В общей сложности (от Петербурга до Петербурга) путешествие заняло 15 дней.
Ниже километраж указываю только для велосипеда.
Вильнюс – Парк Европы - Вильнюс: 60.1 км
Вильнюс – Тракай: 42.4 км
Тракай – Vievis: 17.2 км
Vievis - Rumsiskes: на автобусе
Rumsiskes – Каунас: > 41 км (включая музей-парк Lietuvos liaudies buities muziejus - Музей народного быта Литвы)
Каунас-Шилуте: на автобусе
Шилуте – Vente: > 27 км
Nida – Juodkrante: 44.2 км (Куршская коса)
Juodkrante – Клайпеда - Каркле: 41.7 км
Каркле – Šventoji (Palanga): 40.4 км
Šventoji – Liepāja: 65.2 км
Liepāja - Ziemeļu forti - Liepāja: 31.9 км
Liepāja – Автобусный вокзал Лиепаи: ~9 км
Liepāja - Рига: на автобусе
Рига – Юрмала - Рига: ~ 18 км
Поезд СПб-Калининград
В поезде было все согласно описаниям в интернете – погрузили велосипеды в чехлах на багажную полку в плацкарте, проводница ни сказала ни слова. Девушка, которая раздавала пассажирам транзитные визы, предупредила, что могут прийти контролёры и придраться к размерам багажа, вроде недавно был такой случай. Но никто из официальных лиц в поезде ничего нам не сказал, включая пограничников на всех границах.
Вильнюс
Переход с платформы на вокзал с велосипедами неудобен. В подземном переходе расположен пункт паспортного контроля. Лестницы крутые, двери узкие. Еле пролезли с велосипедами, навьюченными велорюкзаками.
В городе много свеже-размеченных велодорожек, в основном по обочинам проезжих частей. Полно всяких казусов, типа - вот едешь по такой дорожке, а потом она неожиданно уходит в никуда.
Начали осмотр города с главных достопримечательностей.
Площадь перед кафедральным собором.
Башня Гедиминаса
Оригинальное Пасхальное яйцо (Margutis), на углу улиц Šv. Stepono и Pylimo.
Один день походили по городу пешком. Очень понравился Вильнюсский университет - мы обошли все его изящные дворики, поднялись на колокольню.
Это Большой двор университета.
Нижние этажи зданий Обсерватории относят к XV веку
При иезуитах здесь построена астрологическая обсерватория, на фризе которой латинские надписи, в числе которых эпичная латинская “hinc itur ad Astra”, в переводе “Здесь мы идем к звездам”.
“Двор Аркад” поражает красотой пропорций и сочетанием мягких красок.
Колокольня университетского костела св. Иоаннов - самая высокая обзорная точка города. Лифт сломан, поднимались пешком. Отсюда во все стороны открывается прекрасный вид. На смотровой площадке - пожелтевшие панорамные фотографии с обозначением значимых объектов.
Изящный костел св. Анны на фоне костела бернардинцев.
Рядом с университетом находится комплекс зданий резиденции Президента.
Если пройти через двор Итальянского культурного центра, можно попасть на смотровую площадку с видом на Президентский дворец.
Вот двор Итальянского культурного центра
А это клумбы перед президентским дворцом
Площадка - это небольшой дворик, с двумя шахматными досками - одна большая, выложена плиткой на мостовой, другая в виде мозаики на столике с головами слонов.
В тихом уютном дворике по улице Stiklių нашли памятник Летописцу, посвященный первопечатнику в Великом Княжестве Литовском Франциску Скорине.
Острая Брама (польск. Ostra Brama), часовня с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской, которая одинаково почитается католиками и православными.
Само место очень необычное: над крепостными воротами открыто настежь большое окно, в котором с улицы видно икону.
Внутри стены часовни покрыты чеканными (серебряными?) изображениями рук, ног, даже автомобиль есть - это оставили благодарные просители.
Зашли мы и в район-республику Užupis.
Мост через реку Vilnia, ведущий из “большого” Вильнюса в Užupis, очень популярное место. Возможно, из-за притяжения к скульптуре Зареченской Девы - в соответствии с легендой русалка завлекает сюда туристов. Ресторан напротив моста переполнен, под мостом катаются на качелях парочки, проплывают байдарки. На каменной стене набережной - выставка картин.
Памятник независимости республики Užupis - ангел символизирует освобождение и творческую свободу всего квартала.
На улице Literatu долго рассматривали миниатюры.
