Прошу прощения за задержки в отчете, но так уж случается, что жизнь не всегда дает возможность и время делать то, что хочется! Чаще всего делаешь то, что не хочется вовсе. Се ля ви! Но сегодня, бросив, наконец, совестливый взгляд на компьютер, я решительно отбросила дела и делишки. Займемся делом - вспомним прекрасный город Ассизи!
Итак, Ассизи.
Ода Святому Франциску и Ассизским булочникам.
Если опросить не путешествующее население, то о городе и самом знаменитом его святом, выяснится несколько фактов: всем-превсем известно, что назван этот прекрасный городок в честь Франциска Ассизского, который очень почитаем католиками, и не менее горячо любим прихожанами православными. Этот святой нередко считается чуть ли не единственным святым, которому официально дозволены стигматы. И, пожалуй, это один из немногих святых, который не был замучен, убит, растерзан зверями, притесняем и гоним. Так что карьера Франциска сложилась невероятно удачно. Как-то так.
По мнению более компетентных источников все немного иначе. Святым Франциск стал не сразу. Напротив, он был из очень богатой семьи. И к тому же, единственным сыном. Нет, сестры у него, конечно, были. И они так же не бедствовали, но для наследника отец не жалел ничего. На всех пирах и пирушках Франциск был не только завсегдатаем, но и любимцем, балагуром, заводилой. Не было конца его веселым шуткам и щедростям, которыми он осыпал друзей и знакомых. Был он не красавец, но и не уродец. Худенький от природы, невысок ростом. От матери, что была родом из чудесного Прованса, унаследовал он любовь к трубадурам и песням. Отец приучал его к торговле тканями, которые привозил из Франции, в честь которой и назвал сына. И все бы так и шло, да другая судьба уже стучалась к юноше в сердце.
Впрочем, история Франциска Ассизкого весьма популярна, и множество материалов, легенд и рассказов можно найти о нем в интернете. Меня же интересовало одно: тот самый поворотный момент. Но тут версий - миллион. Как говорится, на всякий вкус и интеллект. В некоторых источниках говорится о том, что в какой-то период своей жизни, этот развеселый молодой человек, решил сделать карьеру военного и отправился в поход. Ему рисовались великие события, кровопролитные битвы, плотный строй дружеских рук и мечей, романтические подвиги и невероятные победы. Но случилось так, что до поля битвы он так и не доехал, по той простой причине, что лошадь его оступилась, и упав, сломала ногу седоку.
Франциск вынужден был вернуться. Но бывшие его приятели смотрели уже с подозрением. Действительно ли лошадь виновна в том, что герой вернулся? Действительно ли то, что сломав ногу, он просто не пошел на попятный? Эти сплетни и толки медленно убивали тонкого и ранимого юношу. Он в горе бродил невесть где, испытывая невероятные муки унижения. Как же страстно желал он вновь стать примером для всех, заново почувствовать себя человеком уважаемым. Как же стремился он сделать то, что могло бы поставить его на ступень выше. Не по рангу - по духу! И вот тут, как говорит одна из версий, случилось чудо. Бродя возле разрушенного храма, он услышал, что господь заговорил с ним. Господь желал, что бы юный Франциск восстановил разрушенное.
Вообще, это на редкость симпатичный и обаятельный святой. Многие его деяния отображены на фресках в храме Святого Франциска. Написаны они Джотто, Чимабуэ, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти. Мы не против были осмотреть храм, но в этот день весь город шел туда. Очередь начиналась задолго до входа. Люди шли, тихо переговариваясь, неся пироги, корзинки с чем-то вкусным. Так что в храм мы не попали. Зато насладились вот таким видом!


В связи с тревожными временами вся очередь по одному проходила через металлоискатель, что сильно замедляло процессию. Да уж. Но куда деваться, дело идет к Рождеству. В тот день была суббота 19 декабря. Так что все были на стороже.
Вообще деятельность Франциска сначала не понравилась Папе Римскому. Все эти идеи отказа от материальных благ напоминали учение вальденсов, альбигойцев, катаров. Но вскоре Папа убедился в невинности действий добровольного монаха и скитальца. Франциск явно подражал Христу, обходя города и веси, неутомимо проповедуя христианство. Да, многие следовали за ним, восхищаясь образом жизни Франциска, но не склоняли всех поступать так же. Так что Папа поддержал юношу, и вскоре возник орден Францисканцев.
Ассизи - милый и очаровательный город. Он не заставляет вас охать и ахать, но прелестные улочки, крутобедрые лесенки, нарядные окошки вызывают самые приятные эмоции. По какому-то неведомому нам закону, люди улыбаются, многие здороваются, а в укромных уголках целуются пары.

Помятуя о вчерашних булочниках, и об их неоценимой помощи в деле "запертого мерседеса", я практически с нежностью смотрела на людей из Ассизи. Мне с трудом верилось, что эти милейшие и добрейшие люди были отчасти потомками тех, кто вел когда-то бесконечные войны с соседями. Война Ассизи и Перуджи - та еще драматическая история. Сколько в ней кровавых событий и коварных интриг. Хотя, кажется, это было очень присуще всем итальянским городкам. Отсутствие сильной объединяющей власти, укрепление отдельных кланов и семей - все способствовало затяжным конфликтам.
Но лучше всего это у Шекспира описано. :eek: Монтекки, Капулетти...
Я вычитала один интересный факт о городе: несколько раз посылались сюда самолеты для бомбежки, но ни разу так ни один и не долетел. По какой-то неведомой причине - их отзывали в последний момент на что-то более важное в тот момент. Уж не хранит ли великий Святой свой город какими-нибудь таинственными средствами? Говорят Франциск, незадолго до своей смерти, обратился к родному Ассизи со следующими словами: "Святой город, будь благословен Господом Богом, ибо благодаря тебе спасутся многие души"

Город светился золотистыми фонариками и нарядными окошками. Сумерки придавали ему мистический вид. Но мистика эта была доброй и умиротворяющей. Она покрывала город, как легкий туманный покров над полями Умбрии, она звала, как тихая музыка, долетающая издали, она дышала, как прохладный ветер над родником.
Впереди клубился народ, закрывая спинами яркую арку. Мы пробились с трудом, и вот стоим и смотрим на жителей средневекового города. Они веселы и радостны в ожидании светлого праздника. Правда, ни Иисуса, ни Марии, ни волхвов, дары приносящих тут не было. Зато был целый оркестр с барабаном и дирижёром, и одним мавром , играющем на дудке, и белая радостная корова в цветочном венке, везущая на повозке музыкантов, а еще тут были торговки овощами и фруктами, а так же свежими хлебами. Оглядывали свой нехитрый улов, причалившие к берегу рыбаки. Дамы кормили младенцев, а иные сплетничали у фонтана. Кто-то сидел за прялкой, кто-то выпекал булки, а кто-то пьянствовал в таверне, подбрасывая кости веселой собаке.

Так жили, радовались наступающему празднику пятьсот лет назад, двести, сто. И сейчас празднуют. Интересно, как сложится хотя б лет через двадцать? Какие металлоискатели ставить будут? Какие новые страхи принесет будущее?
Но я верю в завтрашний день Ассизи, ибо хранит его святой Франциск, симпатичный святой, живший почти девять сотен лет назад, а так же святая Клара, и святая Агнес, и святой Руфин, да и все добрые люди города Ассизи, в том числе и булочники.