Куба мне понравилась. Не так, чтобы – «Ух -ты!». Но все таки…. В процессе подготовки, изучения свежих отчетов, особенностей страны сложилось ощущение, что «все дорого, смотреть нечего и кругом вымогатели и попрошайки». Наличие довольно многочисленной группы так называемых «кубанутых» вселяло некоторые надежды, что не все так плохо должно быть. Так и получилось, поэтому уже в первые пару дней напряг тяжелых предчувствий развеялся, и началось обычное путешествие.
Автомобиль
Освоение страны у меня начинается с аэропорта и получения в прокат авто.
Изучая ситуацию с арендой авто на Кубе понял, что вариантов не много. Есть дорогие и очень дорогие. В результате за 38 979 р забронировал в Кубакар авто среднего класса с МКПП на 8 дней. По факту, предъявив оплаченный ваучер получил Emgrand Geely с пробегом 100 тыс.км (подозреваю, что реальный пробег больше, так как спидометр периодически переставал работать и одометр переставал считать километры), покоцанный в круговую, подкрашенный кисточкой и гремящей подвеской.
Хотя, забегая вперед, скажу, что машина честно пробежала около полутора тысяч километров по дорогам Кубы (в том числе и совсем убитым) и ни разу не подвела.
Машину у прокатчиков я получил не сразу, а лишь через два часа (готовили на сервисе, как мне объяснили), но это, скорее всего, кубинская специфика – никто никуда не торопится.
Насчет «машина не подвела» хочу описать интересный случай. В районе диких пляжей залива Свиней остановились искупаться. Довольно много машин стояло, дайверы местные с берега заходили, кругом красота и лазурное море.
Подходит дядька (тот, что в белой шляпе у серебристого "Пежо") и на хорошем английском спрашивает помощи по машине: «Сломался аккумулятор – чего делать?» Подходим, включаем зажигание, фары – все горит – говорю «Аккумулятор в порядке, или предохранитель перегорел в цепи стартера или реле сдохло. Давайте переставим из другой цепи исправный предохранитель»
Дядька говорит: «Нет, нельзя, вдруг чего-то сломаем». Ну тогда давайте, говорю, с толкача заведем (коробка механическая), вон, говорю, народа много кругом – толкнем. Он опять боится – ну и жди, говорю, сервис от прокатчика. Не знаю, чем закончилось – мы уехали.
Еще важные моменты, которые хочу отметить для будущих исследователей Кубы. Деньги «за парковку» 1-2 кука берут практически везде, подозреваю, что не официально, местные бандиты. Я смирился и не парился по этому поводу. В касах, где останавливался – были свои парковки за воротами. За бензин специаль берут наценку с тех, у кого нет какой-то местной карточки. Прилично так берут, чуть не 20 %. Литр получается 1,20 кука.
С навигацией вопрос надо решить в России. Я с собой брал Гармин с «якобы» свежей картой и закачал на iPhone приложение maps.me с картой Кубы – только им и спасался. Отлично работает в качестве навигатора и для Гаваны, и для совсем захолустных дорог-тропинок.
Дороги среднехреновые, случаются и ямы, и открытые колодцы. Что, впрочем, россиянам не в новинку. Зато машин мало. Настолько мало, что в столице семиполосную дорогу в центре переходишь спокойно без переходов и светофоров.
Есть правда одна особенность – особенно в провинции очень много гужевого транспорта. Причем не для туристической забавы, а для обыденной жизни кубинцев. Это иногда напрягает. Едет медленно, может встать и просто стоять (ждать чего то или со знакомым разговаривать ) и хрен его объедешь.
В общем ездить по Кубе достачно комфортно, пробок нет, машин мало (видимо из за этого шофер - почитаемая профессия и ездят они очень аккуратно). Иногда правда странные ощущения охватывают– как раз недавно читал фантастику Андрея Круза про всякие параллельные реальности – так вот едешь по деревенской дороге, деревья какие-то на березы похожие, в поле трактор «Беларусь» пыхтит, навстречу едет «москвичок» и следом раздолбанная «копейка» - будто попал в какую-нибудь тамбовскую область 70-х годов. Только вдруг раз – пальма, другая, а трактором управляет кучерявый негр и вдалеке начнет проглядывать изумительное бирюзовое море.
Сдать машину, как я понял, можно в любом представительстве КубаКар. Я сдавал в центре Гаваны. Офис в лобби Центрального отеля. Сделал два круга вокруг отеля прежде чем в наглую запарковался у центрального входа и вызвал служащего компании. Тот бегло осмотрел, забарл контракт и его сотрудница вернула наличный депозит. Слегка переживал за разбитый дублер поворотника на водительском зеркале заднего вида. Заметил, что поворотник разбит на третий или четвертый день. Отъезжая от "Плаза Америка" в Варадеро. Подумал, что разбили охранники, что не заплатил им песо за парковку (читал про похожие случаи). А может он и с самого начала был разбит. В Сиенфуэгосе подъезжал в контору КубаКара, на смеси языков и знаками объяснил проблему, сотрудник посмотрел мой контракт и сказал, что тут отмечено, что он уже был разбит. В общем, загадочная история.
