(8 - 19 Октября, 2014)
На этот раз, что довольно удивительно, мне удалось-таки сагитировать на исследование данного региона Человека, с которым мы познакомились на антарктическом круизе в прошлом году. Он был членом команды и лихо возил нас там на лодках-«зодиаках».
Руслан в свои 32 года личность так просто экстраординарная (но на уверенном пути к "легендарной") - Полярник, проведший 6 (!) лет на станции "Беллинсгаузен" ! Он совершил Кругосветку на ледоколе вокруг Антарктиды ! Помимо прочего, он послужил и простым звонарём на колокольне, и в экипажах речных российских круизных судов, а во время срочной службы в ВМФ РОССИИ, ходил в загранплаванья. На Камчатке, работая в глухом заповеднике, не раз убегал от медведей.... Профессиональный механик и моторист - о таких у нас в СовеЙской Армии говорили: "Этот с отвёрткой за ухом и бычком во рту залезет под капот, а вылезет уже из выхлопной трубы!"
Мало ему ! Так он ещё, сЦука, и РЕАЛЬНО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФОТОГРАФ! Не псевдо-фотохудожник, с важным видом надувающий щёки и таскающий на шее дорогую фотоаппаратуру, а реальный "чёрт", потрясший меня своими фотоработами !
Как вам такой Пассионарий ?!
А тут он уже совсем недавно стал «мировым celebrity»! Ненадолго, когда показывал нашему Патриарху Кириллу пингвинов в Антарктиде !
А как я его сагитировал ? Да, ему всё равно в начале ноября надо было лететь в Сантьяго, чтобы, перелетев на самый юг Чили в "микро-Буэнос-Айресе" (так я называю ПУНТА АРЕНАС), взойти на борт лайнера и отправиться вновь в сезон антарктических круизов. Компания требовала о него назвать дату, когда ему удобно прибыть в Сантьяго, и тут я:
- А чего б тебе не присоединиться ко мне, если ты такой крутой ?! Машину, мол, я всё равно арендую и оплачиваю, а остальное поделим !
Оказалось, что мы оба способны принимать молниеносные решения - через 2 дня он уже сообщил мне о купленных билетах !
НУ-У-У, ПОЕХАЛИ !!
Прибыли мы, значит, в аэропорт города Икике, который когда-то до 1882 года принадлежал Перу, как и весь нынешний север Чили. А южнее этих мест, вплоть до города-порта Антофагаста - Боливии.
Подрались соседи серьезно (конечно же, не без профессионального британского науськивания). Это время у них называется Тихоокеанская война 1879-1884 гг.
А всё из-за того, что во всех странах был горнопромышленный бум - чего только не добывали, но основными статьями экспорта были селитра и ...птичье говно (гуано, guano), которое произвело фурор в косметической промышленности тех времён (девочкам, кстати - на заметку!)
Причём, горняками были, в основном, чилийцы. А боливийские власти их сильно дискриминировали и к тому же, постоянно поднимали тарифы на расценки своего порта Антофагаста....
Ну, чилийская промышленная аристократия и не выдержала - сначала круто лишила Боливию всяческого выхода к Тихому океану, а потом проделала то же самое с Перу, неадекватно оценившим свои силы. И вытянулось Чили ещё более длинной "колбасой" вдоль Тихого океана.
Сели в уютный и новенький CITROEN C3 PICASSO и поехали - слева Бирюзовый Тихий океан (кстати, на юге Чили он какого-то более серого и неприглядно-сурового окраса), справа суровые песчаные горы без намёка на растительность (как в Египте:), а надо всем этим - голубое безоблачное небо с ярким и мощным Солнцем во главе !
Красиво и сурово ! Мы оба оценили это с одинаковым восторгом ! Романтики же.
Прибыв в сам город, ещё хранящий приятные следы былой застройки 19го века, но в основном безнадежно испорченый новой, безликой и замызганной.
Начали объезжать центр по периметру, как вдруг ! Оба-на !
Уж не Галапагосы ли это ?!
Крохотный рыбный рыночек около пирса, а позади него - немеренная стая пеликанов и красавцы морские львы ! Огромные мачо, своими тушами заполонившие "задворки" рынка ! Когда на Галапагосах морских котиков (в нашем понимании) называли "львами" - я только улыбался, мол, нашли, "львов". Если только львята. А тут - настоящие Львы ! Наверное, по 400 кило каждый !
И начался спектакль !
Руслан бегал со своим "Nikon'ом, поднимая вверх тучи громадных и ленивых пеликанов, создавая великолепную динамику для кадров, а когда торговцы выбрасывали остатки морепродуктов и рыбью требуху, то тут уже начиналось движение "морских кабанов" - с рёвом и рычанием они проворно бросались к жратве, кусаясь и громоздясь друг на друга ! Пеликаны испуганно наблюдали, сидя на камнях, как уходит "львиная доля".... Эволюция... Право сильнейшего.
Покидая город через несколько дней, мы вновь заглянули туда попрощаться с нашим "бесплатным цирком-шапито" и увидели несколько иной расклад !
Видно, в тот день торгаши не очень-то баловали своих подопечных, и мы стали свидетелями, как "лёвушки", уставшие ждать подачки, стали своей этой очаровательной "походочкой"- вразвалочку подбираться сзади к тёткам-торговкам....
