Началось с уважительной причины - заканчивался полугодовой шенген. Потом нашлись через skyscanner дешевые билеты в Вену. 100 евро на человека. Ну, и мы полетели.
Путеводителей, как всегда, заранее почитать не успел. Это теперь я знаю, что такое настоящий "захер", и с закрытыми глазами отличу штрюдель от шницеля. А раньше-то я знал только: Виндобона, Габсбурги, венские классики и венский вальс, переходящий в венский лес.
Забегая вперед, как выражается Усейн Болт, скажу, что Вена - город красивый, чистый и присопособленный для комфортной жизни. В пределах Ринга - вдвойне.
Вы только не напрягайтесь сразу, представьте себе для начала Москву в пределах Бульварного кольца. Теперь представьте, что все ветхие и некрасивые дома взяли и заменили на красивые и не ветхие. Особо выпирающие безобразия заменили на готические соборы. Огороженные заборами учреждения заменили на площади с фонтанами. По краям добавили парков. Потом куда-то дели девяносто процентов автомобилей и добавили общественного транспорта, который весь как один работает по одинаковым билетам, ходит строго по расписанию с интервалом движения в десять минут и прост настолько, что в нем разберется даже ребенок, не знающий, как по-немецки нихтферштейн.
Если вы все еще удерживаете эту картинку в воображении, то знайте - это уже не Москва. Это Вена. Да, и еще. Снега на улицах практически не бывает. Т.е., при нас вообще было от +14 до +19, но, вы понимаете какая история - его не бывает, даже если он в принципе пытается выпасть. Точно так же на улицах не бывает бумажных пакетиков от МакДональдс, окурков и плевков от граждан и туристов, пустых бутылок от спонсоров - для тех, собирает...
Трудновато начинать с начала, но рано или поздно приходится...
Просмотреть увеличенную карту
Рейс у нас был, можно сказать, ночной. Прилетели ранним утром австрийскими авиалиниями, от которых очень хорошие воспоминания. Практически не выходя из аэропорта пересели в электричку до Вены. Только купили заранее, еще в зале выдачи багажа, билетики на транспорт. Тут пригодилась подготовка: купили восьмидневный проездной (28 евро) и дополнительно по одному разовому билетику (евро восемьдесят). Проездной в пределах Вены работает на всех видах транспорта: трамвай, автобус, метро, электрички. Надо только "провалидировать" (пробить текущей датой) одну пустую строчку. Мы использовали его на пару, поэтому валидировали каждый день по две строчки. Но аэропорт - за чертой города, и там нужно два билетика вместо одного на каждого. Чтобы не валидировать тем же числом лишние строки проездного, можно купить разовые билетики.
Из электрички почти сразу пересели на автобус, который быстро довез почти до отеля "200 m zum Prater". В результате около девяти утра уже общались с портье. Портье очень сожалел, что наш номер еще не готов, кажется, больше нас, но сказал, что мы, конечно, можем оставить наши вещи в любом тихом уголке и спокойно идти, куда хотим. Кстати, можем идти позавтракать, если хотим. Мы подумали, что раз уж предлагают... И позавтракали.
Ближе к половине десятого решили, что все-таки надо бы начать гулять, время-то идет. И уже было прошли мимо портье, но тут выяснилось, что наш номер готов, и можно заселяться. Заселились, конечно. Раз уж предлагают. И пошли гулять.
Вот, дошли до дома Хундертвассера.
Имя я запоминал долго. Само здание узнал сразу - оно у меня на настольном календаре.
На углу, ориентировочно в районе второго этажа, есть кафе. Мы туда зашли съесть по яблочному штрюделю.
Ничего штрюдели, но вполне традиционный вкус. Вот ванильного соуса не заказывайте. По цвету и консистенции напоминает сгущенку, а по вкусу - неудавшийся заварной крем.
После Хундертвассера целенаправленно пошли в самый центр. И дошли до Штефанплац и собора Св. Штефана.
Собор приятно удивил. Мы не слышали, чтобы Вена была знаменита своим собором. А он производит впечатление. Не Миланский, конечно, но весьма солидный. И как-то очень пропорциональный площади, на которой поставлен.
Мне очень орлы на крыше понравились. Приглядитесь: орел минус и орел плюс. Под ними вызывающая удивление дата: 1950 г. Как я понимаю, это примерный год восстановления после пожара 1945 г.
Посещение собора может сопровождаться несколькими стандартными туристическими аттракционами: подъемом на крышу и спуском в подвал. Это уже за деньги.
Мы поднялись на лифте по северной башне. Ситуация, кстати, забавная. Сначала толстый дядька плотно утрамбовывает посетителей в лифт, а потом собирает плату за подъем. Что-то типа 9 евро за двоих. Кредитку ему принять нечем. Сдачу, на вид, тоже не даст. Что делает с теми, у кого не окажется мелочи? Не знаю. Может, съедает.
С крыши собора сразу становится понятно, что Вена - имперская столица. Взгляда сверху вниз она не выносит.
Мы отыскали на горизонте колесо обозрения. Это северная оконечность парка Пратер, очень грубый ориентир на наш отель.
