ВВЕДЕНИЕ.
Любой рассказ о первом самостоятельном плавании обычно начинается словами вроде "Я с детства мечтал о хождении под парусом...". Практически любой. Но не мой. Мне никогда это было не интересно. Из окна родительской квартиры я всегда смотрел на озеро - зимой на рыбаков, а летом на паруса. Но всю жизнь я терпеть не мог рыбалку, а к парусному спорту относился безразлично. Нет, не подумайте, меня даже часто интересовал вопрос "Как же они плавают против ветра?". Но когда кто-нибудь пытался мне это объяснить, я демонстративно зевал, показывая что это всего лишь был вопрос ради вопроса.
Время шло и потихоньку менялись мои взгляды на проведение отпусков. Сначала я не представлял себе отпуск без стандартной пары отель-пляж. Но практически сразу стало понятно что я не могу и часа пролежать на пляже - это просто скууууууучно. С того момента любимым форматом проведения законных 28 календарных (а позже 30 рабочих) дней отдыха в году стал самостоятельный туризм с привлечением прокатного автомобиля. Это и правда классный способ увидеть разные страны. Ты смотришь совершенно разноплановые места - горы и пляжи, города и провинцию, популярные туристические локации и одинокие природные красоты. И в принципе, это и сейчас для меня отличный вариант.
Но как это всегда и случается в жизни - хочется чего-то большего. И в замечательных автомобильных путешествиях наметились недостатки. Во-первых, это дорога. Да, кому-то и дорога в кайф. Я знаю много "сумасшедших" (по моему мнению) людей, которые рады находиться за рулём трое суток пути по "замечательным" трассам России-матушки, направляясь на курорты Краснодарского края. Когда-то я и сам 4 раза ездил пассажиром в такие дали и даже нисколько об этом не жалею. До сих пор помню эту боль в коленях после 12 часов езды пассажиром в ВАЗ-21099. Причём усталость - это ерунда, в отпуске открывается второе дыхание. Гораздо больше напрягает трата времени на дорогу, сидя за рулём автомобиля (обычно к тому же не самого комфортного прокатного).
Вторая проблема автопутешествий - как бы ты далеко не хотел забраться с посторонних глаз, на какой бы девственно чистый берег моря ты не хотел поехать - зачастую там всегда будут другие люди. И вот твоё воображение рисует идеальный пляж, а на деле оказывается что там еще 100 человек кроме тебя, среди которых местная бабушка кричит "Горячие пирожки" на своём аборигенском бабушкином языке.
Естественно проблемы эти слегка преувеличены, но в целом пресытившееся подсознание подталкивало меня - "Нужно попробовать что-то еще". Первой попыткой стал круиз на огромном лайнере. Этот замечательный вид отдыха убирал главную проблему - ты отдыхаешь, пока тебя везут. Причём отдыхаешь очень люксово. К сожалению, круизные лайнеры и порты - это гигантское сосредоточение народу и вторую проблему они не то что не снимают, а даже усугубляют. Тем не менее круиз оставил после себя ярчайшие впечатления, к тому же оказался весьма недорогой забавой, так что при возможности я с удовольствием повторю это.
И вот однажды череда похожих рассуждений привела меня к аренде лодки. Обычной моторной лодки - про паруса тогда я даже не думал. Чем больше я читал, тем больше понимал что по хорошему для нормальных катеров нужны права. А если уж заморачиваться с правами, то лучше сразу получить их для парусно-моторного судна, чтобы в будущем иметь возможность выбирать между типом арендуемого корытца.
И так болезнь начала распространяться по мне. Я записался в яхтенную школу в Хорватии и стал всё больше и больше читать про морское дело. Я читал всё - отчёты о путешествиях, правила движения судов, названия снастей, способы вязания узлов. В итоге к приезду на место обучения в Хорватию я считал, что я отлично готов.
Как обычно правда оказалась суровей. Но мы замечательно откатали неделю под руководством опытного капитана и я сдал теоретический экзамен, получив хорватскую лицензию шкипера категории B.
Дальше я опять возомнил себя богом мореплавания и мы с супругой начали собирать народ для самостоятельного чартера яхты. И нашлись таки эти наивные люди, поверившие в мои морские байки. Семейная пара друзей, по совместительству наши коллеги, согласились поехать вместе в путешествие и уже в январе мы забронировали трёхкаютную лодку в Хорватии на лето 2016.
