Отчет будет разбит на две части: общая (надеюсь, полезная информация) для тех, кому лень читать весь отчет, и умеренно краткое субъективное описание посещенных мест с фотографиями, в котором постараюсь по возможности избежать излишней «биографичности» в пользу информативности (перейти к отчету).
Маршрут
Исходное ТЗ на маршрут было следующим – по возможности широко и разнообразно посмотреть страну, ознакомиться с её образом жизни, сделать особое ударение на природе острова, заложив при этом дня три на пляжное безделье. Исторические достопримечательности в маршрут включены скорее в «фоновом режиме» как необходимые для создания общей картины, но не имеющие приоритета. Денег хотелось потратить как можно меньше, но в качестве разумного ориентира был выбран диапазон 1200-1400$ на 14 дней на двоих за исключением перелета и виз. При этом не планировалось экономить на посещении интересных мест, а проживание было забронировано исключительно в отдельных двухместных номерах (с собственными удобствами и почти везде, где это требуется, с кондиционерами), в гестах с удобным расположением.
Важными факторами, ограничивающими маршрут, стали нежелание в существенной степени повторять виденное ранее в других странах если это требует существенных затрат времени, денег, «крюков» в маршруте (слоновник в Пиннавеле, храмы Анурадхапуры и Полоннарувы), делать длинные переезды (максимальное время в транспорте – не более 5 часов в день), испытывать сколько-нибудь большие физические нагрузки (Пик Адама) и пытаться «впихнуть невпихуемое» в одну двухнедельную поездку.
В итоге вышел следующий маршрут с 8 по 21 февраля 2016 года (в скобках указано место ночевки):
1. Прибытие в Негомбо, осмотр города, вечер на море (Негомбо)
2. Переезд в Дамбуллу, осмотр пещерных храмов (Дамбулла)
3. Сигирия, переезд в Канди (Канди)
4. Ботанический сад в Перадении, Храм Зуба Будды, осмотр города (Канди)
5. Переезд в Нувара-Элию на поезде, посещение чайной фабрики (Нувара-Элия)
6. Прогулка по Хортон Плэйнс, осмотр города (Нувара-Элия)
7. Переезд на поезде в Эллу. Подъем на Малый пик Адама на закате (Элла)
8. Прогулки по окрестностям Эллы, водопад Равана (Элла)
9. Переезд в Тиссамахараму, осмотр города (Тиссамахарама)
10. Сафари в Национальном парке Яла, переезд в Мириссу, вечер на море (Мирисса)
11-12. Мирисса (китовое «сафари», водные процедуры, возможно поездки по окрестностям)
13. Переезд в Галле, осмотр форта, переезд в Хиккадуву (Хиккадува)
14. Черепахи в Хиккадуве, переезд на поезде в Коломбо, осмотр города, вылет.
Забегая вперед, скажу, что из запланированного было выполнено все кроме двух сафари (в Тиссе и Мириссе, в связи с форс-мажорным обстоятельством), а бюджет не был превышен.
Затраты
Мы не документировали все затраты, я делал лишь некоторые заметки, поэтому спустя без малого год могу в чем то несущественно ошибаться, но порядок цен помню точно. Общие затраты на двухнедельную поезду составили в районе 1100$ на двоих не считая перелета в т.ч.:
Визы – 70$
Гостиницы – 410$ за 13 ночей (разброс цен от 15 до 40$)
Посещение платных достопримечательностей (Сигирия, Ботанический сад, Храм зуба Будды, Хортон Плейнс (вместе с машиной), сад и озеро в Нурэлии, Морской музей в Галле) –около 180-190$.
45$ - такси Тиссамахарама – Мирисса (незапланированная трата);
400$ - все остальные затраты на проезд (очень примерная оценка затрат на транспорт 80-90$, из которых примерно 50-60$ приходится на все тук-туки, а остальное – затраты на 16 автобусов и 3 поезда), питание, сувениры и прочие попутные мелочи, т.е. примерно 14$ на человека в день не считая жилья и достопримечательностей. Конечно, мы не шиковали, но и назвать наш режим жестко экономным я не могу. Мы лишь старались избегать неоправданно больших трат, перемещения извозчиками туда, куда легко доехать на автобусе, ужина в слишком пафосных ресторанах (а иногда на нормальный ужин тупо не оставалось сил и мы обходились фруктами), не тратились на алкоголь и старались выбирать гостиницы с разумным соотношением цена/комфорт. Если бы всё пошло по плану, то затраты увеличились бы на 100-110$ на «леопардовое» и «китовое» сафари, но не было бы такси Тисса-Мирисса, т.е. общие затраты не изменились бы сильно.
Таким образом, я не очень согласен с утверждением о существенной дороговизне Ланки в сравнении с остальной популярной Азией.