Дворик в старом городе
Побывали на службе в костеле св. Анны, послушали орган.
Вильнюс в целом очень понравился.
Хотя водители автотранспорта в Литве велосипедистов откровенно не любят - сердито бибикают. На шоссе - так просто зажимают.
Но все это компенсировалось искренне радушным и добрым отношением всех прочих местных жителей.
Впечатление странное: все в Литве говорили с нами по-русски, причем очень охотно, и к нам, русским туристам, отношение очень простое и доброжелательное. За все путешествие по Литве встретили только двух молодых людей, которые не говорили по-русски. И это надо учесть, что у нас было огромное количество контактов с местным населением разных возрастов.
Вильнюс – Парк Европы - Вильнюс : 60.1 км
Europos Parkas – Музей центра Европы. Денег, потраченных на билет, не стоит.
Дорогой винегрет из малопонятных штук типа самой большой в мире скульптуры из сломаных телевизоров, поленниц дров и ржавых конструкций из металла.
Очень неустойчивый агрегат, если рассматривать его как оборудование детской площадки
Это, например, не что иное как “Женщина”. Похоже?
На следующем фото как бы подарок парку от Польши - аллегория Европы - гигантский заржавленный журавлик на вершине холма
Марсианские кратеры или термитники высотой с двухэтажный дом
Там есть даже маленькая(!) скульптура работы Церетели - тоже подарок
Есть там еще такая скульптурная композиция – “Центр Европы”. Хотя никакого центра Европы в этом парке в помине нет - он вовсе в другом месте.
Вильнюс-Тракай 42.4 км
Заранее нашли в интернете трек Велопитера (созданный несколько лет назад) и решили ехать по нему.
Сначала трек очень понравился: выехали из города, поехали по живописному городскому парку, потом по подвесному мосту через реку Вилия.
Потом трек повернул к берегу реки, какое-то время шел вдоль нее, и резко сиганул в сторону, через лес, на крутую гору с валунами… Взобраться на нее с нагруженными велосипедами было совершенно не по силам. Я слегка запаниковал - впереди вдоль берега оставалась узенькая полоска суши между лесом и крутым берегом, поросшим лесом. Река заворачивала, и не было никакой возможности понять, проходима тропа вдоль реки или нет. Расспросив местного, решили рискнуть.
Пройдя пару км, дошли до поселка, и в конце концов снова вышли на трек.
Справились еще с парой неувязок: в районе построенной автомобильной развязки трэковой тропинки просто не существовало - искали новую; да еще был эпизод взбирания на гору по полузаброшенной проселочной дороге.
Дальше по трассе еще через 4 часа добрались до Тракая.
Тракай
Как только въехали в город, возникло ощущение курортного города - Алупка или Алушта.
Вечер выдался чудесный: теплый и солнечный. Люди одеты по-курортному, походка у всех спокойная, никто не торопится, никакой суеты. В небе над озером реют разноцветные аэростаты.
Нашли забронированный ночлег, искупались в потрясающе чистой воде озера, и побежали в замок. Время позднее, мы были последними посетителями, за нами шли служащие и запирали все двери.
Замок красивый, отреставрированный. Содержит несколько музейных экспозиций.
В основной экспозиции запомнилось два момента.
Первый момент - выбор литовских князей между православием и католичеством представлен трагически, с негативным подтекстом в отношении католичества (что меня сильно удивило, так как всегда считал Литву прозападной страной): на большой картине современного художника католические посланцы представлены прямо-таки в виде мерзких змей с человеческими головами, напротив горящих в пламени православных икон.
Второй момент: Тракай как процветающая столица был создан искусственно: княжескими указами купцов заставляли сворачивать с торгового пути и заезжать в Тракай. Изобилие товаров, налоги: все это обеспечило богатство городу. Как только столицу перенесли в Вильнюс, расположенный вдали от торговых путей Тракай пришел в упадок.
Конечно, мы купили в местной пекарне кибинаи - с бараниной, курицей и грибами и прочей начинкой. Поели от души.
Классический кибинай - с бараниной - оказался самым вкусным!
Тракай – Vievis: 17.2 км
Утром следующего дня, хотя и было жалко покидать гостеприимный курортный Тракай, мы согласно плану, двинулись по шоссе 107 в Вевис (Vievis).
Хорошее шоссе с небольшим количеством машин. Скатились как под горку.
В Вевисе выпили кофе в придорожном кафе (Sėkmės užeiga), закупили продуктов, и стали ждать автобуса.