Но чем ближе было время Ч, тем страшнее мне становилось. Груз ответственности был всё тяжелее, а многие навыки за полгода уже подзабылись. И я решил что неплохо было бы закрепить своё обучение.
Супруга отправилась с мамой в круиз по Европе, а я между делом выпросил у неё неделю обучения на Канарах, с целью получить опыт и корочку шкипера Королевской Яхтенной Ассоциации с отметкой "приливные воды" (RYA Day Skipper - Tidal).
Эта неделя в холодном океане прошла в гораздо более жёстком темпе. Всё обучение строго на английском, продолжительность переходов гораздо выше, комфорта на яхте было меньше. В общем далась неделька не просто, но результат был достигнут. Теперь, имея 2 недели опыта, идти самостоятельно было уже не так страшно.
НАЧАЛО ОТПУСКА.
Мучительно тянулось время до Дня Х. После обучения на Канарах оставалось 3 месяца, но казалось что должен пройти целый год. Вскоре пришла долгожданная пятница и, срулив чуть пораньше с работы, мы выехали на машине в направлении Австрии.
Дорога была достаточно утомительной. Единственное что радовало - австрийские пейзажи. Вообще Австрия у меня на первых местах в личном чарте по красоте природы.
На улице было очень жарко - термометр машины показывал 29 градусов. И когда мы проехали мимо знака "Следующие 2.5 км снег и дождь" мы конечно же посмеялись над этой ерундой. На горе была какая-то туча, но ничего не предвещало беды. Через мгновение кто-то на небе сначала стал поливать нас из ведра так, что ничего вокруг не было видно, а потом принялся кидаться в машину огромными градинами. Стало страшно. Спас только тоннель, на другой стороне которого опять светило солнышко. Уже совсем ночью мы прибыли в Словению, в наш отельчик прям на границе с Хорватией.
День 1.
Утром, быстро позавтракав, мы проскочили хорватскую границу и двинули по прекрасному автобану в направлении Сплита. Четыре часа и мы на месте. При въезде в Сплит открывается потрясающая панорама моря и справа на обрыве скалы отчётливо видна крепость Клис. Фанатам сериала Игры Престолов (ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕР!) она больше известна как часть Миэрина из 5-го сезона, где распяли Великих Господ.
Приехав в нашу марину (Марина Каштела), я почему-то ожидал увидеть маленький порт практически без людей. Всё-таки, по сравнению с прошлогодним Сукошаном, эта марина выглядела весьма небольшой. Однако кругом уже сновали люди, готовящиеся к своему чартеру. Куча тележек из магазина, разные языки общения, суета - типичная суббота в чартерных маринах. К тому же из Каштелы (в том числе) стартовала "регата" Yacht Week - молодёжная тусовка на яхтах, когда профессиональные шкиперы везут бухающую нон-стоп молодёжь (и не только) по разным тусовкам. Эх, где мои 17 лет. Впрочем мы еще вспомним этих шумных ребят. Пока что для них всё только начиналось и с их яхт доносилась лишь весёлая музыка.
Больше всего страха у меня было про чартерную компанию. В нескольких местах я читал что может потребоваться лицензия VHF (на радиосвязь). Лицензия эта якобы уже включена в мои хорватские права категории B, но надписи об этом я на них так и не нашёл. Другие люди писали, что теперь в Хорватии чартер возможен только при наличии двух лицензированных шкиперов на борту. В третьих источниках было написано, что представители чартерной компании выйдут с вами в море ненадолго, чтобы посмотреть можете ли вы управлять яхтой. Слава богу, всё это обошло нас стороной (это еще не значит, что таких случаев не приключится с вами). Мы зашли в офис, где после адской жары окунулись в прохладу кондиционеров. Улыбчивая девушка оформила все документы, я внёс депозит (оформил страховку депозита, т.к. было страшно в первый раз отдавать пару тысяч евро) и всё. Мы могли заселяться на яхту и ждать приёмки. Ух ты, не сложнее чем взять машину напрокат!