Гостиницы
Во всех местах, где мы останавливались был достаточно большой выбор гостиниц на Booking. При этом вполне приличные варианты есть даже если установить планку на 30-40$ за ночь. Большая их часть - небольшие гостевые дома в пару этажей и десяток номеров. Если отбросить крайние по цене варианты, то стоимость всех остальных гостиниц лежит в диапазоне 30-36$ за ночь.
В большинстве гостиниц этой ценовой категории принято включать в стоимость завтрак - почти везде это яичница с колбасой, тосты с маслом и джемом, фрукты, чай/кофе/сок, редкие гостиницы вносят разнообразие в этот набор. Кондер - опция не обязательная и лучше все же выбирать номера с ним везде, кроме горной местности.
В общем-то, здесь все так же как и везде. Из локальных особенностей - теплый душ почти везде за счет бочек на крыше (электрическая колонка по понятным причинам была только в Нурэлии), поэтому в пасмурную погоду можно остаться без него. Это сущая мелочь внизу, но будет неприятно в горах. Еще одна особенность - валюта. Цены на Booking зачастую указывают в USD, но во многих местах принимают только в LKR. Имеет смысл заранее уточнить валюту оплаты (чтобы меньше терять на обмене) или курс, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Что, впрочем, не помогло нам избежать ситуации, когда в переписке сказали, что можно платить в USD, а на месте потребовали рупии, причем по грабительскому курсу. Так нам «повезло» с одной гостиницей (но там было много и другого веселья), в остальных же местах курс был разумным или даже брали доллары.
Если вы не любите ходить в гору, то при выборе гостиниц в Канди, Нурэлии и Элле стоит внимательно смотреть карту и читать отзывы на предмет высоты относительно центра. Триста метров по горизонтали вполне могут оказаться еще сотней по вертикали.
В Канди, например, этот показатель сильно влияет на цену и доступных гостиниц в самом центре фактически нет - они или далековато или высоковато, а в Нурэлии вообще все гостиницы раскиданы по пологим склонам, а дно долины занимают ипподром, поле для гольфа, озеро и главная улица с магазинами и автостанцией.
Можно ли не бронировать гостиницы заранее? Наверное, можно, какой-никакой ночлег вы наверняка найдете, но если хочется недорого, комфортно и в хорошем месте – лучше бронировать. У нас был эпизод в Нувара-Элии, когда на месте выяснилось, что свободных номеров в забронированной нами гостинице нет, нам предлагают место в соседней за те же деньги – причем сырую и потасканную комнату в полуподвальном помещении без вайфая вместо обещанного номера с балконом на втором этаже и камином в холле. Нас этот вариант не устроил и, бросив рюкзак в предложенной комнате, мы пошли по округе в поисках другого варианта, но не нашли его. Все приличные гостиницы оказались заняты (включая одну и вовсе помпезную, в которую мы заглянули интереса ради), зато нам предлагали комнаты в частных домах – ещё более убитые, сырые и грязные (правда и просили за них примерно вдвое меньше, чем за гостиницу). Потом подъехал хозяин гостиницы, которую мы бронировали и предложил нам более-менее приемлемый номер в соседней, да и нам уже надоело тратить время на поиски. Таким образом, в очередной раз подтвердилось правило, что из трёх преимуществ «Цена», «Комфорт» и «Мобильность» (возможность выбирать гостиницу на месте) обычно можно выбрать только два. Хотя, не исключаю, что всё сильно зависит от конкретного места и сезона.
Транспорт
Автобусное сообщение развито просто удивительно хорошо. Автобусы курсируют между всеми крупными населенными пунктами и узловыми автостанциями и делают это очень часто, хотя и не очень пунктуально. Ждать автобуса долго (около часа или немного меньше) пришлось лишь раз – при переезде Элла – Тисса (интервал нужного нам рейса был большим и тот автобус, на который мы целенаправленно пришли, видимо, прошел раньше). Ещё раз пришлось минут 30-40 ждать первый утренний рейс (Дамбулла – Сигирия). Во всех остальных случаях время ожидания составляло считанные минуты либо нужный автобус уже стоял у платформы.
