Пару лет назад, по весне, ездили на турбазу в район Рускеалы, и бедный Опель даже чуть не застрял в раскисшей грунтовой федеральной трассе, где-то севернее Ладоги. В районе Сортавалы, правда, грунтовка сменилась кочковатым асфальтом, на волнах которого нас трясло и швыряло так, что в багажнике взорвалась стеклянная колба термоса, залив все чаем. Та поездка окончательно отбила у меня желание путешествовать по России на нормальной машине, а термосы мы с тех пор покупаем только металлические.
Примерно в тот же год мы пару недель отдыхали дикарями и в Финской Карелии. Тогда все очень понравилось, не в последнюю очередь, удобством финских дорог и организации дикого отдыха – множеством отличных бесплатных стоянок на всех дорогах возле озер, со столиками, скамейками, мусорными баками и зачастую даже с беседками и детскими площадками. Захотелось сравнить финскую Карелию с российской.
На крышу Нивы мы установили нашу замечательную палатку, которая неожиданно вполне гармонично туда вписалась. На Опеле она смотрелась чужеродной, несмотря на большую длину машины. В палатке у нас обычно спит супруга Марина с дочками, а я размещаюсь в машине. В Опеле длины салона от задней двери до спинок передних кресел хватает, чтобы разместиться ногами в багажник, сложив только спинку заднего дивана. Нива - гораздо короче. Однако оказалось, что на пятидверную Шевроле-Ниву, как ни странно, ставят передние кресла от трехдверной классической Нивы, у которой спинки передних кресел откидываются вперед для доступа пассажиров на заднее кресло. Поэтому, открутив боковую заглушку, можно открыть защелку и откинуть спинку переднего кресла вперед. В итоге спальное место в Ниве получилось даже удобнее, чем в Опеле.
Отдельная проблема была с крохотным багажником Нивы, куда не помещалось решительно ничего, не говоря уже о куче вещей, которые даже в огромный багажник обычно Опеля удавалось запихать с трудом. Однако, сложив треть спинки заднего дивана и сняв подушку сидения, мы получили весьма приличное место для багажа, куда все без проблем влезло. Детям, правда, пришлось ютиться на двух третях дивана, чего, впрочем, им хватило с избытком. Салон Нивы довольно широк.
Стартовать мы собирались по направлению к Рускеале, затем двигаться к Петрозаводску, а оттуда вернуться в Петербург, обогнув Ладогу с юга. Была мысль от Петрозаводска двинуться на Медвежьегорск и обогнуть ко всему прочему, еще и Онежское озеро. Но это был план максимум, в реальности который стоило бы продолжить в следующий раз. А вместо гонки по грунтовкам Карелии высвободить немного времени на отдых у лесных озер. Впрочем, июнь - не лучшее время для такого отдыха. Купаться холодно, грибов и ягод еще нет. Но делать нечего, надо отпуск как-то занимать и пятничным утром праздничного дня России наша команда из меня, супруги Марины и двух дочек, Насти, 11 лет и Саши, 3 лет, выдвинулись на внедорожнике из города.
На первом этапе, до Рускеалы, к нам присоединились коллеги с работы и пригожим утром пятницы, когда вся Россия готовилась отметить день России, мы на двух машинах выдвинулись по новому Приозерскому шоссе из города.
Довольно быстро добрались до Приозерска. Мы когда-то уже были в крепости Корела, а вот наши друзья -нет. Поэтому решили заехать.
Стоянка перед крепостью неожиданно оказалась перекрыта ГИБДД. Видимо, в связи с праздником, небольшая, обычно пустая стоянка, была заполнена туристическими автобусами. Пришлось парковаться через дорогу напротив, возле магазинов. Заодно перекусив неожиданно вкусным чебуреком из забегаловки у стоянки.
001-Корела
Крепость Корела – каменная крепость на Кукушкином острове реки Вуоксы. Деревянная крепость была заложена здесь в конце XIII века новгородцами для защиты от шведов. После пожара там стали строить каменные здания. Круглая башня крепости - постройка шведского времени, XVI века.
Позже крепость управлялась литовцами, затем шведами. Затем вернулась к России, была подарена шведам Василием Шуйским обратно. Во время Северной войны, крепость была опять отвоёвана у шведов, а к окончанию Русско-шведской войны 1808—1809 годов утратила свое приграничное значение и использовалась, как тюрьма. В частности, тут держали семью Емельяна Пугачёва и декабристов.
