Первоначально я планировал посетить континентальную Испанию и Канары. Но испанцы сменили визового оператора и надо было для оформления визы дважды ехать в Екатеринбург. В итоге мои персональные санкции против Евросоюза продолжились. Далее я обнаружил дешевые билеты AirFrance в Перу. Я увлекаюсь, историей, поэтому эта страна для меня очень привлекательна. Но пока я раздумывал, дешевые билеты закончились, в Перу случилось наводнение, вспышка лихорадки Денге… И тут я случайно посмотрел по телевизору сюжет о введении безвизового режима между ЮАР и Россией. Интересная страна, но я ее вычеркивал из потенциальных объектов для путешествияй из-за сложной процедуры получения визы.
Итак, еду в Южную Африку! Но… начал изучать тему и оказалось:
- белые живут в резервациях;
- ездить на автобусах нельзя, каждый белый тут же подвергается насилию в отместку за апартеид;
- море-океан холодное;
-дорого, все очень дорого…
- и т.д. и т.п.
В общем, моя решимость начала таять, к тому выгодные ценовые предложения "Турецких авиалиний" и AirFrance стали уже не столь выгодными. Примерно за 14 дней до поездки появились неплохие предложения от "Люфтганзы". В один из дней я зажмурил глаза и сказал "Поехали". Сходил к шефу, подписал заявление на отпуск и купил билеты на сайте "Люфтганзы" из Москвы до Йоханнесбурга на 23 апреля и обратно из Кейптауна до Москвы на 15 мая.
При предварительном исследовании темы мой маршрут по ЮАР трансформировался из классического "Cape Town and Garden Route" в "От Йоханнесбурга до Кейптауна вдоль побережья Индийского океана с заездом в Крюгер-парк".
Исходные данные при планировании поездки я искал на этом форуме и в путеводителе Lonely Planet. Честно сказать я не нашел данных о поездках в моем стиле. В основном попадалась информация о поездках на арендованном авто (я не умею водить автомобиль) или в бэкпекерском стиле, в юаровском варианте – минибасы Bazbus (не нравится мне шумная англо-саксонская компания с ее показной толерантностью, я предпочитаю наблюдать ее со стороны и примыкать только в экстренном случае). По информации, которую я почерпнул из различных источников белые в ЮАР не ездят в общественным транспорте. Это совсем выбило меня из колеи. Но я решил все-таки рискнуть и проехать три переезда на междугороднем автобусе. Из-за времени моего путешествия я исключил южную часть побережья Индийского океана (там наступила поздняя, а по факту и дождливая осень).
Слабым звеном в моем маршруте было посещение Крюгер-парка. Когда я понял, что даже в бюджетном варианте это далеко не дешевое удовольствие, настроение опять резко упало. Все мои попытки связаться с местным турбизнесом оказались тщетными. Дело усложняло то, что посещение Крюгера планировалось на период «длинных праздничных выходных». В ЮАР 27 апреля празднуют День свободы (от апартеида), а 1 мая – День труда.
Бронирование гостиниц первоначально планировал производить на Booking.com. Но в итоге пришлось подключать и почти зaбытый мной Hostelworld.com. Предварительно я забронировал: две первые ночи в Йоханнесбурге (Africa’s Zoo Lodge Backpackers, на Hostelworld), пять последних ночей в Кейптауне (Greenpoint Port Guesthouse, на Booking),четыре ночи в Дурбане (Parade Hotel, на Booking), три ночи в местечке Coffee Bay на Wild Coast (Coffee Snack, на Hostelworld). Перед бронированием гостиниц смотрел по гуглу (просмотр улиц), чтобы в этом районе были белые. В Роузбанке (Йоханнесбург), Дурбан Бичфронт и Гринпойнт (Кейптаун) белые на улицах были. Сейчас мне смешно, а перед началом поездки все было очень, очень серьезно.
Посещение Крюгер-парка на момент отъезда окончательно спланировано не было, я связался с лоджем в Йоханнесбурге, но в переписку они вступили со мной когда я уже собирал вещи в дорогу. Билеты на междугородние автобусы я заранее не покупал.
Я человек суеверный, и поэтому чисто для проформы застраховался в «Ингосстрахе». Каждый раз страхуюсь перед поездкой, но еще ни разу им не звонил даже, они же мне как почетному клиенту делают небольшие скидки.
Так как я живу в сибирско-уральском городе Тюмень, то мне пришлось еще запланировать доставку меня до Москвы. Туда я купил билет на «Победу», обратно еще успел купить недорогой билет у «Аэрофлота». Все билеты на самолеты покупал на официальных сайтах авиакомпаний, мониторил цены на Skyscanner.