Теперь после поездки я понимаю, почему на форуме нет нормально структурированной информации по автобусам, а вопросы о маршрутах и точном расписании зачастую остаются без ответа. Всё это просто излишне. Заморачиваться с информацией об автобусах стоит лишь в случаях посещения отдаленных и труднодоступных мест или, по крайней мере, при отправлении с промежуточных станций, находящихся вне побережья (в нашем маршруте это переезд Элла - Тисса). В остальных случаях планирование поездки сводится к определению оптимальных узловых станций (если требуется пересадка) и примерному расчету времени поездки. И тут кроется главный недостаток – низкая скорость перемещения. В Ланке практически нет полноценных «федеральных трасс» (точнее они есть, но это лишь отдельные участки на побережье – есть трасса Галле – Коломбо по которой ходят автобусы экспрессы без промежуточных остановок, ещё нам попадался участок полноценной дороги где-то на южном побережье к востоку от Матары), а большинство дорог представляют собой бесконечные улицы населенных пунктов – в некоторых местах граница между ними практически отсутствует. Как отсутствует и разница между междугородними и городскими автобусами (по крайней мере, за пределами Коломбо). Промежуточные остановки в населенных пунктах, кстати, тоже отсутствуют. Пассажир видит автобус, приближающийся в нужном направлении, дает знак водителю, автобус притормаживает, давая пассажиру запрыгнуть на ступеньку, и снова набирает скорость. Выход из автобуса вне станции происходит примерно так же, но в обратном порядке (для пожилых, немощных и бледнолицых с рюкзаками водители, в порядке исключения, останавливаются полностью – так что не стоит переживать по этому поводу). Эти остановки, а так же прочие маневры в «городском» режиме на протяжении большей части пути приводят к тому, что средняя скорость перемещения по стране составляет лишь около 30-40 км/ч (а если попасть в пробки или на ремонт дороги, то и около 20 км/ч) при том, что качество самих дорог весьма неплохое.
Удобнее всего отправляться с крупных станций, являющихся началом маршрута – тогда можно почти гарантировано занять удобное место и разместить багаж. Все более-менее крупные станции похожи – там есть платформы с указанием направлений, будка с какими-то людьми (типа справочная), иногда туалеты. Билетные кассы, камеры хранения, расписания и какие либо табло отсутствуют. Расписание приходится спрашивать. Обычно, услышав интересующее направление, вам сразу укажут на стоящий у платформы автобус. На уточнение, что мол мне нужно завтра и хотелось бы знать интервал и время начала / окончания движения вам скорее всего скажут что, автобусы ходят «часто» или «каждые 30 минут с утра до вечера», а любое точно указанное время на деле имеет среднюю погрешность в те же 30 минут.
Почти все автобусы на Ланке – однотипные Таты с сиденьями как в российских городских автобусах, раскрытыми окнами и снятыми дверьми, благодаря чему в автобусе происходит постоянный проветраж и довольно комфортно – не душно, но и не простыть – скорость относительно небольшая, а воздух теплый. В автобусах практически всегда играет местный музон. Экипаж любого автобуса состоит из водителя и кондуктора. Кондуктор (ими работают исключительно мужчины) отвечает за сбор денег, погрузку / выгрузку багажа из багажника, оказание информационной поддержки по маршруту и разносит кофе (конечно нет). Прайс-листа в салоне нет, но ни разу не замечал, чтобы кондуктор нас обманывал (с местных брали ту же сумму) да и стоимость проезда здесь копеечная – обычно это десятки, максимум, сотня-другая рупий (но точных цен уже не помню). Кондуктор подскажет, где лучше выйти (и удержит от попыток выйти раньше времени), подскажет водителю притормозить, чтобы ваше барахло не прибило вас при спрыгивании, покажет на какой автобус пересесть при движении с пересадкой.
При выборе места стоит прикинуть направление переезда и выбрать теневую сторону, чтобы меньше напекало. Рюкзак чаще всего удобно расположить на площадке с бортиками возле водителя. Местные почти всегда ездят налегке или с небольшими сумками, поэтому места хватит. Если же в автобус садится много туристов со скарбом (что бывает не так уж часто если это не автобус в аэропорт), то разместить багаж можно в багажнике. Если у вас рюкзак – следует позаботиться о накидке-дождевике и класть рюкзак ею вниз, т.к. багажники зачастую очень грязные.
Ещё один вариант для перемещения на большие по местным меркам расстояния – поезда. Поезда не боятся пробок и на равнинных участках (например, железка идет вдоль всего юго-западного побережья) позволяют перемещаться быстрее обычного автобуса. В горной местности поездка на поезде менее экстремальна, чем перемещение по серпантинам на автобусе. И главное для туриста – поезда в Ланке это самостоятельный аттракцион, особенно на всемирно распиаренном участке Канди – Бадулла где дорога вьется по горам среди чайных плантаций, проходя через тоннели и каменные мосты, построенные ещё при англичанах. Некоторые источники называют эту дорогу одной из красивейших в мире, что привлекает толпы туристов. Собственно с этого преимущества начинается главный недостаток железной дороги – срабатывает «эффект Lonely Planet», когда что-то хорошее, попавшее в путеводители становится слишком популярным и теряет свою привлекательность. Второй существенный недостаток – непунктуальность поездов. Часовое опоздание здесь в порядке вещей (хотя придти минута в минуту поезд тоже может – опаздывать не стоит). А табло с информацией (или хотя бы внятное объявление на английском о времени задержки) здесь отсутствует и вам остается лишь ждать своего поезда неопределенное время.
