Часть вторая. Вьетнам.
Хайфон - о.Кат Ба - Ханой (Hai Phong - Cat Ba island - Hanoi)
День одиннадцатый. Наннинг (Nanning) - Хайфонг (Hai Phong). Маршрут по Вьетнаму
На вьетнамской стороне встречают веселые, непринужденные, хулиганистые пограничники с прокуренными зубами и какие-то длиннолицые после китайцев. Над чем-то прикалываются. Рассказывают мне, что приносили паспорт твоего друга и когда увидели русскую фамилию сразу сказали китайцу -окей,окей! Мол, давай их сюда. Похоже нам тут рады. Да и все погранцы приветливые здесь, не такие чопорные как китайцы. Те чепорные и так себя ведут; что вот сейчас, достанет "парабеллум" и в висок.
На китайско-вьетнамской границе денег ни за-что платить не нужно. Россиянам безвизовое пребывание 15 дней. Проходи.
Здесь среди обрывистых кастовых гор, красивый ландшафт. На улице все так-же прохладно, я еще в пуховике. Вот вам и Вьетнам, а кругом тропическая растительность. От того что мерзнут ноги, постоянно хочется "по маленькому".
Наша группа уже уехала. Мы показали еще выданные на басстанции в Китае проездные корешки и нас посадили в один из ожидающих туристов, небольшой уже вьетнамский бас. Между китайским и вьетнамским переходами, туристов возят на длинных, открытых электромобилях.
Водитель автобуса нам попался эмоциональный, оглушительно сигналил, кричал по телефону и по сторонам. Бетон сменился асфальтом. Не понятно как поедем, через столицу Ханой или напрямую в Хайфон. Первый вариант сильно удлинит наш путь.
Многие склоны так-же засеяны овощами и плодовыми деревьями, есть и рисовые терассы. Проехали знак 127км до Ханоя.
Часы переводим еще на один час назад (разница с зимней Россией уже три часа). Но сегодня еще буду ориентироваться на китайское (-2 часа).
В 15:20 остановка на обед. Лезем со своими корешками, но нет, тут уже надо платить. А может, то что автобус сменили. Покупаем какие-то номерки по 9 юаней (еще принимают юани), относим поварам. Усадили, принесли по литровой тарелке вкусного куриного супа с лапшой и зеленью.
Автобус идет медленно, в среднем 50км\ч, так как едем по дорогам общего пользования, через все деревни прямо меж домами. Шоссе и автобанов еще не было.
Заметил на полях такие-же стихийные захоронения, как у китайцев, от одной до нескольких десятков могил. Некоторые прямо на огородах и грядках. Но у китайцев они чаще земляные холмики, а у вьетнамцев же имеют бетонную опалубку и надгробья.
В Хайфон приехали около 19:00 часов. То-есть 10-ть часов мы ехали с Наннинга. При высадке, рядом увидели тревелагенство. В нем узнали где находится улица Бен-Бинь/Ben Binh и сколько примерно стоит катер на o.Кат-Бa/Cat Ba. С форумов я знал, что катер на Кат-Ба стоит 130.000 донгов/6.5$ в оба конца, а тикет офис находится в конце ул.Бен-Бинь/Ben Binh.
В этом углу мы ради посещения залива Halong, известного множеством причудливых, кастовых островков рассыпанных по нему. Остановиться мы хотели на острове Кат Ба в этом заливе.
Курс донга: 1$=22.000донгов.
Пошли искать гостиницу по направлению к ул.Бен-Бинь, а до нее было пару километров. Гостиницы попадались в каждом квартале. Цены 15-25$. Но пока не торопимся ищем дешевле. Незаметно пришли к концу ул.Бен-Бинь.Тикет офис был закрыт. Тут к нам привязался вьет, отвел нас вперед еще на сто метров. Здесь был его тикетофис, а за углом здания уже был причал и стояли спидботы. Женил нам билеты на о.Кат-Ба. Однако цены у него! Спид-бот в один конец 200.000 донгов\10$. Уклоняемся от ответа. Переводим разговор на недорогой отель. Вызывается помочь найти. И не отходя далеко, метров в трехста, за углом на лево мы пришли в с виду недорогой отельчик. На удивление просят за дабл-номер 200.000 донгов\10$. Я сходил посмотрел номер. Очень большая комната с высоченными потолками, вход с внутренней галереи. Внутренний двор с тихим ресторанчиком засажен деревьями. Название его: Nha Khach Quan Khu 3, находится на улице So 5 Nguyen Tri Phuong
Но, конфуз! Нам нечем платить. Показываем юани, не узнают такие. Доллары не берут. Банки уже закрыты. На ресепшене согласны взять паспорта, а утром расчет. Очень нехотя отдаем. Ведь это ниточка домой. Нарушаем главное правило. Ну, выхода нет. Поселяемся. Под окнами не шумная улица, хотя изредка проносятся с грохотом большие грузовики. Бросаем рюкзаки и решаем идти искать обменник. Вышли с отеля и пошли прямо, по узкой улочке. А они тут почти все такие. Метров через 200-ти справа начались магазинчики с брендовыми копиями. Да неплохими такими! Не просто написали марку но и качество материала и модный фасон удивили. Особенно хорошо были сделаны туфли. Видно, что используют натуральный и качественный материал. Заметил, что и сами вьеты были одеты во все это "брендовое". Тем временем как китайцев не часто увидишь в таком.
