Chikungunya » 28 мар 2017, 14:33
Мы в Корле.
Можем шутить: как гость в Корле.
Хотя мы не застряли, а просто непонятно зачем сюда приехали.
Честно? Больше всего мне хотелось посмотреть пустыню Такла-Макан. Я видела в инете картинки и была покорена. Я хочу видеть ярданги, море песка, пыльный ветер и чудо инженерии – трассу G218, проложенную через пустыню, с ее квадратиками ветрозащитных посадок. Изначально я носилась с идеей пересечь пустыню на автобусе (раз уж машину напрокат иностранцам не дают), ну или хотя бы на такси. Ну пусть не всю пустыню, а просто заехать туда на сто километров и обратно. Какой город из расположенных на границе с пустыней выбрать? Выбрали Корлу и даже купили железнодорожные билеты. Потом в нашем маршруте появился Дуньхуан и необходимость ехать в Корлу отпала, но возвращать билеты мы не стали, так как совершенно некогда было разбираться с тонкостями возврата на сайте Ctrip. Пришлось ехать в Корлу и делать вид, что так и надо. Хотя если посмотреть на карту, станет очевидным, что мы сделали совершенно бессмысленный крюк.
В надежде поправить дело мы сократили время пребывания там до одной ночи – и тем окончательно все испортили. Однако по порядку.
Мы очень волновались, как пройдет первая встреча с китайской железной дорогой. Рано утром (было еще темно) мы примчались на вокзал города Урумчи. На вокзал, где полтора год назад (30 апреля 2014 года) террористы устроили взрыв, а потом набросились с ножами на пассажиров, в результате чего 79 человек были ранены, а один погиб. С тех пор здесь тройная проверка безопасности, заграждения и тотальные досмотры. Холодно, нервно, пар изо рта; уйгуры все в черном, охранники тоже в черном, черные чемоданы и баулы медленно заползают в черную пасть интроскопа... Билет у нас забронирован и оплачен, нам надо просто получить его в кассе, но мы переживаем и потому приехали сильно заранее. И правильно. Кассирша архидолго возилась с нашими паспортами, вводя наши данные в систему. Куда-то уходила, с кем-то советовалась. Очередь, стоявшая за нами, рассосалась по другим окошечкам, никто не хотел из-за нас опоздать на поезд.
Наконец победа! Довольные выскакиваем из кассового зала. Где выход к поездам? Привокзальная площадь расчерчена барьерами заграждений (чтобы контролировать людской поток), за заграждениями, выставив пластиковые щиты, стоят полицейские. Муж бежит впереди в черной шапочке по самые брови, с большой черной сумкой наперевес, вид у него сосредоточенный и недобрый. Вылитый уйгурский сепаратист. И, конечно, его тут же останавливают: документики! Хорошо, мы с детьми подбежали, загалдели по-иностранному: "What's happened? Dad? Sir?" И полицейские тут же мужа отпустили. Даже в паспорта не заглянули. Он четыре паспорта в руках держал. На выбор.
На вокзале очень здорово все организовано. У каждого поезда свой «зал ожидания»: пассажиры кучкуются под табличкой с номером поезда. Очень похоже на гейты в аэропорту: кто пришел раньше, тот сидит, остальные стоят. Раньше времени на перрон не выйдешь, да и вообще по вокзалу не пошатаешься: любой контролер тебя остановит, проверит твой билет и направит к нужной табличке. Стой там, жди, пока не объявят посадку.
Проводницы красивые. В красивой форменной одежде, элегантные, аккуратно причесанные.
Вагон новый, заполнен пассажирами до отказа. В купе вместе с нами едут две очень приятные женщины. Итого нас шестеро. Удивительно, но третьи полки в купе также мягкие. Дети там устроились с айпадами, только мы их и видели. Хотя время от времени они опасно свешивались вниз, чтобы выклянчить у меня какой-нибудь еды.
А я всю дорогу вязала. Должна же я была произвести впечатление на китайских попутчиц. Кстати, я думала, что они мать и дочь, но они вышли на разных станциях.
– Янчик, что тебе понравилось в Корле?
