К Черновцам я присматривался давно: делать их целью целого путешествия выглядело не слишком рационально, но построить через них маршрут в Европу было можно, особенно до тех пор, пока из местного аэропорта в Тимишоару летал CarpatAir, а из румынской Сучавы - соседнего города по другую сторону границы - Tarom в Бухарест. Но Carpatair сначала ушел из черновицкого аэропорта, оставив тот без единого регулярного рейса, а потом и вовсе обернулся исключительно чартерной компанией, аэропорт Сучавы закрыли на продолжительный ремонт, кроме того, отменили поезд Москва-София, следовавший в Бухарест через Черновцы. Долгое время пересечь границу можно было только на автобусе или автомобиле, но транспортная доступность региона изменилась в лучшую сторону в конце 2015 года буквально на глазах, когда сначала завершилась реконструкция в аэропорту Сучавы и Tarom вновь связал Буковину со столицей двумя рейсами в неделю (OW билет стоил примерно 80 евро), а затем от приграничной украинкой станции Вадул-Сирет пустили ежедневные поезда в Сучаву и Бухарест. Воспользоваться самолетом, не порушив уже построенный маршрут, не получалось никак, насчет железной дороги думали долго, но, не придумав как скоротать в Сучаве почти 6 часов между поездами, сделали выбор в пользу такси. В итоге маршрут вышел таким: Черновцы - Сучава - Бухарест - Сигишоара - Брашов - Бухарест.
Остановлюсь на бюджете, чтобы потом не возвращаться к этому вопросу:
Отель в Черновцах Georg Palace. 750 гривен за ночь в улучшенном номере.
Черновцы-Сучава. Такси за 1400 гривен.
Сучава-Бухарест. Двухместное купе в ночном поезде за 355 леев.
Отель в Бухаресте Capitol Hotel. 50 евро за ночь в двухместном номере.
Бухарест-Сигишоара. Два билета в первом классе поезда румынских железных дорог за 150 леев.
Отель в Сигишоаре Casa Georgius Krauss. 72 евро за ночь в номере категории Premium.
Сигишоара-Брашов. Два билета в первом классе поезда румынских железных дорог за 86 леев.
Отель в Брашове Residence Central. 38 евро за ночь в двухместном номере.
Брашов-Бухарест. Трансфер на микроавтобусе Direct Aeroport за 140 леев на двоих.
Итого: 2150 гривен + 731 лей + 160 евро = около 400 евро на дату написания этой части отчета
Скажу пару слов о Черновцах, где перед началом румынской части маршрута мы провели целый день, тем более что Буковину с Румынией тесно связывают и прошлое, и настоящее. Погода 4 января выдалась на редкость морозной, поэтому мы были вынуждены перемещаться перебежками от одного кафе к другому, попутно осматривая достопримечательности. В Черновцах отчасти гордятся, а отчасти эксплуатируют имперское прошлое региона, обращаясь к почти 150-летнему периоду, когда Буковина была частью Австро-Венгерской Империи: в Венской кофейне висят портреты императорской четы, в Гранд-кафе собраны артефакты и экспонаты разной степени ценности - от имперских банкнот и старого плана города на стене до личных писем и документов давно ушедшей эпохи, там же за чашкой кофе можно полистать газету Bucovina от 11 мая 1919 года, Арсений Яценюк на свои деньги открывает памятник Францу Иосифу. А вот румынский период в истории города вспоминают, как я понимаю, весьма неохотно, вероятно из-за жесткой политики румынизации местного населения, которую претворяла в жизнь администрация.
Интерьеры Венской кофейни
Газета Bucovina за 11 мая 1919 года
Утро мы начали с завтрака в уже упомянутой Венской кофейне, где не слишком умело воссоздана атмосфера кафе австрийской столицы, но кормят довольно неплохими завтраками. Пешеходная улица Ольги Кобылянской, которой горожане небезосновательно гордятся, тянется как раз примерно от упомянутого заведения до самой Центральной площади. Два самых примечательных здания на ней - это психоделического розового цвета ренессансный собор Святого Духа и совершенно потрясающее здание местного управления Национального банка Украины, где когда-то во времена Империи располагалось престижное кафе Габсбург.
Собор Святого духа
Здание НБУ
Здание НБУ
Здание НБУ
Центральная площадь, одним фасадом на которую выходит здание НБУ, застраивалась на протяжении 19 века. В его середине на площади возвели здание ратуши с высокой башней - довольно скромное и примечательное не в последнюю очередь красивой городской традицией: каждый полдень одетый в национальный костюм трубач играет на балконе ратуши мелодию, считающуюся гимном города - "Маричку". Там же, на площади, находится лучший в городе (а потому предсказуемо самый дорогой) отель - Allure Inn.
Ратуша
Центральная площадь
Центральная площадь
По Главной улице, лучом уходящей от Центральной площади на юго-запад, и запомнившейся в первую очередь очень плотным движением автомобилей, мы поднялись наверх и у упомянутого выше собора Святого Духа свернули налево, чтобы погреться в Гранд-кафе, оказавшимся местом куда более приятным и интересным, чем Венская кофейня. Стоит учитывать, что меню в части еды там совсем небогатое, но выбор горячих напитков очень приличный.