Наша яхта находилась в самом конце пирса - далеко идти до туалета, зато просто уходить в море. Только мы взошли на неё, как появился работник чартерной компании и предложил провести приёмку прямо сейчас. В результате я остался всё принимать, а ребята направились в магазин за продуктами. Тут я обязательно должен похвастаться своей предусмотрительностью - и на магазин, и на приёмку яхты у меня заранее был подготовлен подробный список. Для приёмки этот список был переведён на английский, чтобы в спешке не стоять и не вспоминать какой-нибудь подзабытый морской термин. В итоге всё прошло на ура. Ребята быстро закупились и оставили машину на парковке. А я весьмо оперативно управился с приёмкой, найдя пару мелочей, которые тут же были исправлены чартерной компанией (погасшие лампочки и кривой тент-бимини). Впоследствие обнуружилось, что у нас совсем не работал лог (и соответственно не показалывалась скорость движения судна), но как это проверить, стоя в марине, я понятия не имею. Мы сходили в душ и выдохнули - сложности первого дня позади, приключения начинаются!
Быстро разобрали каюты. Друзья согласились отдать нам носовую, а сами взяли себе одну из кормовых. Третью каюту мы использовали как гардеробную. И тут открывается главный минус однокорпусных яхт небольшого размера - кормовые каюты достаточно неудобные из-за низкого потолка над койкой. Кроме того, при зарядке аккумуляторов яхты очень сильно жужжал какой-то трансформатор. В остальном же яхта была очень неплохой для 2008-го года - 2 гальюна (один из них с блэк-танком, чтобы можно было спокойно пользоваться туалетом, пока стоишь в какой-нибудь чистой бухте), новая посуда на камбузе, 2 штурвала (офигенно удобно) и новые паруса. Короче говоря, видно что лодка в возрасте, но при этом за ней всё-равно следят. А еще то ли по забывчивости, то ли из-за лени работника чартерной компании - нам почему-то оставили мотор тузика (который должен был стоить 80 евро).
Ужинать мы пошли в ресторан рядом с мариной. Ну а потом до ночи обменивались впечатлениями о первом дне, сидя за столиком в кокпите. Кают-компанией за всё путешествие мы так и не воспользовались. Зачем сидеть внутри, когда снаружи жаркое лето и замечательное ясное небо над головой.
День 2.
Утром нас ждала маленькая культурная программа. Буквально в 200 метрах от Марины находится Каштилас - крепость Бенедиктского монастыря, построенная в 1545 для защиты от Турков. Крепость находится на маленьком островке и соединяется с берегом 40-метровым каменным мостом. Внутри крепости есть дома, в которых до сих пор живут люди. Но главная причина, по которой я хотел побывать там, это опять же любимый мной сериал "Игра Престолов". В 9 серии 5 сезона крепость Каштилас сыграла роль вольного города Браавоса. Забавно было ходить по тому же мосту, на котором Арья Старк продавала ракушки, прикинувшись простой торговкой.
Закончив с культурной программой, мы приступили к морской. Нам предстоял первый отход и я бегло объяснил команде что должен делать каждый. И тут я допустил свою первую ошибку как шкипер. Если ты что-то показываешь своей команде, то нужно делать это как можно тщательней и в полном объёме. Не стоит, например, думать, что если ты показал как скидывать один муринг, то всем станет очевидно что где-то есть и второй. Естетственно во время отхода корму понесло на остальные яхты, поскольку нос прочно удерживался нескинутым канатом. Благо отходили мы поздно и ближайшие яхты были очень далеко. Быстро скинув второй канат, мы вышли из марины. Дрожащими руками я открыл баночку пива, отпраздновав с друзьями наш корявый, но тем не менее успешный дебют.
Мы покинули Сплитский залив и встали на курс к острову Брач. Я включил автопилот и жизнь тут же наладилась. Штурвалы крутятся самостоятельно, дует лёгкий ветерок, вокруг потрясающее море, любимая супруга рядом, друзья, баночка пива и... интернет. Забыл сказать что компания бесплатно предоставила интернет роутер и 5Гб трафика. И пусть с одной стороны интернет в отпуске это зло. Но с другой - мы могли проверить прогнозы, прочитать отзывы о ресторанах, отправить фото друзьям/родным и быть на связи даже в открытом море.
Целью в тот день была какая-нибудь бухта в южной части острова Брач, поскольку ночью по прогнозу ожидался сильный северный ветер. Для этого надо было пройти в узком перешейке между островами Брачем и Шолтой. На гугл картах показано множество маршрутов через этот узкий пролив. В реальности дело обстоит точно также - много коммерческих судов, паромов, а также других яхт. Прибавьте к этому сквозняк, который возникает в этом узеньком горлышке - в итоге получилается достаточно неспокойно.
