Что произошло
На сайте apple.com кто-то зашёл под моей учёткой (1я проблема) и купил тайм-капсулу с доставкой в какую-то дыру в штате Джорджия.
Кредитная карта при этом использовалась не моя, хотя и выпущенная на моё имя (2я проблема).
Обнаружил проблему в течение нескольких минут после получения письма из Apple о новом заказе (естественно, зашёл в личный кабинет в новом окне браузера, а не по ссылкам в письме и сразу же заказ отменил. Потом попытался собрать первичную информацию у Apple и столкнулся с рядом сложностей:
- По телефону связаться с американским Apple не удалось - робот после получения номера заказа демонстративно клацал по клавиатуре и обрывал звонок. Возможно из-за того, что заказ был отменён.
- Российский саппорт Apple помочь не смог, т.к. им не доступен американский сегмент, где был размещён заказ.
- Чат с американским саппортом за пределами США не работает. Лечится настройкой прокси или VPN - проще и дешевле всего на мобильном устройстве установить Opera VPN. В итоге мои опасения подтвердили, но название банка, выпустившего карту, сообщить не смогли (типа эта информация им недоступна) и отказались прислать транскрипт чата (хз почему).
Также позвонил в представительство VISA (расплачивались этой картой), там сказали, что без первых 6 цифр номера карты назвать банк не могут, порекомендовали обратиться в американские БКИ.
Попытался обратиться в американские БКИ, но везде требуют мой SSN-номер, которого у меня нет, т.к. я не американский гражданин, не живу и не работаю в США.
Жена зашла в местное отделение Bank of America, где был русскоговорящий персонал, и выяснила, что проблема ОЧЕНЬ серьёзная:
- В США без проблем оформляют кредиты и кредитки без SSN-номера. Плохо, если на меня уже успели оформить ипотечный кредит.
- Забивать на это дело нельзя, т.к. если не у меня (при получении визы или аренде жилья), то у моих детей возникнут проблемы (в США скоринг клиентов выполняется много где, не только при получении кредита, но и при аренде жилья, например)
В итоге вырисовался следующий план муторных действий:
Что делать в США
Заявить о краже личности, заблокировать свой кредитный профиль (на 90 дней с возможностью продления), проанализировать кредитную историю и обратиться в компании, где уже оформлены кредиты.
1.Зарегистрироваться на сайте https://www.identitytheft.gov/
- Заявить о краже личности. Заявитель может быть откуда угодно, верификация по российскому мобильному телефону сработала без проблем.
- Сформировать план действий (ниже последовательность шагов из него).
- Распечатать заявление в полицию (Affidavit) и шпаргалку для офицера, что ему с этим делать (FTC Memo To Law Enforcement)
2. Обратиться в одно из трёх кредитных бюро с сообщением о мошенничестве (Fraud Alert) и на 90 дней заблокировать своё кредитное досье, чтобы никто больше не смог оформить на вас кредит.
Equifax 1-800-525-6285
Experian 1-888-397-3742
TransUnion 1-800-680-7289
С этим шагом возникла проблема, т.к. что при обращении через сайт, что при обращении по почте требуется SSN-номер, которого у меня нет. Проблему пока эту не решил, надо звонить.
3. Запросить отчёты об оформленных уже кредитах (Credit Reports) из всех американских БКИ.
Это можно сделать бесплатно через один сайт https://www.annualcreditreport.com/, но также возникла проблема - для доступа к сайту необходимо опять пользоваться прокси или VPN и предоставить SSN-номер для получения отчёта.
4. Изучить кредитные отчёты на наличие мошеннических кредитов и обновить своё заявление на сайте https://www.identitytheft.gov/ в случае выявления мошеннических кредитов.
5. Подать заявление в полицию.
При себе иметь:
- Заявление
- Паспорт
- Бумаги, подтверждающие настоящий адрес (не знаю, что делать людям, не проживающим в США)
- Бумаги, подтверждающие мошенничество (в моём случае распечатку заказа с сайта Apple)
- Памятку для сотрудника полиции о том, что ему с этим делать
По результату получить копию поданного в полицию заявления и обновить своё заявление на сайте https://www.identitytheft.gov/
6. Сообщить о мошенничестве в каждую организацию, где был оформлен мошеннический кредит, и оспорить их.
7. Продлить свой Fraud Alert в каждом американском БКИ с помощью Extended Fraud Alert.
Как я уже говорил выше, без SSN-номера это сделать проблематично.
Что делать в России
Проанализировать свою кредитную историю на предмет левых кредитов и обратиться в компании, где уже оформлены кредиты (это могут быть не только банки).
1. Сформировать в любом российском БКИ код субъекта кредитной истории, если вы его забыли или у вас его нет (вы никогда не оформляли кредит / кредитную карту или не сформировали его при получении кредита)
Это стоит около 300 руб.
Заодно в этом БКИ сразу же можно запросить бесплатный кредитный отчёт.
2. Получить на сайте ЦБ РФ по коду субъекта список российских БКИ, в которых есть ваша кредитная история (в разных банках может быть разная)
https://www.cbr.ru/ckki/
3. Обратиться в каждое БКИ, где есть ваша кредитная история, за бесплатным кредитным отчётом.
4. Изучить кредитные отчёты на предмет мошеннических кредитов и обратиться в каждую организацию, выдавшую такой кредит, с заявлением о мошенничестве.
5. Подать заявление в полицию.
Я пока ещё в самом начале пути, буду обновлять по мере изменения ситуации.
А вам, как бы это ни банально звучало, советую:
- Не использовать одинаковые логины/пароли на разных сайтах.
- Включить, где это возможно, двухфазную аутентификацию (с получением дополнительного кода доступа альтернативным способом - смс на телефон или сообщением на email / в аутентификационное приложение).
- Не хранить копии важных документов в сети.
- И по возможности их не пересылать почтой.