Путешествие состоит из большого числа моментов, которые в совокупности дают общую картинку событий, и для того, чтобы целостно сохранить ее в фотоматериале нужно прежде всего понимать, из чего конкретно состоит эта картинка - видеть детали.
Разберу концепцию построения фоторассказа о путешествии.
Нужно понимать, что в абсолютном большинстве случаев мы создаем фотографии не только для себя, но и для круга наших знакомых, друзей - для публикации в социальных каналах. Что в первую очередь интересно вам, и что людям в ваших кругах?
На первом месте стоит общее представление о месте. Это самые главные фотографии. У вас должны сохраниться лучшие из увиденных вами пейзажей, а у вашего круга утвердиться впечатление о том, что ваше путешествие было потрясающим, проходило по местам невиданной красоты. Ведь так и есть?! Не должно закрасться и сомнения, что это место не так интересно для того, чтобы туда отправиться, и ваш выбор был сомнителен. Поэтому обязательно нужно не лениться и снимать пейзажи при хорошем свете. Хороший свет - рано утром и в ненастье, при сложном небе. Вечерние виды - это отдельная категория фотографий, в большинстве случаев утренний свет свежее и выглядит предпочтительнее. Опять же, если вы снимаете в относительно людном месте, то утром вы сможете решить эту проблему, потому что большинство любит поспать подольше.
При съемке пейзажа главное - законченность кадра, фотография не должна уходить за периметр. Пейзаж должен быть выверен, и очерчен. Небо не должно быть белым. В пейзаже важно многообразие планов. Небосвод - дальний план, окрестные холмы - средний, травы и вода перед вами - передний. Если у вас только передний и задний план, и при этом неинтересное небо - это скучно. Важно, чтобы линия горизонта всегда была ровной, даже если у вас нет действительного горизонта. Заваленный, даже незначительно, горизонт создает стойкое ощущение небрежности, и вызывает брезгливость. Даже самый хороший пейзаж можно подпортить, не выправив горизонт. При этом будьте уверены, что среди ваших зрителей обязательно найдется какой-нибудь человек с кучей свободного времени, чтобы сообщить вам о сие факте. В пейзаже важна резкость главного плана, поэтому при недостаточном освещении следует использовать штатив. В некоторых случаях главный план может быть несколько выведен из резкости, это создает акварельный вид, и отводит взгляд на передний план.
В пейзаж может быть интегрирован человек. Делается это тогда, когда для фигуры есть место, и это композиционно уместно. Лепить человека в пейзаж нужно только тогда, когда это напрашивается. Человек может быть взят для масштаба, и как часть цветового решения. Важно, чтобы в такой фотографии не было акцента на персонализацию человека, фигура должна быть унифицированной. Но при этом желательно, чтобы читалось, что это вы (по одежде, цвету волос и т.д.). Проще и увереннее интегрировать одного человека, реже двоих, еще реже - группу. Один человек в мощном пейзаже в большинстве случаев уместнее, это создает ощущение "одинокой планеты".
Для съемки пейзажей обязательно нужен широкоугольный объектив. Это не значит, что нужно снимать только на 28 и шире, очень часто пейзаж хорошо ложится на 50 мм, но без широкоугольной оптики вы сами себе будете ограничивать возможности.
Я, к примеру, не использую кучу оптики, и никогда не снимаю на объективы с динамичным фокусным расстоянием, только на фиксированную оптику. Уменя нет возможности и желания таскать еще больше груза фототехники, поэтому справляюсь двумя стеклами - 50 и 24 мм. 50мм - основное рабочее стекло, а 24мм применяю большей частью только для некоторых пейзажных планов, и в случаях, когда нужно дать объекту больше воздуха по периметру, или он просто не компонуется на 50мм. Такого набора из этих двух стекол хватит для большинства стоящих задач.
Вторая по значимости часть материала - это персонализированные репортажные портреты, и фотографии общего плана с людьми в действии. Такие фотографии обладают активными эмоциями, оживляют материал, создавая ощущение реальности происходящего, позволяют зрителю сопереживать. Съемка постановочных портретов не может заменить чистого репортажа.
Снимайте все интересные действия - переход реки вброд, переправу на лодке, активную игру, приготовления у костра, установку лагеря, купание в озере, ловлю рыбы, досуг в дороге - на поезде или корабле, все что кажется интересным, и рассказывает "как это было". Часто бывает нужно что-то сделать, но при этом и кадр может быть упущен - найдите золотую середину, и старайтесь совмещать репортажную фотосъемку без сильного ущерба для быта. Снимайте портреты без постановки, чтобы эмоции были живыми, неподдельными. Брак в такой съемке большой, но после отбора вы получите в итоге желанные и столь необходимые для материала кадры.
