В последние годы из России в Грузию хлынул поток автотуристов на своих автомобилях. Этому способствовало в большей мере здравая политика грузинского руководства по отмене виз и полное отсутствие каких-либо сборов на границе. Проезжаешь границу, тебе ставит штамп в паспорте и едешь дальше. В связи с этим, возникают вопрос - как там в Грузии для российского водителя - хорошо или плохо? Какие нюансы, какие особенности вождения, правил и штрафов? Отвечу - так нехорошо и неплохо, просто по-другому. Есть своя специфика. Например, в Грузии не обязательно включать свет в дневное время, нет страхования автогражданской ответственности. В плане скоростного режима, правила примерно такие же как и в России. Дороги в Грузии от приемлемого до отличного качества - откровенно убитых дорог я там не встречал. Но вместе с тем, не надо забывать, что Грузия - это страна горная, с вытекающими отсюда особенностями. Хотя дорожное покрытие может быть очень хорошего качества, дорога может иметь на всём протяжении спуски и подъемы, тоннели, крутые повороты и множественные серпантины. Таким образом даже небольшие расстояния от 100 до 200 км могут изматывать водителя, приводить его в чувство усталости. Особняком стоит Военно-Грузинская Дорога, которая представляет повышенную опасность в зимнее и весеннее время - когда идет снег и возможен сход лавин. В летнее время, при выпадении больших дождевых осадков - возможно сход селей. Таким образом, при движении по Военно-Грузинской Дороге необходимо смотреть прогноз погоды и заранее узнавать обстановку на дороге. Лучше это делать непосредственно за день-два до выезда, ориентируясь на несколько погодных сайтов. По большей части, мы ориентировались на прогнозы снегопадов на сайте гудаури.трэвел.
У грузин немного отличная манера вождения от нашей. Как я заметил, они в массе своей любят высокую скорость, не против пересечь сплошную линию, при всяком удобном случае бибикают и не любят пропускать пешеходов. Данная манера вождения сначала вызывает напряжение, но потом потихоньку привыкаешь. Вместе с тем, я заметил, что грузины водят машину аккуратно и не устраивают преднамеренно рискованных и опасных ситуаций. За всё наше автомобильное путешествие - мы увидели всего лишь одну аварию. Что касается не пропуска пешеходов на пешеходном переходе. Я заметил, что где-то в одной трети случаев они пропускают пешеходов и в двух третях случаев не пропускают. Пешеходы в свою очередь, как я понял, тоже не против перейти переход на красный свет, даже когда по дороге едут машины. Мы такое видели неоднократно в Батуми.
Горит зеленый свет, на дороге полно машин, но пешеходы уверенно переходят дорогу.
В этом плане, в России как-то более всё более цивилизованнее.
Отдельно стоит сказать о дорожной ситуации в Тбилиси. Движение транспорта там очень плотное и быстрое, дороги широкие. Лично я, испытывал колоссальное напряжение при езде на машине в Тбилиси. Банальное перестроение из ряда в ряд - не так то просто. В городе есть хайвеи, по которым разрешенная скорость - 80 км/ч. Поэтому передвигаться по Тбилиси на своей машине нам явно не хотелось. В Батуми, кстати, гораздо более спокойнее манера вождения.
Полиция Грузии ездит на машинах с включенными «люстрами». После прочтения большого количества информации по Грузии и общения с грузинами - у меня сложились некоторые моменты о грузинской полиции.
Во-первых, ни в коем случае нельзя предлагать полицейскому взятку, даже небольшую. Наручники наденут сразу и можно остаться в Грузии надолго. Во-вторых, в Грузии полицейский - это очень уважаемая профессия и бояться их совершенно не стоит. К ним можно обращаться при всяком случае когда требуется помощь: доблестные стражи порядка обязательно помогут вам, предоставят всю необходимую информацию. Лично нас ни разу не останавливала полиция. Хотя я видел, как полицейские остановили нехилый джип с российскими номерами.
Очень интересное наблюдение насчёт тамошнего автопарка. В Грузии подавляющее количество машин - это подержанные иномарки 10-30 летней давности. Очень много мерседесов, можно выйти на любую дорогу и не пройдет 1 минуты как вы увидите проезжающий Мерседес.
Не знаком с информацией, но такое ощущение, что в Грузии небольшие пошлины на растаможку иномарок. Как одно время было у нас до введения драконовских сборов за растаможку подержанных японских праворулек. Современных российских машин вообще нет - они отсутствуют как класс. Хотя мы проезжали мимо автосалона «Лада» и видели рядом с салоном новенькие Лада Веста а также Нивы. В Грузии очень мало новых машин возрастом до 5 лет - не более 10% от всего автопарка. В этом плане, россияне выглядит гораздо зажиточнее грузин. Практически полностью, отсутствуют бюджетные иномарки такие как Renault Logan и Hyundai Solaris. За всё наше путешествие, мы всего лишь один раз увидели Логан на дорогах Грузии.
С бензином в Грузии, в принципе, проблем нет. Но он дороже, чем в России - литр 92 бензина стоит около 52 руб. По моим наблюдениям, на трассе заправок значительно меньше, чем в России. В городах заправки имеется в достаточном количестве. По отзывам, на качество бензина жалоб особых от автомобилистов не было. Но лучше пользоваться брендовыми заправками проверенными сетей таких как: Wissol, Lukoil, Rompetrol, Oscar, Gulf. Как я понял Wissol – флагманская сеть АЗС в Грузии с большим авторитетом и безупречным качеством бензина. По крайней мере, мы старались заправляться только там.
На Оскаре нам не советовал заправляться Георгий из Кахетии. Хотя заправок это сети много и выглядят они презентабельно.
Как уже говорилось, в Грузию из России, на автомобиле легально можно попасть только двумя дорогами: по Военно-Грузинской Дороге со стороны Владикавказа и со стороны Азербайджана (через Дагестан). Проезд в Грузию со стороны Абхазии либо Южной Осетии считается нелегальным со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
С парковками в таких городах как Батуми и Тбилиси сложно. В Тбилиси многие улочки узенькие – машин очень много, центр полностью забит машинами.
Неоднократно видел такие знаки.
Честно говоря, сам не вникал в вопрос, но читал, что есть специальные сайты, где можно оплатить парковки в этих городах и парковать машины на улицах городов. Мы когда ехали в эти города, заранее договаривались с хозяевами о парковке нашей машины – проблем с этим не было.
В Грузии на улицах дорог городов и на трассе периодически встречали радары. Не сказать, чтобы их очень много, но они есть. В Тбилиси наш радар-детектор фиксировал такой радар как контроль светофора (в России ни разу не встречали). Поэтому, радар-детектор в путешествии лишним не будет.
Со штрафами ни разу не сталкивались. Точно сказать не могу. Но есть информация, что штрафы можно оплатить в отделении банка на КПП «Дарьяли» (Казбеги). Оплатить очень желательно, поскольку если у человека останутся неоплаченные штрафы – то при следующем въезде в Грузию будут проблемы (как минимум эти штрафы возрастут многократно).