выскакивал прямо из-под колес резко поворачивающего автобуса.
Вот ролик, показывающий движение на перекрестке в Велигаме. Обратите внимание, что пассажир может сойти на ходу через открытую дверь
https://www.youtube.com/watch?v=4Z-P1z8kMj8
Вернемся к автобусам. Из аэропорта в Негомбо в Коломбо ходят три вида автобусов:
- хайвей-экспресс №187, который едет по платному хайвею и доезжает до Коломбо за полчаса (110 рупий)
- обычный автобус с тем же номером №187, который едет по деревням побережья до Коломбо часа два (100 рупий)
- маленькие частные автобусы (цену не знаю, но из Коломбо мне ломили цену 200 рупий)
Дальше на юг хайвея уже нет, а есть двухполосная дорога, которая тянется вдоль побережья, так называемая Галле роуд по имени города Галле. Параллельно ей по задворкам среди пальм и прочей тропической растительности тянется железная дорога. От Коломбо почти до Берувелы железная дорога идет по самому побережью ближе к океану, чем Галле роуд, потом перед Берувелой они меняются местами.
Вот в этом месте -
https://www.youtube.com/watch?v=3l9QlD7adtI
Уже Галле роуд идет прямо по побережью, а железная дорога среди растительности в отдалении. Поэтому по маршруту Коломбо-Галле интересно проехать и на автобусе, и на поезде.
Автобусов тьма, они самые разные и ходят очень часто. Красные - это государственные.
Еще есть самые разные белые отличающиеся принадлежностью к разным кампаниям (например, Матара-бас по имени города Матара).
Есть медленные, останавливающиеся возле каждой остановки, есть экспрессы дальнего следования (с синими вывесками), которые брезгуют останавливаться в деревнях типа Унаватуны. На цене это, как я понял, не сказывается.
Вот некоторые цены, которые я помню:
- Коломбо-Хиккадува - 118 рупий
- Хиккадува-Галле - 34 рупии
- Галле - Уванатува - 18 рупий
- Унаватуна-Матара - 61 рупия
- Унаватуна-Ахангама - 30 рупий
Поезд Уванатува-Коломбо (2-й класс) стоил 190 рупий.
С большим рюкзаком проблем нет, за багаж деньги не берут. Рюкзак могу засунуть в маленькое багажное отделение сзади автобуса. Но так делают редко, только на конечных остановках из-за экономии времени. Обычно же кладут рюкзаки на возвышение за загородкой возле водителя.
В каждом автобусе есть водитель и кассир (изредка их два). Кассир стоит возле открытой двери, которая не закрывается все время поездки, и при приближении к остановке вывешивается наружу и зазывает пассажиров. И все это под аккомпонемент веселой музыки и мигающего цветомузыкального иконостаса
https://www.youtube.com/watch?v=Rjbko8ZHhiI
Радовали смешные круглые ланкийские буквы, каждая из которых похожа на рожицу обезьяны или другое животное (на фото вверху желтые под иконостасом).
В перерывах кассир обилечивает. Впрочем, обилечивает далеко не всегда. тут есть варианты:
- на государственных красных автобусах кассир выбивает билет на переносном аппарате
- могут просто написать цену на отрывном билете
- могут просто собирать деньги
При этом сдача дается иногда точно, до рупии, но чаще приблизительно. За проезд, стоящий 34 рупии, возьмут 35, а за стоящий 61 рупию, возьмут 60. Впрочем, одна рупия это настолько ничтожная сумма, что рупия туда, рупия сюда вообще не вопрос. Но иногда даже в государственном красном автобусе могут "забыть" дать сдачу с крупной бумажки. Типа потом, а потом приходится самому подходить к кассиру и напоминать. При этом он без напоминания помнит, сколько он должен был дать сдачи. Ну, авось турист забудет и "приступ амнезии" прокатит.
Дорога в Хиккадуву (продолжение)
Итак, автобус дико взревел на старте и помчался под веселую музыку в динамиках в Коломбо, разгоняя все машины и тук-туки ревом своего клаксона. Вокруг буйная тропическая природа. Белые дома с черепичной крышей утопают в зелени. Экзотика места чувствуется сразу. Довольно быстро домчали до Коломбо. Хоть было еще ранее утро, на улицах уже полно народу, просыпаются рано.
https://www.youtube.com/watch?v=ZWfBV-gayGs
Куча рекламы, облепившей громоздящиеся друг на друга хибары, грязно.
Но при этом встречаются и довольно интересные дома, опять же наследие проклятых колонизаторов. Обращает на себя внимание обилие полицейских, которые непонятно, чем заняты, но видимо бдят безопасность. Некоторые руками регулируют движение.
Тут же рядом с полицейскими можно увидеть буддийского монаха в ярко-оранжевой одежде.
Постоянно встречаются культовые места - статуи Будды и ступы. Такие места здесь называют "темпл" (tempel).
Обращали на себя внимание еще большие группы парней в белом - белые рубашки, белые брюки, все белое. Видимо студенты какие-то. Или старшие школьники.