Тётки, увлечённые коммерцией, вдруг неожиданно замечали прямо у себя под мышкой раскрытую зубасто-усатую пасть !! Ох, как же они взвизгивали и шарахались - ну, умора ! Хватали, что ни попадя, в руки и бросались на львов уже с бесстрашием ! А те и не думали беспредельничать - быстрёхонько убирались восвояси - мол, «мы только намекнули, хозяйка !»
А пока мы поселились по русланову совету в домиках-"кабаньях" прямо на берегу океана - и места больше, и воздух свежий, и стоит дешевле. На фиг нам в городе загазованном жить ?! Я вообще уже это возвёл в принцип - ночевать на природе. Если уж в городе, то в случае крайней необходимости.
В самом Икике много широченных песчаных пляжей, мощные и красивые волны, на которых в гидрокостюмах рассекают сёрферы и бодисёрферы. Вода и в самые тёплые месяцы не прогревается выше 17-18 градусов из-за холодного течения Гумбольдта, поэтому искупаться мы так и не решились, тем более что с океана постоянно дул сильный ветер, и даже раздеваться особо не хотелось, не то, что в воду лезть. Хотя солнце светило и грело отменно !
Над городом нависает огромная и широченная песчаная гора метров в 500 высотой, что придаёт ему уникальное очарование. С неё-то мы и полетели на парапланах-тандемах в один прекрасный, но облачный день.
Руслан летал уже раз 100 со знакомой инструкторшей в Башкирии, а я только раза 3 до этого. И в общем-то, сначала я не горел желанием летать здесь, но поднявшись до этого первый раз на самый верх в нашей машине, я сразу передумал !
Полёт состоялся день на третий нашего пребывания, а пока, в тот первый вечер, Руслан продемонстрировал мне, что такое ночная съёмка. Смеркалось, и мы заехали на машине на самую верхотуру, дважды проехав под "кирпич".
Он убежал со своими треногами и чемоданом объективов куда-то к самому обрыву, а мне и сверху был отлично виден сияющий, весь в огнях, город - как на ладони ! Правда, ветер после заката (все закаты, увы, были в дымке) стал очень мощный и холодный, так что я поспешил забраться в машинку и погреться.
Руслан вернулся жутко довольный, демонстрируя свои и в самом деле великолепные кадры, и что-то бубня про выдержи и диафрагмы.
Высоко оценив его художества, я не мог в шутку не съязвить, что, мол, вот такие, как ты, и обманывают простых граждан, впаривая им такую красивую обёртку!
"Свой таскаешь чемодан, что обманывать славян!
Будем брать, тя-подлеца, ламца-дрица-аца-ца!"
(А. Северный)
Ну, с юмором у него полный порядок, поэтому отношения сразу сложились душа в душу !
А полёты прошли как нельзя лучше - мощный ветер сразу поднял нас ввысь, так что разбегаться и прыгать в пропасть с криком "Мама ! Роди меня обратно !" не пришлось.
Минут 40 мы парили на высотах 600-700 метров, кружась и покачиваясь. Сверху эти песчаные барханы и дюны напоминали гребнистых игуан. Я фотографировал потихоньку, болтая ногами, Руслан же умудрялся даже менять свои объективы, нимало удивив инструктора.
Мы прикольно пролетели мимо квартир одной из 'элитных' многоэтажек на набережной, помахав вышедшему на балкон мужику, а затем эффектно и мягко приземлились на пляже.
А Руслан заставил своего дядьку совершить какую-то акробатическую пилотажную фигуру при посадке, да так что сам чуть не выронил свой драгоценный фотик, и едва не получил им же по башке.
Мы были страшно довольны ! К тому же, после этих полётов мы отправлялись вглубь региона ! Аж к самой боливийской границе на высоту 3 750 м. в городок Кольчанэ, соседствующий с природным Нац.парком "имени" вулкана ISLUGA.
Сначала, по пути, километрах в ста от города, посреди настоящей пустыни, нас ждал... Мираж....Призрак ... Заброшенный город-завод по производству селитры !
Честно говоря, мы не ожидали такого эффекта от этой достопримечательности - представьте себе, что среди бесконечного, безжизненного, голого и сурового пейзажа, вдруг из ниоткуда, возникают какие-то громадные ржавые чудовища, в приближении напоминающие грандиозные инсталляции некоего безумного художника от современного искусства !
Заводы забросили по всей стране в начале 60-х годов, когда искусственная селитра полностью заменила природную. Но именно HUMBERSTONE сохранили и сделали настоящим Памятником Эпохи.
А ведь когда-то и каучуковый бум так же прекратили - в Перуанском Икитосе, на притоках Амазонки, я видел "остатки прежней роскоши" - "железный дом", заказанный самому Гюставу Эйфелю. Не скупились каучуковые магнаты-нувориши. Не думали, что всё так скоро закончится.
НИКТО ОБ ЭТОМ НЕ ДУМАЕТ, КОГДА ВСЁ ХОРОШО, а ведь ещё Царь Соломон предупреждал, что "всё проходит...".
В итоге, среди этих руин заводских цехов и неплохо сохранившихся жилых построек, мы пролазили ... больше 3 часов ! Судите сами о масштабе и зрелищности объекта.
