- Сколько тебе обошлась эта шуба?
- Сорок истерик!
- Да, недешево…
По аналогии (шутка):
- Сколько тебе обошелся этот круиз?
- Сорок истерик…
В каждой шутке только доля шутки. Или правды. Ну что это – сорок истерик… Конечно же, нет. Ну какие сорок истерик. Как сейчас принято, всего 39, 99. Тридцать девять и девяносто девять сотых. Ладно, опять шутка. Пришло лето, и лето какое-то невнятное, но, все равно, летом – только на север. Или на север - только летом, что по сути то же самое. К тому же хочется, наконец, посмотреть балтийские столицы, до которых мы еще не добрались.
Короче, едем по Балтике, 13 дней.
Копенгаген - Киль - В море - Таллин - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Стокгольм - Варнемюнде - В море - Копенгаген - Копенгаген
Особенно прикольно заявиться в Петербург из-за границы на два дня и опять за границу же и уехать.
Как там было в нашем детстве… Мистер Твистер, бывший министр… …Но дочка сказала: « - Хочу в Ленинград»
Лишний раз побывать в Питере - это как получить еще один подарок.
Прилетаем впервые в день отплытия, что, в общем, рискованно. И как раз пошли какие-то тревожные заметки: то Алиталия бастует, то Люфтганза… С облегчением вспоминаю, что мы-то летим Аэрофлотом, а у него не бывает забастовок. Значит, в круиз гарантировано попадем.
Что еще сказать про Аэрофлот… Стюардессы красивы и безупречны, взлет и посадка супермягкие.
Наш кораблик - Зюйдердам компании Холланд Америка. В аэропорту Копенгагена в зале прилета стойка Зюйдердама для оплативших трансфер до порта. Не оплатившим предлагают оплатить прямо там, и поехать на их автобусе. Но мы выбрали такси. Показали таксисту круизные билеты, потыкали в надпись «Зюйдердам», и он привез нас куда надо.
Такси из аэропорта Копенгагена до морского порта (дальний причал Океанкай) около 340 крон. Карты принимают. С рублевой карты списали 3.000 руб. с чем-то. Кому нужна цена в евро, можно посчитать.
Куда катится этот мир… На регистрации среди прочих сотрудников сидит баба в хиджабе. На мой взгляд, это уже безобразие - крупная международная, отнюдь не арабская, компания, и происходит сие надругательство над здравым смыслом в северной стране; на подобных должностях ведь принята форма, дресс-код, и, вот, пожалуйста, у всех на виду сидит тетка, замотанная в платок. Ну нельзя же совсем уже плевать на свои традиции в угоду чужим. Важен внешний вид сотрудников, лицо компании. А так – мало ли кто в чем на работу ходить захочет: индусы в чалме, растаманы в дредах, панки в иракезах, феминистки топлес, папуасы в чем мать родила… Спасибо, что хоть не в парандже. Если бы я знала, как и куда, то охотно накатала бы жалобу. Хотя не думаю, что поможет.
Оформляться пошли, естественно, к нормальной сотруднице. В круизных документах было указано, что в день посадки можно взять на борт две бутылки вина в ручной клади. Что мы, конечно с удовольствием выполнили. Две взял Толя, и две я. Вино купили в дьютике в Шереметьево. А в чемодане благополучно приехала неразрешенная бутылка рома. Потом в Питере пронесли еще бутылку виски, перелив ее в пластик.
Про корабль. Зюйдердам – это южный ветер. Что сказать про него… Плавать на Зюйдердаме комфортно и приятно. Кораблик отнюдь не новый, но удобный. Удобство это обусловлено не конструкцией собственно корабля, а организацией быта пассажиров и заботливостью экипажа.
Компания Холланд Америка позиционируется как класс премиум. Что я могу сказать по этому поводу. Сам корабль ни разу не «премиальнее» кораблей класса «стандарт». Более того, если сравнивать именно корабли, то, например, Фантазия выглядит многократно премиальнее Зюйдердма, и Диадема, кстати, тоже. На Зюйдердаме интерьеры кают и палуб весьма скромные. Размера он не огромного, но и не маленького. Девять полноценных палуб и десятая надстройка. Возле лежаков и шезлонгов пледы и пляжные полотенца. Но атриум совсем крошечный, больших пространств для прогулок и тусовок нет. Кораблик довольно скромный и несколько потрепанный.
А вот сервис на Зюйдердаме отличается в лучшую сторону, персонал ну очень старательный и приветливый, любезный и услужливый, причем, абсолютно весь и любого уровня. Все улыбаются, почтительно здороваются и постоянно благодарят. За что благодарят – не особо понятно. Вроде выходит, что просто за то, что ты плывешь на этом корабле.
Питание. Нормальное такое питание. В ресторане по меню готовят хорошо, обслуживают красиво. Меню каждый день разное, за исключением нескольких блюд, которые есть всегда. В буфете – нормальная буфетная еда. Неплохая, но и ничего особенного. Две недели одно и то же в основном, но всегда можно выбрать что-то для себя. В главном ресторане вода и чай бесплатно за ужином (бывает далеко не на всех кораблях), буфет (в облегченном варианте) работает всегда, возможно, круглосуточно. Чай, вода, закуски и что-нибудь горячее - в любое время.
Каюта. Каюта как каюта. Ничего плохого и ничего особенного. И уж точно не лучше, чем в классе «стандарт». У МСЧ, например, каюты многократно красивее. В шкафу висят халаты, в ванной в диспенсерах шампунь, бальзам и гель для душа. И в бутылочке крем для тела. Вот бальзама и крема на всех предыдущих кораблях не было. И ванна в каюте тоже впервые. Три раза за круиз поменяли постель, полотенца и халаты меняют, если кинуть их на пол.
Большой балкон-терраса. Все балконы, что над нами, немного поуже. Дверь не отодвигается, а открывается. Мне больше нравится, когда отодвигается. В открытом положении дверь фиксируется, подпирать ее ничем не надо. Правда, обнаружила я это через пару дней, а до этого подпирала шезлонгом.
Да, вот еще что. В первый же день списали с карточки 1467 долларов. При том, что сервисный сбор (чаевые) 13 долл. на человека в день. То есть, 13х2х13=338 долларов.
Отплытие аж в 22.00, заселились около 13.00, времени вагон и тележка. Раньше бы я понеслась скорее смотреть новый город. А тут – банально неохота. Пока ехали в такси, вроде, чуть посмотрели. Привыкли к поездкам, потеряли нюх, обленились. Но извиняет то, что на обратном пути еще будет возможность посмотреть Копенгаген. Разобрали вещи, пообедали, прогулялись по кораблику. Поплавали в бассейне (закрытом) – все бы хорошо, бассейн неплохого для корабля размера, и народу кроме нас никого, но слишком теплая вода. Раньше я думала, что чем теплее, тем лучше, оказалось, это не так. Дома я привыкла к температуре 28-29 градусов, здесь, по ощущению, градусов тридцать пять. И это уже чересчур, плавать тяжело и не особенно приятно. Но все равно, свои обычные сорок минут проплавала.
На ужин свободная рассадка. Поскольку соотечественников не наблюдалось, попросили столик на двоих. По-моему, мы были вообще единственные русские на всем корабле. Никаких объявлений на русском нет, вечерней газеты на русском нет, русского меню в ресторане нет. Русскоговорящих сотрудников тоже нигде нет, за исключением парикмахерши из Одессы в салоне. Русских каналов в телевизоре тоже, понятно, нет.