2. Немного сумбурный забег в Tsum valley и быстрый старт на Manaslu circuit (27-31 декабря 2016)
Несмотря на то, что завтрак был заказан на 7 утра, поели мы только в 8 – готовить традиционно начали лишь при нашем появлении. В итоге вышли из Пхилима в 8-30. Аня вышла первой, как обычно, остальные более-менее рассредоточено – следом. По пути хотели пройти верхней тропой от Экле Бхоти, которую нам разрекламировала Аня, прочитав о дивных видах, открывающихся с неё. В итоге Аня, шедшая первой, сворот на верхнюю тропу пропустила, а нас, эту развилку обнаруживших, не пустили туда гиды с широким диапазоном аргументации от «никогда про эту тропу не слышали» до «она разрушена землетрясением и по ней теперь не ходят»; к тому же они как-то интуитивно заняли тактическую позицию на камнях, аккурат перекрывая заход на верхнюю тропу – ну, не драться же с ними было… В общем, верхней тропой мы не пошли.
Впрочем, по нижней идти тоже весьма интересно. Вот, например, любопытный камень в Будхи Гандаки – как любой нормальный неврастеник, я сразу же разглядела в нём физиономию:

До Локпы дошли с Олегом за 2,5 часа, здесь дождались остальных, пообедали и оставили в лодже часть вещей (например, еду, газ и палатку), которые нам явно не понадобятся в Цуме. Эти вещи, сложенные в ярко-оранжевый мешок Ани, наши портер-гиды несли демонстративно с натугой, будто убитого мамонта.
От Локпы с несколько полегчавшим рюкзаком шлось легче, с Олегом на хвосте ломила наверх без отдыха. Часть тропы ремонтируют и укрепляют, строят подвесную дорогу; у строителей довольно большой палаточный лагерь на берегу:


Стройку обходили по берегу реки, затем через шаткий мостик, потом долго лезли вверх по ступеням, GPS дурил временами, но по ощущениям, метров 600 набрали. Видела довольно крупного шакала впереди на тропе, заметив меня, молниеносно скрылся в кустах.
В Чхумлинг прискакали с Олегом в 15-30, ещё 2,5 часа от Локпы. В первом попавшемся лодже на хозяйстве был только ребёнок лет 4-х, подождали взрослых минут 30, никто не появился, мы пошли дальше до моста. Здесь была развилка вверх и через мост. Оставила Олега с вещами и отправилась на разведку в верхнюю часть селения. Там нашла ещё один лодж с девушками на хозяйстве, по-английски не понимают, да и вообще как-то мне там не понравилось. Круговой тропой вернулась к первому лоджу – а там уже взрослые появились, так что мы с Олегом вернулись в него, заселились, переоделись и отправились встречать остальных. После 17 часов на тропе показалась Аня под конвоем гидов, Оксаны видно не было, что весьма удивило нас и немного встревожило. Гидов отправили на поиски Оксаны в верхнюю часть селения, а сами с их рюкзаками и в компании с Аней пошли в наш лодж. Оказалось, Оксана, не заметив нашу с Олегом стрелку-указатель из шишек на тропе, бодро пошагала наверх, дошла до лоджа, который мне не понравился и, никого не дождавшись, сподвигла хозяина прозвониться по другим лоджам и выяснить, где мы остановились. В общем, вскоре мы счастливо воссоединились.
Со следующего дня портер-гиды принялись за ежедневную промывку наших мозгов по поводу непроходимости перевала Ларке Ла. Для начала нам с утра сообщили, что там снег, лёд и ветер, из-за которых перевал, скорее всего, импоссибл. Судя по поведению гидов, они полностью настроены перевал не проходить. Мы пересчитали оставшиеся дни с учётом вероятности возвращения через Аругат, если Ларке Ла действительно импоссибл – вышло, что уже завтра нам нужно поворачивать из Цума обратно. Решили в таком случае далеко в долину не углубляться (на радость нашим непальским козликам, которые и по поводу глубин долины Цум рассказывали, что там пусто, никого нет и ходить туда незачем) и дойти до Ламагаона с его пещерой Миларепы, откуда и повернуть обратно. А сегодня дойдём только до Чуканг Паро – короткий переход на радость всем – и попробуем сходить к пещере в его окрестностях.
Фотки с тропы:




Очередная страшная и опасная сыпуха, которой нас постращали портер-гиды (в педагогических целях, чтобы совсем от рук не отбивались):

Впереди последний на сегодня взлёт на лесистый гребень перед Чуканг Паро:

На входе в селение дежурит лангур:

Чуканг Паро собственной персоной:

Мы с Олегом дошли до Чуканг Паро за 3,5 часа, расслабившись от осознания небольшого перехода и отсутствия необходимости гнать и лосячить; Аня и Оксана с конвоирами шли дольше, пришли около 15 часов. Пока поели, солнце пошло на закат. Оксана на поиски пещеры сразу отказалась идти, т.к.нехорошо себя чувствовала; Аня пошла было с нами, но на выходе из селения повернула обратно – ей поплохело. Мы с Олегом напрямик через заборы, огороды и заросли вылезли на тропу, идущую траверсом склона над селением, и дошли до узкого неглубокого ущелья с речкой, на берегу которой и должна была, судя по карте, находиться пещера:

