Все описанное - это лишь моё субъективное восприятие, не претендующее на точность и справедливость. Основывается на записях, делавшихся в конце каждого дня. Для части записей будут приложены ссылки на панорамы или карты в Google.
Конечно, дистанции пробегов, скорее всего, не впечатлят вас цифрами. Некоторые будут казаться смешными, другие, особенно когда я буду заявлять об усталости к их окончанию, заставят задаться вопросом - не ошибся ли я цифрой, пропустив впереди единицу.
Фотографии снабжены комментариями, расположенными сверху.
Вступление. Как я коня на ярмарке выбирал.
Пребывая в замечательной стране Камбодже, с открытой месячной визой, побывав на её лазурных берегах со скрипучим песком и многочисленными фейерверками в городе Сиануквиле, на её перечных террасах и заоблачных серпантинах провинции Кампот в компании отличного попутчика Сани, с которым мы бездельничали и занимались исследованием окрестностей на двухколёсном транспорте. Я открыл для себя лишь малую часть этой диковатой, грязноватой, пыльной, страны сжатой между Таиландом на Западе и Вьетнамом на Востоке, такими разными и столь прекрасными.
Саша уже успел побывать и в жемчужине Камбодже Ангкор Вате, посетив Сиемрип, и в сердце Монархии Пном Пене. Поэтому, после совместного пребывания в Кампоте, наши пути-дорожки временно разошлись. Александр поехал во Вьетнам, а я отправился на север, покорять столицу - Пном Пень.
Погуляв по городу денёк и не сильно-то им очаровавшись, решил сократить планируемое пребывание в нём с четырёх дней до двух с половиной. Крутясь в центральном районе, исходив за вечер и целый день более 30 километров, обратил внимание на большое количество компаний по прокату мотоциклов. В основном это были различные 250 кубовые эндуры, вроде XR и Honda Baja (Баха). Проснулось огромное желание испробовать вкус путешествий на двух колёсах.
Я имел на вооружении обширнейшие познания в мототехнике, базирующиеся на игре GTA и нескольких кинофильмах. Поэтому вечером почитал несколько обзоров на доступные модели, и чаша весов склонилась под весом неоспоримых преимуществ Honda Baja. Например, та же сдвоенная люстра фары головного света, против маленькой лампадки Honda XR. Учитывая, что в данных широтах темнеет довольно рано и очень резко, а функцию освещения вдоль загородных дорог выполняют лишь тусклые рекламные табло придорожных заведений, этот плюс показался мне очень важным. Ещё более значительным плюсом является бОльший бак в 14 литров, против 9. Было решено на следующий день взять мотоцикл на сутки, для того чтобы опробовать его да и самого себя в сцепке.
Замечу, что до этого момента у меня был довольно большой опыт езды на велосипеде, немалый на скутере с вариатором, короткий на скутере с полуавтоматической коробкой и 5 часов уроков на Yamaha YBR 125 перед сдачей экзамена на категорию А. Но опыт подсказывал, что в освоении новой техники нет ничего особо сложного и некоторое привыкание наступает часа через 2-3.
На утро следующего дня, плотно позавтракав, часов около 11 добрался до выбранной по отзывам в интернете, опросу о ценах на кануне и по расположению, относительно моего места проживания, прокатной компании Lucky Lucky Motorcycle Shop на бульваре Монивонг https://www.google.ru/maps/place/Lucky+Lucky+Motorcycles+Shop/@11.5616727,104.919636,20z/data=!4m12!1m6!3m5!1s0x3109513ee96f5aa9:0x3941e98dff715487!2sLucky+Lucky+Motorcycles+Shop!8m2!3d11.5618001!4d104.9196562!3m4!1s0x3109513ee96f5aa9:0x3941e98dff715487!8m2!3d11.5618001!4d104.9196562. Цены на аренду Бахи колебались от 15 до 20 долларов, внешний вид не играл в ценообразовании никакой роли. Все осмотренные мотоциклы были потрёпаны, но готовы к свершениям. В выбранной компании я жёстко торговался, оговорив, что беру мотоцикл на день, для того, чтобы опробовать его на ходу, если меня всё устроит – продлю аренду на неделю. В процессе, прибегая к указанию цен на визитках арендных контор, опрошенных накануне, выбил цену 14 долларов в день.