Выдвигаясь дальше, мы намечали поглядеть на Самый Большой в мире петроглиф, именуемый "ГИГАНТ АТАКАМЫ", высотой аж в 86 метров. И тут с нами приключилась поучительная история - приезжаем на место, видим только нечто, похожее на ноги, а холмик-то и вообще невысокий, метров пятьдесят высотой. Начали объезжать вокруг, чтобы всё-таки увидеть этого "уродца". Но вдруг я заметил на дорогу кучу песка, перегородившую дорогу.
Вышли посмотреть - я говорю, надо разворачиваться, засядем. Но Руслан, азартно прищурив свои раскосые глаза, бросил - "Да, чего тут ! Проскочим !"
Ну, я спорить не стал, а решил заснять его "прорыв" на видео.
"Прорыв" закончился через 6 секунд, и он вместе с "ситрошей" плотно увяз в песке.... И было бы из-за чего.
Но, слава богу, рядом оказались два длинных бруска, оставленные рабочими, и мы с их помощью, домкрата и "такой-то матери" всё-таки вытолкнули 'ситрошу' обратно, попросив у него прощения.
Я потом ещё раз внимательно взглянул в путеводитель и вычитал, что ... этот "гигант" лежит, «как бы навзничь упав на этот холмик».
Что ж, надо тщательнее переводить незнакомые слова. И не лезть на рожон на пустом месте при непонятной мотивации.
Отныне, слова "пинтадос" во время поездки вызывали у нас только саркастическую ухмылку, мол, хватит пялиться на эту "детскую мазню", хоть и древнюю.
=================ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ============================
Мне в связи с этим вспомнилась забавная перуанская история, ну, до смешного хрестоматийная.
Ехали мы с другом Павликом на машине из Паракаса в знаменитые Линии НАСКА - это в перуанской пустыне действительно огромные рисунки (уже и не помню, как их квалифицируют -'петроглифы', 'пинтадосы'...), явно инопланетного происхождения, и официальной версии разгадки не существует, кажется, до сих пор !!!
Там находится аэродром, где на "Сесснах" совершают смотровые полёты - впечатляющее зрелище, я вам доложу.
Ехать нам было часа 3 из нашего Паракаса, и погода у нас была хуже некуда - мощная низкая облачность и плотный моросящий дождь - т.е. по нашему мнению абослютно нелётная погода для малой авиации. Мы несколько раз звонили нашему гиду, Ольге, узнать, а имеет ли смысл ехать, ведь полёты наверняка отменят. Она перезванивала туда, и так же периодически уверяла нас, что приехать надо обязательно, иначе при непоявлении (no show) денег не вернут.
Спустя 2,5 часа, мы повернули уже непосредственно к местечку Наска, и ... о, чудо ! Как "Земля Санникова" ! Хмарь и дождь мгновенно резко сменились ярчайшим солнцем и безоблачным небом !
Мы, воодушевлённые таким поворотом дела, быстренько доехали и славно полетали на разных самолётиках, но оба рядом с пилотами. Повезло, т.к. те, кто сидели сзади, усиленно блевали в пакетики во время полёта. Мне запомнилось, что после осмотра-облёта основных фигур-картинок, пилот показал мне рукой немного в сторону. Там был нарисован правильнейшей формы длинный прямоугольник, заканчивавшийся идеальной формы стрелой.... Ну, чистейшей воды - взлётно-посадочная полоса аэродрома ! Аэродрома инопланетян ! Вот это мне впечаталось в память очень сильно !
Мы радостно отзвонились Ольге, что всё прошло ок, и она нам сказала:
- А знаете, что они мне ответили на мои звонки ?
- Девушка, у нас тут, 2000 лет дождя не было, и чтобы сегодня из-за каких-то двух фраеров, пусть и русских, погода сделалась нелётной - это вряд ли !
==========================================================================================================
Ну, добрались мы, значит, до высокогорного чилийского Colchane, появились красивые заснеженные вершины, аккуратненькие выбеленные церквушки, немного канделябристых кактусов, гуанаки пугливо начали разбегаться от нас, задышалось тяжелее на высоте 3 750 м.
И только мы решили рвануть вглубь Нац.парка Ислуга, как 'вдруг' заметили, что солярки-то у нас совсем и не осталось - во, раздолбаи ! Начали спрашивать, где заправка ? Так нет, говорят её здесь, но топливо есть воооон у тех домиков...
Подъезжаем, выскакивает чумазая тётка-индианка Аймара, и, радостно спросив, "дизель комбустибле ?!", машет нам рукой и бежит куда-то вглубь. Залезает в какой-то чулан, вытаскивает канистру, и, озираясь по сторонам, начинает заливать.
Оказывается, это было контрабандное боливийское топливо, и стоило оно дешевле, как и всё в Боливии, по сравнению с Чили. Одним словом, выручила тётка.
Маленькое отступление о ценах и в целом о Чили: цены на еду и жильё стали неприятно удивлять, мы совсем не шиковали, но поесть дешевле, чем на 15-20 с человека, редко удавалось. И ведь ничего особенного не брали, из алкоголя - только коктейль "писко-сауэр", и по горячему. Не comme il faut, увы. Приятное исключение составляли редко попадавшиеся буфеты.
