Первым пунктом нашей кругосветки были США, но долго задерживаться в Лос-Анджелесе в мои планы не входило. Во-первых, мы здесь уже были, во-вторых, меня давно уже манил загадочный полуостров Баха Калифорния, который очень мало посещаем даже туристами из Америки, не говоря уж о нашем брате.
На то есть свои причины — американцы считают Мексику небезопасным местом, а для всех остальных добираться до Бахи довольно накладно. Основными опорными пунктами полуострова являются Тихуана на севере и Кабо Сан Лукас на юге, при этом авиабилеты стоят довольно дорого. Посему единственный относительно бюджетный вариант — это автомобиль с территории США, однако и этот план не лишён своих подводных камней. В частности, далеко не любой американский прокат разрешает выезжать в Мексику, но даже если это и возможно, то страховка за «мексиканский» период зашкаливает (чуть ли не $100 в день). В итоге было принято решение переходить границу пешком и брать машину уже в Тихуане близ аэропорта.
Добраться до границы с американской стороны можно, в принципе, несколькими видами транспорта (из Сан-Диего так вообще на трамвае), но поскольку мы прилетали в Лос-Анджелес и были сильно ограничены во времени, нам не оставалось ничего другого, кроме как взять в аренду еще один автомобиль, доехать на нём до границы и оставить на платной стоянке на три дня (около $12 в день). Все эти манипуляции, включая аренду авто в Мексике (примерно $50 в день) обошлись нам где-то в полтора раза дешевле аренды американской машины с «мексиканским периодом».
Сама граница на американской стороне почему-то весьма ненавязчиво промаркирована и ведет какими-то окольными путями. Для начала надо перейти по пешеходному мосту:
Вот тот самый трамвайчик из Сан-Диего:
Рядом несколько обменников, заранее поменял 20 долларов на песо для оплаты такси в аэропорт. Далее следуем куда-то за угол за жиденькой группкой мексиканцев (из США особо народ не рвётся). Постепенно тропа сужается и появляются стены с обоих сторон. После вот такой замечательной надписи:
входим в здание, где нам ставят печати в паспорт и выписывают так называемые FMM (туристический пропуск, на 7 дней бесплатно, свыше что-то в районе 20 баксов). Рядом двое китайцев пытались понять, что от них хочет пограничник, я решил им помочь со своим скудным запасом китайского, но выяснилось, что они русскоязычные, потому что проживают близ границы с Бурятией... так мой кругозор обогатился еще одним занимательным фактом (наличие существенного количества русскоязычных китайцев).
На выходе дежурят таксисты, до аэропорта просят $15, в песо договариваемся на 250. Тут надо заметить, что я связался с богомерзким Fox Car Rental, несмотря на многочисленные негативные отзывы об их жульнической деятельности. Внимание: в аэропорту, кроме Hertz, стоек прокатных авто нет. Есть телефоны, по которым можно вызвать автобус, который отвезет вас в район ренталов, находящийся неподалеку. Если едете на такси от границы, нет смысла заворачивать в аэропорт, езжайте сразу в район этих ренталов. Мой Fox оказался, впрочем, не среди них, а с другой (западной) стороны аэропорта. В Фоксе мне доступно разъяснили, что та цена, по которой я забронировал авто — это без страховки, а со страховкой всё будет в три раза дороже. Наслышанный об этом разводе, я не стал спорить, а просто порвал свою бронь и вышел из их офиса.
Ехать в «район ренталов» было бессмысленно, свободных машин там обычно нет, особенно в канун Рождества. Поймали таксиста, который довез нас до ближайшего местного рентала Fiesta Rent a Car (все местные рентовки также находятся с западной стороны аэропорта), там мы наконец арендовали машину типа Nissan March на ручной коробке с бешеным пробегом около 150 000 км и двинулись в сторону Энсенады.
До Энсенады ведёт платное шоссе, ехать приятно, дорога занимает не более 1,5 часов. Это, пожалуй, самое туристическое место во всей Бахе, обычно дальше на юг американцы не заезжают.
В Энсенаде пообедали на центральной улице (прекрасное севиче в Мексике!) и двинулись дальше — конечная цель на этот день был городок El Rosario.
Дорога после Энсенады перенасыщена населенными пунктами с лежачими полицейскими topes, ограничениями скорости и медленными автобусами, везущими работников с ферм, поэтому до El Rosario мы доехали через три часа весьма уставшими. Этот город стоит на границе «обитаемой части» северной Бахи, поэтому на подъезде к нему виды становились всё более безлюдными.