Отступив, озвучу довольно известный факт, что, хотя в Камбодже и существует собственная валюта – Риэли, (курс которой в 2012 году был чуть больше четырёх тысяч риэлей за один доллар США), на всей территории страны, на равных правах с Риэлями в ходу и Доллары, при расчёте в долларах по умолчанию используется формула: одна грязная зелёная бумажка = четырём тысячас полновесным Камбоджийским Риэлям. Таким образом, расчёт в риэлях, в целом, чуть выгоднее, поскольку если предмет стоит 4000 риэлей (на ценнике чаще указывается 1 доллар), то заплатив в местной валюте фактически тратишь меньше доллара. В связи с такой бивалютностью, часто случается, что сдачу дают частично в долларах, а частично в риэлях, тут пригодится умение быстро посчитать - не надурили ли тебя. Когда платишь купюрой 10-20 долларов за дешёвый товар и тебе выдают на сдачу целую пачку купюр, стоит поломать голову, нередко приходится просить продавца добавить денег до нужной суммы, обычно они не меняя выражения лица, докладывают в ладонь нужное количество купюр.
Первого полётного дня, в моих записях нет, поэтому, пробегусь по нему кратко, освежая воспоминания фотографиями, сделанными в тот день. Баха была потрёпанная, с множеством замотанных изолентой проводов и не родными фарами, с поцарапанным пластиковым корпусом бортового компьютера, обшарпанным, но целым пластиком обвеса. Зато с хорошим протектором колёс профиля асфальт-грунт, отличными тормозами, живой подвеской и крепким багажником на заднем крыле. Вместе с мотоциклом предлагают выбрать шлем… Делают широкий жест рукой в сторону висящих на стене котелков – выбирай. Вариантов выбора масса: и котелки (Jocky, Half-Helmet) и с открытым лицом, был даже очень видавший виды кроссовый шлем с развитой лицевой защитой небезызвестной (теперь уже и для меня) фирмы Nolan. Я выбрал более-менее живой Open-Face шлем с затемнённым стеклом, протёр его спиртовой салфеткой со всех сторон и напялил на голову.
Ощутил очень необычные ощущения, взгромоздившись на сиденье. При моём росте в 197 сантиметров сиденье не терялось где-то внизу как на скутерах, а было рядом с местом, для которого предназначено - ездить так гораздо удобнее. Высокий, широкий и удобный руль. Опасливо скатываюсь с тротуара, пятясь назад, с первого нажатия на кнопку стартера мотор оживает, клацаю первую передачу. Ожидаю, что могу и не тронуться с первого раза, но опасаюсь прослыть трусом, поэтому, не мешкая, добавляю чуть побольше газа и постепенно отпускаю ручку. Мотоцикл подхватывает на трети хода сцепления, трогаюсь как на уроках, EZ!
Видавшая виды панель приборов
Оставляю до завтрашнего дня позади себя контору и вливаюсь в поток из легковых автомобилей, скутеров и мотоциклов, следующих в сторону Юга. Датчика уровня топлива на Бахе нет, нет и лампочки критического уровня, поэтому всё только на ощущениях и по одометру. Заглянув в горловину бака ещё при приёме мотоцикла, выяснил, что топлива совсем не много. Поэтому сразу по отъезду стал посматривать по сторонам в поисках хорошей (для начала) заправки. Найдя подходящую, немедленно свернул к колонке. Литр топлива стоил 1,39 доллара, в бак, под завязку поместилось 12,96 литра, на сумму 18 долларов. Рассчитавшись, с успокоившемся сердцем двинулся дальше. Обдумывая, насколько удобно заправляться на мотоцикле в ЮВА, где деньги даёшь тут же заправщику, не вставая с него, по сравнению со скутером, с которого нужно не только слезть, но и откинуть сиденье.