Как в городах и посёлочках, так и вдоль дорог, расположено очень много трущоб и лачуг, создающих весьма неприглядный вид, хотя они и вполне безопасны, при этом.
Такое впечатление, что все ожидают скорых стихийных бедствий - зачем, мол, строиться, если живём в сейсмически активной зоне ? Ну, и общий уровень бедности, конечно, тоже влияет. Всё это порядком поубавляло наши восторги, для которых были все основания !
Ну, въехали, мы в этот парк ISLUGA. Добрались не с первой попытки до окультуренных горячих источников на высоте 3 900 метров, а там милая индейская семейка решила не только искупаться, но и постирушки устроить. Ну, ладно бы, постирались и убрали за собой, так нет - оставили кучу мусора и всякой шняги после себя, как будто не их родные места.
Грязнули всё же эти 'индеи'... Вот везде, где они живут, срач и грязь. Невзирая на многочисленные плакаты "Не сорить ! Штраф !", везде, не исключая Нацпарки, валяется масса пластиково-бумажного мусора.
Ну, мы сначала покупались, а потом Руслан начал нырять, распугав этих грязнулек, и они немного недовольные, что-то бурча под нос, свалили. А вот не фига срач прилюдно и в общественных (хоть и диких) купальнях разводить!
Дорога далее становилась всё тяжелее, каменистее и ухабистее, а до вулкана было ещё километров 50, а ведь и возвращаться обратно ещё аж 250 км, и я настоял, чтобы мы всё-таки не лезли дальше, а поехали обратно, т.к. через пару часов должно было уже начинать смеркаться. А перспектива впотьмах выбираться из незнакомого места по бездорожью не особо светила.
Трудно, однако, было убедить его - он всё пёр вперёд ("АЛГА" по-татарски) ! Ведь у них в языке нет слова "назад" - даже если они валят, то просто разворачиваются и ...АЛГА!
Я даже придумал неологизм на нашу езду - "АЛГАритмЪ" !
Кстати, дней 10 спустя, он, отбывавший на автобусе в Боливию, простоял на этом таможенном посту аж 17 часов ! Вечно там какие-то "тёрки" между таможенниками двух стран возникают, как будто эхо обиды за отнятую территорию до сих "стучит в сердцах боливийцев", как пепел Клааса ...
Я ему даже съехидничал на этот счёт – что ж ты, мол, внутрь парка-то не забрался за столько времени ? Угнал бы автобус ненадолго, и - алГА к вулкану ИслуГА !
Едем дальше по северу Чили ! Пустынность пейзажа, сухость и жара начали мне невольно напоминать китайскую Синцзян-Уйгурию... Посёлочки попадались – чисто уйгурские кишлаки издали.
Следующая остановка была тоже практически в городке-призраке - ПИСАГУА. Только там был уже порт, откуда отгружали селитру. Он живописно расположен на высоком берегу Тихого океана, довольно грязненький, полуразрушенный, всеми забытый, однако дорогу туда проложили великолепную ! Там, в окрестностях, кажется, даже проходил небольшой участок ралли ДАКАР-2011.
Сначала мы осмотрели живописную панораму окрестностей сверху, а потом спустились вниз к очень атмосферному (если тут уместно подобное слово) кладбищу, расположенному прямо на невысоком берегу у самого океана.
Полуразрушенные колумбарии, ниши с видневшимися гробами, покосившиеся кресты с деревянными оградками, напоминавшие детские манежи.... Жутковатое, но завораживающее зрелище. Ночью туда даже Руслан не захотел ехать, чтобы произвести свои "авторские" ночные съёмки.
А когда-то в этом городке была действующая тюрьма, где оттачивал свои зубы молодой капитан Пиночет. После падения его режима на том кладбище нашли много неопознанных могил времён его диктатуры.
А тюрьма до сих пор стоит, но уже не используется по назначению, а просто принадлежит кому-то. И даже на экскурсии в неё не пускают.
Мы остановились на ночь у замечательной бабушки, историка по образованию, которая поведала нам, что когда она была маленькой, хорошо помнит, как в гавани до самого горизонта на рейде стояли целые флотилии торговых кораблей, а в городе кипела жизнь, и чуть не половину жителей составляли вездесущие китайцы ...
Рассказывала она и просто исторические факты, как чилийская армия и флот в конце 19 века высадили там грандиозный морской десант, заставивший капитулировать перуанский гарнизон. Следующий, сопоставимый по масштабам, десант состоялся уже в 1944 году в Нормандии, но, сами понимаете, уже без чилийцев.
А сейчас там в гавани только утлые рыбацкие судёнышки, да ветшающие здания театра, ж/д вокзала и госпиталя ....
Да... "Всё проходит..."
Уже на следующий день мы летели наверх по ровной, как стрела, автотрассе N 5, в самый "северный", т.е. самый жаркий город Чили - АРИКА.
Там тоже были красивые мощные волны, светило горячее солнце, и хотя вода была не теплее, мы, наконец, искупались в огороженной заводи, напоминающей натуральный природный бассейн. Хоть охладились немного. И ветров таких не было, как в Икике.
В городке практически единственная интересная достопримечательность - Кафедральный собор из ...железа ! Архитектор - всё тот же, горячо любимый перуанскими нуворишами, Гюстав Эйфель. Раньше же это их территория была, как я сообщал ранее.
