Как я уже упоминала, осмотр этой пирамиды был совмещён с утренним выездом к Южным воротам за пределы Angkor Thom. При первом взгляде на храм со стороны удивляешь тому факту, что для постройки столь незначительного объекта потребовалось долгих 30 лет. Сын Яшовармана I хотел посвятить Baksei Chamkrong своему отцу – основателю Ангкора. Но судьба распорядилась иначе: столицу перенесли в Koh Ker, и только по возвращении её обратно работы вновь возобновились племянником Яшовармана I – королём Раджендраварманом II, о наследии которого говорилось немного выше. Возможно, череда дворцовых переворотов как-то отразилась на названии храма, дословно означающем «приютившая под своим крылом птица». Существует древняя легенда, по которой во время осады города пытавшегося сбежать из Ангкора короля спрятала под своим крылом гигантская птица. Так что за неимением других данных пока придётся принять в качестве рабочей эту версию названия.
Когда король Раджендраварман II достроил храм, то решил увековечить в истории уже себя, а не дядю, разместив в святилище письмена о своём происхождении из солнечной (по отцу) и лунной (по матери) династий. В верхней башне по обычаю тех лет стоял лингам. Довольно часто в кхмерских храмах встречаются квадратные, прямоугольные (бывают и круглые) пьедесталы из камня (фото 3). Они могут быть маленькими или гигантскими, могут быть отдельно стоящими или интегрированными в пол. Это «ответная часть» лингама. Предмет с желобком называется «йони». Йони – это символ женского чрева. Лингам «вводился» в йони таким образом, чтобы сверху был виден только скруглённый конец. При этом лингам представлял собой сложную фигуру, состоящую из трёх основных частей: квадратный низ (Брахма), восьмиугольная середина (Вишну) и цилиндрический верх (Шива). Жрец, орошая лингам обычным молоком или маслом, собирал стекающую по желобку священную жидкость. Считалось, что она каким-то образом должна была помочь даровать плодородие.
Что касается описания Baksei Chamkrong с точки зрения архитектуры, то кроме как озвучить очевидные вещи о количестве уровней пирамиды, использованных материалах и габаритах, необходимо добавить, что осмотр занимает 15 минут, и не поленившиеся подняться наверх смогут на дверной притолоке (фото 2) увидеть тысячелетний барельеф «бог Индра, восседающий на своём возничем – трёхголовом слоне Айравате». Кстати, с этим слоном связана любопытная история, согласно которой он стал вынужденным донором для бога мудрости Ганеши (сына Шивы).
Разгневался как-то Шива на своего сына, отрубил ему голову да закинул её так далеко, что отыскать потом не смогли. Мать Ганеши опечалилась, и Шива разрядил ситуацию, пообещав взять голову у первого попавшегося существа и пришить её сыну. Ну и по счастливому стечению обстоятельств первым Шива встретил многоголового слона Айравата, мнением которого на этот счёт, разумеется, никто не поинтересовался. С тех пор Ганеша – полуслон-получеловек, и его изображения можно встретить в кхмерских храмах, в том числе на барельефах в Ангкор-Вате. К сожалению, мой личный фотограф не пожелал лезть вверх, посему все фотки только издалека и слона Айравата практически не видно.
Фото 1
Фото 2. Барельеф над входом.
Фото 3. Йони. Фотография из другого храма.