Вагоны по комфортности делятся на три класса. Первый класс выглядит чисто и цивильно, имеет мягкие сиденья (по два с каждой стороны от прохода) и кондиционеры, билеты продаются только с указанием места. Есть не во всех поездах. Второй класс оборудован креслами с обивкой из кожзама (так же 2+2) и вентиляторами, билеты продаются как с указанием мест, так и без указания. Третий класс похож на обычный вагон с деревянными лавками в пригородной электричке. Вагоны 2 и 3 классов (в первом мы не ездили) оборудованы полками для багажа, но их вместимость, по сути, рассчитана только на сидячие места и недостаточна при полной забивке вагона.
Билеты в третий класс и второй класс без указания места можно купить непосредственно перед поездом, купить их за день-два заранее невозможно. Билеты же с указанием мест можно купить заранее, но где и как это можно сделать я так и не разобрался. Точнее, я нашел сайт, где можно забронировать билеты первого класса, но на момент покупки там не были доступны интересующие нас поезда (например Kandy – Nanu Oya), хотя потом в поезде я видел подобный вагон. Второй же класс, похоже, продают только в кассах и раскупаются они заранее. Косвенно это подтверждается тем, что подавляющее большинство сидячих мест 2 класса были заняты местными, у которых была возможность купить билеты подобным образом. Таким образом приходя в кассу за день-два до отправления поезда купить билеты без мест вы ещё не сможете, а билеты с местами скорее всего уже не сможете. И, в общем случае, вам придется брать билеты без мест во 2 или 3 классе в день отправления. Идеальным вариантом мне видится покупка места у окошка во втором классе – будет возможность глазеть в открытое окно, фотографировать и при этом, такие билеты достаточно дешевы.
При поездке «на общих основаниях» по популярным у туристов маршрутам вас ждет развлечение в виде штурма вагона толпой туристов, поиск возможности пристроить рюкзак так, чтобы он не мешал периодически протискивающимся через вагоны торговцам снедью и поездка стоя или сидя на рюкзаке/чемодане/подлокотнике в толпе таких же счастливчиков. В вагонах третьего класса наблюдали платное занимание сидячих мест местными для туристов и китайцев, засылающих «штурмовой отряд», чтобы застолбить для своей немаленькой группы половину сидячих мест в вагоне. Ещё один вариант размещения в вагоне – тамбур. Здесь, как правило, прохладнее и есть возможность сесть прямо на подножку и ехать, почти касаясь пятками чайных кустов (лучше занять подножку со стороны противоположной перрону), но желающих занять эти самые люксовые места в вагоне тоже очень много.
Тук-туки на Ланке – основной вариант частного извоза на небольшие расстояния. Справедливая стоимость поездки на средние расстояния – около 50LKR/км., на междугородние расстояния – около 40LKR/км. Минимальная цена за которую тукер готов тронуться с места – 100 LKR. Естественно цена договорная и на неё в виде повышающих коэффициентов будут накладываться время суток, крутые подъемы, необходимость ожидания и главное, отсутствие у вас времени и альтернатив. При этом тукеры тут знаю себе цену и в большинстве случаев не будут ехать за вами три квартала, пытаясь торговаться. Не хочешь ехать за такую-то сумму – давай, до свидания. Практика показывает, что лучше самому называть адекватную или чуть-чуть заниженную цену, чем спрашивать её у тукера.
Ещё один интересный момент – в стране вечного лета и небыстрых дорог тук-тук это не только такси, но и вполне распространенный личный транспорт. На тук-туках ездят на работу, за продуктами на рынок, отвозят детей в школу и т.п., поэтому остановленный вам тукер полнее может оказаться не профессиональным таксистом, а человеком, едущим по своим делам, который не против немного заработать если ему по пути. Например, в Коломбо тукеры–таксисты лепят на крышу «шашки», а обращаться к первому встречному водителю тук-тука может быть бесполезно, ведь он едет по своим делам и не занимается извозом.
В качестве такси чаще всего встречаются минивэны, которые используются для поездок на относительно большие расстояния. Стоимость их услуг на 30-50% выше, чем у туков и зависит в т.ч. от наличия кондиционера. Естественно, это на порядок комфортнее и, если вы путешествуете компанией, то ещё и дешевле.
Связь
Мы пользовались связью Dialog, интернет не подключали т.к. в каждой гостинице есть нормально работающий (за редким исключением) Wi-Fi. Брали две самые дешевые (не туристические) симки, того, что было на их балансе, с лихвой хватило на звонки в течение поездки. Карточки, продаваемые а аэропорту, стоят гораздо дороже и избыточны если вы не собираетесь звонить за пределы страны.