Первая заправка на пути
К довольно оживленному движению в центральной части, ближе к выезду из города добавляются ещё и грузовики. Дорога становится разбитой этими перегруженными трудягами. То и дело приходится тормозить и объезжать еле плетущиеся машины и лезть в соседний ряд. Быстро выяснилось, что Баха только с виду кажется большой и тяжёлой, на деле же она весьма лёгкая и легко управляется. Доехав до мемориального комплекса «Поля смерти», расположенному на месте бывшего лагеря для казней, действовавшего при Пол Поте. Пройдя экскурсию с аудиогидом на Великом и Могучим, с тяжелым сердцем поехал покататься по пересеченной части, чтобы немного развеяться.
Вообще, место оставило двойственное чувство, не покидало ощущение, что трагедия прошлого так плотно вплетена в политику современной монархической Камбоджи, что демонстративно нагнетается атмосфера. То тут, то там в земле торчат осколки костей, в двух местах на глаза попались человеческие зубы, чуть втоптанные в грунт. Не покидает некое ощущение постановки, как бы там ни было, “Лагерь смерти” есть, а напоминаний о делах США прямо перед приходом Красных Кхмеров, приведших, собственно, к этому приходу, нигде нет.
Возле стеклянной пирамиды, заполненной черепами стояла группа англоязычных туристов, громко болтающих и ржущих во всю глотку. Вроде бы в годах, а ведут себя, тут сотни человеческих останков рядом… Пришлось даже сделать замечание, посмотрели из серии “Тыхто?”, но рты захлопнули.
Тихий уголок на "Поле Смерти" табличка просит "Пожалуйста, будьте тише!".
Затейливое дерево
Прокатавшись весь день по полям, весям и пыльным тропинкам, становящимися грязной колеёй вблизи водоёмов. Прокатил вторым номером нахального камбоджийского крестьянина, который жестами добродушно потребовал, чтобы его подвёз немного по пути, от рисовых полей жизни. Когда я ускорившись заскочил на холмик и пролетел какой-то поворот он начал усиленно хлопать меня по спине, наверное, боялся, что я его выкраду. Мне такие нахальные пленники не нужны, вернул его назад, попрощался, помахав рукой в ответ на сложенные у лба ладони.
Дорожка среди пожухлых полей
Поля повсюду
Маленький Баха
Похож на половинку шестых жигулей
Полное уединение
Пару раз GPS – сенсор забавлял, указывая моё расположение где-то в водоёме, хотя до края воды было ещё метров 20, наверное и тут бывают разливы.
Я, как бы, на гидроцикле
Забрался на горку к одному Вату, все эти ваты, для меня не особо интересны, как мне кажется, видел один - видел все, после Ват Арун и Ват Пхо в Бангкоке, они все подобие или жалкое подобие, но мимо вата на горке, на которую следует топать по длинной лестнице в жару и солнцепёк я устоять не могу. Наверху, разумеется, ничего интересного, кроме вида. Перекусываю там же, в едальне можно и подремать, забравшись в гамак. Но мне этого не нужно, беру с собой две бутылки воды и рассовываю по боковым карманам шорт. Честное слово - шорты без боковых карманов - деньги на ветер!
Лестница к вату и едальне, теряющаяся во внезапных деревцах
Две пальмы на Кандалчихе
Примерно часа в 4 возле мостка, у которого вытаскивают свои лодки (рыбацкие или нет было не понятно, потому, что никакого улова не было) местные жители, встретил очаровательную банду 5 детишек с двумя велосипедами, одна девчушка на руках таскала младшего брата. Пока я ходил фотографировать живописную картину лодок, детвора облепила Баху, рассматривая её по-подробнее. Я-то был совсем не против, но, когда двинулся обратно, мелкие решили по-быстрому ретироваться, опасаясь, что им влетит. У них был такой милый вид, что я не мог их не сфотографировать, моё приближение вызвало живейшее обсуждение между ними с характерными для компаний девочек, наверное, в любой стране мира, хихиканьем и перешёптываниями. Но стоило мне только достать фотоаппарат, как девчонок как подорвали, они пустились тикать с такой скоростью, что пара с ребёнком на руках умотала прежде чем я успел, что-то сделать. А другая пара, чей велосипед стоял подальше, замешкались, пока одна занимала заднее сиденье, а вторая постарше, пыталась тронуться, оттолкнувшись ногой, за этим-то я их и сфотографировал. При этом они совершенно заразительно смеялись и выглядели абсолютно естественно, становилось совсем непонятно, чего они решили сбегать. При этом, метрах в 10 находились взрослые, вытаскивающие лодки, которые ухахатывались над происходившем, т.е. детвора не должна была рассматривать меня как какую-то угрозу для себя. Наверное я для них как пугало - любопытное, но стрёмное.