Ну, и огромный холм-"башка" (El Morro), нависающий непосредственно над набережной, метров в 150 высотой. С него открывались красивые панорамы океана. Руслан заодно нафотографировал коршунов, паривших очень близко.
В пригороде мы посетили музей ради уникальнейших экспонатов - старейших в мире мумий ! 7 000 (семь тысяч) лет.... Преимущественно скелетики, но хорошо сохранившиеся и в самом деле.
А дальше дорога опять лежала в высокогорье - в посёлочек Putre (3550 m), являющийся воротами сразу в 3 других нац.парка, которые граничат с тем предыдущим, Ислугой. На самом деле они все - одна территория, но разного "районного подчинения".
По пути заглянули в домик к одной интересной творческой паре - он, старый чилийский хиппарь, очень живенький, невзирая на свой 71й год, а жене его - 51, и она с югославскими корнями, а потому женщина очень приятная, со светлыми голубыми глазами и красивым славянским лицом. Из многочисленных детей в доме были только две дочки-подростка, симпатюшки, благодаря такому смешанному браку ! На типичных чилийских страшилок совсем не похожи.
Все они - вегетарианцы, пекут свой хлеб и используют только натуральную энергию солнца и ветра. Чего-то рисуют, он выделывает мебель из древесины кактуса, экологическо-креативная семья, одним словом.
Угостили нас домашним хлебом и чаем из листьев коки, но с добавкой очень душистого (моего любимого) высокогорного кустарника Рика-Рика (так и переводится -"вкусная-вкусная") - и от неё вдруг этот невкусный и вяжущий чай из коки становился ароматным и обретал очень душистое звучание.
Нам потом ещё давали чай из Чакомэ - не менее вкусный и душистый, и как бы тоже помогает от "горняшки". Приятное разнообразие, а то в Боливии потчуют только Mate de Coca... Хотя от реальной головной боли на высокогорье мне куда эффективнее помогал обыкновенный «нурофен».
Дедок-Алексис помаленьку покуривает только травку, но когда увидел у Руслана пачку ROTHMAN'S, попросил сигаретку, и Руслан отдал ему всю пачку. И на него нахлынули приятные воспоминания...
Алексис рассказал, как он в 1972 году целый год провёл в Европе и Англии, надышался новыми веяниями, был полон новых идей, надежд и планов, а когда вернулся в Чили тут, оба-на - ПИНОЧЕТ. Пришлось ему валить из Сантьяго в эту глушь, местечко MALKKU - тут диктатура не проявлялась почти никак. Да и дорогу ещё в 1962 году проложили, живи себе, наслаждайся тишиной и природой на высоте 3 200....
Так что он тот ещё хиппарь-эколог со стажем! Подарил нам на память несколько камушков, и они были с нами в парке, как талисманчики.
Добравшись до Путрэ, мы, К СЧАСТЬЮ, не смогли присоединиться к организованной экскурсии на джипе по парку и заночевали в домиках на высокогорье. А наутро, затарившись едой-водой и чаем из Чакомэ, мы рванули на Ситроше на просторы парков LAUCA, SALAR DE SURIRE и LAS VICUÑAS, между собой границ официально не имеющих...
Поначалу, довольно долго была неплохая грунтовка, и никакой джип не нужен - вечно же стращают туриков ! Были стаи фламинго, лихо убегавшие и улетавшие при одном появлении Руслана с его скарбом, трогательные викуньи паслись со всех сторон, вулканы отблёскивали снежными шапками - по большому счёту, типичный Андинский пейзаж, нам уже хорошо знакомый.
Объехали это соляное озерцо небольшое - там почему-то некая компания соль добывает, хотя это и нацпарк. И самый пик этой поездки выпал на дикие, неокультуренные горячие источники, лежавшие на высоте 4 200 метров под красивой цветной горой ! Вокруг не было ни единой живой души, и мы нагишом полезли в это райское наслаждение !
Вот это было настоящее чувство единения с Природой ! Улыбающиеся и довольные, мы перекусили и отправились в путь дальше.
Как выяснилось, бумажная карта, полученная в администрации парка, безбожно врала, и мы начали углубляться в какие-то дебри, хорошей дороги уже не наблюдалось, но мы ехали... «Алга»!
Тут очень пригодились русланово умение внедорожного вождения и его отлично настроенный "навигатор в голове" ! Ситроша героически преодолевал все трудности бездорожья, и максимальную высоту в этом парке на отметке 4 540 м мы еле-еле взяли. Дизельку не хватало кислорода на такой высоте. Трясло нас основательно, и к тому же, нам пришлось раз 15 (!) пересекать речку ! Слава богу, что она была похожа на ручеёк в то время года, а на карте никакой речки не было и в помине !
Нервозность немного нарастала, т.к. мы же выезжали в путь, расспросив местных и ориентируясь на карту. Намечали пересечь парк и выехать в другом месте, а не возвращаться в Путрэ. А тут - на тебе... Да и обратно было уже никак...
Но вскоре всё-таки начали появляться первые признаки нормальной грунтовки, знаки и указатели, и, спустя 7 часов дикой езды на совершенно неприспособленной для этого машинке, мы вырвались на асфальт! Чуть не целовали его !