Кстати, в 1996 году у стен крепости снимались эпизоды кинофильма «Брат».
Немного погуляли по крепости. В музее мы были, а вот в круглую башню в прошлый раз попасть не удалось. Но в этот раз она оказалась открыта, и мы даже немного послушали внутри экскурсию о том, как эти места присоединяли к России, после чего Ладога стала внутренним озером России, а нам представилась возможность сравнить, как отличается финская Карелия от Российской - при одинаковом климате, населении, природе и пр.
002-Корела
После Приозерска двинулись дальше. Вновь отстроенные участки трассы “Сортавала” сменялись пыльной старой грунтовкой, похожей на стиральную доску. И это – основная федеральная трасса к северу от Ладоги. Помниться, пару лет назад на Опеле мы тут чуть не застряли на Опеле по весне. А совсем рядом, за границей с Финляндией – давно уже идеальные дороги, чтобы проехать по которым не нужен внедорожник.
Впрочем, это я утрирую, по сравнению с дорогами, которые нас еще ждали впереди, эта грунтовка – дорога весьма высокого качества. А ближе к Сортавале грунтовка вообще сменилась асфальтом. Два года назад наш бедный Опель на этом асфальте швыряло так, что лопнула стеклянная колба в термосе, залив багажник теплым сладким чаем, но это, конечно, я придираюсь. Может, доделают, таки, эту трассу, раз начали, лучше поздно, чем никогда. Непонятно, правда, почему она так и останется двухполосной, с очень трудными обгонами.
Доехали до поселка Куркиеки. Вышли посмотреть на памятники на месте двух финских и одного советского военных захоронений. Рядом - фундамент кирхи, странным образом сгоревшей, когда здание хотели передать под православную церковь.
003-Куркиеки
004-Лахденпохья
Двигаясь дальше, доезжаем до заброшенной Лютеранской церкви 1850 года, в п. Лахденпохья, сгоревшей в 1977 году. Руины огромной церкви, рассчитанной на 3000 прихожан, поросли деревьями и кустарниками. Было интересно наблюдать за карельскими деревьями, ловко цепляющимися корнями за стены здания.
005-Лахденпохья
За Сортавалой мы ненадолго разделились с друзьями. Они заехали в кафе пообедать, а мы решили подогреть продукты, взятые из дома, на газовой плитке, как обычно это делаем.
Поскольку правильный прием пищи требует соответствующей обстановки, решили заехать к порогу Кангакоски, который был неподалеку.
Удивительно, но в Озерном Крае, полном озер и лесов, очень трудно найти полянку на берегу или даже просто съезд к воде, чтобы отдохнуть. Нет стоянок вдоль дорог. Многие дороги в лес намеренно перекопаны трактором. С одной стороны, понятно, это сделано, чтобы наши воспитанные соотечественники не загадили природу. С другой стороны, если считать людей животными, они такими и станут в итоге. Но создать нормальные условия для людей, хотя бы оборудовать стоянки с регулярно вывозимыми мусорными баками и туалетами, как в соседней Финляндии, конечно, сложнее.
006-Порог Кангакоски
Впрочем, переехав типичный карельский деревянный мостик, мы увидели симпатичную полянку на берегу речки, рядом с порогами. Чуть поодаль виднелись каменные опоры старого моста, а рядом находился старый финский фундамент. Прогулявшись по берегу, увидел дорожку к каким-то построенным выше домикам, но туда мы, конечно, не пошли.
Въезд машинам на полянку преграждал заборчик, что вполне правильно и понятно, но тропинка рядом уверенно вела к столику и скамеечкам, сколоченным из строительного мусора. Мы даже не стали доставать свои стульчики и столик, чтобы по-быстрому перекусить.
007-Порог Кангакоски
Мы уже почти закончили и начинали собираться, когда на полянку откуда-то сверху, со стороны расположенных там домиков, вышел какой-то мутный мужичок и настойчиво потребовал, чтобы мы немедленно оттуда убрались. Наши миролюбивые объяснения, что вход был открыт, никаких объявлений о запрете входа не было и что не надо так на нас наседать, мы вообще скоро уедем, забрав с собой весь мусор, как только дети доедят - его вообще никак не тронули. Он напористо требовал, чтобы мы немедленно уходили или платили ему деньги за нахождение в данном месте. Дошло до того, что он стал угрожать спустить на нас собак и “позвонить ребятам, чтобы разобрались”.