Лодки непонятной трудовой ориентации
Что же?! И грязь может быть живописной! На насыпи сверху за зарослями можно увидеть мотоцикл и детвору вокруг него.
Ручеёк народа, возможно это лодки-маршрутки? Детишки осторожно отодвинулись от меня подальше.
Заливающиеся смехом девчонки никак не могут тронуться, чтобы уехать от страшного баранга.
Жара, солнце и простор. Хорошо, когда тут особо нечего пыль поднимать.
В один момент дорогу мне перекрыла стая гусей, пересекающих дорогу. Пришлось ждать, пока звери не пройдут, боялся, что кинутся в мою сторону, вытянув шеи и яростно шипя, поэтому двигателя не глушил.
Стая, стадо гусей
Истоптанная земля таким же стая-стадом в другом месте.
Чуть поодаль располагалась деревенька, солнце красило всё вокруг в тёплые красноватые тона так, что даже пыльная дорога казалась уютной. Неспешно проезжая сквозь посёлок, в одном из дворов глаз зацепился за яркие черты лица девушки. Чуть проехав, обдумывая увиденное, решил вернуться, поглядеть ещё раз. Подъехав, вижу дивчину с ребёнком на руках, действительно: яркое, не типичное для Камбоджи лицо. На настиле под навесом, возможно её сестра, не менее очаровательная, и взрослый мужчина, одновременно приезжает ещё одна женщина постарше на мотороллере, а из дома выходит ещё один мужчина. Жестами прошу разрешения сделать фотографию, девушка смущается, что-то спрашивает у своей родни, те, видимо поняв, чего я хочу, кивают головой, улыбаются. Сделав пару фотографий, куда попали обе девушки и мужчина, пытаясь поймать удачный кадр. Тем не менее, у девушки с лица не слезает выражение: “Чего хочет этот баранг?!”. Удовольствуюсь тем, что вышло, благодарю доброжелательное семейство и прощаюсь, люди к которым я вторгся, абсолютно спокойны и радушны, смеются, наверное, потешаются над забавным зрелищем иностранца, непонятно как, забредшего к ним.
Яркая девушка, на заднем плане нехитрый быт и белоснежная улыбку ещё одной красавицы.
Похоже, я немного смутил мадмуазель
Вечереет, по посёлкам еду с небольшой скоростью, народу много вокруг.
За день понял, что в шортах не слишком-то комфортно. На внутренней поверхности бедра и колен стёр кожу, сжимая бак.
Типичный закат солнца в ЮВА. То оно яркое и слепящее, жгущее и беспощадное весь день и перед самым своим исчезновением, внезапно, становится нежным словно любимая девушка. Но это длится недолго, оно растворяется в дымке над горизонтом, словно оно хочет, чтобы его запомнили хорошим и скучали по нему всю ночь.
Всё такое нарядное и прекрасное в этом зареве.
Около 18 часов, когда солнце зашло за дымку над горизонтом, до сумерек оставалось около получаса. Было принято волевое решение выезжать на шоссе и двигать в сторону отеля. По дороге совсем стемнело, при въезде в город влился в несколько небольших пробок перед светофорами. Но освоился на мотоцикле достаточно, чтобы лавировать между рядами автомобилей, вместе с остальными двухколёсными. По итогам дня, решил остановиться на этом мотоцикле для маленького путешествия и на завтрашний день оплатить недельную аренду. Вечером упаковал рюкзак, подготовился к отъезду, немного прогулялся, по дороге зашёл в китайский ресторанчик на бульваре Монивонг и употребил, по совету официанта, половину жаренной утки с рисом и овощами – 10 долларов. Пришёл домой, совсем не поздно, подготовил маршрут для завтрашней поездки. Зарядил все электронные приборы и составил список, что нужно докупить.