Мои оценки и мнения будут категоричны, поэтому прошу отнестись к отчёту не более, чем к максимально субъективному мнению.
Некоторые практические замечания:
1) Аренда машины. Забронировали Ford Focus 2014 года, 1,6 дизель, механика через популярного в Черногории брокера прокатных контор автомобилей. Машину должны были получить в 10 утра. Накануне вечером попросили при возможности перенести на 9 и машину привезли в 9 утра минута в минуту, чем очень нас порадовали и удивили. Пробег 50,000, внутри как новая. Пока менеджер заполняла бумаги, осмотрел машину снаружи и насчитал царапин 5. Но менеджер сама вместе со мной сделала круг и сама же показала ещё не менее 10 проблемных мест, чем снова удивила и порадовала. Всё занесли договор, оставили депозит и разъехались. Уже по ходу использования стало понятно, что коробка слегка убита. Думаю, это нормально, учитывая горы, серпантины и то, что машина прокатная. В некоторых отзывах перед поездкой читал о проблемах с арендованными машинами – у кого резина лысая, у кого подвеска убитая, у кого кондиционер не работал и т.д. Думаю, этих проблем легко избежать, если взять как можно более новую машину, не старше 2х лет. Самой прокатной фирме в итоге можно поставить оценку «удовлетворительно», так как приятное впечатление была смазано тем, что при сдаче менеджер опоздал на 15 минут, был выключен его мобильный и он забыл взять депозит, для чего вынужден был приехать вечером к нам ещё раз. Брокеру оценка 5 из 5.
2) Дороги и вождение. Также перед поездкой читал в отзывах рекомендации от «любой ценой избегайте самостоятельно вождения по горным дорогам» до «ничего сложного». Моё личное мнение – вождение по серпантинам можно считать отдельным развлечением и получить кучу новых эмоций и впечатлений. Рекомендую водить при возможности самостоятельною. До этого у меня опыта таких дорог не было, но привык за пару часов. Кроме того, у Вас может появиться шанс освоить новые, например, парковочный манёвр «задний левый карман на склоне». По возвращении домой в первые дни очень удивляют водители, при разъезде снижающие скорость иоставляющие по полмашины – после Черногории это кажется излишеством
3) Курение – курят все и везде. Везде – это значит не только в кафе и ресторанах, причём в помещении, но и, например, в автобусе. Это очень напрягает.
4) Черногорцы и время.
Случай 1. Приехали на рафтинг и, так как начало затягивалось уже на час, разговорились с британцами, с которыми впоследствии сплавлялись по реке. Одна из них в детстве жила здесь, и на мой комментарий, что мы уже час как должны были начать, а, смотря на организаторов рафтинга, складывается впечатление, что они сами всё в первый раз готовят, она ответила, что в Черногиии это «absoluuuuutly noooooormal” – не спешить, не напрягаться, не париться, решать вопросы по мере их поступления. Рафтинг начался на 1,5 часа позже.
Случай 2. Нужен был билет на автобус из Котора с выездом в 05:00 утра. Накануне вечером в кассе на вокзале продавец билетов сказала: «автобус завтра, вот и приходите завтра на 10 минут раньше автобуса – касса будет открыта, а сейчас билеты продать не могу». Хозяин нашего апарта сказал «не парься, автобусы всегда уходят по расписанию, даже 1 января всё точно по графику. Я вызову вам такси до вокзала в 04:30.» В результате: такси опоздало на 15 минут, касса на вокзале была закрыта, автобус приехал в 05:15. Черногория.
Случай 3. При сдаче арендованной машины менеджер опоздал на 15 минут и забыл про 100 евро депозита.
5) Полиция. Один раз остановили в первый день в районе Плюжине. Попросили показать паспорт и отпустили восвояси.
6) Навигация. Пользовались TomTom с последними картами. В принципе ок, но пару разу всё-таки приходилось открывать скаченные заранее google maps этого региона, так как навигатор откровенно врал или вёл по странному пути в объезд трасс.
7) Еда. Дорада в ресторанах 40 евро за кг, супы 2-4, пасты 6-9, пршут 3-4, салат 2-3. Порции основного блюда по 300-400 грамм.
8) Кофе. Понравился способ приготовления "Dojc", произносится как "дойч". Не везде был в меню, но по запросу везде делали. Так и не понял, как его готовят, но понравился больше остальных. Но все кофе были хороши, даже, внимание, в богом забытой деревне на перевале в Дурмиторе.