Vievis - Rumsiskes: автобус
На автобусной остановке Vievis было запланировано сесть на автобус фирмы KAUTRA. В литовских междугородних автобусах, если вы оплатили билет, за велосипед уже платить не надо. Автобус фирмы-перевозчика KAUTRA должен был быть снабжен креплениями Thule для 5-ти велосипедов.
Мы ожидали, что сейчас шофер покажет мастер класс по креплению велосипедов. Не тут-то было - ни слова не говоря, оба велика засунули в багажное отделение. Даже не попросили частично разобрать.
Rumsiskes (Музей народного быта Литвы)
День был будний, посетителей в музее Lietuvos liaudies buities muziejus было немного.
Музей занимает большую территорию под открытым небом, где собраны с разных районов Литвы аутентичные сельские дома (оформленные в несколько деревень и хуторов), церковь, небольшой городок.
Я так понимаю что в каждом доме должен присутствовать сотрудник музея и проводить экскурсию.
На деле хутора в этот день были практически необитаемы, часть домов закрыта.
Самым интересным показался городок ХIХ века: здесь почти в каждом доме были сотрудники музея, которые охотно и интересно рассказывали об истории построек.
Rumsiskes – Каунас: ~ 41 км
Дальше для маршрута в Каунас мы использовали другой трек Велопитера, идущий через Pravieniškės II с его мрачной действующей тюрьмой, дальше по живописной грунтовой дороге через лес, и по пригородам Каунаса до самого его центра, где и переночевали в небольшой гостинице.
Каунас
В центре Каунаса по пешеходным улицам Vilniaus и Laisvės размечена двухполосная велодорожка, движение по ней довольно активное.
На подробный осмотр города времени не было. Прогулялись к Замку, зашли в полуразрушенный, но величественный собор Šv. Jurgio Kankinio, находящийся в процессе реставрации, погуляли по пешеходным улицам.
Картина на стене бывшей обувной фабрики (я сначала подумал что это шарж на Вуди Аллена)
Каунасский замок
Архитектурный ансамбль площади Kauno Rotušės Aikštė
Каунас - Šilutė: автобус
От Каунаса до Šilutė собирались ехать опять на автобусе фирмы KAUTRA (с 5-ю креплениями Thule).
Водитель автобуса нам откровенно заявил, что видеть нас не рад (именно: “А я вам скажу, что совсем не рад вас видеть!”). По нему видно было, что мужик не злой, просто его достало приделывать велосипеды к фирменным креплениям Thule на корме автобуса. Поэтому, благо что только мы были с велосипедами, он их, как в предыдущий день его коллега в городке Vievis, засунул в багажное отделение.
Šilutė – Vente: > 27 км
Прибыли в городок Šilutė вечером, перекусили недорого и вкусно в ресторане при отеле Gilija. Тут же рядом Maxima, купили еду на ужин. По шоссе 4217 поехали к Ventaine. По дороге очень красивый мост через пролив-реку Minija.
Ventaine
При подготовке к поездке думали, каким образом перебраться с материка на Косу, в Ниду.
Паромы на косу идут от кемпинга Ventaine и из деревни Minija. Подумали и выбрали Ventaine, так как запланировали в кемпинге ночлег.
В Ventaine персонал очень любезный, мы поставили наши велосипеды в сарай под замок, продукты положили в кафе в холодильник. Ночевали на втором этаже деревянного барака. Батареи жарили так, что пришлось спать с открытым окном, благо что с собой был фумитокс (втыкаемый в розетку) и комаров поэтому мы не боялись. На первом этаже приличный душ. Поели бутерброды, спали хорошо.
Нида (Куршская коса)
Утром погрузились с велосипедами на паром. Народ судя по всему делает так: приезжают семьями на машинах в Ventaine, утром плывут с великами на Косу, весь день катаются, и на вечернем пароме возвращаются.
Наш паром из Ventaine, возвращается назад.
Паром из Minija.
В Ниду оба парома приходят практически одновременно. Паром из Minija чуть дешевле и красивее – жена как его увидела, сразу мне сказала, что надо было все-таки плыть на нем.
В Ниде первым делом мы позавтракали в Cili-Pica прямо на пирсе.
Возможно, надо было чуть-чуть потерпеть, проехать чуть дальше в деревню и поесть в одном из ресторанчиков на улице Nagliu, но ложка хороша к обеду – очень есть хотелось.
После еды направились к дюне Парнидаса.