Городок нам очень понравился. Такой тихий, комфортный, безопасный, малоэтажный, с узкими, засаженными деревьями улочками. Хотя населения в нем 1,67 млн.чел. Захотелось пожить здесь или вернуться сюда.
В одном из магазинчиков согласились поменять доллары по курсу 1$=21.000 донгов. Но мы даже приблизительно не знаем курса. Говорим, что пошли за баксами и идем дальше, спрашиваем обменник. Все кажут дальше вперед. Дошли до площади с фонтанами и с флагом посередине. Похоже центр. Так-же идем не сворачивая и оставляя площадь слева. Пройдя мимо торговок цветами, пришли к продолжению нашей улицы после площади. Справа на угловом здании, большие электронные часы. Еще прямо метров 50-ят, и на левой стороне улицы находим большой ювелирный магазин, в котором на стене висит табло с курсами валют (справа от двери). Это и оказался обменник. Не смотря на позднее время он еще и не собирался закрываться. 1$=22.000 донгов. Это был хороший курс. Банки такого, как выяснили позже не давали.
Возвращаемся в отель. На ресепшене принимают оплату, но паспорта отдать отказываются. Вот тебе раз! Что-то новенькое. Пытаются что-то объяснить. Понятно только про полицию что-то. Не знаем как реагировать. Я забираю обратно деньги. С плохим чувством отправляемся в номер. Что-же будет завтра? Какие сюрпризы?
Ресторан во внутреннем дворике отеля показался дорогим. Все остальное по улице уже было закрыто. Мы нашли одну едальню буквально под нашим окном. Забегаловка была уже пуста, только ужинали сами работники. Объясниться не получилось и я ткнул пальцем на пару понравившихся блюд на их столе. Это оказался крупно порезанный жаренный картофель с мясом, сладкий и невкусный, и еще что-то на подобии обжаренного сыра тоффу. Тоже безвкусного да еще и в три раза дороже картошки. Ну да ладно, есть конина, голодные спать не ляжем.
Город Хайфон и район где мы жили.
День двенадцатый.
Хайфонг (Hai Phong) - о.Кат Ба (Cat Ba). Залив Халонг 
Остров Кад Ба и одноименный городок Рассеянные по заливу островки
Городок Кат Ба на строве Кат Ба в заливе Халонг.
Встали пораньше и отправились на ул.Бен-Бинь, в то агенство что вчера было закрыто. Зашли в агенство а там пусто; уже нет там его. Не успели обернуться наш вчерашний помогай вырос перед нами. Следом подбегала какая-то суетливая девушка с каким-то журналом для записей. Тут же наш помогай устраивает ее за какой то грязный стол и нас просит присесть Что такое? Они собрались нам билеты продавать. И с таким видом, что мы де вчера обещали у них купить. Короче. Доказывать ничего не хочется. Тупим, говорим нам нужен не скоростной бот (слоу бот). Он, пожалуйста 300.000донгов\15$, туда-обратно, в 12:30 и в 17:45. Не хочется спешить, ведь читал, что слоу-бот 130.000донгов\5$ раунд-трип(в оба конца). Сказал ему что прийдем к катеру на 12:30, а сейчас на билеты нет денег.
Пошли ко второму агенству указанному нам девушкой. И почему в голову не пришло, что есть простые кассы, где берут билеты местные. А были мы от них в ста метрах, как выяснилось позже. На этой же Бен-Бинь, только влево по набережной.
Второе агенство находится на той-же улице, что и отель, только при выходе налево и с километр. Слева сначала госучереждения потом портовые сооружения.
По дороге нас остановили таксисты-мотоциклисты, человек пять, что-то спрашивают. Один подал руку для приветствия и взяв мою не отпускал. При этом, что-то мне говорит по своему серьезно; спрашивает. Вижу, он под градусом. Неприветливый. Пытается что-то у меня выяснить. Брат рядом шутит с другими, за панибрата. Но я уже вижу недоброе, напряжение. Пъяный вьет ищет конфликта. Хочется брата одернуть: давай уходим! Еле "забираю" руку. Что сказать? говорю: Москоу! Москоу! Френд! Он прояснился немного. Показал большой палец. И опять, что-то сердито спрашивает показывая на брата. Наконец одергиваю брата: надо уходить! Мой апонент что-то зло про американцев, другой показывая на него (мол он), делает пальцем: пух-пух америкен! Мой рукопожатный говорит: америкен! и показывает резать шею или голову.