Но и асфальт был довольно змеистый, высокогорный серпантин и почему-то ещё и без ограждений снаружи ! И дело в том, что Русланит на радостях начал давать 75км/ч там, где были знаки 30 ! Я его просил не гнать, поскольку местами асфальт был покрыт налётами песка. ...
Но в итоге, мы благополучно, счастливые и запылённые, вырулили к отелю с голубым бассейном ! УРАААА ! CODPA Valley !
Когда же мы сказали дядьке на ресепшн, откуда и как мы приехали, он, указав на нашу машинку, разинул рот - "НА ЭТОМ ?!?!?" И челюсть у него отвисла ещё больше. ...
Наступила пауза, и когда я предложил ему отгадать, откуда мы, он, немного подумав, и не перебирая национальности, промолвил - RUSOS !
Нашей гордости не было предела ! Мы разулыбались, просияли и побежали быстрее купаться !
Уже после, увидев у себя на двери номера наклейку DAKAR-2011, мы поинтересовались у него, здесь ночевали участники ралли, что ли ?
Он сказал, что нет, но их маршрут как раз пролегал по той опасной асфальтированной трассе, где я просил Руслана "не гнать 75 вместо 30" !
И ещё он добавил:
"Очень много народу попадало, очень...Так что вы, ребята, покруче будете!"
И в самом деле... Свезло !
Собственно, за неделю (Да ! Всё вышеописанное произошло в течение недели !) выполнив и перевыполнив намечаемый на 12 дней маршрут, мы решили рвануть южнее в самую главную туристическую достопрbмечательность северного Чили - пустыню АТАКАМА !
Ведь 700 км по гладким, ровным и свежим чилийским дорогам-автобанам - сущая ерунда ! К тому же, никаких тебе пробок, да и карабинеры (местные их величают "МИКАО" - жаль, не спросил перевода у таксиста) не напрягают, за скорость не ловили нас ни разу, хотя Руслан не любил меньше 170-180 ехать. Когда я, просыпаясь, глядел на цифры спидометра, то произносил - "дядь, очень некомфортно, @ля...".
Сам же я ставил «на круиз» 130 км/ч и спокойно слушал музыку и аудиокниги.
Ну, после такого насыщенного всем подряд путешествия, и (как считается) в не самом интересном регионе страны, мы ожидали, что Атакама удивит нас и порадует ещё больше ! Номер Один всё ж таки ...
И обломались ... Туристическая - она и есть туристическая, увы.
На подъездах начали появляться указатели - Лунная Долина и пр. Мы сразу решили взять быка-за-рога по-нашему, и давай везде сворачивать, глядеть, заезжать и т.д.
Углядели, как куча "туриков с фотиками" что-то с восторгом снимает в этой «лунной долине» -одной из главных хитов региона - подходим, глядим сначала на пейзаж, а потом удивленно друг на друга... Что за...@@ ?! Не впечатляет, однако.
Заехали вглубь каньончика, где должна была быть высокая дюна для всяких спусков на жопах и на ногах - но на неё ещё и карабкаться самому надо было немало ! А солнце-то прямое, жарища страшенная, и мы предоставили девочкам-австралийкам, рассказавшим нам об этом, совершить это героическое "восхождение" самим.
На дюнах я в Бразилии до одури накатался - ну, так там, и на багги катают, и в любой позе и на любой доске слетаешь в воду, охлаждаяясь, да и подружка-смуглянка при тебе ! Кайпиринью и пиво предлагают в тенёчке...
А это что ж за мытарства?
Заехали ещё вглубь Лунной Долины, где обещали невероятные горные скульптуры, созданные Природой, а также самый красивый закат среди дюн.
И в самом деле, неплохие, зрелищные "скульптуры", особенно Амфитеатр, и закат красивый среди всего этого антуража.
Руслан настроился было на шикарную съёмку - это ведь его любимое время после заката ! Достал треногу.... И тут ему облом - охрана парка и гиды начали активно всех выгонять с вершины. Мол, парк закрывается !
"Ох, как он и сетовал !
Где закон ?! Нету, мол !"
Однако, нам пришлось подчиниться "насилию" и ретироваться. Он был очень раздосадован ... Поносил на чём свет стоит все эти "туриковы места" и т.д.
"А ему говорят, не шибко тут,
Мол, выйди из дверей..."
Уже впотьмах заехали, наконец, в эту тур.столицу - Сан-Педро да Атакама. Жильё-то не бронировали, а уже стемнело. А "санпедро" это оказалось - кишлак кишлаком !!! Снова - Синцзян-Уйгурия. Пыльные узенькие улочки, глинобитные коричневые стены и пирамидальные зелёные тополя ... Ну, хоть про послевоенный Ташкент снимай кино ! Комнатки крохотные, окошки маленькие везде, душно в номерах после дневной жары, платить только наличными ... А ЦЕНЫ ?! Мы хоть уже и привыкли немного к ценовому чилийскому беспределу, но здешний нас вообще сразил ! ЦЕНА-качество, это называется.
Но на второй день, хоть и с трудом, мы всё-таки нашли подходящее жильё и по адекватной цене.
Ну, а поскольку забрались мы туда аж на целых три дня (в ожидании и предвкушении...), то начали изучать окрестности. Ознакомились с прайс-листом на экскурсии - и в очередной раз обалдев от цен, сами двинулись в путь.