Мотель Cactus Inn выбирал по отзывам на Bajanomad.com (самый лучший форум по Бахе), он оказался вполне неплох, только вот холодно! К вечеру было не больше 10 градусов с ветром — пустыня всё-таки, благо с ресепшна удалось выбить обогреватель. Поужинали в известном в Бахе ресторане Mama Espinoza, который прославился благодаря проводящемуся в этих краях ралли на мотоциклах Baja 1000, легли спать рано — сказывается разница во времени, да и развлечений тут нет, завтра опять в дорогу.
26 декабря выехали рано, около 7 утра, позавтракав в той же Мама Эспиноза (не могу сказать, что был в каком-то особом восторге, думаю, стараться в этом заведении давно перестали — сказывается раскрученность бренда и ограниченность выбора). После Эль Росарио заправок нет ближайшие 350 километров, о чем честно предупреждает соответствующий знак! Дорога пустынная, ехать примерно 400 км, доехали за 4 часа — я на своей маленькой машинке жарил 160 км/ч, хоть и мешал сильный боковой ветер.
В Герреро-Негро нас ждала основная цель поездки — киты в бухте Ojo de Liebre. В период с января по март-апрель это место превращается в крупнейший «родильный дом» серых китов, которые осуществляют миграцию из холодных аляскинских вод в теплые лагуны полуострова Баха Калифорния. Лагун всего три, мы поехали в Ojo de Liebre, поскольку она была ближе всего к границе с США, да и считается наиболее «населённой», что ли. Надо сказать, что приехали мы не совсем в сезон — хоть в большинстве источников и указывают период наблюдения за китами с декабря по апрель, реально рождаются китята только в январе, поэтому в декабре есть возможность наблюдать только за большими китами. Есть два варианта китовых туров — через агентства или напрямую в бухте Ojo de Liebre (надо иметь в виду, что это два разных места, агентства возят на трансфере в другую точку лагуны). Через агентство незначительно дороже (разница около 5 долларов), мы же решили ехать «дикарями» (к тому же, план был посмотреть китов в этот же день, а записаться на тур таким образом было уже поздновато). Сразу поехали в бухту: не сворачиваем на поворот в Герреро-Негро, проезжаем около 5 км, видим соответствующий знак и рисунок кита с китятами и сворачиваем на грунтовую дорожку.
Дорога сильно разного качества, ехать по ней можно на скорости от 20 до 100 км/ч в разных местах, почти сразу же проезжаем через пост охраны — дорога идёт через крупнейшие в мире соляные копи.
Охранник продаёт огромные куски соли и поделки из нее.
В общей сложности по грунтовке ехать минут 30, в конце вас ждёт:
некое подобие кемпинга на берегу (по сути, там стоят сарайчики без одной стены, куда можно поставить палатку и укрыться от ветра, так называемые palapas),
внушительного размера туалеты:
и ресторан с видом на лагуну.
К сожалению, в этот день в лагуне не работали капитаны (после праздника, да и погода была плохая), ресторан тоже был закрыт. Несколько человек сидели на веранде закрытого ресторана и любовались океаном (это оказались постояльцы кемпинга). Они подсказали, что завтра планируется выход в море в районе 8 утра. Это нас со скрипом, но устраивало, в лагуне делать больше было нечего, ограничились осмотром китовьего скелета.
По дороге обратно в город пофотографировались на соляных копях.
Очень крутое место! Туда бы машину посолиднее и с картой...
Настоящий оффроад, и никого вокруг.
Некоторые «заводи» окрашены в необычный розовый цвет:
Заселились в отель Terrasal (неплохо, но обогревателей не выдают! Ночью опять морозно!). Пообедали неподалеку, покатались по городу около залива, купили в супермаркете еду в дорогу на завтра. Сам городок производит не самое шикарное впечатление, но, тем не менее, всё есть — супермаркеты, кафе, рынки, даже казино.
Ближе к вечеру решили просто покататься по городу, который, по большому счёту, представляет из себя одну главную улицу. В дальнем её конце (дальнем от главной трассы) обнаружился пляж/парк, где гуляли местные с собаками. Как я понял из знаков, здесь также что-то вроде птичьего заповедника.
Оттуда же понаблюдали за красивым закатом (соляные копи прямо тут и начинаются, в черте города):
Легли спать рано и почему-то без ужина — сморило от усталости, да и на китов утром выезжать решили не позже 6 утра.