Оставили велосипеды у подножия лестницы, поднимались пешком. Как позже выяснилось, можно было въехать на велосипедах почти до самой верхушки, но со стороны шоссе – там дорога на автостоянку, и от стоянки мощеная дорога до солнечных часов.
Но чтобы как следует осмотреть все, пришлось бы по любому месить песок, кое-где есть правда деревянные мостки.
Солнечные часы – это высокий каменный столб. Вместо обычного циферблата – многочисленные высеченные на граните знаки, на отдельных плитах на разных уровнях.
Насколько я понял, часы показывают не только время, но и месяц. Было пасмурно, и я не увидел, какое сейчас время года ☺
В кустах, как и положено в подобном месте, стоял рояль играл скрипач.
После посещения дюны Парнидаса мы вдоль набережной поехали к дому Томаса Манна. Рядом с домом смотровая площадка, где великий писатель сидел на скамеечке и любовался видом на лагуну.
В информационной табличке даже написано, что местный пейзаж он сравнивал с видами на Средиземное море в Италии.
Накрапывал хмурый балтийский дождик, у набережной то тут, то там, густо колыхался камыш, поэтому лично я не думаю, что Средиземное море выглядело так во времена Манна.
От Ниды начинается велодорожка, идущая до самой Клайпеды.
Nida – Juodkrante: 44.2 км
Велодорожка идет по лесу и вдоль моря. Само море (достаточно бурное и неласковое) можно увидеть, перебравшись через цепочку дюн, идущих вдоль берега.
По дороге заезжаем на дюну Vecekrugo kopa, любуемся на вид - с одной стороны светло-серая лагуна, с другой - темно-серое море. На дюне карликовый лес - низенькие сосны растут вкривь и вкось, видимо все время терзаемые ветром - то с моря, то с лагуны.
В Pervalka попили кофе с мороженым в кафе на набережной.
Между Pervalka и Juodkrante посещаем Серые (Мертвые) Дюны (Grey (Dead) Dunes). Про эти дюны написано много: невиданная растительность, остатки погребенных под песками нескольких деревень...
Но посмотреть много не удалось: официальный вход от парковки ведет по “Туристской тропе”, где платишь за вход на нее 2 евро, и с которой толком ничегошеньки не видно - сначала идешь по мосткам, потом месишь песок по дорожке огороженной колючей проволокой, и толку?
Тропа идет через дюны к лагуне. В конце тропы - невысокий помост. Есть один красивый вид - с самой высокой точки тропы можно оглянуться в сторону моря.
А с тропы сойти - ай-я-яй!!! Шаг влево-вправо - значит ты не любишь природу, своим ногами разрушаешь дюны. Вот и мы, как и дисциплинированные польские и немецкие туристы, идем строго по тропе.
При въезде в Juodkrantė, направо – гора Ведьм. Велосипеды привязали к сосне рядом с автомобильной дорогой, у подножия этой бывшей дюны. Со стороны лагуны, от шоссе, вход сюда более цивильный – автостоянка, бесплатные туалеты, ларьки и все такое прочее. Мы же - шли через лес, искали по навигатору. Гора Ведьм представляет собой круговую аллею в лесу, на верхушке холма (бывшей дюны), длиной около километра. На протяжении аллеи, на полянках, стоят деревянные скульптуры, изображающие всякую нечистую силу.
Сам Juodkrantė - тихий курортный городок. На набережной памятный камень с логотипом Unesco, и модернистские скульптуры.
В местном туристическом инфо-центре сотрудница очень любезно снабдила нас картами Клайпеды и дала несколько советов про паромы.
Соблазнились купить копченую рыбу, которую продают здесь прямо из окон домов у дороги. Хозяйка не посоветовала брать местную рыбу - якобы костлявая и невкусная. Продала нам пару кусков “не местной”. Один кусок мы тем же вечером (уже в Каркле) успешно съели. А второй съесть не смогли, так как на вид безумно красивый, а на зубах нереально жесткий и сухой.
В общем - здесь местные рыбу не ловят и не едят, и такое ощущение, что даже не коптят. Везут откуда-то уже копченую (из Китая?).
Juodkrante – Каркле: 41.7 км
Велодорожка идет по Куршской косе, через красивые дюны и лес, потом вдоль моря.
В Smiltyne (напротив Клайпеды) заехали посмотреть пеликанов рядом с Морским музеем (бывший форт) и Дельфинарием.
В Клайпеду переправились на пароме Новой переправы.