– Ну, пустыня… в которую мы не попали…
Да, обидно. Я старалась, но никак не могла выяснить, далеко ли от Корлы до города духов Урхо (Урхэ), где, по некоторым сведениям (а также как можно судить из названия) очень большое скопление живописных ярдангов, а когда дует ветер, они издают жуткие завывания. И еще: как далеко надо отъехать от города, чтобы увидеть ветрозащитные посадки? В Google Earth я могла бы посмотреть, но дома времени не хватило, а в Китае гугл не работает.
Нам надо было сразу озаботиться поездкой в пустыню, как приехали в Корлу, как только прибыли на такси в отель Golden Leaf и обнаружили за стойкой англоговорящего портье. Увидел англоговорящего в Китае – держись за него!!! А мы пренебрегли этим правилом. Вечером, когда мы вернулись из ресторана, парня уже не было за стойкой. Мы пытались поговорить с девушкой-дежурной, но толку было чуть. Хотя я и показывала ей заготовленные иероглифы «пустыня», «ярданги», «завтра» и «взять машину с водителем». Девушка только хлопала глазами и хихикала.
Поэтому мы решили встать пораньше, чтобы попытаться выяснить то, что мы не выяснили вчера. Правда, оказалось, что завтрак в отеле начинается только с 8-30. Это, кстати, был самый убогий завтрак из всех наших завтраков в Китае. На входе в ресторан сидел регистратор, отмечал номер комнаты и выдавал каждому постояльцу по вареному яйцу. Чая-кофе нет, есть только кукурузная похлебка без соли (или это опять сок?) и тушеная капуста (к слову, вкусная). После завтрака мы два часа провалялись в номере (потому что вчера за ужином некий реконвалесцент съел много жареного мяса) и спустились вниз только к одиннадцати. И, кстати, вчерашний парень только что пришел. Пустыня? Ярданги? На наши иероглифы он смотрел озадаченно. Я, говорит, понимаю, что это такое, но не знаю, где это. Повел нас в туристическое агентство (оказывается, в холле нашей гостиницы на первом этаже есть туристический офис). Сотрудники агентства, два мужика и девушка, обсудили нашу проблему и вынесли вердикт: мы, говорят, знаем, где это, но ехать далеко. Часа три-четыре в одну сторону. Жалею, что я не спросила у них, как же называется это место. Видимо, они как раз имели в виду пресловутый город духов, или город чертей, или Урхо.
Мы попытались пробить также вариант прокатиться по G 218, но не нашли понимания. «Мало времени, далеко», – твердил наш добровольный переводчик. Черт его знает, в чужую башку же не залезешь. Может, и правда, надо было заложить на Корлу два дня и спокойно съездить в пустыню.
Турагентщики, видя, что мы расстроились, говорят: езжайте лучше в Темэньгуань. Спасибо, мы уже были в Темэньгуани – вчера. Сразу как приехали, взяли такси и смотались посмотреть на главную достопримечательность – Железные Ворота, некогда важный контрольно-пропускной пункт на Великом Шелковом пути. Было очень холодно, перевал завален снегом, мы были там одни и вполне живо воображали себя замерзшими караванщиками, уныло бредущими к Железным Воротам в надежде получить там теплый кров, еду и ночлег. В общем, было даже весело, пока Рита действительно не замерзла.
А кроме Темэньгуани в Корле ничего интересного нет, сказали самокритичные сотрудники турагентства.
Ну давайте мы хоть мечеть какую-нибудь осмотрим. Да, мечеть можно. Наш английский переводчик выбежал на улицу помочь нам поймать такси. Проехали через центр города, мимо правительственных учреждений, шоппинг-моллов и парка, где группа пенсионеров занималась гимнастикой цигун. Отдали таксисту 10 юаней (на счетчике было 9-50, но муж всегда округляет в большую сторону, таксисты от него без ума). Мечеть красивая, втиснута между домами и закрыта. И хорошо, потому что мы вообще-то не любим посещать молельные дома. Сфотографировали ее, а заодно прилавок с уйгурскими лепешками. Рядом неприметная дверь – магазинчик. Оттуда выглянула женщина: не хотим ли мы купить лепешек. Лепешки не хотим, но муж углядел в магазине тюбетейки и спонтанно решил купить. Мы как заправские туристы (читай – обезьяны) перетрогали в магазинчике весь товар. Меня поразил какой-то мутный сок в маленьких склянках вроде аптечных, заткнутых резиновой пробочкой. Наверное, дико полезный. И еще грушевый джем. И еще повидло в таких пластиковых баночках с такими крышками, мама дорогая. Продавец симпатичный (уйгуры вообще симпатичные), стоит улыбается. Мы купили у него тюбетейку, сахар кристаллический детям, а потом, уже на улице, приценились к кожаным то ли сапожкам, то ли носкам – и купили их тоже. На ветру они висели задубевшие, а дома оттаяли и стали пахнуть кожей. Но по ковру в таких не походишь – убьешься сразу. За 30 юаней.
