До перевалочного пункта добирался не без приключений - брунейцы согласились посадить в самолет только после покупки фиктивного билета ИЗ Манилы (требование иммиграционного контроля, ничего не поделаешь). По поводу авиакомпании могу сказать только хорошее: новые самолеты, симпатичные и внимательные стюардессы в расписных жилетках и платочках, металлическая посуда и мили программы Asia Miles, карточкой которой я предусмотрительно обзавелся еще во время подготовки к поездке, в Москве. Перед взлетом 3 раза было объявлено Аллаху Акбар - все, как полагается в приличной мусульманской авиакомпании. Аллах в долгу не остался - посадка была мягкой (пилоты, похоже, из Европы). Пройдя погранконтроль в небольшом, но симпатичном аэропорту, и заплатив 1 (один) местный тугрик за транзитную визу, я ступил на брунейскую землю и направился к местным бомбилам.
Первым делом по плану было кинуть где-нибудь вещи с сувенирами и прочим барахлом, ибо в самом аэропорту камеры хранения не оказалось. Поэтому попросил шофера отвезти в любой отель. В первом отеле, довольно буржуазного вида, брать вещи без комнаты наотрез отказались. Ну и хрен с ними. На помощь пришел упомянутый выше путевод от LP, в котором был найден самый дешевый аккомодейшн под незамысловатым названием Youth Hostel, где согласились подержать сумки до вечера даже без всякой оплаты!
В целом брунейцы - народ до денег, не особо охочий, никто не пристает с сомнительными предложениями, не настаивает и не навязывает. Улицы в Бандаре пустынны. Подавляющее большинство пешеходов, попадавшихся на пути, принадлежало к разряду туристов из Европы. Их количество было на удивление не так уж и мало, как я ожидал увидеть в этой крохотной стране, про которую ни Rough Guide, ни LP не смогли сочинить более десятка страниц. Наверное, это в большой степени обусловлено тем, что Royal Brunei Airlines для англичан и немцев – все равно, что для нас Туркмены: рейсы этой авиакомпании в ЮВА из Франкфурта и Лондона одни из самых дешевых. Аборигенов на улицах столицы практически не видно: либо сидят по домам (что в общем то является неплохим занятием при практически полном отсутствии иных развлечений), либо передвигаются на авто. Страна, богатая "черным золотом", забыла, что такое нищета с момента обнаружения первого месторождения возле городка Seria. Бесплатное образование и медицина, дотации на обучение за границей, покупку недвижимости и авто – вот далеко не полный список льгот, которыми пользуются счастливые граждане Брунея. Но конец халявы уже не за горами. По прогнозам специалистов нефти в стране хватит только до 2030 года. Султан решил, что после нефти основным богатством в стране должны стать люди. Поэтому взят курс на обучение граждан хитроумным наукам и овладение высокими технологиями, на что правительство тратит крупные суммы денег, благо пока недостатка в них казна не испытывает.
О султане Брунея до поездки я знал не много. Один из богатейших людей мира (а в какой то момент, до появления Биллов Гейтсов и Уорренов Баффетов - самый богатый в мире), живёт в роскошном дворце, построенном за 350 млн. американских долларов (доступ в который открыт простым смертным только раз в году, во время Рамадана) и владеет большой коллекцией эксклюзивных автомобилей (размер парка - около 5 тыс. единиц). А после посещения Бандарского Музея Королевских Регалий мое досье на Хаджи Хассанала Болкиа (так зовут султана) существенно пополнилось новыми фактами. В прошлом прилежный ученик и образцовый кадет британской военной академии, в настоящем спортсмен и справедливый судья расхитителей государственных богатств (брателлу своего младшего посадил за то, что тот в должности главного финансиста страны несколько казенных миллиардов на всякую хрень потратил), отец 10 детей и примерный муж. В общем, проникся я к этому человеку большим уважением и симпатией, пока местный таксист в разговоре не обозвал его почему то “цыпленком”. Музей, кстати, неплохой и зайти туда стоит. Особо отмечу макет султанской процессии во время процедуры коронации, выполненный почти в натуральную величину, коллекцию подарков султану к этому знаменательному событию, присланные главами различных государств (видел статую железной птицы от Кучмы, от Ельцина же так ничего и не нашел, видимо такую ерунду подарил, что стыдно выставлять) и невероятно холодный мраморный пол, по которому пришлось в течение часа ходить босиком. Через дорогу от Музея Королевских Регалий находится Lapau – Королевский Церемониальный Дворец, используемый для различных официальных мероприятий типа свадьбы султана. Можно пройти за ограду и поснимать фонтанчики - красиво.
Сердцем Бандара можно назвать сияющую белизной стен и золотом макушек здоровенную пятимиллионодолларовую мечеть Омар Али Сайфуддин. Это одна из самых красивых мечетей из всех, что я видел. Построена не так давно, в 1958 с использованием самых элегантных материалов: итальянского мрамора, шанхайского гранита, английского стекла и бельгийских ковров. Расположена на берегу искусственной лагуны речки Sungai в самом центре города. Здесь же в лагуне находится каменная реплика старинной баржи, которая в совокупности с мечетью составляет эффектный фотокадр, в обязательном порядке уносимый на память всяким побывавшим здесь туристом.
После мечети я отправился на прогулку в деревню на сваях Kampong Ayer. Дома, связанные сетью деревянных мостиков-улиц, выглядят так же, какими их видели первые посетители-европейцы, прибывшие сюда в 16 веке. Вот только спутниковых антенн, цветных телевизоров и припаркованных на берегу дорогих машин в то время наверняка не было. В таких условиях проживает половина населения Бандара. Местные жители приветливо мне улыбались, а дети приветствовали “Hello! Welcome to Brunei!”