Несмотря на все это мы спокойно объяснили ему, что согласно статьи 6 Водного кодекса РФ он вообще не может предъявлять каких-либо прав на данное место, и что “полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования”.
Грозный мужичок замялся, а после просьбы назвать нам свою фамилию неожиданно совсем стух и, побегав вокруг еще пару минут, слился в обратном направлении. Пазок еще, впрочем, выглянув из-за деревьев.
008-Порог Кангакоски
Как я позже выяснил, там действительно находится частная турбаза, владельцы которой и не гнушаются идти на нарушения и даже преступления. Угрозы – серьезное преступление, но портить отпуск обращением в милицию нам не захотелось.
На самом деле, можно было бы еще отправить запрос в Природоохранную прокуратуру с просьбой проверить факт нарушения водного кодекса. Но, формально-то, доступ на берег был открыт. “Забор не является препятствием для пользования береговой линией, поскольку имеется свободный проход к этому месту. Фактически он обозначает территорию, которая регулярно убирается от мусора. Таким образом, статья 6 Водного кодекса не нарушается”. Как-то так пишут ответы в подобных случаях. А мутными мужичками должно заниматься другое ведомство.
Но, если будете в тех местах, имейте в виду, кто скрывается там под личинами радушных хозяев. И поищите другое место для отдыха. Не стоит поощрять своими деньгами людей подобного сорта.
Ну, а мы запили обед чаем, посидели, отдохнули, помыли посуду, собрались и поехали дальше, надеясь, что это будет последняя неприятность в поездке. И, забегая вперед, скажу, что так оно и случилось, хотя многое оказалось не совсем таким, каким виделось из дома. У нас уже традиция такая, в начале путешествия случается какая-нибудь микро-неприятность, словно концентрируя в себе весь возможный негатив поездки, зато потом вся поездка проходит великолепно.
009-Порог Кангакоски
Мы едем дальше, к Рускеале, сильно разрекламированной карельской достопримечательности.
По дороге заезжаем взглянуть на пару забитых в навигатор интересных точек. Это должны были бы быть пороги на реке, но в обоих случаях мы их не нашли. Точки для навигатора я искал в Интернете сам и, по-видимому, иногда попадал на неверную информацию. В данном случае, думаю, эти пороги были попросту неверно указанными координатами рускеальских водопадов, попавшими на соседнюю речушку.
Несмотря на это, в первом случае мы доехали до симпатичного деревянного моста, порядком обветшавшего и местами провалившегося так, что въезжать на него мы уже побоялись. А во втором случае мы неожиданно встретили наших друзей, оставленных в кафе Сортавалы. Двигаясь по нашим же точкам, они тоже забрались в лес по плохой дорожке лишь для того, чтобы обнаружить продолжение дороги, проходимое только на лесовозах, траву и кустарник, скрывающие речушку и тучи комаров, радостно приветствующих туристов.
010-Рюттю
Выезжаем обратно на шоссе и вскоре доезжаем, наконец, до настоящих рускеальских водопадов. Их видно с дороги, а сами водопады, по сути, всего лишь пороги - превращены в аттракцион для туристов.
011-Рускеальские водопады
На реке Тохмайоки есть много порогов и небольших водопадов, известных любителям экстремального сплава. Среди них самый красивый – рускеальский водопад Ахвенкоски. Он состоит из четырех порогов и получил известность благодаря советскому фильму «А зори здесь тихие» (1972). В переводе с финского языка его название означает «Окунёвый порог».
012-Рускеальские водопады
От нижней площадки с ларьками и стоянкой можно по живописной лесенке добраться до второго водопада, расположенного чуть выше. Вдоль лестницы установлены деревянные скульптуры, рядом с которыми все с радостью фотографируются. Народу очень много, длинные выходные, все же, поэтому сделать хороший снимок с водопадами очень сложно. Думаю, выбирать праздники для посещения такого места с моей стороны было не слишком умно. Уже через пару дней тут вообще никого не было бы, а у нас еще неделя впереди. Ну, поздно об этом думать.