Соляные озёра оказались отнюдь не белоснежными, а скорее сероватыми, с небольшими стайками фламинго 3х видов - "русланьей радостью".
И вот дальше, на пути к пограничному перевалу с Аргентиной Paso Sico, эта его "фотофламинговая" страсть сыграла с нами очередную злую внедорожную шутку.
Завидев очередных розовых существ на объезжаемом нами озере, он вдруг круто рванул баранку вправо, и несмотря на то, что уклон был градусов 25, мы тут же засели в песке по самые оси....
Обратно было ни вытолкнуть уже никак, хотя спустились мы всего-то на 10 метров, а внизу лежало солёное озерцо с узкой полоской, едва пригодной для проезда. Вернее, прорыва. Он сходил проверил, одобрил - и мы рванули вниз !
На максимально возможной скорости вырулили на неё и с неприятным уклоном градусов в 20 начали прорываться. А землица у берега солёного озера представляла из себя подобие снежного наста, поэтому около самого выезда мы всё-таки сели. Благо, что в это раз сумели вытолкать её без каких либо устройств и деревяшек. А когда вырулили, поначалу вздохнули было с облегчением, но когда огляделись, помрачнели ещё больше .... Дорог не было видно вообще никаких. Наш путь лежал только вперёд, но КУДА ?!
Объезжать озеро ? Ломиться в гору ?
Впереди лежали только пологие разноцветные холмы... И линия электропередач (ЛЭП)...Никаких признаков даже второстепенных дорог. Вечерело...
У меня хоть и был с собой местный телефон, но связи там, естественно, не было никакой. Да и как (и, главное, кому ?!) объяснить в какой Ж.... (в прямом и переносном смысле) мы вдруг очутилсь, чтобы вызвать подмогу, если что...
Поехали, как могли вперёд, немного буксуя в песке, и смогли выехать на какую-то верхнюю точку, чтобы оглядеться. Руслан выдал мысль, что в районах ЛЭП обязательно остаётся какая-нибудь дорога, укатанная грейдером на всякий случай. Но и её не было видно, и дело катилось к сумеркам ...
Решили вслепую рвануть в сторону ЛЭП, т.к. объезжать озеро с другой стороны не представлялось возможным. И медленно продвигаясь и увязая в песке, мы вдруг увидели нечто наподобие дороги - чёрной, каменистой, непесчаной ! Она и в самом деле напоминала грейдерную тропу, хоть и довольно заброшенную ! Почуяв камешки вместо зыбучего песка, Ситроша прибавил скорости и уверенности ! Мы уже, стиснув зубы, напряжённо глядели вперёд, и Руслан уверенно и быстро (30 км/ч) вёл машину. Я тихо попросил Вселенную, чтобы Она позволила нам выехать...
Спугнули большое стадо мирно пасущихся гуанако, которые долго от нас убегали, не зная куда же мы повернём…
"Как этих придурков сюда занесло ?!" - думали удивлённые гуанако
И их мысли удивительным образом совпадали с моими !
Минут через двадцать нашей упорной внедорожной кавалькады, мы вдруг увидели прямо по курсу пыльный шлейф от проезжающей машины - КАК ЖЫ МЫ ОДНОВРЕМЕННО ЗАОРАЛИ !!! ААААА !!!!
Выехав, наконец, на пыльную дорогу, мы чуть было не начали её целовать ! Уууххх, выдохнули !! Поблагодарили Ситрошу в очередной раз, и я жёстко заявил своему попутчику, что сначала - ключи от машины мне, а потом со своим причиндалам и "саквояжем" ступай к фламинго...
Состояние было близкое к "оргазму спасённых". Сложно это описать.
Однако, ситроша, видимо, надорвался, наконец... 3 200 километров с нами он терпел-терпел, но тут, очевидно, что-то в нём оборвалось, и он ... перестал разгоняться. Выше 100 км/ч ну, никак не мог раскочегариться.
Русланище страдал от этого жутко, а рассерженный, он в профиль напоминает бразильского Неймара, не забившего гол !
Вот, говорю, даже машина уже протестует против твоих скоростей и закидонов...
Следующие полдня мы потратили на поиск причины этой неисправности, но в итоге решили ехать в соседний город Каламу - столицу медных шахт Чили, где есть аэропорт, чтобы заехать в AVIS и попросить нам поменять "вдруг ни с того ни с сего сломавшуюся машину".
Авантюра удалась - нам выдали ещё более новенького ...СИТРОШУ того же цвета ! Ну, тут я уже временно устранил моего попутчика-'автосадиста' от управления машинкой и поехали дальше изучать региончик !
В тот день после замены машины мы решили отмокнуть немного в термах на горячих источниках, но увидев на въезде цену за вход в 25 $ с человека, тут же развернулись и, объехав вокруг, остановились у той же речки, на которой эти термы и стоят.
И совершенно бесплатно.
Там устраивала себе субботний пикник большая шумно-семейная чилийская компания - некоторые тётки, уже поддатые, сидели в тёплой водичке, а мужики колдовали над барбекю (Asado). Узнав, что мы русские, тётки принялись активно нас зазывать присоединиться к ним, да и мужики тоже довольно улюлюкали.