Проплывавший под мостом лодочник попозировал моей фотокамере, а затем предложил занять место в своей посудине и совершить трип по реке. Поноситься с ветерком по водной глади при жаре +35 – что может быть лучше? Сперва мне был продемонстрирован полуразложившийся британский военный катер, припаркованный у одного из берегов. Не крейсер Аврора, конечно, но пушки все еще смотрятся довольно устрашающе, хотя, судя по внешнему виду, за ним явно никто не смотрит, и в скором времени он падет жертвой ржавчины и тропических долгоносиков. Затем мне было предложено совершить восхождение на прибрежный холм, дабы насладиться панорамой города. Вершины я достиг минут за 20 и еще минут 20 бродил там в поисках просветов в непроглядных джунглях, покрывающих возвышенность. Никакими вьюпойнтами и не пахло. Пару “дырок” я все же с трудом нашел и снял сквозь них небольшие кусочки Бандара “вид сверху”.
По окончании плавания попросил высадить возле ресторана – время обеда как никак. Ресторан носил название Portview. Два этажа, терраса с видом на залив. Людей – никого. Неплохая итальянская кухня по доступной для данного региона цене. После обеда зашел в расположенный по соседству главный торговый центр города – 5 этажей и опять же, людей практически никого. Есть почти все и организовано удобно. Цены сравнимы с Сингапуром или Куалой.
Далее по плану у меня было посещение Brunei Museum и Jerudong Park. И тот, и другой находятся далеко от центра города - нужна машина. Разбираться с автобусами времени не было. Поймать такси в Бандаре – проблема. На улицах они попадаются редко, а если и попадаются, то уже с пассажирами. Поэтому оба раза, когда мне была нужна машина, приходилось пешком идти до центральной автобусной станции, где они все тусуются. В Брунейский Музей приехал за полчаса до закрытия. Из посетителей я был в единственном числе. Успел посмотреть Исламскую Галерею и Галерею Нефти. В первой запомнилась богатая коллекция Коранов всевозможных размеров – очень красивая и невероятно трудоемкая работа, каждая страница прорисована вручную. Вторая посвящена истории добычи “черного золота” в стране – множество действующих макетов нефтедобывающих и перерабатывающих установок и их частей с кнопочками для нажимания, большинство из которых, впрочем, не работает.
В Jerudong Park, попасть, к сожалению, не удалось. Он почему то был закрыт в этот день. В чем его особенность – это огромный парк первоклассных аттракционов, в котором практически нет посетителей. Плата за вход включает неограниченное число поездок на любых механизмах при полном отсутствии очередей. Более того есть реальная возможность прокатиться на любом аттракционе в полном одиночестве. “Почувствуй себя владельцем собственного парка развлечений!” – вот девиз этого места.
Что делать в оставшиеся полтора часа до вылета? Полистав LP и поразмыслив, принял решение встречать закат на террасе все того же ресторана Portview. Но этой мечте не суждено было осуществиться (эх, придется возвращаться еще раз!), поскольку по пути в ресторан я был перехвачен предприимчивыми лодочниками, с которыми у меня состоялся следующий диалог:
- Садись, прокачу!
- Лучше ко мне, биг дискаунт!
- А у меня, смотри - лодка “BMW”, я самый-самый!
- Данунах, я уже катался сегодня
- Эээ, постой-постой, обезьян с большими носами хочешь посмотреть?
- Обезьян? С большими носами? Чтож ты сразу не сказал, хочу обезьян. А носы действительно большие?
- Немеряные. 40.
- А че так дорого?
- Ну а что ты хотел? Обезьян найдем 100% – гарантия.
- OK, я убью тебя, лодочник.
Обезьяны-носачи выходят на публику два раза в сутки: рано утром и вечером при наступлении сумерек, короче время было самое подходящее. Запрыгнув в водоплавающий “бумер”, я устроился на носу, впередсмотрящим. Плыли быстро, минут 30, пока не завернули в небольшой заливчик, окруженный непролазными мангровыми зарослями, почти на другом конце Брунея, вдали от цивилизации (по-крайней мере, я так думал, пока вдруг внезапно заросли не закончились и не появился здоровенный экскаватор, разгребавший всю эту девственную природу). Метрах в 50 от убийственной машины мы остановились, заглушили мотор, подплыли к берегу, и водила стал показывать куда то вперед и вверх в направлении густопереплетенных клубков лиан. Там что то двигалось. Издали сложно было понять был ли у этого обезьяноподобного существа нос и какого он размера. Я склонен считать, что был. Иначе зачем мы перлись в такую даль на закате. Обычных макак можно и днем в городе посмотреть. Через некоторое время вылез еще один обезьян, а потом еще несколько. Они стали орать и скакать по деревьям, а я принялся снимать их на фото и видео, что, как потом оказалось, было весьма бесполезным занятием, на кадрах животных практически не видно – слишком далеко и темно.
C чувством глубокого удовлетворения от насыщенного событиями и от того невероятно длинного дня я ехал в аэропорт. Впереди меня ждал сувенирный отдел местного duty free, с его хитами продаж: миниатюрными нефтяными вышками из золота, магнитами в виде носатых обезьян и майками с изображением деревни на сваях. А потом были жуткий трафик и беспредельная ночная жизнь Манилы, пьянящий воздух и всепоглощающий “санук” Бангкока, португальская кухня и нескончаемые потоки вездесущих китайцев-путешественников Макао. Люблю разнообразие.