Мгновенно «забукали» апартаменты (готовить еду самим нам не «в лом», а экономия денег на общественном питании получается ощутимая), прикинули, как удобнее ехать (туда – через Нарву, обратно – через Убылинку), загрузили в багажник коробку сухого вина – вот и все сборы!
Выехали 4 января в 6 часов утра. В 7 часов утра встречный автобус отбил мне левое зеркало на автомобиле. Еще через 2 часа пришлось уламывать эстонского пограничника (я понимаю, что формально он был прав), что я буду ехать очень аккуратно и не создам аварийных ситуаций из-за отсутствия зеркала. Уломал.
Ближе к вечеру, уже пробираясь по заваленной по самые уши снегом Риге, получил СМС, что наши апарты заняты, но нам предложат другие (ошибся оператор, размещавший предложения). Сразу представилась занесенная снегом окраина Риги, вокруг Ж/Д пути, собаки воют… Новые апарты оказались на улице Кришьяна Валдемара, аккурат напротив Художественного музея. Бинго! Лучше не бывает! И парковка во дворе!
Следующие пять дней слились в одну бесконечную прогулку. Архитектура нас интересовала больше, чем окружающие люди, поэтому большинство фотоснимков сделаны снизу-вверх. Ну и поскольку Рига – город, переживший неимоверное количество исторических событий, для наиболее значимых объектов приводятся краткие исторические справки (информация почерпнута на бескрайних просторах Интернета, преимущественно - в Wikimapia).
Общий стиль фотографий в отчете – мне так захотелось, никаких скрытых смыслов. Я очень хорошо отношусь к Риге и Латвии в целом. Мой текст в отчете – обычным шрифтом, исторические справки – курсивом.
Для начала обошли все интересное вокруг места проживания. Времени было мало, поэтому посещение музеев и мероприятий не планировалось сразу, исключение было сделано только для органа Домского собора, потому что быть в Риге и не сходить на органный концерт в Домский собор было бы верхом недальновидности…
Латвийский Национальный художественный музей - один из старейших музеев Риги, основанный в 1869 году.
В 1903—1905годах, в районе Эспланады было воздвигнуто необарочное здание Городского художественного музея. Его архитектор, искусствовед и историк Вильгельм Нейман, стал первым директором музея.
Собрание музея составляет свыше 52000 экспонатов.
Ещё до официального открытия музея несколько известнейших русских живописцев (И. Айвазовский, А. Боголюбов) передали в дар городу Риге свои работы. В музее представлены работы К. Брюллова, В. Тропинина, О. Кипренского, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, В. Сурикова, И. Репина, В. Перова, В. Маковского.
Присутствуют картины мастеров, принадлежавших к творческим объединениям «Мир Искусства», «Голубая роза», «Бубновый Валет», - А. Бенуа, Б. Кустодиева, И. Машкова и других. Особо следует отметить коллекцию произведений Николая и Святослава Рериха.
Латвийская Художественная академия.
Венера Виллендорфская. «Я художник – я так вижу!»
Вантовый мост. Вызвал ассоциации с Московским мостом в недоступном теперь Киеве (вдруг подумал – мост-то теперь, наверное, уже не Московский?) <Киев на выходные. Май 2012г.>
Панорама с Вантового моста.
Городской канал. С каналами в Риге похуже, чем в Санкт-Петербурге, поэтому всю душу рижане вложили в свой единственный канал. Все в разноцветной подсветке, вместе со снегом (в СПб отсутствующим) производит сказочное впечатление!
Латвийский национальный театр. Посещение в планы не входило, но вязаные колпаки на атлантах улыбнули (правда, через два дня один сперли…)
Кроличий город. А-а-а-а! Где мои шесть лет! Дети липнут к сетке – не оторвать! Рядом корзинки с капустой и ящички для денег – взял капустный лист, бросил мелочь в ящик и пошел кормить! Блестящая рождественская идея. И везде надписи: «Кроликам НЕ холодно!» Видать, задолбали администрацию вопросами.
Христорождественский кафедральный собор - кафедральный храм Латвийской православной церкви.
В начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион направляет официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи Александру Михайловичу Горчакову о необходимости строительства православного храма в Риге. Горчаков поддерживает идею.
В 1874 году, 17 апреля, российский император Александр II выделяет Рижской православной епархии 900000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным храмом на территории Лифляндской губернии.
Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1877 года. Императором Александром II были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 820 пудов. В процессе «адаптации» колоколов, принесённых в дар, стало понятно, что для всей дюжины не хватит пространства, что побудило российского императора выделить дополнительные средства на воздвижение колокольни над входом в православный собор для размещения колоколов.
Над внутренним убранством нового кафедрального собора трудились академик К. Вениг и В. Верещагин, известный русский живописец.