День 1: Подгорица – Острог – Плюжине – Дурмитор - Жабляк – Мост Джурджевича - Scepan Polje
1) Подгорица – заказавыйте машину на 8 утра: чем меньше времени проведёте в подгорице, тем больше проведёте его с пользой позднее.
2) Рекомендую пропустить Острог – пустая трата времени, туристический аттракцион. Единственный плюс – первый на пути на север серпантин, очень простой, можно потренироваться перед севером. В остальном не стоит времени. Ещё повезло, что туристов было 1,5 человека. Летом, наверное, там дикое столпотворение, а само место пустое.
3) Мост – ещё одна пустая трата времени. Ничего примечательного. Взял zip-line за 20 евро (был ещё закрытый за 10). Чуть не уснул пока «летел». Не рекомендую ни моста, ни zipline.
4) Плотина после Плюжине – злые охранники гоняли как с плотины, так и с, внимание, парковочной площадки у основания плотины, которая вроде и предназначена для туристов. По крайней мере не было никаких знаков, запрещающих на ней останавливаться или выходить из машины. Охранники же гнали прочь и автомобили, и мотоциклы. Странно.
5) После плотины, если двигаться в сторону Scepan Polje, есть мост через реку. Вот до него стоит доехать и пройтись по нему пешком, как и, в принципе, проехать вдоль всего озера и реки. Проделали это не раз, очень крутые панорамы.
6) Перевал в Дурмиторе. Это нечто. Виды один круче другого. Проезжали его 2 раза с разницей в один день. В первый день в верхних точках пути лежал снег, было 2 градуса тепла, облака скрывали вершины гор. Через 1 день – 12 градусов, ясное небо, ни следа снега. Транспорта было не много.
День 2 – рафтинг.
Забавное развлечение, но не более. Рафтеры говорили, что нам очень повезло – весь май были дожди, река очень полноводная, на 0,5-2 метра выше, чем в августе, в пиковый сезон туризма. Несмотря на это самым адреналиновым переживанием был спуск лодки на воду – кроме шуток: несли вчетвером лодку вниз по крутейшему скользкому земляному склону. Во время сплава около 5-7 порогов, на которых изрядно потряхивало и заливало водой с ног до головы, но адреналина там нет. Представляю, насколько это скучно летом с толпами туристов и мелководьем. Но рафтинг стоит сделать из-за видов на реке. Если нужен адреналиновый сплав, то нужно заранее списаться с организаторами и подгадать приезд под, внимание - сброс воды в плотине. Говорят, страшно уже только смотреть на воду, не говоря о сплаве, который становится крайне рискованным для жизни.
День 3: Scepan Polje – Ловчен – Котор
На Ловчен заехать стоит, но виды после Дурмитора на 4ку. Однозначно стоит воспользоваться дорогой через Rijeka Chernojevica – сам посёлок ни о чём, но 1) спуск с нему с трассы по супер-узкому серпантину на 1ой скорости, где разъехаться не будет никаких шансов (см. координаты в отзыве Gippo). С другой стороны – подниматься там никто не будет, в этом нет никакого смысла, объездные дороги быстрее и комфортабельнее. 2) возможность купить мёда и вина в нескольких посёлках на протяжении маршрута.
Спуск с Ловчена в Котор по серпантину – однозначно стоит сделать, причём оставить время не только на дорогу, но и на остановиться-посидеть-посмотреть.
День 4: Котор
Прогуляться, посидеть в кафе, забраться на крепостную гору за 3 евро. Но любителям пеших прогулок и видов рекомендую вместо подъёма на крепость запланировать 4-5 часовой поход по пешему маршруту, который начинается у полицейского участка в поселке Muo. 9 км наверх, 9 вниз, крутые виды с гребня холма одновременно на Котор, Тиват и все прилегающие деревеньки; змеи, ящерицы и пр. живность по дороге – очень круто. Гадюк не попадалось, но было несколько блаворов – безногих ящериц. Выглядят как огромные кольчатые черви, неопасны. На маршрут рекомендуют 4 часа подъёма и 4 спуска. У меня со всеми остановками ушло 2 часа на подъём и 1:15 на спуск. С собой обязательно воду и обувь с твёрдой подошвой – камни на пути острые, солнце жарит нещадно.
Прочие точки маршрута: в Херцег-Нови можно прокатиться, но многого не потеряете. Если приехали за спокойным отдыхом, то не тратьте время даже на поездку в сторону Будвы – бессмысленный стандарнтный шумный туристический курорт (я предупреждал о категоричных оценках). Рекомендую взять апарты в любой деревне недалеко от Котора, лучше на противоположной от Котора – виды и спокойствие обеспечены. Мы пробыли там так 4 дня.