Уже на обратном пути домой в самолете Дубай – Москва я услышала разговор двух любительниц «ультра супер все включено плюс» о своей подруге, которая вместо того, чтобы спокойно валяться на пляже, купаться и расслабляться, отправилась на север Норвегии, спала в плохо обогреваемых шатрах и потратила кучу денег. И все это только ради того, чтобы увидеть северное сияние. Они не унимались: «Как? Как можно променять теплое море на такие трудности!» И я подумала, действительно – как? Но если ты хоть раз прошел этот путь, если ты видел, как рассветное солнце золотит горные вершины, пути назад уже нет.
С – Страх
Говорят, самое страшное – это решиться. Само слово Непал наводило на меня страх. Это есть нельзя и то нельзя, вот это нельзя трогать и то – тоже; кучу прививок сделай, а в конце тебя вообще могут эвакуировать на вертолете, если не умрешь до этого от горной болезни. Вот примерно с такими мыслями я садилась в самолет, потому что страшилок про Непал пишут действительно много. Именно потому мы взяли с собой свою еду (энергетические батончики, сникерсы, 2 баранки суджука, 2 банки лосося и даже растворимые супы – не меньше килограмма лишнего веса), 3 флакона санитайзера и несколько пачек грелок для ног и тела, ибо холод наверху обещали неимоверный.
Масло в огонь добавил продавец из «Патагонии», сказав, что мы даже не представляем себе во что ввязываемся.
– То, что вы там увидите, будет полностью отличаться от всего, что вы видели раньше. К такому нельзя подготовиться.
Я только сейчас поняла, что же значили его слова.
К – Климат
Казалось, мы выбрали самый сухой и безопасный период для путешествия – апрель. По прогнозам, дождей не должно было быть, а значит, пиявки или закрытия трасс из-за лавин нам, по идее, не грозили. В действительности же, мировой климат меняется, и непальцы говорят, что на их стране это отражается очень сильно. Теперь в апреле дожди могут идти несколько дней подряд – дожди с утра, ливни в середине дня, ливни с градом вечером и шквальный ветер ночью.
И еще эта дымка над Катманду.
Любимый А380 Emirates вылетел точно по расписанию. Всем детям раздали специальное детское меню и подарили термосумки со сладостями, личным набором для маленького путешественника и книжкой-игрой на английском внутри. Мы потом в этой сумке хранили привезенную с собой еду. Стыковку выбрали минимально возможную – 6 часов, потому что на момент покупки билетов в Дубай выйти в город без визы было нельзя, а лететь через Дели страшно-страшно.
Около часа мы добирались из третьего терминала в первый для получения посадочных, а потом во второй, откуда вылетает в Катманду FlyDubai. Пять часов стыковки во втором терминале – это жестко. Кресла неудобные, возможности лечь на несколько кресел и поспать нет из-за особенности их конструкции. Так что лучше провести это время в первом или третьем терминале.
Посадка на рейс FlyDubai началась вовремя, полет проходил обычно, не считая того, что мы находились в небе уже лишний час, а самолет и не намеревался снижаться. В этот момент Игорь заметил, что солнце постоянно светит с разных сторон. Из-за дымки Катманду не давал посадку, и стюард предупредил, что в ближайшее время точно не даст. Еще через некоторое время женщине на борту стало плохо, а улучшения погодных условий не намечалось, и мы полетели в Индию.
В аэропорту города Lucknow самолет простоял не меньше двух часов. У женщины случился инсульт, и ее повезли в местную больницу. Потребовалось еще время на оформление бумаг. Люди стали выходить подышать свежим воздухом на трап, пригнанный к самолету. Я тоже вышла. Над городом давно уже было темно. Раскаленный воздух пах концентрированным сигаретным дымом. Я спросила, не от самолета ли так пахнет, мне ответили, что так здесь всегда. Производств много, а ветров, чтобы выдувать смог, практически нет.