А НАС И ЗВАТЬ НЕ НАДО - МЫ САМИ ПРИХОДИМ !
Отмокли, поболтали, угостились холодненьким пивком, весело попрощались и вежливо отвалили, хотя нас даже приглашали и отужинать с ними.
Что нас приятно удивило в окрестностях Атакамы, так это крохотное "Мёртвое озеро", в котором действительно можно было лежать и не тонуть ! К тому же, вода там была прохладная, что на фоне одуряюще сухой жары пришлось очень кстати.
Горы во всех направлениях, куда бы и как бы мы ни стремились, были, увы, бесснежные. К тому же, мы и так находились на высоте 2 400 м., поэтому гигантскими не казались даже 6-титысячники, а пейзаж вокруг был хоть и красивый, но однообразный.
Мы проехали везде, во все дальние точки, в т.ч. и к двум небольшим высокогорным озёрам (ок.4 000 м) Lagunas Altiplanicas - тихо, красиво, величественно.
Доехали до ещё одного перевала Paso de Jama на границе с Аргентиной, по пути на который мы перевалили через нашу высочайшую точку в этой поездке - 4 838 метра.
А туриков туда и близко не довозят.
Ещё один хит - самую высокогорную геотермальную площадкув мире EL TATIO 4 300 м) - нам пришлось посещать в день моего отлёта. Ведь выдвигаться туда надо было аж в 4.30 утра, чтобы прибыть до рассвета, т.к. в это время и наблюдается самая "горячая" активность, ниспадающая спустя час-другой после восхода солнца.
Обычно днём жара стояла всегда неслабая, но в это предрассветное время пришлось натянуть на себя всё тёплое, что имелось, потому что температура падала ниже нуля. Высокогорная пустыня, что ж вы хотите.
Мистическое зрелище предстало нам, когда мы увидели множество паровых столбов, струящихся вверх сначала в полной темноте, а потом в предрассветных розово-оранжевых лучах солнца. Фумаролы дымились, урчали, фыркали и шипели, но, увы, ни одного гейзера так и не выдали.
Побродили мы среди них, поглазели, и Руслан первым из всех присутствующих полез в горячий бассейн, удивляя всех укутанных посетителей-южноамериканцев.
Он, хоть и впервые оказался на таком высокогорье, не испытывал ни малейших признаков "горняшки", и при этом курил, как паровоз, вопреки всем врачебным рекомендациям по этому поводу. У меня же приятно кружилась голова и ощущалась лёгкая слабость в теле.
По пути в аэропорт я завернул к одной лагуне, бирюзовым глазом сияющей среди пустынного пейзажа. Там был крохотный песчаный пляжик, с которого я и прыгал в прохладную воду нагишом, ввиду полного отсутствия народа вокруг.
Тени не было никакой, поэтому обсохнув пять минут, я снова заныривал - и так в течение часа, пока Руслан дремал в машине (он своё откупался на гейзерах:).
Расставались мы с твёрдым намерением продолжить наши совместные изыскания-путешествия !
После этого насыщенного вояжа я понял, что Чили я для себя пока "закрыл". Пока хватит специальных выездов, в силу дороговизны и довольно полного, хорошо сложившегося в голове, представления (паззла) относительно страны - м.б. если только по случаю.
В заключение, мне видится уместным процитировать моего любимого автора и вечного "сопопутчика" - баяниста Ансамбля "БЕРЁЗКА" Виктора Темнова ! (Это из 70-х годов, как вы понимаете).
===========================
Бывало всякое у нас, и вот "Берёзка" как-то раз
К синьору Пиночету в плен попала...
Внизу карабинеров рать, чтоб нас, наверно, попугать,
По окнам, @бля, тихонечко стреляла...
Попала пуля в номер дев, чуть Алке жопу не задев,
У пули намерЕнье было злое.
Вот был бы с нами здесь Кобзон, он спел бы, этим потрясён,
О том, как "повезло ей, повезло ей" !
А если б ближе шёл заряд ?
А если б зацепило зад ?
Представьте, как бы было б несолидно!
С ТАКИМ РАНЕНЬЕМ МОЖНО ЖИТЬ,
НО ПУЛЮ В ЖОПУ ПОЛУЧИТЬ ?!
ОТ ХУНТЫ, @ЛЯ ?!
ОБИДНО, @ЛЯ, ОБИДНО !!
………..
Мы знали, что над Чили – ночь,
Никто не сможет нам помочь – ни Блюхер, ни Чапай, ни Ворошилов
И лишь «Аэрофлотский» бог «Берёзке» вылететь помог –
Простой совестский бог – Володя Шилов !
====================================
А МЕНЯ ЖДАЛО УЖЕ В КОТОРЫЙ РАЗ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА - ЛЮБИМОЕ РИО ДЕ ЖАНЕЙРО !!!
Вот надо же, город какой - "Жить - ни за что ! Возвращаться - всегда!" - это мой девиз для Рио!
Помнится, когда я впервые оказался за океаном в конце 2004, то, выйдя на Копакабану, я обомлел и обалдел... И только шептал еле слышно: "Рио, где ж я был все эти 35 лет...?"
Надо же было сделать приятную паузу после Пустыни и непривлекательных чилийских гражданок ?