Предварительные затраты:
1. Авиабилеты Москва – Йоханнесбург, Кейптаун – Москва, а/к «Люфтганза» –38177 руб;
2. Авиабилет Тюмень –Москва – а/к «Победа» - 2935 руб
3. Авиабилет Москва – Тюмень –а/к «Аэрофлот» - 3800 руб
4. Страховка СПАО«Ингострах» - медрасходы 75000 евро, несчастный случай 3000 евро, багаж 500 евро – 2302 руб
5. Бронирования гостиниц через Hostelworld.com - 467,5 (8,11$)+ 664,5 (11,53$)=1132 руб
Итого : 48346 руб.
Деньги вез с собой на двух дебетовых картах Сбербанка и наличкой в долларах. Менять валюту в ЮАР не столько не выгодно, сколько хлопотно. Банки отказываются от обмена наличных. А обменные пункты еще надо найти.
Начало поездки: Тюмень – Москва - 22 апреля
Итак, 22 апреля в 4 часа утра ваш покорный слуга нарисовался в "сверкающем" реконструкцией аэропорту «Рощино» славного города Тюмени. Я первый раз летел отечественным лоукостером. Честно сказать мне понравилось больше, чем в самом известном лоукостере мира, т.е. Rainair. Из-за платного багажа в салоне и отсутствия питания, перелет "Победой" был похож на поездку в междугороднем автобусе. Из-за достаточно высокой цены моего билета сотрудники «Победы» на меня внимания не обратили. А вот другим «халявщикам» пришлось доплачивать. Из-за требований к весу багажа, взял с собой самую легкую сумку, намучился потом с ней (и вообще багаж оказался практически единственным слабым звеном в моей поездке).Взлетели, подремали и … Внуково. Пребывание в столице нашей Родины не является главной темой этого отчета, поэтому ограничусь кратким описанием. Исходя из моего предыдущего опыта, ночевка в Москве позволяет проще втянуться в ритм путешествия. В эту поездку я побывал во всех трех московских аэропортах. И естественно совершал переезды между ними. Из аэропорта в Москву на автобусах, а из Москвы в аэропорты на аэроэкспрессах.
Из Внуково в Москву я ехал на городском автобусе. Естественно без маленького наживы над приезжим не обошлось. Водитель выдал мне два "Единых" билета за 150 руб. На станции метро я все привел в норму: купил карту "Тройка" и положил на нее деньги на 10 поездок.
Перед длительным перелетом я решил переночевать в Москве. Для разнообразия выбрал капсульный отель на 47 этаже башни «Империя» в Москва-Сити. Москва-Сити прикольное место, а Capsule Hotel 47 Nebo прикольный хостел-отельчик (я бы так его назвал). Главное достоинство гостиницы божественный вид из окон общей комнаты.
А так все на уровне: тихо (в целом, об этом чуть позже), чисто, без выпендрежа "масковского". С этой гостиницей связано наверно самое "критичное" мое приключение за всю поездку (смешно, но это так, сильнее этого случая я не пугался). Итак, молодые, продвинутые сотрудники показали мою капсулу, все что будет в моем распоряжении и входит в плату. Спросили согласие за достаточно приличную цену на скромный комфорт капсульного отеля. Я согласился, оплатил номер и отправился баиньки. Дело в том, что ночь перед вылетом я практически не спал.
Между аэропортом и гостиницей я успел:
- сдать сумку в камеру хранения;
- увидеть Зюганова, важно шествующего в окружении соратников и охраны на митинг, посвященный Дню Рождения Ленина (левые интеллигенты просто чудо, колорит Москве создают отменный, китайские туристы просто пищали от восторга);
- поглазел на памятник князю Владимиру (еще один странный, новый символ Москвы);
- обошел Кремль, обратил внимание на частички "белокаменной Москвы" в стенах;
- полюбовался на стройку века на месте гостиницы "Россия";
- обломался с посещением Мавзолея, доступ закрыли, когда мне осталось примерно 50 метров.