Еще в самолете мы рассуждали, считается ли, что мы были в Индии, если аэропорт – это нейтральная территория? И мы решили, что для путешественника важно почувствовать культуру, природу, какие-то особенности. Поэтому, например, в Албании я не была, хотя всю ночь проезжала ее насквозь на автобусе и даже в туалет вышла на какой-то станции, а вот в Индии была, потому что почувствовала ее запах.
Сложно сказать, сколько прошло времени с момента вылета из Дубая, но у пассажиров уже закончилась вся еда, которую они взяли с собой на борт. И тогда FlyDubai начали всех желающих кормить бесплатно. А еще пилот извинился за задержку и сказал, что они сажают самолеты ради любого пассажира, которому стало плохо.
О - Открытия
В Катманду мы прилетели на 6 часов позже. На контроле выяснилось, что у нас с собой только 15$, чего конечно не хватит на 3 визы. Банкомат в зоне прилета не работает, а единственный на все кассы терминал то ли берет не все карточки, то ли вообще не работает. Рублевая карточка Игоря не прошла. Я побежала за своей долларовой. Пока бежала, подумала, что если и моя карта не пройдет, и нас депортируют из-за отсутствия денег, а мне в паспорт поставят какой-то нехороший штамп, прибью мужа точно. Но карта прошла.
Тут надо сделать небольшое отступление. Перед первой поездкой в Таиланд я так хорошо к ней подготовилась, что у меня еще в Москве сложилось ощущение, что я как будто уже там побывала, и нет уже в Тае ничего для меня интересного. Поездку в Непал готовил Игорь и решил не повторять моей ошибки, а оставить немного места неожиданным открытиям. Открытия начались уже на контроле.
Ш – Шок
Зал прилета в Катманду малюсенький и грязный. Я в тихом ужасе. Начитавшись страшилок, стараемся ни к чему не прикасаться. У сына, как у любого ребенка, получается это плохо. Через два дня относишься к этому проще, через четыре хватаешься за все подряд.
Багаж выезжает неимоверно долго. Пишут, что это норма для Катманду. Уже начало двенадцатого. Я пытаюсь понять, как нам до полуночи успеть в отель в Тамеле, пока он не закрылся. Первый выловивший нас таксист заряжает 1000 рупий, второй соглашается на 600, но не знает куда ехать. Я веду его по maps.me. Ремни безопасности не работают, кресло подо мной ездит. Я не неженка, но мне сносит крышу от того, что я в незнакомом городе еду без ремня безопасности по разбитым дорогам ночью и указываю водителю, куда поворачивать.
Успеваем в отель за 20 минут до закрытия. Что-нибудь, где можно бы было поесть, закрылось еще четыре часа назад. Мы съедаем по маленькому сникерсу, нескольким кусочкам суджука и выпиваем разведенный супчик. Этого не хватает, чтобы наесться, но больше есть нельзя, а то ничего не останется на горы. Теперь спать. Через 6 часов выезд в аэропорт и перелет до Покхары.
Г – Горы
Красное солнце плавится в утреннем смоге. Я такое уже видела на закате в Бангкоке. Тогда это было необычно и веселило. А сейчас невесело – я знаю, что это значит. Катманду опять задерживает рейсы.
Едем в аэропорт. По дорогам бродят коровы, по малочисленным тротуарам бегают обезьяны. Люди ходят в масках. Полицейский на въезде в аэропорт цепенеет, увидев мой цвет волос. Я цепенею, увидев город.
В доместик два входа и две огромные очереди. В узком проходе сразу проверка билетов и ручной досмотр. Без билета или распечатки в аэропорт нельзя. Потом регистрация. Мы читали, что на регистрации творится полный бардак, а пассажиры мечутся по аэропорту в поисках своей стойки. И да, и нет. У каждой авиакомпании своя стойка регистрации с номером рейса. Все близко и понятно. Другое дело, что люди мечутся туда-сюда, лезут вперед, пытаются получить какие-то ответы вне очереди. Иногда они собираются вокруг стойки и одновременно все начинают о чем-то эмоционально расспрашивать, а сотрудники авиакомпании приостанавливают регистрацию пассажира и вступают с ними в диалог. В остальном все не так страшно.
