Мы летели в Эквадор что бы принять участие в особом «действе» вместе с индейцами кичуа в самом сердце сельвы. «Мы» - это трое «гринго» - белых: "А" – ученый из Москвы, маскирующий поиски урана под психоделические опыты, "К" – чемпион по борьбе, любитель фехтования ножами и тяжелых физических нагрузок и я – непонятькто… . + В Quito,
нас должен был встретить проводник - amazanga.. Летели мы с 2мя пересадками (Киев и Амстердам) почти двое суток. Из интересного могу отметить ночевку в Амстердаме – вылет должен быть в 23.35, но в 23.45 к ожидающим посадки вышел командир Боинга 747 (400 человек на борту) и поведал – что они не могут найти пилота…., телефон не отвечает и т.д.
Нам выдали по комплекту мыльно-рыльного, майку, носки и шенгенскую визу (!) на 72 часа прямо в аэропорту и отвезли в отель. Собственно в отеле состоялся наш последний европейский завтрак…. Хороший.
Кито.
Высота над уровнем моря – 2700 м. Загрузились в автобус и поехали в Puyo
- город, знаменитый борделями с девочками по $5 и динамитом, продающимся на базаре, а от туда в Каналас – территорию проживания индейцев – кичуа. Каналас – это (в принципе) деревенька, но довольно своеобразная: состоит из современных фигвамов – деревянных сарайчиков, разнесенных друг от друга чуть ли не на километр.
Сарайчики сделаны из досок, напиленных бензопилами (!), не имеют практически ни какой мебели (кроме дощатых нар), покрыты шифером (или пальмовыми листьями) и т.д. Иногда имеются несколько «комнат», газовый баллон с плиткой и электричество. Вокруг каждого «дома» огород – небольшая расчистка джунглей с посажеными культурными растениями – банановыми пальмами и т.д.
Перед нашим домом на сучковатом дереве еще жили куры. В таком «доме» живет одна индейская семья. Новая семья строит новый дом. Мужчины охотятся, женщины хозяйствуют, дети шкодят – все как положено.
Автобусы в Эквадоре – это частные транспортные средства (по сути – маршрутки), имеющие индивидуальные имена (например: «Святая дева воды»), отмороженных водителей и второго члена экипажа, который непрерывно орет название маршрута и закидывает/выкидывает пассажиров в дверь притормозившего ацкого пепелаца. Автобусы украшены разного рода фарами, хромированными дугами, наклейками и росписью местных умельцев, а так же подшиты мехом и тесьмой. На остановках, кроме пассажиров в салон врываются лоточники, орущие уже название торгуемого ништяка. Весь маршрут под громкую латинскую музыку…… Двойная сплошная там просто для украшения панамериканской дороги, а что бы ехать по встречке надо просто посигналить – типа: смотри – я еду. В общем после драйва на маршрутке становится понятно: почему над Кито стоит скульптура – ангел.
По прибытию в Пуйя мы закупились хавчиком (подарок индейцам), пересели на пикап (основной вид транспорта) и поехали на территорию кичуа.
Здесь цивилизация заканчивается и начинается Сельва!.
В Каналосе в этот вечер состоялся праздник крещения индейского мальчика и Амазанга стал крестным папой. Праздник чуть не сорвался из-за того, что сосед откопал томагавк войны, срубив дерево, порвавшее электрические провода. Сначала мы накидывали провода на столб, а потом целые сутки слушали зажигательные ритмы из музыкального центра и топот танцев бухающих индейцев.
Нас встретили чем бог послал: чичей и жаренными муравьями.
Было жарко и мы под руководством детей пошли на реку.
Естественно приняв соответствующий обстановке вид:
Если постоять немного голым на реке – то скоро обнаружишь себя всего в крови, струйками стекающей по телу… Это мошка – кусается почти безболезненно, но остается это:
- необходимо мазать мазью и не трогать руками…
Вечером следующего дня мы пошли в дом к шаману дабы тот объяснил нам условия нашего испытания. Он сказал что-то типа того – что чтобы дойти до священного места надо быть очень крепким и что обратно наши тушки тащить будет легче в копченом виде…
Ну, и мы пошли.
