Отъездив на обычных легковушках по Европе в формате недельных-двухнедельных отпусков, задумался о переходе в профессиональную категорию автопутешественников - так что бы на подольше и на подальше... И понял, что обычная машина С-класса уже не устраивает, особенно семью. Уже до этого в дальние поездки (Италия, Испания, Португалия...) приходилось для них покупать билет на самолет а самому ехать машиной, встречать их и дальше уже там путешествовать. Плюс у таких путешествий был определенный минус (сорри за тавтологию) - ни какой автономности, ни в плане проживания, ни в плане питания. От отеля к апартаментам и от ресторана к кафе. Всю поездку обычно связан этими фактами по рукам и ногам. Неудобно в общем. К тому же и для бюджета путешествия это самые затратные категории - терпимые в коротких поездках и не приемлимые для нас в длительных.
Вроде вывод напрашивался сам собой - автодом. Возможно при достаточно нескромном бюджете это и был бы выход. Хотя... редко видел даже у зажиточного населения свои автодома (речь про пост-совок). Аренду не рассматривал, так как в планах было, как уже говорил, уезжать на подольше. И цена аренды автодомов всегда смущала. Да и не везде удобно на такой здоровой колымаге ездить.
Решил рассмотреть промежуточные варианты. Очень понравился формат типа vw multivan california. Останавливали два но. Цена и его двухместность при ночевке. В нашем же случае - это три человека (два взрослых плюс ребенок) и собака.
В итоге решил выбрать бусик и самому сделать всё под свои потребности.
Выбрал очень доступный и как оказалось вполне удачный вариант - Nissan Primastar (типа Renault Traffic, Opel Vivaro). Купил в грузовом исполнении, б/у с небольшим пробегом за очень небольшие деньги, и что самое главное для меня, с круиз-контролем. Машина достаточно надежная (коммерческий транспорт рассчитанный на большие нагрузки и расстояния), экономичная (6-7 литров дизеля) и вполне просторная, особенно после любой легковой. Но при этом габариты практически такие же.
Что было сделано. Передняя часть на три сиденья не трогалась вообще. Задняя грузовая часть была обесшумлена и обшита материалом. Перегородка была выкинута. Вставлены затонированные стекла на две задние распашные и одну боковую сдвижную двери. Внутри из ДСП и фанеры была построена мебель - кухонная часть и сидячая/спальная часть. Получилось такое себе купе. В сложенном состоянии ящики по периметру в форме буквы П со съёмными матрацами - удобные сиденья. Посередине можно разложить и поставить столик. В разложенном состоянии - лежбище 1,95х1,6 метра. Троём спать вполне комфортно. В кухонной части (это три соединённые тумбы) газовая плита и баллон, плюс много место для посуды и продуктов. На крышу был куплен большой бокс, на грузовые поперечены на крыше был приделан тент-ролета от прицепа/дачи, багажник для велосипедов на заднюю дверь. И миниавтодом хендмейд был готов. Дополнительно купили автодуш, пластиковый рукомойник, биотуалет и две канистры для воды по 20 л. - для совсем диких автономных стоянок.
Вся мебель делалась съемной. Что бы машиной можно было пользоваться и для перевозки больших грузов. И как оказалось такая телега очень удобная вещь в хозяйстве (особенно при жизни за городом).
В общем результат получился во-первых очень бюджетный - а это экономия денег (их ведь надо тратить на сами путешествия) и позволяет не трястись над машиной, а это нервное спокойствие. А во-вторых очень удобным и практичным - дальние поездки уже это подтвердили.
Были конечно в начале некоторые сомнения и вопросы - терзался ими в отдельной теме:
Особенности езды в Европе на грузовом бусике
Но в уже в дальнейшем практика помогла узнать всю необходимую для таких путешествий информацию и приобрести немного опыта. Постараюсь в удобном виде с вами некоторым поделиться.
И так. По порядку.
АВТОНОМНОСТЬ. Для нас этот пункт очень важен. Мы не привязаны ни к какой брони, у нас нет четких рамок во времени и пространстве. Нам понравилось место, мы там остались, не понравилось, поехали дальше. Вопрос не стоит, где сегодня нам ночевать и куда надо успеть. Плюс мы нормально питаемся, ни как в дороге, а почти как дома. В любое время и практически в любом месте остановились, приготовили полноценную еду, поели, отдохнули и поехали неспешно дальше. Мы не зависим от кафе и ресторанов. Поездки стали принципиально другие. Я так понимаю, от туристов мы переходим к путешественникам.