А, брат не успокаивается, стучит "моего" по пластиковой каске: железная!? У того на голове, зеленая такая, стилизованная под солдатскую каска, с большой, красной, нарисованной звездой. Ну и, что теперь?…бежать? Вьет вспыхивает, снимает и бьет каску об асфальт. Мол крепкая, смотри. Поднимает и снова бьет. Я комкаю концовку и срываюсь делая вид; извините пацаны, нам надо торопиться. И еще долго слышим уходя, как каской об асфальт. Раздухорился. Что быть могло? не предскажу, но что русские, точно защиталось.
Дошли до большой стоянки спецтехники с огромными самосвалами и экскаваторами. Она слева по ходу, на берегу. А справа, на другой стороне дороги, оказалось агенство в неприметном одноэтажном здании. Здесь при входе и внутри сидели в окружении больших рюкзаков, путешественники, человек двадцать, ожидали отправления.
Здесь мы купили билеты на спид-бот по 110.000доногов\5$. в один конец на 14:00. Обратные говорят возьмете на острове. Боты отходят в 8:00, 10:00, 14:00 и 16:00 часов. Отправление от агенства. Автобус везет на пирс 13км. Бот привозит нас на западную часть острова, откуда нас снова везет автобус, уже в сам поселок Кат-Ба на южной части острова. Наш помогайка предлагал нам билеты в два раза дороже. Теперь как нам его избежать? А то прийдет в отель к 12-ти.
Впрочем это был туристический путь, а ботов на остров ходит много всяких. С того-же пирса на Бен-Бинь, возле отеля, ходит ракета и сразу в поселок Кат-Ба. Без всяких автобусов. И стоит еще дешевле. Но, кто бы знал тогда?
Мы вернулись в отель собрали вещи и в 11:40 на выход. На ресепшене рассчитался. Вернули паспорта. Никаких заморочек. Я заметил, что и вьету возвращали что-то похожее на ID-карту. А, у админа была папка, где в прозрачных файлах, похоже были доки всех постояльцев. Быстрее отправляемся в агенство.
Недалеко от нашего отеля, у большого, красивого ресторана стоят Ферари, Бентли, Ренж Ровер и еще с десяток чуть проще. Вообще, при внешней зачухонности, здесь, удивляет обилие дорогих машин.
Городок интересный, малоэтажный и с каким-то своим шармом. Люди приветливые. Здороваются, улыбаются. Не чувствуешь себя напряженно. Даже утренний инциндент, не подпортил общего впечатления.
Мимо нас проехал вьетнамец на мотоцикле, сзади за спиной у него стоял в рост холодильник средних размеров в коробке, обвязанной двумя лентами. В эти ленты как в лямки рюкзака он просунул руки и удерживал коробку вертикально. Представляю такую картину в родном городе!: через пять минут катастрофа, краш, несколько разбитых машин, фрагменты мотоцикла, мотоциклист…, конечно погиб. Да и вообще, что они выделывают на дороге!? В нашем оглохшем варианте - это катастрофа, трупы.
Воспользовавшись свободным временем, мы оставив в агенстве рюкзаки, сделали большой круг по городу. В 14:00 нас, человек тридцать, посадили в автобус и повезли к катеру. Приехали на какой-то цементный завод в устье реки, где нас ждал бот. Туда-же подвезли еще народ. В 14:45 тронулся наш корабль и в 15:20 мы уже пристали к острову Кат-Ба. Опять в автобус. Минут через 30-ать, проехав серпантином над морем, мы прибыли на место.
При выходе с автобуса пристало куча зазывал, предлагавших гостиницы. Цены примерно у всех были одинаковые, 6-8$. Набрав у них визиток и оставив брата в кафе, я пошел выбирать отель. Смотрел я отели первой линии, у моря и выбирал те, что поновей. Это видно сразу по зданию и интерьеру.
На первой линии, я нашел хороший, новый отельчик Ngoc Hoa Hotel, со светлыми номерами и мебелью из натурального дерева. Большой, светлый санузел. Вентилятор, кондер, телик. Не было только балкона, но его заменяло окно во всю стену, с видом на бухту, с большими распахивающимися рамами. Я согласился на обозначенные 7$. Отель только-только открылся, аммортизация была нулевая. Работал отель с августа этого года.
Выписанные мною с отчетов рекомендуемые отели, оказались уставшими. Видимо информация по ним актуальна год-два.