Солнце к этому времени уже зашло за горы, начало смеркаться, а на спуск по крутому склону к речке и поиск пещеры потребовалось бы много времени, так что мы повернули обратно к лоджу. Чуканг Паро сверху:

Закатный свет:

На следующий день у нас снова короткий переход до Ламагаона, в котором после заселения во второй половине дня мы пойдём в пещеру Миларепы и к монастырю Ропчен.
Помимо лангуров видели в Чуканг Паро белку – шустрила с утра по камням около лоджа.
До Ламагаона дошли за 1,5 часа, все лоджии закрыты, людей не видно. Дипаку удалось отыскать хозяина последнего лоджа, который по совпадению называется тоже «Миларепой» - как и в Чуканг Паро. Помылись-постирались и отправились, ведомые гидами, к пещере Миларепы, предварительно зайдя в дом местного, который нас обилетил по 300 рупий. От лоджа до пещеры идти недалеко через зеленеющие поля. На скальном склоне вообще много пещерных углублений.
Вид на долину от храма над пещерой:

Сама пещера или, скорее, глубокая скальная ниша:


В пещере неожиданно согрелась, хотя сидела неподвижно на камнях, накатило волной и окутало умиротворённое оцепенение, уходить не хотелось, двигаться не хотелось – буквально заставили себя, наконец, встать и начать спуск вниз.
После обеда отправились совершить самодеятельную пуджу на проходимость Ларке Ла – это всё, что мы можем противопоставить настойчивому нежеланию идти туда наших портер-гидов и их страшилкам о снеге, заваливающем перевал.

Насчёт подхода к монастырю Рачен наш доблестный портер-гид Сантос сказал, что перейти можно только вброд, лезть в ледяную воду, разумеется, никому не захотелось, поэтому мы просто пошли гулять по селению и неожиданно вышли к мосту через реку. Прогулялись к гомпе, всё было на запоре и безлюдно.
Вечерние сумерки в Ламагаоне:


Следующим утром:

Сегодня поворачиваем и идём обратно на ночёвку в Чхумлинг.
На выходе из селения на огороде сидел всё тот же большой лангур, провожал:


По пути в районе селения Кова заикнулись было гидам об альтернативной тропе верхАми (выше Чхумлинга), которой тоже можно выйти в долину реки Будхи Гандаки на Манаслу треке – не то, чтобы собирались ею идти, так просто, поинтересовались, поскольку она была обозначена на карте. Наши непальские козлики принялись нас горячо отговаривать по своей ступенчатой методике: 1) про такую тропу не знаем; 2) она после землетрясения непроходимы; 3) ею давно не пользуются; 4) там автономка, нужны палатки, еда, газ. Испугались, в общем, что мы их туда потащим. Судя по карте, тропа начинается где-то в этом ущелье, уходя налево вверх:

Шлось легко и быстро, за 4,5 часа дошла до Чхумлинга, остановились в том же лодже, что и по пути в долину.
К полудню с юга полезли облака и начали окутывать вершины на высоте около 5000 м. К вечеру полнеба было затянуто, причём в стороне Манаслу облака снегового характера – ватно-кучеряво-пышные и серые. Дипак сказал, что на ближайшую неделю по прогнозам будет плохая погода. Не видя пока причин не верить ему, я стала уже тасовать свои планы, сдвигая Аннапурну на март и прикидывая заход в Лангтанг из Мачхакхолы в конце текущего трека…
Сантос наутро «порадовал» новостями о том, что наверху выпал снег: на Ларке Ла выше крыш домов (так и сказал), в Самдо по пояс, даже в Самагаоне выпал. Портер-гидам явно неохота идти на перевал.
Фотки с обратного пути по долине Цум: мостик по дну речной долины в обход строящейся подвесной дороги:

В Локпе остановились на обед, забрали оставленные вещи – портер-гиды талантливо изображали вселенскую печаль и нечеловеческое утомление. Ещё с вечера договаривались идти в Ньяк, но на обеде разглядели на карте, что он расположен на вершине холма и в стороне от дороге (то есть придётся делать крюк с набором и потом потерей высоты), поэтому раздумали и перерешали – идём в Певу.
Возвращаемся к реке Будхи Гандаки, на противоположной стороне видна тропа на Манаслу трек:

Ущелье очень узкое с высоченными почти отвесными скальными стенами:




Наши непальские козлики под неподъёмными рюкзаками:

Если не ошибаюсь, это Пева, в которой оба лоджа оказались закрыты:

Наши портер-гиды не смогли никого найти в Певе, так что пришлось нам идти дальше в Денг. А облака тем временем набегали и собирались:

Итого от Чхумлинга до Локпы я дошла за 3 часа, от Локпы до Певы за 2 часа, и ещё минут 40 мы шли до Денга.
Цены в Денге ломовые. Все мы скинулись своими припасёнными вкусняшками, плюс докупили кое-чего и сели встречать Новый год.