Значитца – что такое сельва: грязь, в которую сапоги проваливаются сантиметров на 5-10. Пересеченная местность, посыпанная сломанными деревьями. Все это густо поросло лианами, кустами, деревьями и всякими растениями, включая полезные для здоровья. Очень влажно. Часто идет дождь. Если дождя нет, очень жарко и через час из сапог будешь выливать не воду (как во время дождя), а пот. Передвижение по сельве можно сравнить с тяжелой атлетикой в сауне.
Ходить там можно только в резиновых сапогах и лучше не за что не хвататься – ибо – шипы разной степени ядовитости и остроты. Много разных гадов и других забавных зверушек Очень тяжело!
Наш график предполагал движение 8-10 часов пешком по сельве в направлении священного водопада, на котором шаман был 50 лет назад – когда его ребенком купали в бочаге другие шаманы…
Дело осложнялось еще тем, что водопад находится на территории другой индейской общины и мы должны были пройти незамеченными.
Наши проводники БолИвер (шаман) и Флавио – одному за 60, второму около 30. Оба бегают по джунглям как сайгаки и непрерывно палят во все, что движется…. Мы же шли довольно медленно.
Кроме сапог и жары есть и другие приколы: в сельве ты постоянно мокрый! Мокрое все и всегда: вся одежда, рюкзак, трусы, носки.. – все. Вечером снимаешь мокрую одежду и вешаешь на веревочку. Ночью её моет дождь, а утром, отжав, одеваешь опять мокрую одежду и идешь дальше. Периодически выливаешь воду (пот) из сапог и вытряхиваешь из под одежды муравьев.
Питаешься – чем добудешь.
Сначала мы поймали змейку – 2х метрового питона и по доброте душевной накурили его местным табаком. Потому как убить его (как объяснил шаман) сразу нельзя – надо не есть убивцу 2 дня и соблюдать еще какой то ритуал.
Потом индейцы убили обезьяну, попугая-кешу и свинью, которая по местной классификации совсем не свинья.
Все это индейцы коптили на костре и складывали в свои безразмерные фибры ( сетчатые сумки) дабы отнести голодным детям. С собой из Каналоса мы не взяли даже еды – планировали купить у живущей в лесу старушки…
Мы ели зеленые бананчики, тушеные на костре, и тушеные же корни юкки – гавно редкостное и плоды хлебного дерева (на снимке). После этих деликатесов я смотреть не могу на бананы… Вернее, - все это после дневного перехода в глотку не лезло и мы только пили чичу, по утру отвар местного энергетика и по вечерам шаманский чаек, от которого галлюцинации в виде парящей запотевшей банки спрайта сменялись реальностью в виде светящегося леса, наполненного любопытными духами.
Вот, например молоко из дерева! На вкус как сливки с фруктовым ароматом! Это действительно вкусно..
Но, основная еда – конечно же – ЧИЧА – это вершки и корешки, пережеванные женщинами до состояния теста. Это фруктовое тесто потом разбавляется водой из реки и пьется вместо еды и питья. Дает феноменальный заряд энергии и чувство сытости. Мужчина может притрагиваться к чиче только в лесу – когда нет женщины. И когда мальчик подрастает он должен как можно быстрее женитцо … что бы не умереть с голоду – ведь чичу могут готовить только женщины! Они же её и подают: сначала самому уважаемому, потом всем остальным и терпеливо ждут пока мужчины попьют, подавая второй, третий и т.д. разы чичу в специальной посуде и смиренно ожидая пока им отдадут чашку для новой порции.
Индейцы по дороге знакомили нас с лесом – рассказывали о растениях и зверях, показывали следы и т.д. Много рассказывали о оборотной стороне мира – нижнем мире духов, населенном «лесными людьми». Для них (людей леса) наши дикие животные являются домашними, а мы – страшными существами потустороннего мира….
Перед началом похода мы рассказали всем в деревне – что идем на охоту (операция прикрытия) и бодро пошли по тропе в охотничий домик Боливера. Этот отвлекающий маневр нужен был для того что бы враждующий сосед не передал условным сигналом (сотовый телефон) что мы пошли на территорию чужого племени… Потом, мы резко сменили направление.
