Билеты на поезд были куплены, хостел забронирован, виза получена безо всяких проблем, и эстонцы даже не пожалели полугодовой мульт...
День первый.
Мы прибыли в Таллин на поезде днем в обед. Погода радовала уже из окна поезда голубым небом и солнцем. От ж/д вокзала дошли пешком до хостела. Хостел, оказалось, расположен очень козырно. Рядом с портовым терминалом и мариной, минутах в двадцати пешком от вокзала, и минутах в пяти неспешной ходьбы до входа в старый город. Вообще, в центре Таллина все расположено очень близко. А учитывая, что ходить пешком мы любим (в первый же день мы «нашагали» 18 километров, согласно данным браслета-шагомера), то передвигаться в центре без общественного транспорта не составляло никакого труда.
Заселившись, мы отправились в Старый город Таллина. Это необыкновенно живописное место. Пожалуй, даже трудно оценить время, которое понадобится на осмотр всего Старого города. Мы за все дни были в нем три раза, и каждый раз обнаруживали новый улочки, проходы, интересные дома или соборы. Гуляя по Старому городу, нет смысла убирать фотоаппарат в сумку – на каждом повороте, в каждой подворотне открывается интересный вид, который хочется рассмотреть или запечатлеть. Туристов – необычайное множество. Сложно даже сказать, из какой страны превалирует количество туристов: слышны разговоры на самых разных языках.
Вид на Ратушу с боковых улиц
Здания на Ратушной площади
В Старом городе помимо видов есть множество музеев и соборов, которые интересно посетить, но, прежде всего, конечно интересно ходить по нему пешком и открывать разные уголки. Старый город состоит из двух частей: нижней и верхней (Вышгорода), и из одной и из другой открываются совершенно потрясающие виды.
В городе, в принципе, есть информация для туристов, но в основном, она на английском (какие ворота для чего служили, или какой собор когда построен). Так что, если с английским проблемы, лучше купить путеводитель по городу. На русском языке мало где есть информация.
Одни из ворот в Старый город
Кафешек – великое множество, везде вывешено меню снаружи, можно сначала оценить набор блюд, а потом уже садиться. Цены на второе блюдо начинаются от 10 евро и выше. Вообще, если сравнивать с Литвой и Латвией, то кухня Эстонии мне понравилась больше, блюда поизысканнее и поразнообразнее. Хотя, надо сказать, меню везде необширные, горячих по 4-5 блюд всего. Из напитков популярен, конечно, Vana Tallinn (ликер, которые выпускается в варианте как травяного, так и кремового), ну и присутствует в меню ряд других напитков.
Маленький лайфхак для ценителей всевозможных напитков. В порту (где мы жили) расположено великое множество алкосупермаркетов. Такого разнообразия напитков я не видела никогда ни в одном дьюти-фри. В Эстонии достаточно низкие акцизы на алкоголь. Поэтому финны, шведы, приезжающие на пароме, затариваются там по полной. Мы сравнивали цены на хорошие напитки с ашановскими, и в Таллине они действительно ниже.
Еще немного видов Старого города
Вид на нижний старый город со смотровой площадки Вышгорода
Вечером в субботу в порту было оживленно, а в ближайшем караоке пели цоевскую «Кукушку» на русском языке. В остальные дни вечером порт и город вымирал.
Вечер в порту
День второй
Утром мы позавтракали в хостеле. Стоимость завтрака 4 евро. Если питаться так каждый день, то, конечно, однообразно, но на три дня было ничего: кофе, вкусная колбасная нарезка, йогурт, хлопья, сок, яйцо, масло и свежий хлеб. В общем-то, в городе все открывается после 10 часов утра, а учитывая, что день у нас начинался чуть раньше – завтрак в хостеле был удобен.
Сначала мы отправились покорять башню святого Олафа (церковь Олевисте). Это именно та башня, которая всегда бывает на рекламных видах Таллина. Подъем стоит 3 евро. Поднимаешься по узкой каменной винтовой лестнице, периодически вжимаясь в стену и пропуская тех, кто уже спускается. Наверху открываются очень красивые виды на все четыре стороны, но ходить вокруг шпиля не очень удобно, узкие проходы. Опять же ж, лучше приходить к началу работы, потому что потом приходят толпы туристов, и свободно насладиться подъемом и видами становится довольно проблематично.
Башня в церкви Олевисте
Вид со шпиля башни Св. Олафа
Дальше путь наш лежал во дворец Кадриорг, построенный по приказу нашего Петра I. Дворец и парк вокруг напоминает наши предместья Петербурга. Мы купили билеты во дворец, сейчас это художественная галерея, но часть интерьеров есть восстановленных.
Парк и дворец Кадриорг
Между парком Кадриорг и морем находится скульптура, посвященная потопленному броненосцу российского флота «Русалка», в окружении сирени и других живописных деревьев.
Начал подкапывать дождь и заметно похолодало. А нам в этот день еще предстоял концерт Раммштайна на летнем фестивале. И, несмотря на то, что Певческое поле Таллина находилось в пяти минутах от Кадриорга, мы приняли решение сходить в хостел за куртками. Не, нуачо(с), бешеной же собаке семь верст не крюк, 3 километра туда, 3 километра сюда.
