Данная поездка была совершена в июне 2016 г. из г. Москвы в г. Ереван. Выезд был организован в 6:20 утра, с заездом на АЗС для заправки полного бака. Одометр сражу же был обнулен. Долго выбирались из города, несмотря на субботний день. Полдня лил моросящий дождь.
Тарификация
Один из многих пунктов оплаты платной дороги. По зеленой полосе не едьте, это полоса только для машин с транспондером !
К 22:00 того же дня доехали до гостиницы «Роза Ветров», что находится километров за 150 от Богучара. Мобильный интернет – никакой. Местами показывал даже не «Е», а «GPRS», что непривычно
Взяли последний номер на троих за 2500 р. Номер так себе, не стоит своих денег. Ванная комната неприятная.
Вид из ока номера гостиницы "Роза Ветров"
На следующее утро (около 8:00) выехали далее.
Welcome
Кущевка
Сотрудники ГИБДД в казачьей форме
Примерно с 21:00 начали искать гостиницу, т.к. уже стемнело довольно прилично. К 22:00 чудом обнаружили гостиницу «Кавказ», что в населенном пункте «Куба-Таба», на ресепшене узнали, что мы в Кабардино-Балкарской Республике. Были 2х местные номера за 1000 р. (поменьше) и за 1500 р. (побольше), недолго думая, взяли за 1500 р. + скрипучая раскладушка за 700 р. Номер замечательный, Египет с 5* гостиницами отдыхает. В номере прекрасные обои и с замечательными картинами в стиле Монэ, которые утоплены в стене и их можно подсветить лампой с отдельным выключателем.
С утра 7:00 попросив кипятку, двинули дальше с целью в этот день доехать до Еревана. Доехали до границы с Республикой Северная Осетия – Алания, там блок-пост.
РСО
Проверяют всех и всё (кроме, вроде, местных). Нужно пройти с паспортами всех пассажиров и со своим, а также с правами и техпаспортом в помещение для «пробития по базе». После пожелания счастливого пути, двинули дальше. От Куба-Таба до Верхнего Ларса, насколько помню, чуть меньше 200 км, от Владикавказа навигатор показывал 35 км.
Добравшись до Нижнего Ларса, решено было заправиться на последней заправке, чтобы не заправляться в Грузии (дорого и лишняя конвертация). Заправившись до полного бака на синей заправке, двинули к Верхнему Ларсу. Подъехав к границе, был удивлен отсутствию километровой очереди (фуры не в счет, у них отдельная очередь). На прохождение российской границы было потрачено около 30-40 мин.
Все пассажиры и водитель выходят из машины, чтобы пройти паспортный контроль. В окне спрашивают, куда направляемся. Водитель помимо загранпаспорта предоставляет права и техпаспорт. После этой процедуры таможенник просит открыть двери и багажник. Для галочки просит открыть сумку. Ничего не успев достать из сумки, желает нам удачи, и мы направляемся дальше в сторону КПП «Казбеги» (или «Дарьяли» как указано в штампе).
Проехали нейтральную территорию в несколько км, подъехали к КПП, передо мной 1 машина. Пока высадил пассажиров (они проходят пешком по отдельному терминалу), настала моя очередь. Подъехал, из машины не выходил. Отдал загран, техпаспорт и права российские (хотя, на всякий случай, перед поездкой, поехал в ГИБДД и сделал международные). Никаких вопросов не было, проезжаю 20 метров. Стоит грузинский таможенник в форме, останавливает, спрашивает, не везу ли чего запрещенного, после ответа «нет», спрашивает, сколько пассажиров со мной, куда направляюсь и могу ли я человека довезти до Тбилиси. Мой ответ был отрицательным, т.к. сзади места не было из-за сумок. Спустя несколько минут появляются мои пассажиры и мы радостные, направляемся дальше.
Долго едем из-за серпантинов. Останавливаемся в популярном месте у водопада. Умылись чистой водой, пара фоток и поехали дальше.
В какой-то деревне еду около 80 км/ч, объезжает полицейская машина и мчится дальше, а через 50 метров на противоположной стороне стоит экипаж, оттуда поспешно выходит полицейский и рукой останавливает меня. Достаю документы, жду в машине. Рукой машет (подходи), а сам пошел в машину. Подхожу, говорю «здравствуйте», он в ответ: «нарушил, хочешь штраф» ? Ответ, естественно, отрицательный. Говорит езжай…
Мы решили немножко передохнуть, постояли там же попили чаю.
Едем дальше, доехали до какой-то деревни, там куча туристов в каком-то «кафе». И мы остановились. Заварили доширак, купили лаваш и кусок сыра за 7 лари / 300 р. Двинули дальше в Тбилиси. В городе ездят все как хотят, меняют полосы без поворотников. Вынужден пропускать, не хочется приключений в 8 часах езды от Еревана. Долго выбирались из города (из-за часа пик, были в городе около 17-18 часов).