Оказывается, визитку этого отеля, у автобуса ,мне дал сам хозяин. Он угадав в нас русских, заговорил с нами по русски. А мы..? Опять не видим знаков. Он оказался радушным и заботливым хозяином. Вечерами мы учили его русскому. А он, попросил, увиденные в моем ноутбуке фото с моего летнего приморского отдыха. Там были фото с Владивостокского Океанариума с разной живностью, экспонатами, еще где мы с большими, варенными крабами кривляемся и наш там жит-быт. Он вставлял флешку в большой телевизор в открытом с улцы холле и смотрел слайд-шоу. Его и персонал эти фото очень забавляло. Проходящие тоже останавливались смотреть. Я немного смущался.
Во всех почти отелях есть бесплатный wi-fi, но не везде на верхних этажах. В дальнейшем я всегда при заселении, взяв лабтоп, проверял доступность инета вообще, т.к. бывает лукавят, а потом разводят руками.
Встретили наших попутчиков-американцев, они устроились по 4$ за дабл в хорошем отеле. Они удивились нашей цене. Тут мы вспомнили, что и не торговались. Так мы и не мечтали дешевле. Летом цены вырастают и наш отель стоит 15$ и нет мест. Так что, на каждый момент надо подыскивать свой отель. Гостиницы стоят прижавшись друг к другу узкими фасадами, выходящими на дорогу и уходя вглубь к подпирающей их сзади большой скалистой горе, настолько насколько хватило денег выдолбить у нее пространство. Отели в среднем 5-7 этажей, но есть и 12-ть.
А вот с питанием, здесь непонятно. Поужинали мы на двоих, дороже стоимости отеля. А что ели? Жаренный рис со свининой и по салату. Обошли немало ресторанчиков, цены везде еще выше. Не говоря о морепродуктах. Но это относительно стоимости отеля, а в прочем как везде.Надо искать где местные едят, как мы обычно и делаем.
Погода на закате была ясная, безоблачная. Но солнце село в тучи напротив нашего залива, окрасив все золотым цветом. Наш залив в виде подковы, весь обрамлен скалистыми горами, меж которыми видно лишь небольшой кусочек открытого моря. По заливу разбросано сотни лодок и корабликов. Интересно теплая ли вода?
Вечером очень похолодало. Все в куртках. Хотя днем было тепло +25.
Завтра релаксируем и никуда. Набираемся сил. Я похудел на лицо, дорога берет свое.
День тринадцатый. Остров Кат-Ба (Cat Ba island). Подъем в 9 часов. Солнце в дымке, но небо высокое. Пошли на пирс. Тут узнали, что можно отсюда уехать сразу в Хайфон на спидботе за 80.000 донгов\4$.
Небо было прояснилось, но потом нагнало с моря низкие тучи, меж которыми иногда выглядывало солнце. От гостиницы к нам привязался вьетнамец, муж продавщицы из лавочки, что за стенкой нашей гостиницы. Какой-то полупьяный, навязчивый, все пытался выяснить наши интересы. Тут на пирсе он принялся женить нам ресторан с морепродуктами. Говорил, что дешево, даже приводил цены. Ресторан находился где -то на воде в заливе. Тут-же в боевой готовности находился на каком-то плоту с навесиком и без мотора его подельник. Пока мы спали, нас похоже уже разрабатывали. Акция была явно спланирована.
Мы решили, что если не понравится уедем. А от прогулки по заливу на лодке глупо отказываться. Тем более, лодочник просил всего 10.000 донгов\0,5$. Плот оказался с мотором, спрятанным по дощатым полом. Вьетнамец полазив там руками завел его. Скопление всего этого плавучего, находилось поодаль от берега. И приблизившись, мы поплыли по плавучей деревне. С домами на плотах и в каждом не меньше двух, облаивающих нас собак. С плавучими лавочками, снующими и продающими все насущное. Среди всего этого, попадалось немало таких вот морских ресторанчиков, состоящих из небольшого домика, столиков под навесом и сетками-клетками с рыбой в воде. Все это имело довольно жалкий вид.
Минут через десять мы причалили к нашему "ресторанчику". Предлагалось все что угодно, от крабов и рыбы до креветок и разных молюсков. Но цены! Кусались и видимо с подачи нашего помогая. Креветки 300.000 донгов\15$, рыба 200.000 донгов\10$. за кило и так далее. При чем, сети-клети трещали от живности, туристов в заливе очень мало в эту пору, а до сезона еще ого-го. Ресторанчиков таких десятки. И при всем этом "держат цены". Не понятно. Ешьте сами. А мы, еще доедем до тех мест, где купим все это по цене Нептуна.
Чтоб не обидеть хозяев, мы попросили приготовить нам полкило королевских креветок и рис с сифудом (морепродуктами). У хозяев, с английским было еще хуже, чем у нас. А, нашего помогая принялись сразу чествовать самогоном и он разомлев, забыл то что помнил. По этому, вместо риса с сифудом, нам подали по яичнице. Однако хозяйка "светилась" от счастья. Угостила нас Редбулом, купленным в проплывавшей мимо лодке-магазине.