Ставим рюкзаки на взвешивание. Мой и Вовы – по 4 кг, Игоря – 20 кг не считая воды. Это удивляет, дома он вроде был не тяжелее 16 кг.
На ленте оператор решает просветить рюкзак Вовы еще раз и откатывает его назад. Вове это не нравится, и он снимает рюкзак с ленты. Оператор машет рукой – нет, так нет. Б – безопасность.
Мы летим Yeti Airlines. У них малюсенькие бело-зеленые самолетики на 30 мест. Игорь называет их маршрутками и не может встать в полный рост в салоне. Зато во время 25-минутного полета предлагают леденцы и растворимый кофе.
Вылетаем с 20-минутной задержкой и летим вдоль гор. Дымка окутывает долину, но снежные вершины прекрасно видны. Кажется, что они парят в воздухе. У нас лучшие места – с правой стороны из Катманду в Покхару. Смотрим на горы и немного жалеем, что полет такой короткий. Перед посадкой начинается турбулентность, в маленьком самолете она чувствуется сильнее.
Еще в Москве нам сказали, что если повезет и небо будет чистым, увидим из Покхары горы, к которым пойдем. Повезло.
А пока я стою на летном поле и не хочу уходить. Здесь красиво. Вот тут прямо на поле. Такой милый маленький аэропортик и самолетики, до крыльев которых можно дотронуться рукой. И горы, висящие в небе.
Едем оформлять пермиты и тимсы. Таксисты предлагают отвезти нас до трека за 4000 рупий. Я к поездке не готовилась, и я вообще ничего не понимаю, где мы и где трек. Игорь говорит, что цена обычная.
Центр открывается в 10:00. Пока Игорь идет в банкомат, я заполняю анкеты. Треккеры, видя маленький рост Вовы, говорят, что ему не дадут разрешение, потому что до 10 лет не дают. Но Вове уже 11, так что беспокоиться незачем. Уже в горах мы встретим семью из Польши с ребенком 9 лет. Ему тоже дали разрешение, даже не посмотрев на возраст.
От центра отправляемся к автостанции пешком. Нам сказали, идти минут 10. На самом деле – около часа. На дорогах лежат коровы, дети подбегают и просят доллар, я забываю о том, что здесь левостороннее движение и не замечаю грузовика. Крик Игоря останавливает меня, и грузовик проезжает всего в нескольких сантиметрах. Я честно пытаюсь понять, что я здесь делаю.
Устав от жары в середине пути мы понимаем, что еще не ели. Еду в кафе заказывать страшно, пытаемся следить, чтобы бутылки приносили закрытыми и до горлышек не дотрагивались. Бесполезно. Но вкусно. Вова «Любитель желтого карри» уже предвещает праздник живота.
Хозяин кафе говорит, что до автостанции идти еще долго и ловит для нас автобус. Водитель автобуса ждет пока мы расплатимся и не двигается с места. Когда заходим в автобус, у пассажиров округляются глаза. То ли рост Игоря, то ли мой цвет волос, то ли Вова с рюкзаком так действуют, но с нас не сводят глаз до конца поездки.
После нулевого километра дорога поворачивает к автостанции. Тут асфальт заканчивается совсем. 50 оттенков серого гравия оттеняют набегающие на горы облака. Там за холмами белые шапки восьмитысячников. А здесь по автостанции бродят козы и коровы, некоторые хромают.
Мы сидим в автобусе до Гандрука. Так медленнее, но веселее. Пока ждем, в автобус заходят продавцы кокосов и всего чего угодно. К автобусу подвозят тележки с местной уличной едой. Люди через окна автобуса забирают ее и так же расплачиваются. Молоденькие девушки в автобусе пытаются общаться со мной, но почему-то смущенно хихикают от моих встречных вопросов. И я чувствую себя немного мужчиной. В это время Игорь занимает стратегически верное место на последнем ряду в проходе – единственное, где помещаются его ноги.