Общие впечатления
Бедная страна, чего тут говорить. Наверное самая бедная из тех, что я видел. Это - главный минус Кубы. Но, как уже сказал, не фатальный. Знание испанского языка, хотя бы по-минимуму, значительно облегчило бы восприятие да и само путешествие. Кубинцев, с кем так или иначе пересекался во время поездки могу условно поделить на четыре неодинаковых группы:
1. Те, кто так или иначе связаны с туристическим бизнесом. В кафе-ресторанах-сувенирных лавках. В сфере обслуживания, например, в дайвинге, хозяева сдаваемого жилья (тут правда столкнулся однажды с неприятным исключением). У них, как правило, более-менее деловой подход, разумное стремление заработать (а не выпросить денежку) и сносное владение английским языком. Они не говорят о революции и не состоят в партии. Это тоже привлекает.
2. Те, кто так или иначе были связаны с СССР. Учились или работали в СССР, женились/вышли замуж на нашего соотечественника, работали в совместном с СССР предприятии или на нашем оборудовании. Эти явно или неявно считают, что СССР их предал, предал их революцию, а потому приехавший из России турист должен за это предательство заплатить куками. Осознав такой расклад, мы старались с такими людьми общения избегать. Даже не из-за того, что жалко на революцию 10 куков, а само общение сводится к жалобам на тяжелую жизнь (особенно с теми кто все еще говорит по русски) и это реально напрягает.
3. Бывшие соотечественники. Как правило, это возрастные женщины, которые еще в СССР как-то выскочили замуж за кубинца и теперь тут кантуются. В прошлом они считали, я думаю, что сделали удачную партию и рванули из-за "железного занавеса" к чудному морю, да и вообще заграницу. Наверно тогда это и вправду был удачный ход. А сейчас... Была у нас в Гаване одна такая - муж умер пару лет назад, вот думает чего ей теперь делать. В общем грустно...
4. Ну и все остальные, с которыми так или иначе пересекаешься. Не могу сказать, что они более приставучие или вымогающие, чем в среднем по миру. В любом случае, с моей точки зрения, до ланкийцев кубинцам далеко. Короче люди, как люди. Бедные, но гордые! Революционеры, одним словом!
Кстати так и не понял для себя, насколько средний кубинец трепетно относится к завоеваниям революции и перспективам строительства коммунизма. По количеству и содержанию плакатов об этом судить трудно: у нас вон в конце 70-х сколько плакатов с обозначением линии партии было и еще больше анекдотов про лидеров государства и строительство коммунизма.
Море
Море у меня в приоритете. Нет хорошего моря – страна для поездок даже не рассматривается. Море на Кубе есть! Замечательное! Вода изумительного бирюзово-аквамаринового цвета и не где-то у горизонта, а прямо там, где ты в него заходишь. Это перевешивает для меня все остальные неудобства и сложности острова Свободы.
При том, что человек я не пляжный – не лежу тюленем, не загораю, а могу просто смотреть на море. Пляжи, те, что видел, были всякие: длинные песчанные пляжи Варадеро
и каменистые бухты Кочинос (залива Свиней)
Море в районе Сиенфуэгоса
И даже просто море в черте Гаваны. Почему там не купаются так и не понял: в черте Сочи море в 100 раз хуже и грязнее, но ведь толпа людей и городской пляж по всей длине побережья.
– каждый по своему хорош. Хотя на мой взгляд, слава варадерских пляжей несколько преувеличена – золотая миля Канкуна или филиппинский Белый пляж на Боракае больше соответствуют среднестатистическому представлению о суперпляже. Кайо Ларго в рамках 10 дневной поездки никак не вписывался. Температура везде примерно одинаковая – 27-27,5 градусов – то есть достаточно комфортная для купания и в то же время освежает на 35 градусной жаре.
Дайвинг
Дайвинг, в тех местах, где удалось понырять дорогой и неинтересный. Стоимость везде одинаковая – 35 куков за дайв. При чем без разницы в своем ныряешь или прокатном, с берега ногами заходишь или тебя везут на белоснежной яхте час и больше до места погружения - особенности плановой экономики, надо полагать.
Дайверская яхта
Дайверов на яхте было 5 человек и два снорклера - мои девушки. Кстати за снорклера взяли по тридцатке с носа. При том что еды не дают - только напитки.
Из живности под водой относительно часто встречаются только лобстеры. В чем причина – не знаю. Мой уровень испанского не дал возможности выяснить. Своих версий нет, ведь на Юкатане, который даже севернее картина иная.
Выдел ныряльщиков по местным сенотам, но после юкатанских даже не интересовался что и почем.
За свою дайверскую жизнь выработал отношение к дайвингу такое, что не расстраиваюсь, если мало живности. Море то все равно красивое, посмотреть, жабры промочить – уже хорошо!