Можно посмотреть внешний вид питьевой воды в речке. Я заметил на противоположном берегу ручеек воды посветлее и раздевшись нырнул в реку. Попил, набрал флягу и переплыл обратно. Там сидел Боливер и задумчиво говорил что то типа: «да-а-а, ушел…». Я говорю: чего – ушел?
- Да, крокодил ушел. … Прошлую луну аккуратно у того ручья крокодил сидел…, стреляли в него, попали, но ушел…
- ясно, говорю…
Потом Амазангу укусил паук аранья величиной с воробья. Индейцы бросились ловить паука, поймали, рассмотрели, сказали – жить будешь. Ибо – маленький еще паук, детеныш. Может рука отнимется, а так – ничего.. В сельве мы освоили золотое правило: всегда стряхивать одежду и вытрясать перед одеванием сапоги.
Проживание в лесу – это навес, сооруженный индейцами из пальмовых листьев и пальмовые же листья в подстилку. Ночью если нет дождя по тебе постоянно бегают насекомые. Их надо быстро сбивать в сторону и не в коем случае не прихлопывать! – иначе можешь проснуться уже мертвым. Шалашик свой индейцы сооружают примерно за час.
За то если позволяет погода можно не спать на листьях под навесом, а повесить гамак! Вот тогда ночевка превращается в приятный релакс.
Джунгли ночью и днем очень красивы! Днем латают огромные бабочки и разноцветные колибри! Последние – просто дух захватывает от красоты пилотажа! Ночью летают огромные светящиеся жуки. Разных цветов и очень яркие. И, конечно, какофония звуков! Цикады, туканы, совы, гигантские жабы, топот бегающих крокодилов и т.д. Какие то насекомые вспыхивают в кустах как будто кто-то зажигает спички.., звезды и луна.
Мы оказались на священном водопаде в полнолуние. Во вторую ночь после выхода из Каналоса мы первый раз пили аягуаску. Ребята пили её и все оставшиеся дни, я – нет, ибо мое любопытство было удовлетворено.
В общей сложности мы прошли около 20 км за 4 дня. Быстро быстро мы прошли через территорию проживания людоедов и поднялись на священный холм – Угру-Урку. Под холмом мы собрали немного осколков керамики от котлов, в которых людоеды готовили соус.
Холм – это отдельная песня: примерно 80% уклона вверх – взбираться по мокрой скользкой глине, цепляясь за корни и землю. Чуть не сдохли.
Потом мы пошли наоборот очень медленно и в конце концов индейцы разбили лагерь, в котором нас спрятали и сами пошли на разведку – посмотреть – не ждут ли нас индейцы другого племени около водопада. Никого не было. По этому мы спокойно вышли к водопаду и разбили основной лагерь.
В эту ночь ко мне пришли 6 лесных женщин (из нижнего мира) – аягуаску я не пил. Одна осталась всячески пытаясь втереться (буквально) в доверие. Похожи больше на европеек чем на индейских женщин, немного странная форма черепа, черные глаза, возраст примерно 20 лет … Начиналось это как сон, позже перешло в странное состояние осознания того – кто это и что происходит. Шаман предупреждал о возможном визите и о том – кто живет в водопаде. Я все хотел увидеть дом лесных женщин и спросил в конце: где вы живете? – девушка встала и ушла в дерево… Одновременно с этим я открыл глаза, но не «проснулся». Наоборот я погрузился в очень интересное состояние созерцания природы леса и сущности вещей в целом. Я лежал в гамаке в луче полной луны и наблюдал за женской природой Луны и Сельвы. Очень интересный опыт.
Утром шаман спрашивал: кто что видел? И, не было ли угрожающих видений? Я рассказал о визите, но шаман сказал – что они живут не в деревьях, а она просто указала направление, в котором надо идти.
Позднее мы обнаружили – что это значило. Один из нас не мог ходить после ночи и Боливер остался с ним что бы присматривать, мы же пошли вниз по реке ловить рыбу. В результате в том направлении – куда указала ночная женщина мы обнаружили настоящий водопад!