Вокруг парома всю недолгую дорогу кружилась огромная стая чаек.
В Клайпеде первым делом надо было пообедать.
Целенаправленно поехали к Театральной площади, где и поели цеппелинов в выбранном заранее ресторанчике Forto Dvaras. Цеппелины я ел в первый раз, мне очень понравилось - еда жирная, но очень добротная и сытная. Запили это дело домашним квасом.
Прогулялись по театральной площади.
Старый центр Клайпеды преподнес неприятный сюрприз - улицы вымощены неровным камнем. Для нас, с нагруженными рюкзаками велосипедами, передвигаться по булыжнику было довольно мучительно.
Поэтому, к сожалению, осмотром исторического центра пришлось пожертвовать, так как впереди еще была дорога до Каркле.
Мы объехали старый город кругом по асфальту, попили кофе напротив парусника «Меридианас», и по шоссе 2217 направились к Каркле. Здесь у нас была забронирована комната в частном доме.
Каркле – Šventoji (Palanga): 40.4 км
Утром сначала вернулись по шоссе немного назад, в сторону Клайпеды, чтобы осмотреть батарею Memel-Nord, расположенную у самого моря, около посёлка Гируляй.
Цепочку таких фортов-батарей построили немцы вокруг Клайпеды (которую переименовали по-старому в Мемель) в 1939 году. В конце войны здесь стояли зенитные пушки 12,8 -сантиметрового калибра “Flak-40”, чья дальнобойность составляла 20 километров. Ствол одной из пушек установлен сейчас на позиции.
Ствол уникален - насколько я понимаю ни на одной из батарей на берегах Балтики пушки времен войны не сохранились. Этот ствол был откопан в песке энтузиастами сравнительно недавно и установлен на позиции.
В бункере оборудован музей, который оказался закрыт: работает только по выходным.
От Каркле по направлению к Паланге, через лес, идет велосипедная дорожка.
Примерно через 2 км, в лесу, находится озеро Plocis (по литовски Plaze), где обитает большая колония кармарантов.
Great Carmarant, он же Большой Баклан – здоровенная черная птица с хищным кривым клювом. Летает тяжело, ныряет на глубину до 4 м и съедает в день килограмм рыбы.
Предприимчивые китайцы приручают бакланов для рыбной ловли.
Средняя стая бакланов (на озере у них примерно 100 гнезд) уничтожает до 2х гектаров леса: гнезда вьют на верхушках, из-за птичьего помета деревья сохнут. Тем не менее, этот ущерб считается незначительным, и бакланов охраняют – здесь национальный парк, и уходить в лес в сторону от велодорожки запрещено.
На фото виден участок мертвого леса с гнездами бакланов. Полюбоваться на озеро и этот лес можно со смотровой площадки.
А вот сам убитый бакланами лес
Вскоре велодорожка вышла из леса и присоединилась к улице Klaipėdos, по которой мы и доехали до Палангского Ботанического сада (парк Бируте).
В парке есть Музей янтаря, в этот день он оказался закрыт.
Парк Бируте английского стиля, очень аккуратный, напоминает парки пригородных дворцов С.Петербурга (кусочек Петергофа:) ).
“Эгле, королева ужей”
Часовня св. Birute в парке (это - открытая, а еще есть часовня на вершине).
В Паланге пешеходная улица J. Basanavicius ведет к молу, на берегу есть что-то вроде зрительного зала.
На противоположном конце улицы улица J. Basanavicius, рядом с католическим костелом (через дорогу) находится кладбище с могилами советских солдат, павших при освобождении Паланги. Кладбище ухоженное, в хорошем состоянии.
Дальше мы по велодорожке направились в Швентой (Šventoji), к месту ночлега.
Šventoji – Liepāja: 65.2 км
До Лиепаи почти всю дорогу ехали вдоль шоссе А13/А11. Сразу за линией границы между Литвой и Латвией участок дороги на протяжении 8 км (до Rucava) был на ремонте, мы двигались довольно медленно и мучительно.
В Rucava попили кофе в уютном кафе.
Продолжили путь под проливным дождем.
Всю оставшуюся дорогу грозовые фронты накатывали волнами, нам удавалось от них уехать.
На въезде в Лиепаю посетили развалины Южного Форта.
Здесь же, через дорогу, ухоженное мемориальное кладбище погибшим советским летчикам.
Я был поражен огромным числом фамилий. Было ощущение массовой гибели элиты Красной армии. Если здесь столько летчиков погибло, то что говорить о пехоте???