Отдали за завтрак 240.000донгов\12$. (это в два раза дороже стоимости нашего отельчика. Однако! Хозяйка отдала нашему проводнику процент, две купюры: 50.000 и 20.000 донгов.
За наш счет, стол нашего помогая был накрыт куда лучше нашего. Кроме первого второго и третьего, стакан его не пустовал. Со своего "барского" стола, он отдал нам чайник с чаем. На "старые дрожжи", он быстро поник головой.
Но, в замен мы получили незабываемую прогулку по плавучей деревне, увидев ее жизнь изнутри. А так-же минуты, проведенные на плавучем ресторанчике, в окружении всего этого. Здесь впервые за наш путь, ко мне пришло чувство потусторонности, необычности происходящего.
Когда мы отходили от ресторанчика на лодке, хозяйка бросила нашему помогаю, забытую пластиковую бутылку с мутной сивухой. Та, стукнувшись об лодку, упала в море. Наш осоловелый друг бросился за ней и потеряв равновесие, уже руками был в воде, когда был пойман мною за ноги. А зря. Его стоило искупать.
При расчете с лодочником, тот начал требовать уже не 10.000 донгов а 100.000. Наш "друг" кивал, мол так и договаривались. Только благодаря брату, мы разошлись мирно. Хотя так хотелось обострить. Я сунул им сотню, и послал нашего друга подальше. Впоследствии ,мы не видели его несколько дней, а когда он появился в своей лавочке, он заискивающе-виновато здоровался и видно было, что эти дни был в запое. Да, лихие деньги еще никого не осчастливили.
Вывод: здесь надо четче договариваться и заранее. И лучше на бумаге.
Решили прогуляться по кольцевой вокруг квартала гостиниц, окруженных отвесными стенами гор. Отели на боковых улицах разнятся от 7 до 15 $. Привязался очередной "доброжелатель". Тоже пьяный. Этот "бес" блуда, предлагает нам пройти посмотреть девушек по 200.000 донгов \10$. за сеанс. Нам по пути. На задней улице, заглянули с ним в пару заведений. Красавиц нет. В отзывах встречал реплики про 5-ти долларовый секс, надо попробовать спросить вечером напрямую. Жалкость этих заведений и девушек, наводит на мысль о сомнительном удовольствии.
Городок состоял из отельчиков, магазинчиков, и всего остального связанного с туристами. Местные были выселены на западную окраину, и похоже, там живет только контингент связанный с туризмом. Весь остальной народ, видимо согнали с хорошего места, на середину залива в плавучую деревню.
Прошлись по турагенствам. В среднем однодневный тур с ланчем, пляжным отдыхом, каякингом и посещением пещер стоит 17-18$ с человека. Начало в 8-9 утра, финиш в 17 часов. А здесь в это время в 17:30 темнеет, в 18:00 темнота. Тур с ночевкой по 50$.
С 14 часов прояснилось и стало жарко. Пора раздеваться.
Аренда байка(мопеда) 70.000 донгов\3.5$. Правда ехать на нем, кроме как в природный парк, некуда. Только найти приключений себе на жопу.
Позже узнали, двухчасовая прогулка на лодке по бухте стоит 120.000 донгов\6$. за лодку. А мы съездили в ресторан за 100.000
Отсюда за трансфер во Вьентьян, столицу Лаоса просят 1.050.000-1.090.000 донгов\52-54$. Бот плюс спальный автобус. Питание включено.
Трансфер до Ханоя 190.000 донгов\9$.
Вечером опять стало прохладно. Когда мы уже начнем согреваться и перестанем мерзнуть? Как-то неожиданно стемнело.
Говорят здесь летом в сезон нет свободных номеров, а сейчас за каждым туристом бегают. Почему в кафе и ресторанах не опускают цены? ведь они все пустые? Видимо предверие Нового года их последняя надежда.
Вечером долго искали где поужинать. Цены на суп 25.000-50.000 донгов\1.2-2.4$, жаренный рис с мясом или морепродуктами 40.000-50.000 донгов/3-4$.
День четырнадцатый. С утра было солнечно, потом натянуло низкие облака. Американский завтрак 70.000 доногов\3.5$.
Сегодня мы решили осмотреть близлежащие пляжи. Их здесь в районе городка было три. Они находились влево от нашего залива. По прорубленной между высоких скал дороге мы попали в бухты восточной стороны острова. Пляжи так себе, на троечку. Больше понравился левый пляж, меньший из трех. Хотел было искупаться, но с моря дул прохладный ветерок, а солнце совсем спряталось. Вода отливает зеленью, но видно, что не идеальная. В этой компактной бухточке, плотно окруженной высокими поросшими джунглями горами, есть с десяток небольших бунгало по 15$, со всей инфраструктурой. Очень романтичное место.