Сначала мы обнаружили «русалочью ванну» - река пробила в скале полость – как бы нишу в скале, дополнительно перекрытую сверху упавшим деревом. В эту нишу бил небольшой водопад кристально чистой воды и светило солнце, образуя удивительную игру света и воды. Перед нишей лежал камень, удивительно похожий на женское тело – груди и выпуклость промежности … Из ниши вода, перекатываясь через камень, падает вниз с высоты метров 10.
А, потом "А" прибежал возбужденный и сказал – что дальше есть просто огромный водопад. Так и было. Пройдя с километр по заросшему склону, мы нашли спуск в каньон, вернувшись по которому, мы обнаружили удивительной красоты и силы трехкаскадный водопад, бивший с высоты 100 метров! Вода образовывала облако брызг, став в которое можно было обнаружить себя висящим во вселенной радуг….
Только индейцы не очень то обрадовались. Похоже что большой водопад вызывал в них какое то мистическое напряжение. Ночью во сне к Боливеру пришла мать-хозяйка водопада и предложила лечь к ней в гамак. И еще он видел убитую свинью…. Утром он сказал – что этой ночью один из нас умрет.
Ребята хотели идти пить аягуаску непосредственно на водопад, в одиночестве и на всю ночь… один на большой водопад, другой на малый,… третьему Боливер запретил пить, я не пил сам. В общем в свете последней ситуации было решено собирать манатки и валить с водопада по добру по здорову… Ребята пошли вдвоем на малый водопад и там их накрыла пелена забвения ..
Утром мы выдвинулись назад. Спуск с Угру-Урку показался полегче подъема, но к этому моменту я уже неделю нечего не ел кроме чичи и меня слегка колбасило. Что бы облегчить рюкзак я бросил на втором дне пути все лишнее, включая спальник и смену белья. Мы уже мечтали только о пакете молока и нормальной пастели … На обратном пути самый стойкий из нас пробовал закинуться бругмансией – по слухам более сильным средством для наблюдения за духами, но его не взяло – что было списано на отсутствие водопада, развод клиента организаторами трипа и адаптацию организма к лошадиным дозам растений силы. А, так – каждый занимался своими делами…
Понравились рассказы «ученого» "А". О Пересосо (ленивце) и о Пури-Пури. Ленивцы оказывается слезают с деревьев только что бы погадить и закопать… , а в остальное время они просто жрут листья от которых их глючит и они всю жизнь живут в растаманской нирване…. Видать в прошлох жизнях были хиппи…
Например, мой рюкзак весил 8 кг и не содержал ничего лишнего, а рюкзак "А" содержал не только железную кастрюльку, бинокль и тапочки, но и 5 пакетов гречневой каши и огромный и тяжелый шахтерский фонарь, который "А" предусмотрительно зажигал на всю ночь после встречи с Пури-Пури. Кроме того там содержалась растаманская накидка, которая отгораживала мир трипа от остального если становилось совсем уж интересно… Своей кашей "А" буквально спас нас от неминуемого голодного обморока или людоедства… Кроме того – он постоянно рассказывал захватывающие истории своих прошлых путешествий и объяснял тайны слов.
Еще на обратном пути мы тащили каноэ через лес. По уклону 70% вверх! Каноэ длинной метров 10, тяжести неподъемной. Индейцы попросили помочь. Женщины рубили лес, а мужчины на раз-два-три дергали кораблик по 20 см вверх, привязывая ремнями к деревьям в новой позиции что бы не скатилось обратно…
Еще встреченные в лесу индейцы нас боялись – потому что белые часто ходят в лесу с охотниками за головами – ишеуар – индейцами другого племени. Режут головы на сувениры – индейцы знают мистический секрет уменьшения черепа…. Ужаснах…
В общем – впечатления от Сельвы и джунглей очень сильные!
Впечатления от страны. Бедно, грязно, опасно. Везде жизнь. Все очень своеобразно и нам непривычно. Страна наводнена оружием и наркотиками. На каждом перекрестке в Кито полицейский. Много военных. Все очень хорошо вооружены.
Разбивает стереотипы.
В джунглях не растут никакие экзотические фрукты! (ну, за исключением сладких стручков) – все ништяки выращиваются на плантациях.