В общем утро выдалось очень насыщенным и я мгновенно погрузился в сон и тут…
Четкий командный голос произнес "В этом здании произошло возгорание, срочно покиньте помещение". Я сначала подумал, что мне снится. "В этом здании произошло возгорание, срочно покиньте помещение"… И тишина… Я подумал, что в гостинице никого нет и побежал на ресепшн. Там никого… «Я сейчас сгорю и даже не увижу ЮАР…». И тут из-за стойки поднимается голова администратора. "Вы не волнуйтесь, это учения, а вот если ночью такое услышите, то надо бежать и спасаться». Блин, какой тут сон! Попил чаю, полюбовался видом на Москву с 47 этажа и пошел изучать окрестности. В первый раз я от метро "Выставочная" поднялся сразу на поверхность и зашел в башню "Империя" по верху через неприглядную стройку. А тут я спустился сразу под землю. Мистически круто идти по длинному пустому, практически безлюдному в выходной день коридору до торгового центра "Афимолл-Сити". Торговый центр я пробежал, сначала меня здесь ничего не заинтересовало, половина аналогичных магазинов находятся в 10 минутах ходьбы от моего дома в Тюмени. И отправился на метро в центр, поужинал в "Теремке" (про фудкорт "Афимола" со стеклянным куполом и "падающими" на него небоскребами я еще не догадывался). Мне надо было решить одну проблему, которая образовалась при подготовке к поездке. Мой смартфон "Самсунг ноут II" жрет столько энергии, что без второго аккумулятора никак не обойтись в путешествии, а запасной у меня грохнул за день до поездки. В это путешествие меня иногда как-то мистически ноги сами направляли в нужном направлении. Я решил, что надо пересесть на станции "Киевская" на длинную ветку "Филевской" линии и проехать несколько станций от центра, а там найду какой-нибудь салон связи. Выбрал я естественно "Багратионовскую" и набрел естественно на наследника знаменитой "Горбушки", торговый центр "Горбушкин двор". Некоторые элементы былой славы остались и самое главное, я нашел хороший аккумулятор для моего старенького смартфона (о чем сильно и не надеялся). А вот окрестный район, куда я направился в целях покупки моего традиционного "сухого пайка": чай, несколько пакетиков кофе, несколько пачек овсяной каши, печень и шоколад, выглядел заметно хуже моей родного окраинного района в провинциальной Тюмени. Но паек я купил и вернулся полностью удовлетворенный в "Москва-Сити". Ночью к счастью было тихо и спокойно "В этом здании произошло возгорание…" слышно не было.
Далее буду приводить затраты, связанные исключительно с поездкой, чтобы можно было сравнить где дороже путешествовать.
Затраты 0 дня:
1. Такси до аэропорта "Рощино" – 500 руб
2. Транспорт в Москве: автобус + метро (карта "Тройка") = 550 руб
3. Камера хранения – 190 руб
4. Завтрак KFC – 288 руб
5. Оплата гостиницы – 1400 руб
6. Ужин "Теремок" – 330 руб
7. Продукты – 370 руб
Итого:3628 руб (64$)
День первый: Москва – Цюрих (аэропорт) - 23 апреля
На следующее утро с новыми силами, я направился прощаться с Родиной. У меня это целый ритуал, как в фильме "Москва-Кассиопея". Сначала Красная площадь, потом Макдональдс в "Охотном ряду" (в Маке я как бы вхожу в «заграничную» жизнь). Здесь у меня случился облом, но я увидел "Ленина" и "Сталина". Заменил Макдональдс на родной "Теремок".
Авиабилеты у "Люфтганзы" я приобрел не столько из-за привлекательной цены, сколько из-за практически идеально удобного времени вылета/прилета и недлинных, но и не сверх коротких стыковок. Перелет в Йоханнесбург производил Swiss Airlines, с пересадкой в Цюрихе: вылет из Москвы в 17:30, трехчасовая стыковка и прилет в Йоханнесбург в 9:15. Идеально в плане check-out и check-in гостиниц и времени пребывания в аэропорту пересадки. Швейцарцы оказались на высоте, все по-немецки четко, по-французски изящно, но с некоторым итальянским шармом. Закормили в обоих рейсах шоколадом и запоили французским вином.
В Москве при посадке у меня случился небольшой конфликт с персоналом, осуществляющим регистрацию на рейс. Молодой человек с умным видом заявил, что не может зарегистрировать меня, т.к. у меня нет визы. Я ему говорю, что с 30 марта между ЮАР и Россией действует безвизовый режим. Он пошел советоваться с начальством. Вернулся и с умным видом стал спрашивать меня о ваучере и страховке ... и зарегистрировал меня на рейс.