Для покупки сим-карты нужен паспорт. Можно оформить несколько карточек на один паспорт. Цена, по которой должна продаваться сим-карта, указана на её упаковке. Если вас просят заплатить больше и пытаются торговаться – это разводка. С первого раза у меня не получилось купить симку, т.к. продавец уперся и отказался продавать мне карты по этой цене. Но в соседней лавке продали те же симки по нормальной цене без проблем.
Еда
Расписывать особенности местной кухни не буду, т.к. наверняка что-нибудь напутаю – лучше открыть любой путеводитель. Если очень коротко, то она ожидаемо острая (хотя и не сказать, чтобы прям аццки острая), ожидаемо содержит рис и карри в разных вариациях, есть вкусная выпечка.
Заведения общепита можно условно разделить на три категории. Первая - дешевые харчевни, куда туристов если и заносит, то совершенно случайно. Простые ходовые блюда вроде риса с карри, котту (условно говоря, нарубленный на кусочки сэндвич) лапши a-la доширак, утилитарный интерьера типа "подсобное помещение", низкие цены, тарелки в полиэтиленовых пакетах (!) чтобы не морочиться с мытьем и крайнее замешательство при виде туриста. Вторая категория - средние по цене кафе с неплохой кухней (иногда с локальной, например малайской), активно посещаемые как местными, так и туристами. Оптимальный вариант, где можно поесть вкусно, познавательно и вполне спокойно уложиться в 1000 LKR на двоих за полноценный ужин. Третья категория - это довольно дорогие по местным меркам заведения, рассчитанные преимущественно на туристов. Это либо чистые скатерти, холеные официанты и блюда на любой вкус - от того же риса до какой-нибудь пиццы либо столики со свечами на берегу океана и свежие морепродукты на выбор. На ужин в подобном месте надо закладывать уже от 2000 LKR на двоих, а если речь идет о сифуде, то все зависит от вашей фантазии и умения торговаться - четких ценников здесь нет, но рассчитывать стоит, как минимум, на те же 2000 рупий, но может получиться и значительно дороже, если выбирать блюда по «принципу правой руки».
Все вышеуказанные цены – без учета алкоголя, который кстати, есть далеко не во всех заведениях общепита (и на вопрос – «а нет ли пива?» на вас смотрят так, будто бы вы попросили косяк с травой в табачном киоске). Единственное, что мы пробовали из местной продукции – пиво, в принципе не плохое. Вообще, с оборотом алкоголя тут довольно строго и продается он только в немногочисленных специализированных магазинчиках, внешне больше похожих на оружейные.
Кроме кафе тут достаточно много уличной еды, разного рода выпечки, правда не всегда она выглядит безопасно для непривычного желудка. Понравилось местное мороженное.
Продуктовые магазины обычно небольшие, с относительно ограниченным ассортиментом. Есть сеть магазинов «Food Sity», но встречаются они не везде. Это довольно большие супермаркеты с широким ассортиментом, кондиционерами, швейцаром у дверей и несколько завышенными ценами.
Местные фрукты лучше всего покупать в отдельных лавках на улице. Цены (из того, что осталось в записях): ананас – 130-190 LKR/шт., папайя – 100 LKR/кг., бананы – 80 LKR/кг. Более экзотические фрукты могут быть подороже, но в среднем цены приемлемые. При большой покупке есть возможность немного строговать.
Более привычные, но не выращиваемые на Шри-Ланке фрукты, могут стоить весьма приличных денег. Яблоки, например, продаются поштучно, а свежевыжатый апельсиновый сок – самый дорогой.
Бутилированная вода продается повсеместно по ценам 0,5л – 40LKR, 1л. – 60LKR, 1,5л. – 70-80LKR.
Деньги
Единственная ходовая валюта – Шри-Ланкийская рупия (LKR). Доллары могут принимать в некоторых гэстах, но скорее как исключение. Оплату картой не практиковали, но судя по всему, возможность оплаты картой есть очень мало где. Только рупии, только наличка. Меняли деньги всего пару раз – в аэропорту и в ювелирном магазине в Канди. Похоже, обменом ювелиры занимаются в постоянном режиме, курс хороший.
Сувениры
Сразу замечу, что мы совсем не любители шоппинга и поэтому информация с позиции человека, покупающего занятные мелочи только когда они попадаются на пути. В общем, как нам показалось, интересных и оригинальных сувениров на Ланке практически нет. То что есть - дорогое и (или) неинтересное. Стандартные для всей Азии фигурки слонов (выпускаемые, судя по всему где-то в одном месте) и индуистских божеств, плюс местные реалии - черепахи и "шестовые" рыбаки (которых, к слову, мы не видели ибо на самом деле все рыбачат с лодок). Обычно сувенирные лавки это небольшие магазинчики. Их полно в курортных местах на побережье, но за его пределами есть не везде. Такого "сувенирного ада" как во множестве других мест, когда нельзя шагу ступить, не уперевшись в очередной развал, тут нет. Интересных и оригинальных магнитов не попадалось. Нет и магнитов с отдельными городами. Выбор недорогих магнитов бывает в супермаркетах Food Sity. Хорошие магазинчики с ассортиментом, отличным от большинства лавок, есть в Канди возле Королевского дворца. По местным меркам это прям сувенирные бутики с соответствующими ценами.