Улица Ольги Кобылянской
Улица Ольги Кобылянской
Улица Ольги Кобылянской
Наш путь ожидаемо венчал Черновицкий университет, построенный во второй половине 19 века и служивший сперва резиденцией митрополитам Буковины и Далмации. Сначала мы намеревались погулять по территории и зданиям самостоятельно, но охранник сообщил, что вход платный: 30 гривен на двоих самостоятельная прогулка без возможности посещения залов университета и 50 гривен - экскурсия с гидом. Экскурсия проводится на украинском языке и стартует в левом крыле комплекса, в церкви Трех Святителей. Куда больше чем церковью я был покорен внутренним двориком, небольшим, но буквально воплощавшим спокойствие и умиротворенность.
Черновицкий университет
Черновицкий университет
Дворик церкви Трех Святителей
Дворик церкви Трех Святителей
Дворик церкви Трех Святителей
Группа на экскурсию собралась довольно большая, больше дюжины человек. После короткого рассказа о церкви и архитектурном облике университета гид провела нас внутрь главного корпуса с фантастически красивыми лестницами, переходами, сводами. На их фоне померкли мраморный (восстановленный после пожара, но уже несколько обветшалый) и голубой залы, а вот красный, стены которого обиты китайским шелком, с огромными венецианскими зеркалами великолепно дополнял картину.
Коридор Черновицкого университета
Мраморный зал
Мраморный зал
Красный зал
Красный зал
С балкона главного корпуса нам показали дендропарк, наверняка очень красивый летом. В январскую же стужу смельчаков, которые рискнули бы погулять по нему, не нашлось, и на этом 45-минутная экскурсия завершилась. Из университета мы направились в Гопачок - украинский ресторан, если верить отзывам на трипэдвайзоре чуть ли не лучший в городе. Ресторан оказался действительно хорош - довольно быстрое очень учтивое обслуживание, вкусные блюда, умопомрачительная вишневая настойка, вкуснейшие маковые пирожки, испеченные прямо в ресторане сразу после заказа.
Сало и вишневая настойка в ресторане Гопачок
После ужина мы прошлись по городу в сторону нашего отеля (с такси в Черновцах проблема, так как заранее вызвать машину невозможно, а по факту часто случается, что свободных водителей не оказывается, так мы не смогли заказать такси на вокзал (!), а на следующий день на улицу Героев Майдана). Впечатления от города неоднозначные. По сути, за исключением улицы Кобылянской, нескольких площадей (Центральной, Театральной, Соборной с рождественской ярмаркой), театра, церквей в центре и университета, город запущен. Это не очаровательное запустение, свойственное, например, Бухаресту, и делающее его еще привлекательнее, о чем речь пойдет ниже, это настоящая разруха. Муниципальные власти многих городов утверждают слоганы, призванные заманивать туристов, так вот в Черновцах таким слоганом вполне мог бы быть: "Черновцы - город, в котором нет дорог". Качество дорожного покрытия - это просто тихий ужас. Привокзальные таксисты с большой неохотой согласились везти нас в Георг Палац, ссылаясь именно на ужасные дороги по пути. Естественно, пешеходная инфраструктура тоже оставляет желать много лучшего. Где-то тротуаров просто нет, где-то они перегорожены припаркованными автомобилями. Фасады осыпаются, освещение тусклое.
Центр Черновцов
Город, в котором нет дорог
Артемий Лебедев считает Черновцы в сто тысяч раз душевнее Львова. Понятие душевности, конечно, очень индивидуально, но лично мои надежды столица Буковины скорее не оправдала. У города, бесспорно, есть потенциал, но никаким конкурентом Львову он на сегодня не является. Черновцы сейчас - это город, в котором за один световой день можно осмотреть все достопримечательности и побывать почти во всех интересных с гастрономической точки зрения ресторанах. Этого, конечно, мало для создания такой же магнетической ауры, которая существует вокруг Львова. Город мог бы быть комфортен и интересен туристам, как украинским, так и европейским, если бы широкая маркетинговая компания эксплуатировала австро-венгерское прошлое региона, играла на его мистичности и загадочности (что успешно делает Трансильвания), но ничего этого нет. Говорят, в 2015 году количество туристов в Черновцах выросло в 4 раза, но произошло это, как мы понимаем, скорее вопреки, а не благодаря. Возможно, большое число гостей и привезенные ими деньги, подсветят для местных властей важность отрасли, способной приносить в бюджет значительные суммы.
Оказалось, что в Георг Палаце, куда мы вернулись за вещами и откуда нас должно было забирать такси для поездки в Сучаву, город на румынской стороне границы, есть довольно неплохая лаунж зона. Дизайн помещения, как для провинциального города, кажется несколько вычурным, цены также довольно высоки, но скоротать какое-то количество времени внутри приятно, тем более оказалось, что там делают очень хороший кальян. Я бы сказал, что интерьеры номеров, будучи лишенными всяческих изысков, гораздо больше соответствуют провинциальной трехзвездочной гостинице, чем обстановка в лаунже и отельном ресторане.
продолжение следует