В Цюрихе надо было поменять терминалы (это можно сделать без выхода из транзитного пространства), проехался на поезде втроем с молодой русско-еврейской дамой с ребенком, которая направлялась в Тель-Авив: она немного растерялась, я ей помогал ориентироваться, хотя сам два раза проходил досмотр, но швейцарцы - либералы и не так дотошны как, например, немцы. В терминале отправления оказался халявный вайфай (надо только пройти несложную процедуру оформления) и неплохой дьютик (я там купил маленькую бутылочку немецкого ликера).
Второй, десятичасовой перелет из Цюриха в Йоханнесбург прошел на ура, я его почти весь благополучно проспал.
Затраты 1 дня:
1. Завтрак "Теремок" – 374 руб
2. Обед в KFC – 278 руб
3. Доплата в камере хранения за вторые сутки – 190 руб
4. Аэроэкспресс в Домодедово – 500 руб
5. Бутылка ликера в Цюрихе – 300 руб
Итого: 1642 руб (29$)
День второй: Йоханнесбург – 24 апреля
Далее я буду называть Йоханнесбург так, как привык за время поездки, т.е. просто "Йобург".
Когда самолет готовился к посадке в международном аэропорту им. О.Р. Тамбо, я хорошо рассмотрел этот крупнейший город страны сверху. Во время этой поездки невольно сравнивал ее с прошлогодней примерно в это же время года поездки в Бразилию. Так же как и сейчас я начал с экономической столицы, официальную столицу оба раза пропустил. Заехал на главный природный объект: в Бразилии водопад Игуасу, в ЮАР – Крюгер-парк. Посетил два главных пляжно-культурных города страны: в Бразилии - Сальвадор и Рио, в ЮАР – Дурбан и Кейптаун. Ну и небольшое разнообразие в Бразилии внесли Илья-Гранди и Парати, а в ЮАР – Coffee Bay. Различие были: например, Йоханнесбургу я уделил гораздо большее внимание, чем Сан-Паулу.
Йобург сверху выглядит более чем прилично: много зелени, одноэтажные дома, автострады, небольшой многоэтажный центр и такие же небольшие островки высотных домов в северных пригородах. Где же ужасные тауншипы?
Процедура пограничного и таможенного оформления заняла очень мало времени. Я даже не запомнил заполнял ли я миграционную карту. Пограничник спросил у меня про цель и обратный билет и, удовлетворившись ответом, поставил штамп в паспорт и ручкой написал время пребывания. Процедура прохождения границы заняла всего лишь около получаса.
Привет ЮАР!
Самое главное дальше можно не спешить, местное время было около 10 часов утра (разница с Москвой 1 час, с Тюмень - 3 часа). Я спокойно прогулялся по терминалу. Далее все стало несколько сложнее.
Вторая проблема после пересечения границы – обмен валюты. С этим делом в аэропортах ЮАР теперь полная обдираловка. Банки наличную валюту не меняют (личный опыт - был отправлен из офиса банка на втором этаже, на первый этаж в обменники). А в обменниках очень плохой курс. Я обменял 50$ по курсу 10,5 ZAR за 1$ (надо было вообще поменять 20$, этого бы хватило). Потом я еще 2 раза менял валюту, средний курс у меня получился 12,47 ZAR (рандов) за 1$, что примерно на 1 ZAR хуже официального курса.
В аэропорту мне наличка понадобилась только на обед в кафешке сети Wimpy (это где-то средний ценовой уровень). Заплатить и здесь можно было карточкой. Никаких проблем с оплатой карточками у меня не возникало.
Далее я озаботился связью с Родиной и интернетом. После ужасного бразильского опыта, когда я с одной стороны угорел с МТС на 20000 руб, а с другой стороны был практически без местной связи и интернета из-за ошибки при подключении местной симки, я был очень осторожен. Симку "Теле2" я вынул еще в Цюрихе и заменил на международную "Гудлайн". Итак, я нашел место расположения офисов основных сотовых операторов. Я выбрал Cell из-за более выгодных цен на звонки в Россию. Исходя из бразильского опыта сразу заявил симпатичной негритянке, что хочу 3G связь, пакет 1Гб на месяц и 100 рандов на звонки. Дамочка все поняла и быстро меня оформила. Связью я остался в целом доволен. Мне еще достался какой-то бонус за интернет. Первоначальных 1,25 Гб мне хватило с лихвой, осталось даже 400Мб. Ориентировался я по картам maps.me в офлайн режиме. В каждом отеле в той или иной степени работал Wi-Fi. Услугами российских и международных сим-карт я не пользовался. Для звонков еще один раз пополнил баланс в салоне рядом с ж/д вокзалом Кейптауна. Цена звонков в Россию около 3 ZAR/мин или 13 руб/мин.