Сами индейцы не едят никаких вкусных блюд! Все очень просто и престно. И вообще – жизнь у них очень простая и совсем не похожая на нашу и на наши романтизированные представления о индейцах…
То же и про латиносов. Никакой самбы-румбы, ни каких Кармен … В этом отношении страна немного разочаровала… Я то ожидал увидеть горячую ночную жизнь в ритме танго как минимум… Жизнь то она есть, конечно.., но больше похожа на наши московские неблагополучные районы…
Еда – полное г… ни кто не умеет готовить. Каков бы нем был по цене ресторан – плохо обученные официанты вам подадут плохо приготовленные блюда… ну, за редким, по видимому, исключением…
Особый ужос – китайские рестораны «Чифа». Единственно – подают порции огромного размера и довольно дешево.
Мы жили за $10/ночь с завтраком. Очаровательный хостел, хозяйка – итальянка – очаровательно готовит, в ручную варит варенье и печет булочки.
Правда мы нашли прямо напротив нашего хостела отличную забегаловку: шведский стол (ешь сколько и чего хочешь) всего за $7 … - всего много и все довольно вкусно. Мясо, рыба, салаты, фрукты, мороженное – всего сколько пожелаешь. Я ел в основном фрукты.
На вывеске самого дорогого отеля в Кито не горит половина неоновых букв…, а нафиг надо? Ну и т.д.
"А" чуть не ограбили трое латиносов когда он шел в театр… Он намекнул что из России – отстали …
Уличный таксофон…
Чем ближе к индейцам и к природе – тем приятнее..
Вот галерея лиц:
Это базар сувениров в Отовало.
Индейские общины зарабатывают деньги, продавая традиционные изделия.
Ковры из шерсти лам…
Школьники:
И, старики:
Даже мечта о красивой жизни..
В предпоследний день мы поехали на Котопакси – самый высокий в мире вулкан! Высота 5900!
Национальный парк – заповедник. Красивейшие пейзажи.
Возникает ощущение спокойствия, умиротворенности и простора. Высота больше 3000м.
Это поля, заваленные камнями из кратера. Вулкан действующий. Время от времени разрушает все вокруг.
Мы поднялись на высоту 5000м!
Там уже пейзажи марсианские.
Вулканическая порода. На такой высоте уже трудно ходить. Идущие на самую вершину живут в адаптационном лагере 3 дня.
И, снова вниз.
Все хорошее когда то кончается … Последний день мы вновь гуляли по Кито.
…по сувенирным лавкам… это оригинальная старая статуэтка, изображающая один старый ритуал:
.. мы в магазине стали рассматривать целую коллекцию таких статуэток, изображающих разные варианты ритуала и пытаясь понять: что же он значит? … пока продавщица
не стала рассказывать – что и сейчас в отдаленных селеньях проводятся такие ритуалы! И, что даже она кое что о них знает … Мы купили загадочную статуэтку, а продавщица каждого поцеловала в знак признательности и подарила каждому по симпатичной брошке … Радостные мы пошли дальше..
Кито – красивый город.
.. и своеобразный.
А, это торжественный момент воровства сильнейшего психоделика перед президентским дворцом:
С него все начиналось..
До свидания, Эквадор. Там я клялся себе – что больше не поеду сюда , а теперь вроде и опять не прочь…
Камрадам привет!
ЗЫ: для поклонников амазанги - этот отчет альтернативный взгляд на путешествие по Сельве.
Разместил я его здесь что бы было понятно: люди разные, видение мира - тоже разное. Я не "за" и не "против". Обсуждение достоинств чьих то личностей мне не интересно.
В Кито перед автовокзалом
придорожный рынок. Продается сахарный тростник.
мы в Каналосе
бухалово по поводу крещения
размер тараканчика.. (ширина доски 40 см.)
этим растением индейцы красят лица. ритуальная раскраска.
огород или сад как нравится...
индейская охотничья собака. Собак они не кормят, живут тем - что сами дабудут. Индейцы едят сами очень много. Не толстеют. Метаболизм другой.
еще один индейский дом посреди индейского огорода. Это растут банановые пальмы. Огород - это расчистка в джунглях с посаженными растениями. Это они и есть.
это уже дом в лесу. Мы заходили к бабушке, живущей в лесу что бы купить еды (чичи).
Боливер показывает приемы индейской борьбы!
мышка - живет в деревьях...
в Отовало.