КОМФОРТ. На удивление из небольшого бусика смогли выжать по-максимуму. Нам там действительно комфортно и удобно. Всё основное для любых поездок есть. Единственное, во время движения ехать можно по правилам только на передних сиденьях (хотя иногда и нарушаем, ребенок может перелезть назад и поваляться на "диванчике"). В целом при длительных и неспешных поездках это не проблема - ездим понемногу и часто прерываемся - не напряжно.
ВМЕСТИТЕЛЬНОСТЬ. Не ограничиваем себя в плане багажа. Влазит очень много вещей. Еще и собака (лабрадор) помещается - собака лежит на своей подстилке, рядом миска с водой и с кормом. Раньше и думать нельзя было о таких поездках с собакой. Есть возможность поставить еще один бокс на крышу, но пока не представляю, для чего еще он бы понадобился.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. В плане размеров, вроде и всё что надо помещается, и в то же время это фактически легковой автомобиль, кроме высоты (про крытые парковки, а это обычно до 1.9-2 м, можно забыть). В то же время на стоянки/парковки для автодомов мы заезжаем, мы же маленький автодом. И в места, где автодомам въезд запрещен мы тоже едем, мы же просто минибус (легковой автомобиль). По маневренности - практически как на легковом. В городе на узких улочках чувствуешь себя хорошо. Почти все платы за дороги, парковки и пр. с нас берут, как с легковой машины. Единственное, есть в некоторых странах градация машин по высоте кузова над передней осью. Тут мы не легковые. На границе такой же порядок как для легковых, за исключением въезда в Украину, тут всегда красный коридор и оплата какого-то небольшого сбора. Еще немного получше чем легковая на бездорожье - не внедорожник, конечно, но более увереннее, чем на легковушке - дизель помогает по грязи лазить, ну и всё покрепче будет - железяка, железякой.
Теперь чуть подробнее о стоянках/ночевках. В длительном путешествии на этой машине мы ими активно пользуемся. В Европе с этим в общем-то проблем нет. Как уже знают многие участники форума, ночевать в машине можно в очень многих местах. Я бы их разбил на несколько типов. Бесплатные - это различные парковки возле заправок, мест отдыха на трассе, некоторые останавливаются возле торговых центров, некоторые дикарем на природе и т.д. А так же существуют во многих местах муниципальные парковки именно для автопутешественников (часто исключительно для автодомов). Последние часто бывают бесплатные, при этом некоторые оборудованы туалетами. Единственный нюанс, почти всегда они ограничены по времени. Например не большо 1-2-х суток. Видели, ходит полиция по утру переписывает номера, контролирует. Так же есть, как я называю условно платные парковки в районе 10-15 евро. Зачастую они предназначены для автодомов. Там минимальный кемпинговский набор - туалет, душ (часто за отдельную плату). Часто такие парковки расположены при ферме, отеле, частном доме и пр. или просто муниципальные. При этом зачастую порядок и чистота там идеальная (в том числе и в туалетах). Ну и последний вариант - классические кемпинги в районе 20-30 евро, коих в Европе огромное количество. По стоянкам для автодомов (бесплатным, условно платным и платным) есть хороший сайт с кучей таких мест: http://www.promobil.de/wohnmobil-stellp ... d-145.html
В целом, если кто задумывается о выборе автомобиля для длительных путешествий и не готов по разным причинам покупать автодом, могу уверенно рекомендовать такой вариант. Проверено на себе несколькими длительными поездками (одна из них в течении двух месяцев по девяти странам около 10т. км). Конечно постоянно жить в машине напряжно, мы чередовали кемпинги, стоянки с апартаментами (букинг, айрбнб). Но очень много ночевали именно в машине и всегда было комфортно. А главное это полное ощущение свободы и совершенно другой уровень путешествий. Сейчас смело планируем очередное путешествие уже на четыре месяца, и всецело полагаемся на нашу машину.