По самочувствию похоже было, что падает давление. Решили вернуться в отель и отдыхать. У хозяина нашего отеля купили на завтра дневной трип по заливу Халонг по 20$ (с ланчем). Только погода настораживает; плотная, низкая облачность.
Решили послезавтра двигать на Ханой. Там ночь и дальше в Лаос.
День пятнадцатый. В 8 утра уже завтракали в ресторанчике за стенкой нашего отеля. Недорого и вкусно. Как всегда, нужное под носом, а мы не видим.
Погода плохая: низкая облачность, плюс дымка. В 8:30 тронулись с пирса, сев на небольшой, деревянный, двухпалубный кораблик. Всего в группе было с десяток туристов.
Погода сильно подпортила общее впечатление. Все было в дымке, как перед дождем. Хотя, залив интересен. Таких мест всего немного на земле и каждое уникально по своему.
Ланч был скудным. Рис, небольшой кусочек рыбки, несколько маленьких, чем-то фаршированных блинов, салат из капусты и осьминог с ананасом. Был общий стол и все съели на раз. Мы с братом остались полуголодные. В такие мероприятия, надо взять за правило, брать с собой что-нибудь на подкормку: орешки, чипсы, шоколадку; да вообще, все что можно "погрызть". И купить это лучше с вечера, не полениться.
С час плавали на каяках среди этого леса торчащих скал-островов.
Самое сильное впечатление оставила пещера, на одном из островов. Она находилась на высоте метров 30-ать над морем, была окультурена и входила в программу (другие группы отдельно брали в нее билеты). Кстати, покупая тур, надо уточнять оплачены ли значимые места посещений. Не думал, что пещера это интересно. Тем более читал о ней негативные отзывы. Но там такое натворила природа! "Обработан" каждый квадратный метр.
Вернулись около 6-ти вечера, уже в сумерках. Похолодало и все сильно промерзли. Толстовки уже не спасали. А хорошо бы поели; еще и искупался бы!
День шестнадцатый.
о.Кат-Ба - Ханой. Район где мы остановились в Ханое. 

Сегодня покидаем остров и едем на Ханой. Ночуем и на Лаос. Здесь нам уже стало скучно и погода навевает тоску. Сил мы набрались, пора в дорогу. Моросит дождь.
12:45 тронулся спидбот. Билеты продавали тут-же на пирсе перед отелем по 80.000 донгов\4$. Катер идет прямо в Хайфонг, без всяких автобусов. Почему-то не было катера на 10:00 (еще есть на 14:00 и 16:00).
Около 2-ух часов по полудню катер зашел в устье реки, и шел по ней до пирса 30-ать минут. Река мутная, полные берега. По воде плывет много больших, зеленых ветвей, где-то сломанных непогодой. С самого устья и до пирса, по левому борту сплошь портовые сооружения. Стоят огромные танкеры и сухогрузы.
Пирс оказался тот самый, что был недалеко от нашей гостиницы в Хайфонге, по пути на остров. На пирсе выяснили, что басстанция на Ханой, находится неподалеку. При выходе взяв в лево метров 100, вышли на все ту-же ул.Бен-Бинь. По ней дошли до моста (метров через триста он будет справа, через реку),на нашей стороне реки на берегу, за мостом метров 150-ат, будет басстанция Luong Yen St, т: 041080
На встречу нам оттуда выехал автобус. На табло горит Ханой. Тормозим. Поехали. Время 14:30. Билет до Ханоя по 55.000 донгов\около 3$.
Приехали в Ханой около 17-ти часов, на станцию в южной части центра BX.Luong Yen (на одноименной улице Luong Yen).
На дорогах шум и хаос, как пчелы в улии. Тут-же на станции "напали" таксисты всех мастей. Причем, не стесняясь, тут-же по соседству на лавочке, по очереди раскуривают трубку, как большую дудку, с опиумом. Глаза бешеные, аресивно-напористые. Мы, быстрее подальше от станции по шумной, запруженной мотоциклами и машинами улице.
Еще на острове, хозяин нашего отельчика, рекомендовал и забронировал нам гостиницу в Ханое в Старом городе/Pho Co/Old Quarted и дал его визитку. Эту визитку я и показал пойманному таксисту. Просит 40.000 донгов\2$. На середине пути останавливается с видом, что привез. На визитке на схемке есть озеро, зачем-то тычет в него, мол сюда вез. Все понятно. Знакомые трюки. До гостиницы просит доплатить 10.000 донгов. Выговор в два горла и он "застеснялся-раскаялся".
Привез на какие-то узкие улочки. Много мелькает бледнолицых. На улочках не протолкнуться, все в торговых лавочках.