Liepāja - Ziemeļu forti - Liepāja: 31.9 км
На следующий день у нас была дневка.
По Лиепае размечены прекрасные велодорожки. У нас с собой были карты Лиепаи со схемами веломаршрутов, которые нам дали еще в инфо-центре в Rucava.
Днем на велосипедах мы прогулялись по городу, и по “большому кругу” поехали к Каросте и дальше, к Северному форту.
У берега на возвышении стоит памятник женам и дочерям рыбаков.
Велодорожка идет прочь от моря к центру города, по пути смотрим памятники плотнику и вороне на дереве.
Старый рынок
И прочие красОты этого тихого, спокойного города
Велодорожки в городе, кроме обычной разметки, отмечены специальными знаками, и места стоянок велосипедов устроены очень красиво.
Кроме “веломаршрута” здесь есть “музыкальный маршрут”. Он соединяет знаковые с точки зрения музыки пункты города и отмечен металлическими “нотами” на мостовой.
Лиепая “позиционируется” как музыкальная столица Латвии: есть скульптура гитары на Stendera iela, аллея славы латвийских музыкантов, музыкальное дерево в парке (посвящено группе "Līvi") и гигантская ударная установка
Русская военная база, выстроенная на севере от Либавы в XIX веке, занимала огромную территорию - в конце XIX века был выстроен практически второй город.
Сейчас о былом величии в городском районе Кароста напоминают старые постройки красного кирпича: водонапорная башня, бараки (частично заброшенные, частично используемые как жилые дома), бывшая гарнизонная тюрьма.
Проехали мимо кладбища: могилы с православными крестами, некоторые относительно свежие. Около одной из них - литовский военнослужащий занимался уборкой.
Северный Форт - место культовое. Именно здесь, как говорят, проходили съемки фильма “Моонзунд”. В фильме форт выглядит прилично, но сейчас здесь одни развалины, некоторые сооружения рушатся в море.
Прямо на территории форта, над развалинами, стоит огромный пропеллер ветряной электростанции, и угрожающе шумит лопастями.
Море в этом месте поразительно красиво.
На обратном пути посетили Морской собор Святого Николая (немного уменьшенная копия Морского Собора в Кронштадте).
Возвращались вдоль моря, переехали через канал Военного порта по изящному мосту Оскара Калпака (та же конструкция что и у Эйфеля).
Застали местную традицию - жених нес на руках невесту по мосту. Все проезжающие машины приветственно бибикали.
Вечером пошли на концерт старинной музыки - из Эстонии приехал любимый нами Андрес Мустионен со своим ансамблем “Hortus Musicus”
Лиепая - Рига (автобус)
На следующий день переехали в Ригу на автобусе.
На латвийских автобусах, в отличие от литовских, креплений Thule нет. И за велосипед платишь, как за багаж. Велосипеды, не разбирая, засунули опять в багажное отделение.
Рига
В Риге велодорожку мы видели только вдоль Даугавы. В центре пришлось ехать по проезжей части и по тротуарам.
После Вильнюса, Паланги и Лиепаи, Рига показалась очень похожей на Петербург.
Гуляли пешком.
Посетили музей-аптеку (прослушали увлекательную экскурсию про мельдоний, рижский бальзам и баню)
Прошлись по старому городу
Пообедали в Lido, потом забрели на улицу Альберта (Alberta iela) полюбоваться шедеврами рижского югендстиля.
Вечером послушали орган в Домском соборе.
На следующий день на велосипедах отправились в Юрмалу.
В латышских электричках, внешне как две капли воды похожих на привычные зеленые электрички советского времени, в крайних вагонах есть крепления для велосипедов, вместо сидений в первом “купе”. Велосипед крепится к стене вагона вертикально.
В Риге платформы низкие, почти у самой земли - для нас, избалованных высокими платформами в Ленобласти, было непривычно загружать в вагон велосипеды снизу вверх.
Кондукторша в электричке нас заверила, что в Юрмале платформы гораздо более современные. Но когда мы выходили с велосипедами на станции Дубулты, платформа оказалась всего сантиметров на 5 повыше.
В просторном здании станции Дубулты - выставка деревянных скульптур, смысл я не уловил даже прочитав аннотацию.
Проехались по пляжу, хотели искупаться, но только полюбовались на оранжевый флаг.
Вечером на автобусе уехали в Петербург.
Кроме ярких впечатлений, увезли домой трофеи.