Третья составляющая - постановочные портреты и постановочный репортаж. Вы готовите материал о своем личном путешествии, и всем - и вам и вашей аудитории интересна персонализация. Снимайте портреты - крупно, общим планом. У вас останется память о вас и спутниках, а для аудитории этот контент необходим для уверенного построения ассоциации красоты маршрута с вашими личностями. Красивый пейзаж - веселый переход реки - очаровательный портрет. Старайтесь разнообразить портретные позы, уходите от частого прямого зрительного контакта с камерой, пусть визуальный контакт с глазами будет реже, но сильнее. Снимайте портреты и со спины, и с боков, избегайте топорных поз "я у дерева". Человек в кадре должен рождать позитивные эмоции, быть красивым и сочетаться с пейзажами. Весь ваш материал должен быть целостным.
В портрете всегда важен облик человека. Природа - это естественный мир, и человек чтобы вписаться в него должен быть красив и подобающе одет. Избегайте камуфляжной походной одежды, она отпугивает и придает кадрам агрессию. В здоровых молодых людях должен присутствовать уместный эротизм, выраженный в облике и раскованности действий. Это придает материалу элемент свободы и здорового духа. Хороший материал воспевает красоту как природы, так и тела. Подчеркивайте чистоту физиологии, линии лица, тела, рук.
Четвертый элемент - детали. О них все забывают, между тем они крайне важны. Собираете ягоды - сфотографируйте, разводите костер - сфотографируйте. У вас красивый нож и вы режете свежие помидоры? Под ногами чарующей красоты папоротники? У вас в руках кружка с горячим чаем? Вы поняли. Этот элемент фотоматериала дает зрителю возможность стать ближе - увидеть детали, что-то особое, мелкое, броское. Он разбавляет общую картину пейзажей-лиц-ситуаций. Зритель как-бы завтракает вместе с вами, когда видит в репортаже утренний омлет.
Пятая составляющая - встреченные люди, незнакомцы, колоритные персонажи. Вы пошли на маяк? Сфотографируйте его смотрителя! В лесные угодья - охотника. У него есть собака - их вместе. Пошли в море на судне - сфотографируйте капитана, и т.д. Встретили на берегу озера прекрасную незнакомку и разговорились - не стесняйтесь сохранить ее образ. Главное - человек должен быть форматный, вписываться в стилистику вашего материала.
Последняя выделенная группа фотографий - это ваш ночлег. Важно, чтобы в материале присутствовало понимание формата вашего быта. Вы ночуете в палатке - снимите, как выглядит ваш палаточный лагерь. В отеле - снимите интерьер отеля, себя в этих пространствах. Зритель должен видеть не только движения и активность дня, но и прочувствовать связь между днями. При фотосъемке ночлега (а также привала) уделяйте внимание деталям в кадре. Что-то можно интегрировать, а в большинстве случаев - наоборот исключить. Какие-то чужеродные объекты - пакеты, крышки от контейнеров из супермаркета, и тем-более мусор. Сфотографируйте приготовления к ночлегу - как вы рубите дрова, ставите палатку, отдыхаете в избушке.
Таким образом, совместив эти шесть компонентов воедино вы получите относительно целостную фотоисторию вашего путешествия. Теперь остается только грамотно распределить фотографии по своим местам. В голову рассказа, и в середину - пару топовых фотографий, чтобы задать уровень и поддержать его. Чередуйте сюжеты, и постарайтесь сделать материал ровным. Если вы представите все самое интересное и достойное в начале, а средние кадры отведете под конец - сделаете серьезную ошибку, так-же как нельзя преподнести череду пейзажей, потом репортажей и т.д. как бутерброд.
Чтобы ваш фоторассказ о путешествии был полным и интересным важно - снимать не только в отличную погоду, когда вы довольны жизнью, сыты и отдыхаете, но и тогда когда другие не могут, потому что мокро, холодно, устали или лень. Вы всегда будете вознаграждены, если в трудный момент найдете силы и секунду для того, чтобы сделать кадр.
Я против того, чтобы использовать при работе с основной камерой - кофры и прочие приспособления для ее безопасного хранения. Репортажная камера должна быть автоматической и висеть у вас на шее. Ситуация, когда камера куда-то убрана во-первых отнимает время, чтобы ее достать, а во-вторых еще больше снижает мотивацию сделать кадр в условиях усталости.
Приучите себя реагировать на происходящее быстрее. Не постановочные кадры скоротечны. Секунда-другая и животное уйдет из композиции, человек изменит позу, и даже безлюдный пейзаж способен поменяться в одно мгновенье, особенно в закатный час, и ненастье.
Благодаря красивой и гармоничной фотоистории, ваше путешествие обретет вторую жизнь.