Утром в день посещения планировали встать к завтраку около восьми утра, но вставалось как-то не особо... Проснувшись, валялись ещё с полчаса, пока наши организмы не смирились с неизбежным. ) Подняв себя из кровати, я первым делом сразу же вышел на наши балкончики, чтобы оценить утренние виды. И они не подкачали. Выкладываю обещанную ранее фотографию макушки Кафедрального Собора со стороны апсиды.
Santa Iglesia Catedral Metropolitana de la Encarnación de Granada. Кафедральный собор
Завтракаем в ресторане отеля. Здесь нужно сказать, что это один из немногих отелей, которые мы выбрали на время своего путешествия по Испании, где завтрак включён в стоимость. В Испании, в отличие от Италии или Германии, не говоря уже про Польшу, завтраки стоят сравнительно негуманно. В среднем – от 12 до 15 Евро Евро с человека. Как единичный вырванный из контекста факт, это не смертельно, но если посчитать, сколько мы на двоих купим с супермаркете товаров на 25 Евро, то получается огромная тележка, которую придётся есть чуть ли не двое суток. А если это ещё и умножить на три недели, то получается сумма, которую можно потратить на часть следующего отпуска...) Ну да ладно, это наши тараканы, и жить с ними нам.
Ещё вчера мы озадачились тем, чтобы распечатать билеты в Альгамбру. Начитавшись страшилок об очередях, которые будут ожидать нас в кассах самой Альгамбры, решили сделать это заранее. Для чего посетили офис Альгамбры, который находится на площади Plaza de Isabel la Católica. Зашли, обнаружили девушку-менеджера, к которой выстроилась небольшая очередь из пяти или шести человек. Рядом возле входа стоит специальный автомат, распечатывающий билеты. К автомату никто не подходил, поэтому мы решили для начала попробовать справиться самостоятельно. Увы, но сделать это не удалось: хоть картоприёмник и был виден, но все остальные кнопки на данном девайсе были подписаны крайне скудно, и то на почти полностью стёртом испанском. Ничего похожего на цифровую клавиатуру для ввода пин-кода. В общем, мы не решились самостоятельно скормить нашу карту этому девайсу, а предпочли минут пять подождать, пока подошла наша очередь. Как выяснилось, не напрасно. Ибо те процедуры, которые производила менеджер с автоматом, оказались совсем не очевидными даже мне, выпускнику радиотехнического института и много лет работающему в IT-сфере. Визуально это выглядело так: сотрудница бюро подходит к девайсу, в каком-то произвольном порядке делает около десятка нажатий на «банкомат» в разных его местах, перемежая сие действо магическими пассами и заклинаниями, после чего обращается ко мне и спрашивает, есть ли у нас карта, с которой осуществлялось бронирование. «Разумеется, мы знаем правила, а противном случае мы бы вас не побеспокоили. «Вот вам она, - говорю я и показываю карту». – «Вставляйте её в картоприёмник». Вставляю. Секунд пятнадцать ничего не происходит, а потом в нижнюю часть аппарата вываливаются наши билеты, после чего карта возвращается. Пин-код не понадобился, видимо, система аутентификации здесь схожа с той, что установлена в пунктах приема оплаты на автобанах. Там тоже вставляешь карту, и деньги списываются автоматически. Отличие только в том, что здесь билеты были оплачены заранее, а карта понадобилась, чтобы идентифицировать заказ и запустить процесс распечатки.
При заказе билетов мы не знали точно, в каком порядке будем посещать объекты Альгамбры. С точки зрения личного комфорта лучше всего было бы пойти в сады Хенерали́фе с утра, пока тени ещё длинны и всё максимально фотогенично. Что касается дворцов Насридов, то очереди там минимальны поздним вечером и это время оптимально для фотографирования. Но проводить в Альгамбре полный день не планировали, одним словом, чёткого плана не было. В итоге решили прийти ко входу в Альгамбру около девяти утра, чтобы вволю нагуляться в свободной зоне, посетить Хенералифе, а к 13 уже идти к Дворцам Насридов. Так и поступили.
Сравнительно поздно, где-то к половине десятого мы выходим на площадь Изабель Католика, откуда в Альгамбру отправляется городской рейсовый автобус. Оказалось, что это обычная маршрутка типа Mercedes Sprinter, но со статусом автобуса. Останавливается каждые метров триста, в неё постоянно заходят мамаши с детьми и дети без мамаш, а также регулярно из неё выходят. Причём было интересно, что проезд оплачивают абсолютно все. Местные жители прикладывали к валидатору какие-то магнитные карты. Кто-то доплачивал, кто-то – нет, видимо, с проездного списывались поездки, а может, километры. "Понаехавшие" же вроде нас с женой покупают билеты у водителя. Удовольствие проехать от площади до входа в Альгамбру стоит 1,2 Евро с человека. И это того стоит. До конечной остановки у входа в Альгамбру маршрутка идёт со всеми остановками минут пятнадцать, и исходя из средней скорости её перемещения, я делаю вывод, что расстояние, которое она прошла – около трёх километров. Изучая форум, мы читали, что многие ходят до входа пешком. Даже и не знаю, стоит ли это того: особо красивых видов по дороге мы не заметили, а учитывая, что путь идёт практически всё время в гору, то лично я полагаю, что идти придётся едва ли не час. Прийти в Альгамбру бодрым и свежим или же замученным и запыхавшимся – решать каждому самостоятельно. А вот вниз вполне можно спуститься и пешком. Если только не страдаете топографическим маразмом: дорога вьётся серпантином по районам, отчасти напоминающим Альбайсин. Только если истинный Альбайсин намного более строг и упорядочен, здесь – масса тупичков и неожиданных поворотов, так что заплутать можно очень легко.