Отельчик наш оказался задрапезным, сильно уставшим, да еще и без воды до утра. Хозяин сказал нет во всем квартале. Наврал. И вот везде у них так, у вьетов. Наперсточники.
Оставив рюкзаки, вернулись на улицу к пристававшему к нам у входа зазывале с другого отеля. У него были "красивые картинки", а на наш отельчик он презрительно морщился. Пошли, -показывай.
Метров сто по закоулкам. И на тихой узкой улочке, приличный с виду и свеженький отельчик Camel City Hotel, адрес: 8/50 Dao Duy Tu Lane, Hoan Kiem Dist. TEL: (84-4) 39352024/25. camelcityhotel.com. Внутри современный, все чистенько. Лучше и не пожелаешь. Вода есть. И тот и этот по 15$. Чтож решено, переезжаем. Этот не обманул.
Пошли поесть и попали в эту кашу из людей, мотоциклов и машин. Без тротуаров; на них всюду сидел разный люд и был выложен товар. Приходилось лавировать среди транспорта. Сначала все это забавляло. Ужин на двоих 70.000 донгов\3,5$ , в какой-то уличной стихийной едальне. Братец мой, любитель такой аутентичности, частенько требовал ее. А, "хорошее" с налету, почти всегда синоним "дорого". Но, мы-то жмемся к путешественникам, к бекпэкерам. Хотя-бы бюджетом.
Бросилось в глаза обилие бледнолицых "гибридов", то гуливеры, то пузатые амбалы.
Много гестов вокруг, по ценам обгоняющим небольшие отельчики. Например, в одном из них, за те-же 15$, предлагалось расположиться на 2-ух этажной кровати в компании еще десяти соседей по комнате. Причем обоего пола. Почувствовать себя этаким "настоящим".
Похоже здесь из гестов сделали, что-то вроде фетиша, места тусовки тщеславцев, мнящих себя первооткрывателями. Там настоящих путешественников редко встретишь.
День семнадцатый.
Hanoi/Ханой (Вьетнам) - Вьентьян/Vientiane (Лаос)Сегодня решили прогуляться по городу. Посмотреть местные достопримечательности в центре: озеро, католический собор, вещевой рынок.
Озеро как озеро. Собор красивый, потемневший от времени, а рынок и так был везде вокруг нас.
От загазованности подташнивает. Заметил, редко увидишь не поцарапанную машину.
Быстро потеряли интерес к этому городу, наверное из-за контраста с тихим островом. И решили сегодня же ночным басом отправиться в Лаос.
Здесь я затарился путеводителями Лонели Плэнет по ЮВА, причем свежими выпусками и оригиналами по 5-10$. Однако потом мне пришлось их таскать всю дорогу, а в рюкзаке они занимали много места. Но, путешествуешь с ними как по нотам.
Хозяин отельчика сказал нам, что автобус в Лаос будет только завтра и мы поручили ему забукить нам билеты. Однако в агенстве неподалеку нам сказали, что есть трансфер на сегодня. Туда мы и направились. Трансфер стоил по 580.000 донгов\28$ (как потом выяснили есть и по 25$ и по 30$).
Ночной спальный автобус. Прибытие в столицу Лаоса,- Вьентьян в 16 часов. Отправление от агенства в 17 часов. То-есть в пути почти сутки.
Хозяин отеля узнав что мы купили билеты, закатил истерику. Сказал что купил нам на завтра билеты по 30$. А кто просил? Просили забронировать. Но он говорит, что попал на проценты и не унимался. И все бы ничего, но опять наши паспорта в залоге. У них тут практика, оказывается такая и на острове было так-же). Чего ждать?
После такого уже не хотелось тут оставаться. Пошли собирать вещи. Решили оставить их в агенстве и пойти поесть. Тем более оставалось два с половиной часа до отправления. На выходе хозяин встречал нас уже улыбкой. Уже задумал что-то. За вторые сутки возьмешь? Чекаут в 12:00, сейчас 15. Сразу отдает паспорта. Говорит нет проблем и... , счет. 500.000донгов. Сутки 300.000д. Остальное? За полсуток, говорит. Тогда плюс 150.000донгов. Ой! Ошибся на 50.000! Ну чтож ты так? И так везде и всюду, мелкий обман и жульничество. Опять где больше туристов, там больше лихвы и лихоимства. А ведь, есть где беднота-беднотой, а обсчитать-обмануть у них рука не поднимется. А эти? видят в путешественниках жертву.
Именно эта дурная слава за Вьетнамом, заставила меня сократить маршрут по нему. И если раннее планировалось пройти всю страну по длине, с севера на юг. То потом, я с Ханоя развернул маршрут в Лаос, чтобы срезать путь по Вьетнаму и быстрее выйти в Тайланд. Там все для нас понятней и адекватней.