Забитый почти под завязку автобус трогается, и начинается самое интересное. Водитель врубает непальскую музыку на полную катушку. У нас полное ощущение, что мы слушаем один нескончаемый трек всю дорогу. С каждой остановкой заходят все новые люди, а старые никуда не выходят. Из-под соседнего сидения выглядывает петух, впереди салона кто-то везет в коробке мертвых куриц. Там, где сидит Игорь, на 5 местах сидит человек десять. Они громко подпевают нескончаемому треку и сидя танцуют. Люди сидят в проходах, люди сидят друг у друга на коленях. И когда надо выйти кому-то с задней части салона, выходит почти весь автобус, чтобы его выпустить. Из-за этого мы едем все пять часов вместо трех.
Мы сворачиваем с шоссе у Наяпула и забираемся по серпантину к началу трека. На склонах холмов цветет вишня. Начинается дождь, который быстро превращается в ливень с градом. Мы едем над обрывами, а по крыше стучат градины размером с небольшие яйца. Холмы вмиг становятся белыми. Автобус продолжает забираться в горы, раскачиваясь на неровной дороге.
После Сиваи дождь почти заканчивается и по ущелью с разных сторон навстречу друг другу начинает ползти туман. В Кимче автобус приезжает уже в сумерках после 18:00, опять начинается дождь. Мы решаем не идти до самого Гандрука, а ночевать здесь.
Перед сном к нам в комнату заползает паук размером с ладонь. Хозяйка лоджа ловит его длинными щипцами и говорит, что он dangerous. Игорь вспоминает историю про двух пауков в банке и решает, что больше одного опасного паука в комнате быть не может. Парни спокойно засыпают, а я все ночь слушаю, как ветер свистит в ущелье и сильный дождь барабанит по крышам. У меня учащенное дыхание, которое я не могу успокоить. Для горной болезни вроде бы еще рано. Значит, пережевываю впечатления двух последних дней.
П – Преодоление
Солнце медленно встает из-за гор. Оттенки темно-синего сменяются буйной зеленью. Непривыкшему к горам организму тяжело съесть огромную тарелку риса на завтрак. Чтобы не обидеть хозяев, забираем еду с собой, говоря, что съедим ее потом. Дальше на треке мы заказываем на завтрак все меньше и меньше.
Первые шаги самые сложные. Первый день самый сложный. 45 минут до Гандрука растягиваются до полутора часов. Подниматься по крутой лестнице по жаре тяжело. С Гандрука спускаются сияющие счастливыми улыбками люди. У них последний день трека, и самое сложное позади. Через неделю я такая же счастливая буду переходить по последнему навесному мосту и растягивать удовольствие, замедляя шаг на очередном повороте. А сейчас девушка из Англии говорит мне: «Я пошла и выжила, и ты сможешь».
Гандрук выглядит городком с картинки. Аккуратные лестницы, аккуратные дома и даже свой водопад. А на горизонте – снежные шапки. Я определенно хочу здесь остаться. Или хотя бы вернуться сюда. Начиная с этого места и до конца трека Непал – это другой мир, совершенно непонятный и непостижимый. Сложный и одновременно прекрасный.
Наша цель сегодня – дойти до Дована или как можно ближе к нему. Но сначала в Чомронг. До Чомронга можно дойти через Комронг Данда (так дольше и тяжелее, но путь очень красивый) или через Нью Бридж (быстрее, проще, но не так красиво). Решаем пойти быстрым путем, но где-то в деревне поворачиваем не там и выходим на дорогу к Комронг Данда. Значит, идем красивым путем!
Дорога до Комронг Данда не самая сложная. Сначала почти горизонтально вдоль холмов, потом по навесному мосту и лишь затем по лестнице высоко вверх.
Сразу за Гандруком небольшое поле, где играют местные дети. Они догоняют меня и интересуются, как будет по-английски называться цвет моих волос.
Ближе к Комронг Данда на холмах пасутся коровы. Я обгоняю одно стадо и разворачиваюсь, чтобы их сфотографировать. В это время коровы спускаются на дорогу и оказываются между мной и парнями. Игорь кричит мне: «Уйди от них, они боятся тебя, поэтому не идут дальше и нам проход не дают».