Из хороших способов "отстреляться" от коллег/родственников если от вас в обязательном порядке ждут сувениров - продаваемые всюду наборы чаев из нескольких коробочек (бывают разного размера), якобы из разных мест острова. Чай везде черный и вполне обычный, но зато этот сувенир ассоциируется с Цейлоном, действительно изготовлен на острове, недорог и не бесполезен. С покупкой Хорошего Чая в большом количестве специально не заморачивались. Купили пачку черного чая на фабрике Macwoods (700LKR за 200 грамм) – довольно вкусный чай, хотя и ничего экстраординарного на мой вкус, и еще несколько пачек разного недорогого чая уже в аэропорту на остатки рупий (черный Масала оказался неплохим, зеленый - ниже среднего, но зеленый на Ланке непопулярен в принципе). В магазинчике на Macwoods (сейчас эта фабрика принадлежит уже другой компании) продают много всяких сортов (все по одной цене), но местным, собираемым непосредственно в Нурэлии, является только обычный черный.
Местные жители
Первое, что бросается в глаза – местные очень смуглые. Из-за этого поначалу не получается отделаться от ощущения, что на самом деле находишься в Африке и в этом чудится некая угроза, но потом, конечно, привыкаешь. При этом визуально бросаются в глаза два типа черт лица (а так же промежуточные вариации). Были ли это Сингалы и Тамилы или же вариации Сингалов (всё же маршрут пролегал по юго-западу и центру острова) я так и не разобрался, а задавать кому-либо столь скользкие вопросы постеснялся.
В одном из отчетов на форуме мне попадалось мнение, что Шри-Ланка – это «рай, населенный дьяволами». Фраза красивая, но имхо, бесконечно далекая от реальности. Общее впечатление о жителях – вполне порядочные, отзывчивые и приятные в большинстве своем люди. Конечно, всё это с поправкой на азиатские особенности – надоедливые тукеры, разнообразные пройдохи, пытающиеся срубить бабла с доверчивых бледнолицых, пофигизм, наплевательское отношение к антисанитарии и ПДД, привычка мусорить где попало и всё то, что вы наверняка встретите в большинстве азиатских стран. Но все же Ланка – вполне развитая и благополучная страна, здесь почти нет бомжей (если только не относить к ним странствующих монахов), алкоголиков, повальной нищеты, трущоб как массового явления и т.п. У большинства жителей достаточно своих дел и забот и турист не воспринимается ими, как толстый кошелек с ножками, который они обязаны окучить. Здесь к вам не липнут попрошайки (ну, почти не липнут) и назойливые продавцы хоть чего-нибудь. Тут практически каждый житель от подростка до пенсионера сносно (а зачастую лучше среднего руссо-туристо) владеет английским и всегда подскажет вам дорогу, укажет на нужный автобус. Бывали случаи, когда нас чуть ли не за руку отводили к нужному автобусу, показывали неочевидную короткую дорогу, подвозили бесплатно, пытались угощать. Зачастую, расспросы населения – основной способ найти или узнать то, что вам нужно. Главное правило – задавайте вопросы простым незаинтересованным прохожим и никогда не слушайте тукеров.
Реакция местных на туристов, как правило, весьма сдержанна в тех местах, где их привыкли видеть, но стоит слегка отойти от маршрутов миграции бледнолицего населения, как вы начинаете притягивать к себе внимание взрослых и вызываете неподдельный восторг у детей.
Забавный момент – легкое покачивание головой из стороны в сторону означает «да», а не неуверенное «нет», как это выглядит в соответствие с нашими привычками. И хотя я знал об этом до поездки, довольно сложно было перестроиться и периодически ощущаешь разрыв шаблона, когда в ответ на какую-нибудь просьбу человек говорит «окей», мило улыбается и отрицательно качает головой.
Безопасность
Наверное, будет неправильно усыплять бдительность читающих этот текст говоря об ощущении безопасности, о том что за две недели на острове мы не встречали «гопников», пьяных и обдолбанных неадекватов и т.п. И о том, что многочисленные статьи на эту тему и личные наблюдения говорят о том, что Шри-Ланка «в основном безвредна», по крайней мере, в части преступности. Лучше расскажу о замеченных опасностях.
Несмотря на общую адекватность людей, стоит учитывать, что молодая белая женщина неизбежно притягивает к себе повышенное внимание, которое многократно усиливается, если она находится не в сопровождении мужчины. Не знаю, насколько велик риск перехода от внимания к действиям, но это как минимум сигнал к осторожности.