Продавец с женой, обслужив нас, сразу сели на мопед и куда-то укатили. Яша комментирует: «Они на наши деньги теперь уедут жить в Шанхай. Уже поехали. А сына оставили заниматься коммерцией». У них там еще мальчик был в магазине, который даже смотреть на нас стеснялся.
Сделали два шага в сторону и наткнулись на рыночек, на целый ряд лавок с висящими тушами. Рита причитает, ей противно смотреть на туши, а Яша рассуждает, почему девчонки не любят сырое мясо. А я думаю про себя: любопытно, какую же часть вот такой туши мы ели вчера в уйгурском ресторане? Ну как ресторане? Скорее забегаловке: стекляшка, ряд столиков, холодильник, а готовят на улице. Мясо. Много мяса. Мы ткнули пальцем в меню (ни слова по-английски и даже картинок нет), и нам принесли поднос с горой жареной баранины. За 172 юаня, между прочим. Когда расплачивались, женщина-хозяйка что-то мне сказала, причем так серьезно-серьезно. Я легкомысленно и радостно ей покивала. А потом думаю: а вдруг она мне сказала: никогда, ни при каких обстоятельствах больше сюда не приходите, и еще товарищам скажите, чтоб не совались! Но навряд ли. Скорее всего наоборот: приходите, всегда рады.
На рыночке народу мало, торговцы метут пол перед своими прилавками и при виде нас немного набычиваются. Зря, мы легкая добыча. Вот продавец сухофруктов кокетничать не стал, взял да и всучил мужу горсть изюма. Изюм огромный, сладкий! Хоть я не люблю сушеный виноград, не могла не признать, что он необыкновенно вкусный. Покупаем! А в пакет с изюмом (получилось на 10 юаней) торговец бросает еще горсть разных орехов и прочих урюков. Интересно, насколько лояльны новосибирские таможенники. Потому что их тюменские коллеги несертифицированную сельхозпродукцию ни за что не пропускают. То и дело в местных новостях сообщают о показательно сожженных в печи урюках.
Очень холодно в Корле. Народ ходит в масках. А те, кто ездит на мотороллерах, еще и халаты стеганые надевают. Задом наперед, как защита от ветра. А еще интересно, что на дорогах есть специально выделенная полоса для мотороллеров и мотоколясок. То есть по большой дороге ездят крутые тачки и автобусы, а уйгуры на своих тихоходных тележках ездят отдельно.
Река Кончедарья скована льдом. Мы добежали до первого торгового центра и пошли греться. Торговый центр пафосный, народу там мало, цены высокие. В продуктовом отделе меня заставили снять сумку (дамскую!), сложили в холщовый мешок и замкнули магнитной защелкой. Чтобы я ничего не украла. Просто удивительно, впервые встречаем такое отношение к себе. А муж вообще в этот отдел не пошел. Потому что его рюкзак в холщовую сумку не влез, а идти сдавать в камеру хранения было лень. Он махнул рукой и пошел на скамеечке посидеть.
Веселая таксистка, что везла нас до гостиницы, наотрез отказалась ехать еще и в аэропорт. Бог знает почему. Потом-то мы поняли: потому что аэропорт в Корле очень далеко от города, ехать минут сорок. Наверное, у таксистки были другие заказы.
Продолжение следует.
«Мне нравится находиться в самом центре этой чертовщины. И автобусы отсюда черт знает куда идут».
Грэм Грин «Путешествия с тетушкой»