Вниз и вверх ходят караваны мулов. Один такой нагоняет Вову и не дает пройти. Погонщик прикрикивает на них и грубо отгоняет, освобождая дорогу для Вовы, но сын просит так больше не поступать с животными.
Здесь в магазинчике перед Комронг Данда мы покупаем самый дорогой в своей жизни рулон туалетной бумаги – 150 рупий. За прилавком стоит учитель английского языка в местной школе. За разговорами с ним отдыхаем и идем дальше.
После Комронг Данда резкий спуск вниз по серпантину. Вниз проходится за 30 минут, вверх даже не хочу знать, за сколько. Радует, что хотя бы не ступеньки. Не доходя до реки, решаем немного отдохнуть, выпить чаю и поменять пластыри. Снимаем ботинки, носки, находимся уже в процессе, и вдруг Игорь говорит: «Пиявки!» Несколько пиявок он снимает с себя, несколько ползают по Вовиным ботинкам. На мне вроде бы никого нет. Мы быстро обуваемся и бежим вниз к реке, быстрее из леса. Выглядит это все очень комично.
У реки нас застает дождь, а ведь еще нет и часа дня. Решаем пообедать и переодеться в непромокаемую одежду. Я снимаю со спины пиявку.
Под дождем в лес опять не хочется, но если не набрать по высоте сейчас, потом могут быть проблемы из-за быстрого набора на больших высотах. Выходим в небольшой дождь. Переходим реку, и начинается конкретный ливень. Спрятаться негде. До ближайшего лоджа 100 метров круто вверх по большим ступеням. Идем как можно быстрее. Поднимаясь по самым высоким ступеням, я кричу от боли. Физика и дыхалка совсем не готовы к такому.
Куртки у меня и Игоря имеют одинаковые характеристики, у Вовы хуже. Их куртки выдерживают дождь, моя – нет. Все потому, что их куртки новые, а моя старая. И никакая обработка водоотталкивающая ей не помогла.
Останавливаемся в лодже переждать ливень. Здесь еще человек пять, и всем надо сегодня непременно дойти до своих целей. Через полчаса дождь стихает, и мы стартуем. 500 метров круто, очень круто вверх непрерывных ступеней, до самого верха холма под периодически начинающимся дождем. Бедро левой ноги ноет и что-то сбоку от левого колена тоже ноет. Ну, думаю, фиг с ним. Дойти чуть-чуть осталось, а там пройдет.
Как только поднялись на вершину холма, выглянуло солнце. И появилась радуга.
Огромная двойная радуга через ущелье. Я никогда не видела радугу на уровне своих глаз. Мы, наверное, именно поэтому вышли не на ту дорогу в Гандруке, чтобы прийти на вершину холма именно к ее появлению.
А когда радуга исчезла, вода из ущелья стала испаряться, и огромные клубы белого дыма стали подниматься вверх. И облака ненадолго снова открыли снежные вершины. И мы были посреди этого удивительного мира.
Треккеры из Непала фотографировались с Вовой, а я еще не знала, что, возможно, это мой первый и последний день трека.
Через пять минут при попытке спуститься вниз по лестнице я ощутила очень сильную боль в левом колене. Вверх – терпимо, прямо с выпрямленным коленом – терпимо, вниз по лестнице – никак. Игорь сказал, что если я не могу идти, мы можем прервать трек, но путь назад был тяжелее недолгого участка по траверсу до Чомронга. И я решила идти вперед. Надо было лишь перетерпеть небольшой серпантин на спуск.
Мы можем в любой момент сойти, повернуть назад, остановиться, а можем идти вперед. Боль не уйдет просто так, но ее можно победить. Только мы выбираем дороги, по которым идем. Я приехала в Непал уставшей от жизненных проблем; приехала, потому что муж хотел именно в эти горы. Но в тот момент, когда мне было больнее всего, я решила, что так просто я не сдамся. Это моя тропа. Мой путь. Мой трек.