Из-за предыдущих полицейских ехал 60 км/ч остальную дорогу. На подъезде к границе «Садахло», километров за 50 дорогу переходила черепаха …
Наконец, доехали до границы. Ни единой машины. Пассажиров опять высадил, сам проехал дальше. Всё то же самое, ничего нового, только пока погранслужба сканировала документы, таможенник увидел георгиевскую ленточку, привязанную на салонном зеркале. Сказал снять. Снял. Посадил пассажиров, которые вышли из отдельного терминала, (где есть Duty Free), проехал нейтральную территорию длиною в 200 метров и обратно завязал ленточку.
Перед нами граница Армении, КПП «Баграташен».
КПП "Баграташен"
Очереди практически нет. Пассажиры проходят отдельно справа. Я, не выходя из машины, отдаю документы (права опять российские даю). Быстро прошел процедуру. После встречает человек в зеленой форме, спрашивает, знаю ли где оформить временный ввоз. Не знаю. Показывает на одноэтажную постройку 19го века, на котором написано на трех языках типа «брокерская контора». Прошел в контору. Сказали оплатить временный ввоз автомобиля на 14 дней за 10.000 AMD (драм) + 3000 AMD (можно рублями) за услуги брокера. Дали какую-то никчемную ксерокопию непонятно чего и квитанцию. Едем к последнему шлагбауму. Мужичок в форме спрашивает «оформились»? Показываю эту бумагу, открывает шлагбаум и мы в Республике Армения
Доехав до развилки, нужно было решить по какой дороге ехать: Кировакан либо по Севанской трассе. Был выбран второй вариант. Потом родственники сказали, что мы проехали по какому-то опасному участку, откуда ведется обстрел «соседями».
Долго едем из-за многочисленных крутейших серпантинов Дилижана. Время около 22:00 выезжаем на Севанскую трассу. Очень темно. Едем. В далеке горят красно-синие маячки полицейской машины. Когда приблизились, оказалось, это у поста ГАИ огромные маяки, установленные на столбе, никогда и нигде такого не встречал. Едем дальше, уже очень хочется добраться до Еревана и до дома. Мчимся к городу. Опять видим маячки. Приближаемся к первому посту ГАИ (который на выезде из города), эти маяки опять на столбе. Въезжаем в город, едем по дороге «шампанского ущелья». Доехали до дома к 23 часам с копейками………………….
г. Ереван. Ст. м. "Дружба"
Обратная дорога
Выехали в 4:30, поехали по Кироваканской дороге. Около 9:30 были на КПП «Баграташен».
Обратный путь. КПП "Баграташен" в сторону Грузии
Очереди нет. Подъезжаю. Человек в форме спрашивает, оформился ли я в брокерском кабинете? «НЕТ». Сдаю назад, захожу в контору оплачиваю еще столько же, сколько и при въезде из-за задержки свыше 14 дней. Снова подъезжаю к окошку, отдаю человеку в окошке документы и эту бумагу. Он на нее даже не посмотрел, вернул обратно. Пассажиров сажаю, снимаю георгиевскую ленту, двигаемся в сторону «Садахло». Всё тоже очень быстро. Спрашивает куда направляюсь, ответ – в Россию. Опять долго и без удовольствия транзитируемся через всю Грузию.
Знаменитые прозрачные полицейские участки Грузии
Казбеги
Участок разрушенной дороги
Подъехали к КПП «Казбеги».
Прошел ее за 1 минуту. Приближаемся к КПП «Верхний Ларс» с предвкушением увидеть разрушенную дорогу. Ничего особенного. Дорога была справа, теперь посередине. Проехали этот участок, приближаемся к КПП. И тут ужас.
Очередь к КПП "Верхний Ларс"
6 часов 20 минут простояли в ожидании. Боялись, что не успеем до 20:00, думали, придется ночевать перед границей. Не верьте веб-камере таможни, которая показывает очередь из 4-5 машин из Грузии в Россию. Камера не охватывает то, что творится за скалой. Там километровые очереди. Не задолго до шлагбаума, военный, посмотрел на номера автомобиля, спросил российские ли паспорта и сказал объехать (несколько машин) и проехать к шлагбауму, далее – отдельная очередь для машин с российскими номерами и паспортами, фурами и всеми остальными. Пока были в очереди, естественно, находились люди, которые проезжали без очереди. Почти все контролировали военные, которые стояли на дороге и один УАЗ Патриот, который ездил туда-сюда, патрулировал. В основном, машины с 15 регионом проезжали без очереди, машины с детьми и автобусы с разрешения военного, который консультировался по рации, пропускать или нет.
На границе спросили есть ли алкоголь и т.д., попросили для галочки открыть одну сумку. Не успев открыть, уже отпускают. Доезжаем до шлагбаума, солдаты смотрят, чтобы штампы были проставлены и выпускают на волю.
Граница пересечена, едем и наблюдаем как в обратном направлении стоит несколько километров очереди из грузовиков.