24 апреля 1884 года состоялась передача завершённого храма в ведение духовного ведомства.
Есть сведения, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение Иоанн Кронштадтский.
После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, резак выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть. (Прямо джедайский меч какой-то, а не резак! )
В послевоенной Риге собор оставался действующим до начала 1960-х годов. 5 октября 1963 года, распоряжением властей, он был вновь закрыт, а его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено.
Существует распространённая легенда, которая объясняет ликвидацию этого собора: якобы «Решение закрыть Христорождественский храм было принято министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой, которая вместе с сопровождавшими её местными политическими деятелями наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от рижского памятника Ленину падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, указующей путь к светлому будущему был крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария.»
В 1991 году было принято решение о возвращении храма верующим. Около пяти лет разбирались межэтажные перекрытия и проходили восстановительные работы в центральном алтаре.
Памятник Барклаю де Толли рядом с собором.
Бульвар Бривибас. Только феи не хватает!
Памятник Свободы - был установлен в 1935 году в память о павших борцах за независимость Латвии. Ранее на той же площади находился памятник Петру I.
После присоединения Латвии к СССР в 1940 году поднимался вопрос о реконструкции, переносе, или разборке памятника, но благодаря участию в обсуждении знаменитого скульптора В. И. Мухиной (которая родилась в Риге), академика архитектуры Л. В. Руднева (долго жившего в этом городе) и архитектора памятника, академика АН Латвийской ССР архитектора Э. Е. Шталберга, монумент был сохранён на своём месте в прежнем виде.
Вообще, главной целью поездки были прогулки по Старому городу, где я уже был в 2012 году в течение двух дней с экскурсией и толком почти ничего не успел посмотреть. Кучу времени мы провели, просто шатаясь по улочкам Старого города без особых маршрутов, фотографируя понравившиеся виды, то есть, почти непрерывно.
Дом с собакой (альтернативная версия - с лисой).
Посольство Дании.
Крытый двор отеля Konventa Seta.
«Убитые» фасады. Будем надеяться, до них тоже очередь дойдет...
Пейтау-шул - рижская синагога, памятник архитектуры государственного значения.
Синагога была построена по проекту историка искусств, археолога и архитектора Вильгельма Неймана и молодого архитектора Германа Зейберлиха.
Здание представляет собой редкий образец модерна, который редко использовался в Лифляндии для строительства религиозных сооружений.
4 июля 1941 года, во время Рижского погрома, были сожжены все еврейские синагоги и молельные дома Риги, однако синагога на Пейтавас избежала такой участи. В годы нацистской оккупации в синагоге был оборудован склад.
После войны в Пейтау-шул возобновились религиозные службы, молитвы и ритуалы. Это была одна из немногих синагог, действовавших в Советском Союзе.
Отель «Radi un draugi», здесь я останавливался во время первого визита в Ригу в 2012 году. Отель хорош, но по нынешнему курсу евро несколько дороговат.
Церковь Святого Иоанна - рижская лютеранская церковь, в архитектурном аспекте представляет собой причудливое сочетание поздней готики, Северного Возрождения, маньеризма и барокко. Наряду с другими тремя церквями в Старом городе (Домский собор, Церковь Святого Петра и Яковлевская церковь) причислена к выдающимся памятникам церковной средневековой архитектуры в Риге.
Впервые церковь фигурирует в городских хрониках в 1297 году.
В конце XV века церковь была разрушена городскими жителями, во время очередного антидоминиканского восстания.
К началу XVI века церковь была отстроена в распространившемся в эту эпоху в церковном зодчестве Северной Германии стиле поздней готики. Вскоре последовало бескровное изгнание доминиканцев из города - во время пасхального крестового шествия доминиканские монахи покинули город для того, чтобы обойти крепостную стену, а горожане отказались их впускать обратно после завершения шествия.
В период Реформации церковь Святого Иоанна подверглась беспощадному разгрому, после чего оказалась заброшенной и запечатанной.
Через короткое время её выкупает некий Шульц, старейшина ремесленной гильдии Риги, который делит помещение церкви на две части, в одной из которых устраивает стойла для лошадей, а в другой - зернохранилище.
Позднее император Священной Римской империи Фердинанд I вмешался в сложившуюся ситуацию и назначил рижанам колоссальное по финансовым меркам того времени наказание за осквернение Иоаннова храма - штраф в 18000 марок серебром - за то, что храм более тридцати лет использовался не по прямому назначению.
После публичного раскаяния членов городского совета и изгнания из церкви предприимчивого ремесленника Шульца горожанами, испытывавшими хроническую неприязнь к храму, принимается другое, не менее радикальное решение - устроить в церкви арсенал.