Сразу после прохождения пролива мы решили устроить купание в открытом море. Выбросили кранец на длинной веревке и договорились что один человек будет всегда на борту. Безопасность прежде всего. Есть что-то такого в прыжке в открытое море - как-будто прыжок веры в игре про ассасина. Под тобой 100 метров бездны. Крутяк.
Вдоволь накупавшись, мы двинулись дальше. Для ночёвки по лоциям была выбрана бухта Лучице с её западным ответвлением. Там находятся несколько ресторанов и можно встать на буйки. "Ведь буйки - это просто и надёжно", - казалось мне.
Для непросвещённых - буёк это как готовый якорь. На дне лежит тяжёлая плита, к которой привязан канат. Другим концом канат привязан к плавающему бую. Дальше бывают варианты - либо к бую привязан еще один конец для удобной швартовки, либо же вам придётся ловить буй, просовывать в него свой швартов и привязываться самостоятельно. Нам достался как раз последний вариант. Мы сделали почти десяток заходов, пытаясь поймать буй на носу, пока я наконец не схватил буй багром и.... выронил этот багор не в силах удержать буёк.
За всем этим цирком наблюдал шкипер другой яхты. Не выдержав больше этого чайниковского подхода, он прыгнул в свой тузик, завёл его и рванул нам помогать. Подобрал сначала наш багор, вернул его нам а потом поехал к бую ловить наш швартов. Мы еще немного помаялись, но с помощью этого дядьки таки пришвартовались к непослушному якорю. Мы поблагодарили добродушного мужичка и он с чувством выполненного долга уплыл восвояси.
Здесь нужно вспомнить, что еще из Германии я прихватил с собой бутылку действительно замечательного вина, сделанного в городе, в котором мы живём. Виноград для этого вина отбирают вручную, при этом он вызревает гораздо больше, чем для дешёвых сортов. Мне очень нравится этот нектар богов и я назвал эту прихваченную бутылку - "Вино для добрых людей". Я подумал что наверняка в один из дней мы столкнёмся с ситуацией, когда кто-нибудь нам поможет. И в качестве благодарности я смогу подарить это вино.
Конечно, было неожиданно, что помощь понадобится нам в первый же день. Но всё равно было решено отвезти эту бутылку нашему первому помощнику. А чтобы отвезти - нужно спустить на воду свой тузик. Чем мы собственно и занялись. Накачав резиновую лодку и привязав её к спинакер-фалу, мы достаточно быстро опустили её в воду. Оставалось решить - вёсла или мотор. Я еще ни разу не управлял подобным мотором. Мы бережно открутили его от яхты и поставили на лодку. Я подготовил всё для запуска двигателя, зачем то вывернул полный газ и дёрнул стартер. Думаю не стоит говорить, что лодку понесло как сумасшедшую куда-то к берегу. Слава богу она была привязана к яхте и я повис на этом конце. Всё усугублялось тем, что я не знал как выключить двигатель. Когда наконец это было сделано, я посмотрел на свою команду, которую еще долго нужно было откачивать от приступа истерики. Они сказали, что моё лицо было полно ужаса и хохотали еще пол дня.
Научившись пользоваться подвесным мотором, было решено съездить пообедать в ресторан и уже после этого завезти нашему спасителю "Вино для добрых людей". Ресторан оказался потрясающим. Причём не сколько по еде, сколько по виду. Великолепный цвет воды и дрейфующие яхты, а вокруг зелень бухты. Мы сидели и наслаждались холодным пивом/вином и... смотрели как наш спаситель уезжает прочь из этого райского места. Эй, стой! А вино?! Но было уже поздно... Ну ок, может быть в следующий раз.
Рядом с рестораном была припаркована огромная супер-яхта с флагом Мальтийского Ордена. Это богатейшая организация, имеющая статус члена-наблюдателя при совете ООН. Т.е. чуть ли не отдельное государство. На яхте было наверное трое человек отдыхающих и обслуживающий персонал. Дяденька в возрасте, являющийся очевидно самым богатым на этом судне, не знал как себя развлечь. И пока мы обедали успел покататься по бухте на собственном каноэ, затем катамаране, а затем и на доске SUP. Эх, живут же люди. Мы почему-то сразу почувствовали себя какими-то кемперами, которые встали в палатке у пятизвёздочного отеля.
Но долго грустить не получилось - у нас был полный бар алкоголя, чистая уютная бухта и мы отдыхали после первого настоящего морского перехода.
[продолжение следует...]