Мелкое мошенничество не считается здесь большим грехом - впарить товары и услуги значительно выше их реальной стоимости, «забыть» про сдачу, дезинформировать с целью получения выгоды и т.п.
Море здесь довольно угрожающе – даже в спокойную погоду могут идти огромные волны, которые безопасны на удалении от берега, но однозначно способны травмировать в том месте, где обрушиваются на него. Поэтому заходить и выходить из воды нужно быстро и стараясь попасть между обрушениями валов и избегая участков с камнями. Если же волнение слишком сильное и в море не видно никого кроме серферов, то лучше воздержаться от купания. Следует помнить и о существовании обратных течений, способных утащить в открытый океан и контролировать расстояние до берега.
Следует проявлять осторожность и с местной фауной – макаки вполне способны проявлять агрессию или воровать вещи и продукты вполне сознательно, на змей можно наткнуться случайно. В море встречаются ежи (в основном на каменистых участках), мурены и даже морские змеи. Полосатую морскую змею (наверняка очень ядовитую если верить энциклопедиям) видели на отмели прямо под стенами форта в Галле.
Ну и не стоит забывать о таких банальностях как пищевые отравления и простуда (из-за кондера или холодного душа / переохлаждения в горной части страны), ведь шанс подпортить себе путешествие таким образом наиболее высок.
Природа
Шри-Ланка - "страна абсолютной экзотики", как назвал ее автор одного из отчетов. Экзотического и непривычного здесь много (как и везде в Азии, но кажется, чуть больше чем в других местах, с которыми я могу сравнивать) и это экзотическое является частью повседневной жизни и не требует целенаправленных поисков. Так макаки встречаются здесь хоть и несколько реже тощих облезлых собак (которые здесь буквально всюду), но так же, как и собаки являются обыденной и неотъемлемой частью городской фауны. Об этом, кстати, следует помнить, оставляя что либо на балконах. Бесчисленные стаи ворон и огромные колонии летучих лисиц (которых вороны почему-то сильно недолюбливают) соседствуют прямо в населенных пунктах. Колония летучих лисиц, отправляющаяся кормиться в вечерних сумерках - зрелище впечатляющее. И хотя эти милые зверушки питаются фруктами вид десятков характерных силуэтов в гаснущем небе на фоне висящей в зените луны выглядят вполне по Брему Стокеру.
Гуляющий по парку метровый варан, плавающие в пруду красноухие черепахи, большехвостые гигантские белки (совсем не похожие на привычных нам белок) на деревьях, слоны катающие туристов или подготовленные для участия в параде, похожие на галлюцинации светлячки, пеликан размером с гидросамолет прямо в центре Коломбо - все это попадается само собой и практически везде. Кроме того, есть и локальные интересности вроде прикормленного оленя на Хортон Плейнс, гигантских морских черепах в Хиккадуве или огромного видового разнообразия птиц в Тиссе. Для того чтобы увидеть диких слонов, леопарда или китов придется съездить на сафари в одном из национальных парков или на специальную морскую прогулку. Причем удовольствия эти вполне доступны.
Ландшафт посещенной нами части острова с обывательской точки зрения можно разделить на "горы" и "не горы". Низинная часть острова - это заросли кустов, участки леса, небольшие рисовые поля и озера, но основной элемент пейзажа за окном автобуса - человеческие постройки. Во многих местах населенные пункты сменяют друг друга без видимой границы. Вне дорожной сети, конечно, есть леса, но действительно большие пространства без присутствия человека есть, пожалуй, только на территории национальных парков.
В горной местности между населенными пунктами появляются приличные по местным меркам расстояния, хотя совсем уж диких мест почти не осталось и здесь. Сами горы лесисты и округлы, благодаря теплому климату лес здесь растет вплоть до максимальных высот в 2200-2500 метров. Основной "красотообразующий" элемент здесь - чайные плантации. Они расположены прямо на склонах и перемежаются отдельными деревьями, создавая пейзаж, отличающий нагорья центральной Ланки от любых других невысоких гор.
Погода
Едва ли можно сделать объективные выводы по двум неделям пребывания, но расскажу для создания общего впечатления. С погодой нам очень повезло. За две недели (напомню, речь о середине февраля в центре и на юго-западе острова) всего лишь три дня бывали непродолжительные (хотя пару раз и довольно сильные) дожди. И конечно же, выходя утром из гостиницы предсказать грядущий ливень совершенно невозможно, поэтому стоит всегда иметь при себе как минимум накидку на рюкзак, чтобы не вымочить документы и технику.
Экваториальный полдень ожидаемо оказался аццким пеклом, поэтому нужно стараться по максимуму использовать раннее утро и вечер, а в полдень иметь возможность спрятаться от прямых лучей висящего в зените солнца.