"На дорожку", хорошо наелись в приличном ресторанчике (120.000 донгов\6$ на двоих). Купили побольше воды и еды в дорогу(лапши, печенья, фруктов).
В 17 часов, за нами, к агенству пришло такси. Едем на басстанцию. У нас в попутчиках буддийский монах с Тайланда в желтом покрывале. Говорит по английски. Мы подружились. Он возвращался в свой монастырь в Банкок.
Долго, минут 30-ть ехали на станцию. Проехали мимо двух больших озер слева и справа. Потом вдоль железной дороги справа, и под мостом через реку справа. За мостом метрах 150-ти слева станция (судя по всему это ст. BX.PhiaNam в южном районе города). Но мы проехали, ее метров 300, развернулись и встали. Выгрузили вещи. Прибежал какой-то шустрик, суют с таксистом друг-другу деньги. Убежал. Нам: ждать 5-ать минут. Хитрят опять.
Повели. В здании станции успеваю подскочить к кассам: сколько до Вьентьяна? -450.000донгов\22$. Мы отдали по 580.000\28$, ну плюс такси.
По дороге в такси, так надышался выхлопных газов, что стало не по себе: глаза режет, нос заложило, грудь сдавило.Таксист кондер не включает. Как живут? Захотелось быстрее убраться отсюда. Смотря на все это, понимаешь, что конец света точно скоро.
Наш бас оказался не тот, что на картинках, а гораздо проще. Тот был с тремя рядами двухэтажных кроватей. Два у окон один посередине. С туалетом, телевизорами, наушниками, постелью, столиком, и еще кучей удобств у каждого места. Но такие, говорят, ходят до Хошемина и только по Вьетнаму. Наш автобус постарше этих. Сидения такие-же как в обычном, сдвоенные, но только полулежачие. Ноги просовывались в нишу, под не до конца опускавшееся сиденье впереди. Сидения были дермантиновые и жесткие. Каждому по тоненькому одеяльцу. Занято было всего половина мест.
Почему-то с боем, нам не хотели давать места ближе задних колес. Но зато, я устроился на последнем ряду, обложившись свободными одеялами. Там из пяти разложенных сидений, получалась большая плоскость. Я лежал поперек, так можно было вытянуться.
Никогда еще так долго, я не ездил в автобусе, только в половину этого. Напрягало. Но я уговаривал себя, что это один раз в жизни. Ободряло. Расстояние вобщем-то не большое - 600-700километров. Но "стояние" на границе, туалеты и харчевки, плохие и горные дороги, дают такое время.
Почему-то долго ждем отправления. Наконец в 19:00 тронулись в дорогу. Каждый бугорок и ямка отдавали в кузов баса вибрацией и грохотом. А мы "лежали на задних колесах". О том чтобы спать и речи быть не могло, так, коротать время в дреме.
Сначала, мы ехали на юг Вьетнама, вдоль побережья моря. В городке Vinh, мы круто повернули вправо, на Запад, к границе. Ее мы должны пересечь на переходах Cau Treo (V) / Nam Phao (L) и через лаосский Paksan приехать в столицу.
После трех ночи начались горы и серпантин. На поворотах, голова до боли упиралась в стенку. Я, чтобы не свернуть шею, сел и стал смотреть в окно, где в ночной темноте, на горном серпантине, то вверху то внизу, в неожиданных местах, сновали фарами другие автобусы ехавшие к границе.
В 4-ре ночи приехали к заставе. Все в тумане, сыро как после дождя. Говорят: спим до 7-ми. Вот тут, я и "провалился" в сон.
На этот момент мы потратили на каждого:
Поезд Хабаровск - Уссурийск: 750 руб.
Автобус Уссурийск - Пограничный: 160 руб.
Автобус Пограничный - Суйфеньхэ: 1.200 руб
Поезд Суйфеньхэ - Шеньян: 224 юаня.
Поезд Шеньян - Гуанжоу: 516ю.
Поезд Гуанжоу - Шенжень: 80ю.
Шенжень-Гонконг - Шенжень (все расходы вообще): по 200ю.
Поезд Шенжень - Гуанжоу: 80ю.
Поезд Гуанжоу - Наннинг: 173ю.
Автобус Наннинг - Хайфон (Вьетнам): 158ю.
Спидбот Хайфон - Кат Ба: 110.000донгов\5.5$
Трипп по заливу Хэлонг: 20$
Спидбот Кат Ба - Хайфон: 80.000 донгов\4$
Автобус Хайфон - Ханой: 55.000 донгов\3$
Автобус Ханой - Вьентьян (Лаос): 580.000 донгов\28$
Вьетнам "взял" у нас всего по 150$. Гостиницы 7-10$ за дабл. Поесть в среднем по 5$.
Итого с Китаем 400$ + 150$ = 550$ на брата.