В 1581 году Рига признала нового сюзерена Стефана Батория. Тот, получив ключи от города, сразу же произвёл изящную рокировку, которая повлияла на дальнейшую судьбу двух значимых рижских церквей - Яковлевской (на тот момент лютеранской) и Иоанновской (не функционировавшей как церковь).
Стефан Баторий распорядился отдать Яковлевскую церковь католическому обществу иезуитов, а лютеране безвозмездно получили в своё бессрочное распоряжение Иоанновскую церковь. Таким образом, храм Святого Иоанна Крестителя перешёл во владение Латышской лютеранской общины, которая сразу же начала его расширение и перестройку.
В советское время церковь функционировала как лютеранская.
Ливская площадь.
Дом с черными котами - один из символов Риги.
«Солнечный дом». Ничего про него не знаю, просто привлек позитивным видом.
Krāmu iela - Блошиная улица. Дом справа - новодел, но идеально вписанный в существующую среду.
Не то дом, не то амбар, но понравился.
«Рождественский вертеп», как положено на Рождество.
Зона отдыха «Эгле». Здесь кучкуются ремесленные лавки, разливочные точки (глинтвейн, без крепких напитков) и увесистые садовые скульптуры из натурального камня.
Церковь Святого Петра - один из символов и одна из главных достопримечательностей Риги. Древнейшее культовое сооружение города, впервые упоминается в 1209 году. Церковь знаменита своим оригинальным, узнаваемым шпилем (общая высота башни церкви - 123,5 метра, из которых 64,5 метра приходится на шпиль).
Изначально предполагалось, что это будет главная церковь города. В противовес Домскому собору, храм Святого Петра строился, как народная церковь - деятельное участие в сборе средств на строительство принимали купцы, ремесленники и другие жители города.
Строился храм в характерном для Северной Европы сдержанно-готическом стиле. Первоначально церковь представляла собой, по-видимому, небольшое помещение, вероятно, с отдельно стоявшей башней. В 1408-1409 годах архитектор Иоганн Руммешоттель из Ростока построил новую алтарную часть здания. Реконструкция храма была продолжена в 1456 году и длилась вплоть до 1473 года, когда завершилось строительство готической башни-колокольни.
Часы на башне впервые появились в 1352 году.
Как часть храма, башня впервые была возведена в конце XV века, тогда же был сооружён восьмигранный деревянный шпиль, простоявший почти два века. В 1666 году обветшавший шпиль обрушился, раздавив один из домов и убив восемь человек. На следующий год шпиль был восстановлен, однако через 10 лет сгорел.
К XVII веку относится последняя перестройка башни храма и возведение шпиля в его сегодняшнем виде. Примечательно, что этот шпиль долгое время являлся самым высоким деревянным шпилем в Европе.
Вид на шпиль церкви Святого Петра из двора Конвента.
В 1721 году в шпиль ударила молния, вызвавшая пожар, в тушении которого принимал участие находившийся в то время в Риге российский император Пётр I. Однако потушить пожар не удалось - шпиль выгорел практически полностью и обрушился. По счастливой случайности, горящий шпиль не рухнул на город, а «сложился сам в себя», не причинив дополнительных разрушений (легенды приписывают это молитвам Петра I). В этом же году, по именному указу Петра I, были начаты работы по воссозданию шпиля, окончившиеся только через 20 лет, в 1741 году.
Восстановленный шпиль просуществовал ровно два столетия и был уничтожен в день памяти Святого Петра (по григорианскому календарю), 29 июня 1941 года - в башню попал снаряд одной из немецких гаубиц, обстреливавших осаждённый город.
Реставрация церкви была начата в 1966 и продолжалась вплоть до 1983 года.
Восстановление шпиля было окончено лишь в 1973 году. Новый шпиль своими формами и размерами полностью повторяет прежний, но выполнен из металла. В шпиле были оборудованы две смотровые площадки (на высотах 57 и 71 метр), а для облегчения доступа посетителей на них были установлены лифт и железобетонные лестницы.
Главный неф перекрыли новыми, железобетонными сводами. Было восстановлено несколько склепов, в том числе и Склеп синей бюргерской гвардии.
После реставрации, в здании размещался выставочный и концертный зал. В настоящее время храм передан лютеранской церкви Латвии, проводятся регулярные службы.
Интерьер церкви Святого Петра.
Гербы на стенах.
Вид на церковь Святого Петра с Ратушной площади. Хорошо видны обзорные площадки на шпиле – место, обязательное к посещению.
Панорамы. Вид со шпиля церкви Святого Петра.
Церковь Святого Петра ночью.
А это привет из другого века. Расположенные рядом с церковью Святого Петра знаменитые Бременские музыканты, рвущиеся из-за «Железного занавеса». Судя по перекошенным мордам, процесс был нелегким…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.