Продолжительность светового дня на экваторе слабо зависит от времени года и составляет около 12 часов. Светает около 6. Закат во время нашего пребывания был примерно в 18:10 ещё полчаса вечерних сумерек и полный мрак к семи часам вечера.
Погода в Нувара-Элии похожа на контрастный душ - прохладный сам по себе горный воздух и палящее экваториальное солнце, отчего температура очень сильно зависит от облачности, времени суток и тени. Впрочем, то ли мы попали на не типичную для этого места ясную погоду (большинство фото этого места в отчетах, что мне попадались изображали туманы, дожди и серость) то ли отзывы об ужасно холодной Нурэлии были написаны пляжниками, приехавшими туда в шортах, но мы явно перестарались, совершенно зря протаскав с собой теплые (на температуру около нуля) куртки. При той погоде вполне хватило бы комплекта флиска + ветровка/дождевик и дискомфорт был только поздно ночью и на рассвете.
Погода в Элле, расположенной почти вдвое ниже, оказалась идеальна. Умеренно жарко в полдень, умеренно прохладно ночью и совершенно прекрасно в остальное время суток.
Море
Мне как не большому поклоннику пляжного отдыха «в чистом виде» сложно оценить его объективно, но имхо, целенаправленно лететь за ним в Шри-Ланку не совсем разумно. Тихим и ласковым Индийский океан бывает нечасто и если вы не чувствуете себя хотя бы минимально уверенным в себе пловцом, то в некоторых местах лучше не заходить в воду дальше чем по пояс, что означает купание в выкатывающихся остатках разбивающихся о берег волн, содержащих огромное количество песка.
Там же где нет обрушивающихся на отмель волн нам попадался или крутой набор глубины или каменисто-рифовое дно. Из пяти локаций, в которых довелось искупаться (три бухты в Мириссе и по одному пляжу в Негомбо и Хиккадуве) ни одну не могу порекомендовать для комфортного купания тем, кто опасается волн и глубины или купается с маленькими детьми.
С подводным миром тоже не однозначно. Да есть коралловые рифы (точнее то, что осталось от них поле цунами 2004 года), есть определенные интересности, но интересности эти либо находятся на глубине, доступной скорее дайверу, нежели купальщику с маской (Мирисса) либо болтанка на волнах между острыми камнями и мутная вода заметно осложняет их осмотр (Хиккадува). Хотя если задаться целью, то наверняка на острове можно найти и более подходящие места для снорклинга с берега. С другой стороны тут есть гигантские черепахи, проходит миграция китов, есть места подходящие для обучению серфингу, да и сами по себе катание на огромных волнах доставляет, нужна только моральная готовность внезапно оказаться впечатанным в дно трехметровой толщей воды, заходя в воду или выбираясь с глубины.
А вообще-то океан прекрасен. Особенно когда обрушивает на берег грохочущие валы, особенно ночью и особенно когда относишься к его мощи с должным уважением.
______________________________________________________
Занимаясь описанием посещенных мест, я поймал себя на мысли, что почти про каждое из них в отдельности хочется написать что-то вроде "не предел мечтаний, но посетить можно". И у читателя может возникнуть ощущение, что вся поездка по острову лишь череда второсортных по интересности мест и впечатлений. Но это правда лишь отчасти. Да, на Ланке не так уж много достопримечательностей первой величины. Нет ланкийского Ангкор-Вата, ланкийского Лувра, Тадж-Махала, Мачу-Пикчу или Гранд-Каньона. Но это обстоятельство не мешает стране быть интересной, а путешествию по ней - увлекательным. Не знаю, как объяснить это, не скатываясь в банальности, но сочетание целого ряда факторов делает Ланку привлекательной и сюда хочется вернуться еще раз (для меня это важный показатель). И в этом плане у острова неплохой потенциал. Не посещенных нами, но достойных внимания мест хватит еще, как минимум на одну, полноценную поездку маршрут который практически не пересечется с предыдущей.
Шри-Ланка – это настоящая Азия, с характерной культурой, экзотической природой и выглядящей необычно примесью европейской цивилизации, доставшейся стране от времен колонизации. Это страна, привлекательная для туристов довольно разных мастей, но которую ещё не успели полностью причесать и превратить в туристическое «гетто». Страна, в которой интересно и довольно безопасно, по которой легко и дешево перемещаться, а большинство жителей сносно владеет английским. Чем не рай для путешественника?
Дальше пойдет описание посещенных мест с фотографиями. Все фото по клику можно посмотреть в большем разрешении. В Exif есть вся информация о снимках, включая дату и время. Возможно, кому-нибудь пригодится эта информация, но учитывайте что время тюменское, для получения местного времени нужно прибавить 30 минут.