Погода в Таллине меняется с удивительной скоростью. И уже примерно через час, когда мы шли на концерт с куртками и толстовками, мы несли их в руках, поскольку небо стало синим, солнце желтым, а от дождика и бурного моря не осталось и следа.
На фестивале мы по-быстрому прикупили себе брендированных маек, и слились с толпой. Не буду описывать впечатления от концерта, одно можно сказать, что для меня – это одно из энергетически сильных событий в жизни (и первый концерт, на котором я была шесть лет назад, и сейчас тоже). На Певческом поле было более 30 тысяч человек зрителей. Литовцы, финны, латыши, шведы, датчане, россияне – это только те, кого удалось более-менее идентифицировать. Учитывая, что все население Таллина составляет 400 тысяч человек, можно сказать, что на концерте присутствовала десятая часть города.
В кадре примерно треть зрителей концерта Раммштайн на Певческом поле
Обратно мы шли пешком. Во-первых, было тепло, во-вторых, все дороги были перекрыты. В третьих, хотелось найти супермаркет и купить воды. Но сделать это в двенадцатом часу ночи практически нереально. Все магазины закрываются в 22.00, максимум в 23.00. В результате, набрели на автозаправку, где уже стоял огромный хвост народа в майках Раммштайн в очереди за бургерами и лимонадами.
День третий.
В этот день, мы брали в прокат машину. Бронировала я ее еще из Москвы, при этом без всяческой предоплаты и без внесения данных кредитной карты. Поэтому все время была некая боязнь, что что-то пойдет не так. По приезде в Таллин мы списались с прокатной конторой, менеджер которой подтвердил, что все в силе и машина будет. Бронировали мы класс опель корса. Подогнали нам рено клио, новенькую, живенькую. Стоил прокат за сутки 39 евро, еще мы заплатили каско 15 евро (но это необязательно). Надо сказать, что машина отличная. Она хорошо держит дорогу, экономичная. Накатав почти 500 километров за этот день по стране, мы заправились потом всего на 30 евро. Брали мы машину при жутком дожде и серости. Немного расстроились, что день пройдет при плохой погоде, однако же поехали.
Первой нашей точкой был город Хаапсалу. Жители города исторически были шведами по национальности. Поэтому городок состоит из замка и небольших домиков, реально напоминающих старую Швецию. Хаапсальский замок при дожде выглядел брутально-устрашающе. Сразу все легенды про «Белую даму», которые описаны даже в официальном путеводителе при входе в музей, стали казаться реальностью. В замке мы походили по внутренним музейным помещениям, осмотрели подземелье, систему отопления, выставку «Замки Балтии», храм, и дальше отправились гулять по городу. Долго гулять по дождю нас не хватило, пришлось пить вкусный кофе в местной пекарне и ехать на машине осматривать местное озеро и мыс, уходящий в море.
Епископский замок в Хаапсалу
Улицы в Хаапсалу
Далее мы поехали в деревню Виртсу, от которой уходят паромы на остров Сааремаа. Надо сказать, что дороги в Эстонии очень хорошие. За день встретился только один ремонт, да и тот – километров на пять. Машин очень мало. Частенько километров на десять езды не попадалось ни одной машины. Вокруг – леса и сельские хозяйства. Полицейских нет. Есть камеры, но о них предупреждает табличка.
Добравшись до Виртсу, мы купили билеты на паром (вместе с машиной). Стоимость – 8 евро за машину, и по 3 евро за человека. Паром немаленький, вмещает 160 автомобилей, и едет всего минут 20 между островами. После этого, до столицы острова – города Курессааре необходимо проехать еще 75 километров. И это далеко не весь остров. Он огромен. Мы даже забыли про утренний дождь, так как Сааремаа встретил нас идеально синим небом с большими белыми облаками, синим морем и ярким солнцем.
В городе есть замок, почти сказочный и нарядный, вокруг которого ров, заполненный морской водой, башни, все – идеально сохранившееся.
Замок в Курессааре
Рядом с замком – залив с теплым морем. А сам городок – совершенно в другом стиле, нежели Хаапсалу. Каждый домик – маленький сказочный дворец.
Туристов здесь, конечно же, не столько, как в столице. Но, может быть, потому, что мы попали в будний день, не берусь утверждать. Самостоятельно добираться на Сааремаа без машины затруднительно! Общественный транспорт по острову практически не ходит. И при переправе туда и обратно мы не увидели ни одного туриста пешего или велосипедного. Хотя, для них предусмотрены специальные проходы на паром.
Вернулись мы в Таллин поздно ночью. Предварительно заправились на автоматической заправке. Она, кстати, чуть дешевле, чем классическая. Поставили машину на стоянку в порту (3,5 евро за сутки) и, погуляв, отправились спать.
День четвертый
Наутро, сдав машину, мы «затарились» в портовом супермаркете сувенирными ликерами, сдали номер и отправились в старый город в музей храма Святого Николая. Походив по нему, мы пообедали в марине, забрали вещи и решили идти пешком до вокзала. Но тут подкатил велорикша, и решено было ехать с ветерком. Поскольку к вокзалу мы прибыли рано, остаток времени до поезда мы коротали, сидя в парке у подножия Вышгорода с вот таким шикарным видом на Вышгород. И опять – погода нас баловала, совсем не хотелось уезжать...