Тот самый автобус
Выходим из маршрутки, идём в сторону главных ворот. Пройдя через турникет, обращаем внимание, что у всех туристов, получавших билеты в автоматах у самой Альгамбры, на билетах нанесён «весёленький» цветной рисунок, стилизованный под арабский орнамент. У нас же были обычные чёрно-белые квитки безо всяких украшений. Это нас несколько расстроило, поскольку мы тоже рассчитывали на «красивый билет с рюшечками», изображение которого не раз встречали в интернете, а вчера в офисе турбюро Альгамбры мы получили бледную чёрно-белую копию. Может, в печатающем устройстве в офисе закончились цветные чернила, а может, так и нужно, мы не знаем. Но сканирующим автоматам был нужен лишь штрих-код, а он на наших билетах был ничуть не хуже, чем на «красивых». Итак, мы внутри. И сразу же быстрым шагом направляемся по стрелкам, указывающим направление к Алькасабе. Пройдя какое-то расстояние, стали замечать людей с аудиогидами. «А как же мы?», - начала свербить мысль. Пришлось вернуться, благо ушли недалеко. За аудиогид с нас потребовали залог в размере пяти Евро и одного паспорта. Наши паспорта обычно живут в гостиничном сейфе, поэтому для нас сумма залога возрастает до двадцати Евро. Берём один аудиогид на двоих, его конфигурация позволяет слушать текст двоим людям с достаточной степенью комфорта и отправляемся получать своё давно предвкушаемое удовольствие.
Вариантов перемещения по Альгамбре, как известно, существует великое множество. И все они привязаны ко времени забронированного входа во дворцы Насридов. Решили, что для начала пройдёмся по свободной территории и посетим Алькасабу. В ту сторону и направились.
Что меня в первую очередь впечатлило в Альгамбре, а позже и в других Алькасарах в Испании - это стриженые и стилизованные под прямоугольные стены кустарники. Это и туи, и кипарисы, и другие растения, хорошо переносящие подобные процедуры. В большинстве случаев это плотный ряд сросшихся кронами растений, образующих не просто живую изгородь, а настоящие живые стены. Причём то, как их стригут, вызывает у меня полный восторг. Для начала я смотрел на эти стены больше, чем на сами сооружения в Альгамбре.
Одна из первых фраз, звучащих из аудиогида - "...пожалуйста, не трогайте деревья руками". Эти слова слышат все туристы на всех языках именно в этом месте, где начинается живая стена. И догадайтесь с первой попытки, какая на это реакция у абсолютно всех, услышавших данную просьбу? - Совершенно верно, все подходят к кустам и начинают их гладить... )
Alhambra. Альгамбра. Живая изгородь.
В начале прогулки аудиогид сообщает нам, что мы находимся в Медине. Как так, удивляемся мы, это и есть та самая знаменитая Медина, являющаяся местом ежегодного паломничества миллионов мусульман? - Оказывается, нет. Медина означает не только знаменитый аравийский город пророка Мухаммеда, ранее называвшийся Ясрибом, но и просто "верхний город". Таким образом, в общем случае "Медина" - просто место жительства горожан, приближённых к правителю, но не имевших права жить непосредственно во дворцах. В Медине находились особняки, обычные жилые дома, рынки, бани и даже мечеть.
Продвигаемся вглубь территории. Что интересно, на многих дорожках и переходах стоят бригады, сканирующие билеты. Мы начали было волноваться, что в обратном направлении пройти не сможем. Это противоречило всеобщему мнению, что перемещение по общей территории Альгамбры свободное. Но иногда встречались и люди, идущие нам навстречу, причём у них билеты не сканировали. Что это было: сбор статистики, контроль "зайцев", что-то ещё? Разбираться мы не стали, но факт остаётся фактом: у идущих "туда" билеты проверяют, у встречных - нет. Причём в течение дня за время прохода мимо одних и тех же постов у нас неоднократно сканировали билеты, не говоря ни слова...
Alhambra. Medina. Альгамбра. Медина
Alhambra. Baños. Альгамбра. Бани
Alhambra. Baños. Sala del Reposo. Альгамбра. Бани. Зал отдыха
Одно из сравнительно современных строений на территории Альгамбры - дворец Карла V. Наиболее эффектно он выглядит с мирадора Сан-Николас. Но и находясь внутри Альгамбры, рассматривать его очень интересно. Лично у нас с женой он не вызвал никакого неприятия, в отличие от многих экспертов и историков, считающих этот дворец инородным телом, уродующим комплекс.
Alhambra. Palacio de Carlos V. Альгамбра. Дворец Карла V
Alhambra. Palacio de Carlos V. Альгамбра. Дворец Карла V. Внутренний двор
Гуляем дальше. Потихоньку продвигаемся в сторону Алькасабы.