После крыши можно спуститься ниже уровня земли - на экскурсию в катакомбы. Там мы не снимали просто потому, что попросили не снимать. Не волновать покойничков. Начинается все чинно-благородно. Показывают маленькие саркофагики Габсбургов. Лежат они там не целиком. Только внутренними органами. Остальное - в другом месте, о чем отдельно. Саркофагики аккуратненькие, изящненькие. Мужик, переключаясь с немецкого на английский, весело так про них рассказывает. Идем дальше. Дальше саркофагики архиепископов. Еще дальше - стеллажи с гробиками епископов и служителей рангом пониже.
А потом начинаются совсем уж братские могилы обычных венских жителей. Ну, в прошлом жителей. Традиция была такая - под собором хоронить. Собор, оказывается, не сразу в черте города был. А потом уже поздно - традиция. Просто кости штабелями лежат. И, главное, в одном зале люди ничего лежат, вполне при жизни здоровые. А в первом куда заводят, там, мужик говорит, умерших от чумы хоронили. И ничего, все в порядке. Моцарта где-то здесь же хотели похоронить, но как раз традицию отменили. А то бы всем была известна его могила: катакомбы под Штефанплац.
Кстати, на самой Штефанплац, перед входом в собор, нас атаковали активные молодые люди, переодетые Моцартами. Предлагали билеты на симфонический оркестр с бешеными скидками. Только не в оперный театр, а в другой зал какой-то. Мы долго разбираться не стали, ушли от них. До сих пор не знаю, можно ли им доверять, но для венцев ведут себя гиперактивно. Просто как арабские торговцы сувенирами.
От Штефанплац пошли на запад, по Грабену. Там куча сверхпрестижных магазинов. И чумная колонна в центре.
Традиционный такой артефакт старых европейских городов. В честь очищения от чумы. Правда, говорят, что заказчики колонны, иезуиты, в основном подразумевали идеологическую чуму, ереси всякие нехорошие. Но это тонкости.
Прогуливаясь по Грабену, обнаружили Петерскирхе, церковь Св. Петра, в которой проводятся органные концерты. Потом дошли до конца Грабена и повернули на Кольмаркт, к Хофбургу.
Обратите внимание на некоторые особенности Вены. Практически весь центр Вены воспринимается как пешеходный - по нему легко и комфортно ходить. Однако, чисто пешеходная улица - это исключение. Вокруг Петерскирхе спокойно разворачиваются автомобили, с противоположной от Грабена стороны можно подъехать к Штефанплац. Мимо главного входа в Хофбург можно проехать на машине и, при удаче, припарковаться рядом на Йозефплац. Я уж не говорю обо всех этих кабриолетах на двух лошадиных силах. Судя по тому, в каких местах мы их встречали - это не каруселька для туристов, прокатывающая по однажды утвержденному маршруту, а практически настоящее такси.
Про домики уже говорил. Удивительно красивые, на мой вкус. Ну, кроме некоторых особенно высокохудожественных произведений модернистов. Вроде этого на Михаэйлерплац.
Франц Иосиф называл его домом без бровей - за отсутствие украшений на фасаде. Что и говорить, въезд в Хофбург на противоположной стороне площади решен в ином стиле.
Жене очень понравились скульптурные композиции, фланкирующие, простите за выражение, площадь с обеих сторон. По слухам из путеводителей, называются они "Австрия, побеждающая море" и "Австрия, побеждающая сушу".
А в самих парадных воротах - все подвиги Геракла. Вот, например, Геракл, играющий в бейсбол.
Площадь за парадными воротами немного озадачивает. Так пафосно входишь, ожидая чего-то уж совсем невероятного, а там - хлоп, и, в общем, ничего. Просто Ин дер бург, в смысле, в крепости.
По всем четырем сторонам - ворота. Если стоять спиной к парадным, через которые мы вошли, то ворота справа, за статуей, ведут в "народный" парк, прямо вперед - к площали перед Новым замком. Налево, пожалуй, самые выразительные ворота - швейцарские. Снять мы их забыли, но их не спутаешь. Они красные. Красные ворота. Не путать с Москвой.
Через них и несколько маленьких площадочек дошли до Йозефплац - согласно некоторым путеводителям, едва ли не самой красивой площади Вены. Думаю, надо быть очень тонким ценителем красоты вообще и архитектуры в частности, чтобы среди всех площадей Вены выбрать самую красивую, пусть даже "едва ли не". Но в любом случае, прежде чем оценивать ее красоту, рекомендую перейти ее поперек и развернуться лицом к Австрийской национальной библиотеке, которая, по сути, является фамильной библиотекой Габсбургов.
В библиотеку мы тоже зашли. Это стоит что-то около четырех евро. Как и в большинстве музеев Вены, о чем позже, первое и наиболее мощное впечатление - от интерьера.
На экспонатах сосредотачиваешься только во вторую очередь. На карте Птолемея, например.
Вечером мы пошли в рекомендованный всем специалистами Фигльмюллер. Его специализация - большие, вкусные шницели.
На тарелку они помещаются с трудом. В желудок помещаются проще. Под пиво. Счет за этот ужин был не маленький, но и не астрономический. Что-то около сорока евро на двоих, с чаевыми чуть больше.
А вечером мы слека покрутились по Рингу. Вот, сняли Оперу.
И поехали домой. На трамвайчике номер 1.