Конечная остановка на рынке.
https://www.youtube.com/watch?v=vZgJo_grPgw
Автобус высадил всех и вдруг начал резко уезжать куда-то. А багаж? Я, и не только я, пустился в погоню за автобусом, а он, сделав большую петлю, вернулся к тому же месту, где высадил пассажиров, только с другой строны крытой платформы. Блин, предупреждать же надо! По дороге заметил кучу ларьков с пирожками, хотел купить в дорогу, но не успел. Первый же автобус, к которому я подошел с вопросом, ехал в Галле через Хиккадуву, в которую я решил поехать сначала (понятия не имею почему именно в Хиккадуву, не вспомню уже, скорее всего потому, что у меня был адрес гэстхауза из отчета киевлянина). В общем я вскочил в автобус и поехал.
Дорога сначала идет в стороне от океана, но потом, после пересечения в железнодорожной веткой, выходит прямо к нему. И начинается красота. Тянутся бесконечные и безлюдные песчаные пляжи -
https://www.youtube.com/watch?v=XWB2dQ5GTy8
Слегка омрачаемая наличием мусора в местах остановки местных -
По части мусора местные - свиньи натуральные. Тот случай, когда прекрасная природа досталась грязнулям. Пляжи на курортах убирают, но на диких пляжах после пикников местных остаются пакеты, пивные банки и бутылки и прочий мусор. Наблюдается привычка бросать мусор прямо под ноги. Точно, как у нашего быдла. До цыган, конечно, далеко.
Проехали Ахунгалу (Ahungalla) , где все в автобусе начали молитвенно складывать руки. Оказывается, в этом месте расположен большой монастырь (Tempel), куда стекается куча паломников. Планировал заехать сюда на обратном пути, но не сложилось. Кстати, жаль, судя по картинкам в Google maps, очень красивый там Tempel.
Какой-то городок по пути, царство тук-туков -
https://www.youtube.com/watch?v=kvaNrwnoqjk
Ну а потом я начал нервничать - как бы мне не проехать Хиккадуву. Никаких указателей на въезде в городки. Никаких объявлений остановок. Местные и так знают, а кого волнуют проблемы случайно затесавшихся туристов. Тут еще автобус забился под завязку. Начал просить местных подсказать, где мне вставать. И тут обнаружил еще одну особенность, о которой меня предупреждали - в бывшей английской колонии простые люди не говорят на английском. От слова воообще.
Английский язык
На английском изъясняются (кто хорошо, кто хоть как-то) продавцы, тук-тукеры, хозяева гэстхаузов и прочие люди, имеющие хоть какое-то отношение к обслуживанию туристов. Но не простые люди на улице или автобусе. На обращение к ним на английском возможны следующие виды реакции:
- проходит мимо, не обращая на тебя внимание
- виновато разводит руками, показывая, что нихт ферштейн
- что-то лепечет на своем в полной уверенности, что я его пойму
- однажды, когда я пытался догнать праздничную процессию со слоном, я обращался ко всем местным, употребляя слово "elephant". После третьей или четвертой попытки я понял, что для них это слово загадка. Как называется на языке их бывшей колонии фактически символ острова, они не в курсе. И тут я заметил на другой стороне улицы кучерявого ботана в очках, похожего на типичного студента. Ну, подумал я, этот наверняка знает английский хотя бы на зачаточном уровне. На мой вопрос о процессии и слоне, он посмотрел на меня через очки с умным видом, поднял указательный палец и застыл, изображая усиленную умственную деятельность. Через минуту томительного ожидания он изрек протяжное "Э-э-э" и продолжил стоять с поднятым вверх пальцем. Следующее "Э-э-э" не заставило себя ждать примерно через полминуты. Несмотря на то, что были признаки сокращения интервалов между "Э-э-э", мое терпение лопнуло, и я побежал дальше, махнув на него рукой.
Вообще проблема у местного населения с английским языком реально напрягала. Я понимал, что в Украине ситуация была бы не лучше. Но мы не были английской колонией. Кстати, зря, наверно.
Дорога в Хиккадуву (продолжение)
И вот я усиленно пытаюсь добиться то от кассира-кондуктора, то от местных, чтобы они мне подсказали, когда будет Хиккадува. На кассира надежды мало, точно забудет. Поэтому пристаю к соседям, буквально на руке пытаясь объяснить, что мне нужна Хиккадува, и пытаясь спросить - встают они сами до (before, показываю на руке) или после (after, показываю на руке) Хиккадувы. Бесполезно. Отвечают что-то на своем и все. В общем, я просто стал на каждой остановке в центре каждого городка спрашивать "Хиккаудва?". И, наконец, мне повезло. Это оказалась она.
Кстати, потом, после покупки Интернет карты, выход был найден. Я начал пользоваться навигатором, в который перед поездкой закачал бесплатную карту Шри Ланки. Да и просто приложение Maps на Андроиде помогало понять, где ты находишься.
(продолжение следует)
PS. Набор в дорогу (тривиальные и не очень вещи, некоторые были забыты)
- 5-метровый удлинитель на 5 розеток для зарядки всех гаджетов
- фунигатор от комаров (на местных действовал как-то слабо)
- походный электрочайник на поллитра, незаменимая вещь
- термос, помогает запасаться кипяченой водой, в пластиковые бутылки кипяток сразу не зальешь
- фен (сушить мокрые вещи)
- зеленка, пластырь в аптечке
- дорожная подушка на шею
- обычный черный зонт от дождя и от солнца
- силиконовые беруши (вообще незаменимая вещь)
- лайкровая футболка с длинным рукавом - незаменима в жару на солнце, в ней можно поплавать, а потом идти дальше по жаре