Была цель добраться до той же гостиницы «Кавказ», но, к сожалению, усталость взяла свое + до нее было около 170 км и в Северной Осетии пришлось заночевать в ближайшем мотеле. Время было 22:00.
Следующим утром отправились в дорогу, было принято решение доехать до той же гостиницы Роза Ветров к 10 часам вечера. Едем. При выезде из Северной Осетии и, соответственно, при въезде в Кабардино-Балкарию остановили на том же блок-посте.
КБР
Процедура всё та же. Продолжаем движение. В населенном Малка еще один блок-пост, который проскочили каким-то образом в прошлый раз. В этот раз остановили. Процедура та же, что на предыдущем блок-посте. К слову, полиции на дороге на обратном пути было в разы больше.
При въезде в Краснодарский край пост ГИБДД, где стоят сотрудники в казачьей форме.
Едем дальше, выезжаем из Ростова-на-Дону, в сторону города огромнейшие пробки (видимо, из-за выходного дня). Едем, темнеет, доехали до Миллерово, до Розы ветров не доехали, уже поздно и темно. Ищем мотели, около 10 вечера нашли маленькие мотельчики. В одном и втором мест нет, в третьем взяли последний номер в виде бытового вагончика (но внутри евроремонт, душевая, всё, кроме телевизора). Цена – 2500 на троих + раскладушка за отдельную цену. Что делать – переночевали. После нас еще несколько человек заезжали, но мест уже не было. В 8 утра двигаем дальше, с целью вечером быть в Москве.
На Москву
Ехали с опережением графика. Для того, чтобы не застрять в Московских пробках, сделали несколько остановок для отдыха.
Около 21 часа въехали на МКАД-Варшавское шоссе. Через час были дома.
Итоги, советы:
1. Бензин: 6500 р. в одну сторону от дома до дома (+ еще осталось немного). Заправлялся 95 бензином туда, 92 обратно на Роснефти, Лукойле или Газпроме.
2. Платные дороги: в сторону Армении 450 р. (+ пару платных объехал случайно – навигатор повел), обратно около 300 р. объехал больше платных трасс с целью увидеть объездные дороги. Вполне приличные, некоторые ремонтируются, кладется новый асфальт. Но, после платной широченной дороги, на бесплатной чувствуется какой-то дискомфорт.
3. Дороги: 85% хорошие, очень даже хорошие. Кроме участка до г. Тихорецк и после него (в сумме, наверно, километров 200). Подвесочке придется поработать. Ничего серьезного, просто волнистая дорога. Несколько участков дорог находятся в ремонте, сильных хлопот это не доставляет.
4. Будьте очень внимательны на всех мостах, даже на платных участках, там очень плохое состояние дорожного полотна (видимо из-за стыков, быстро разрушается в этом месте).
5. Платные дороги не объезжайте. Не так уж дорого заплатить в районе 1000 р. в обе стороны, если ездите 1-2 раза в год. Зато будете чувствовать себя комфортно + есть помощь в виде комиссаров на дороге.
6. Если едете одной машиной, лучше ночью не ездить. Как начинает темнеть, сразу лучше найти гостиницу, т.к. если что случится, то в кромешной тьме это будет не безопасно по всем параметрам. И второе - в гостиницах не остается мест. Лучше раньше заехать в гостиницу и с утра по раньше двинуть дальше.
7. Остановили 4 раза (по 2 туда и обратно): 3 раза на блок-постах, 1 раз грузинские полицейские.
8. Я не оформлял зеленую карту (типа ОСАГО за рубежом), о чем конкретно жалею. Случись чего, никто не заплатит. Советую сделать и на Армению и на Грузию.
9. По Армении ездил немного. Если не нарушать, никто не остановит. Надо быть аккуратным. Включение поворотника в Армении – признак слабости, почти никто не включает, поэтому нужно быть аккуратнее, уворачиваться, если что, иначе потом неприятная ситуация будет.
10. Бензин в Ереване заливал Премиум (АИ-95), который стоит 400 AMD. Который на рубли получается 55 р. за литр … Поэтому 95% машин там ездит на метане.
11. Правил не нарушал, особенно скоростной режим ни в одной стране. Штрафов на границах не предъявляли, спустя несколько дней проверил, по РФ штрафов тоже нет. В Армении везде камеры, поэтому не нужно проскакивать на красный свет, поворачивать не с того ряда, не оплачивать парковку и т.д.
12. В придорожное кафе заехали поесть один раз в районе Ставропольского края. В г. Тихорецк в магазине магнит купили дошираки, фрукты и т.д., т.к. жарко, продукты питания быстро портятся и доверия к кафе мало. Кипяток в термос наливают в любом кафе за 10 р. Туалет тоже в районе 10-15 р. либо бесплатно на заправках (не на всех есть).
13. Не стоит включать в поездку выходные дни. Возможны дикие пробки. Откуда куда трудно угадать. Нам повезло, на обратном пути была жуткая пробка в сторону Ростова…
В рассказе возможны ошибки, неточности и тд. т.к. пишу по памяти…