Итак, деньги есть, связь есть (сразу после выхода из салона отзвонился домой), пора ехать в город. Купил бутылку воды и стал думать, как быть дальше. Можно было позвонить в гостиницу и попросить забрать меня из аэропорта (такое предложение было на их странице на Hostelworld). Но я решил не ждать трансфер, а доехать до станции Rosebank на электричке Gautrain. Дошел до станции электрички, сразу подбежала помощница, показала как купить билет, в стоимость входила и многоразовая карточка, конечно цена проезда не копеечная (трансфер предлагали в ту же цену), но доехал я до Rosebank быстрее ветра, даже с учетом того, что на станции Marlboro пришлось делать пересадку на поезд который курсирует между Преторией и станцией Park в Йобурге. Комфорт поездки очень приличный (вот тебе и Африка), пассажиры примерно поровну белые и черные.
На станции Rosebank я направился за остальными, в основном белыми пассажирами на улицу. И как-то само собой пошел вглубь Роузбанка по пешеходной улице. Заглянул в офис CitySiteseeing, огляделся. Вот обменник, вот KFC, вот банк и т.п. Я успокоился и спокойно зашагал по Tyrwhitt авеню в сторону гостиницы. Повернул направо по Jan Smuts авеню, здесь Роузбанк, застроенный кондоминиумами и офисными зданиями, переходит в Гайд Парк, застроенный в основном одноэтажными домами. Я был естественно готов к тому, что каждый дом здесь крепость, но все же высота заборов и ограждение под током раздражают. Дорога от станции до гостиницы заняла у меня 20 минут. Черные господа и дамы мне встречались, но интереса к моей особе не проявляли, даже нищий на углу Tyrwhitt и Jan Smuts меня проигнорировал, он видимо работал по более состоятельным белым на авто.
Наконец я в оптимистичном настроении дошел до разрисованной ограды лоджа. Райончик тихий, несмотря на довольно оживленную Jan Smuts авеню.
Мне пришлось немного повозиться с тем, чтобы обнаружить входную дверь и звонок в лодж. Наконец, ворота открылись, я был опознан и пропущен внутрь.
Africa’s Zoo Lodge Backpackers оставил у меня двоякое впечатление: очень стильная обстановка в общей комнате и бильярдной с одной стороны, запущенный сад и бассейн с другой. Номер был так себе, но чистенький и все нужное имелось, кроме плечиков в шкафу, но парочку плечиков я всегда вожу с собой.
Разложился и пошел на ресепшн решать два основные вопроса на тот момент: 1) европереходник к розетке; 2) сафари. Адаптер мне был мгновенно выдан. Должности работников гостиницы я так и не понял, у меня сложилось впечатление, что это большой "африканерский колхоз-коммуна". "Главный администратор" (он меня встречал и провожал и через него я решал основные организационные вопросы) предложил мне вариант официального бюджетного сафари с известной турфирмой с отправлением 27 апреля. Меня это предложение устроило, т.к. я два дня могу покататься по Йобургу и Соуэто на автобусах CitySiteseeing, потом четыре дня (три ночи) проведу на бюджетном сафари. Я с карточки сделал предоплату за сафари и доплатил еще за две ночи в этой гостинице. При этом мне было наглядно продемонстрировано, кто платит за бронирование сайту Hostelworld.com: потребитель, т.к. цена номера упала именно на процент предоплаты на сайт бронирования. Решив организационные вопросы я отправился спать.
Все внутри меня "гудело", перелет и начало акклиматизации давали знать. Проснулся я уже после заката от жуткого холода… Африка… да еще и Южная. Во всех гостиницах (кроме Дурбана) в ходе поездки были запасные стеганые одеяла. Я как истинный сибиряк, укутался в одеяла и продолжил акклиматизацию…
Затраты 2 дня:
1. Сим-карта Cell – 250 ZAR (оплата картой)
2. Обед в аэропорту – 100 ZAR
3. Вода, 0,5л – 13 ZAR
4. Электричка "Gautrain" – 177 ZAR (оплата картой)
5. Гостиница, 2 ночи – 748 ZAR (оплата картой)
6. Предоплата за сафари – 2000 ZAR (оплата картой)
7. Предоплата за гостиницу, 2ночи – 677,6 ZAR (оплата картой)
Итого: 3852,6 (карта) + 113 (нал)=3965,6 (318$)
Начало было "боевое" в плане траты финансов. Это не был максимум дневных затрат, но потом из расчета на день дело у меня пошло на убыль.