Перейдя мост, остановились у, пожалуй, самого известного сооружения в Граце после Часовой башни: Музея современного искусства (Kunsthaus).
Он был создан так же в рамках года культуры 2003, как и Murinsel.
Уменьшенная модель:
Но про музеи чуть дальше, а тогда мы пошли искать
«Штирийца».
Это ресторан необычного для Австрии формата тапас
http://www.der-steirer.at (Belgiergasse 1)
Не могу сказать, что прямо-таки обязателен к посещению, но обстановка приятная, и некоторые из заказанных вещей даже было трудно идентифицировать (заказать заказали, но не опознали). Т.е. была некая интрига с ингредиентами, что бывает нечасто, а потому этот опыт показался интересным )
На вкус что-то больше, что-то меньше понравилось.
Ну а теперь про музеи. Для тех, кому они интересны, могу порекомендовать
музейную карту Грацаhttps://www.museum-joanneum.at/en/your-visit/admissionДоступна на 24 и 48 часов. Можно купить в любом из музеев, участвующих в программе. В принципе стоимость даже двух музеев может покрыть стоимость суточной карты. Можно, чтобы не было переизбытка впечатлений, начать день с одних достопримечательностей, а на следующее утро посетить что-то ещё. Что мы и сделали.
Это был опыт предыдущего года; тем не менее, выложу фото того, что мы видели, потому что в одних случаях (как с Музеем современного искусства) выставки всё равно сменяют часто друг друга, но можно просто дать представление о музее, в других случаях (как с Этнографическим музеем) большая часть - это постоянная экспозиция, а потому можно составить мнение о том, идти туда или нет.
Музей современного искусства / Дом искусства – Kunsthaus (вход – 9,50 евро;
https://www.museum-joanneum.at/kunsthaus-graz, адрес Lendkai 1).
Принять эстафету и стать Культурной столицей Европы Грац готовился заранее (список городов известен на несколько лет вперёд), и заранее же был проведён международный конкурс по строительству Кунстхауза. Участвовало 102 проекта. 7 апреля 2000 года жюри единогласно выбрало проект архитекторов Peter Cook и Colin Fournier.
Узнав, что это англичане, я даже не удивилась. Всё-таки, IMHO, всё самое красивое и прогрессивное в плане архитектуры (ну и моды) приходит со стороны Туманного Альбиона.
Новое здание примкнуло к «Железному дому» (Eiserne Haus) – бывшему универмагу, построенному между 1846 и 1848 годами:
Как только ни называют Кунстхаус: и бегемотом, и китом, и «дружелюбным инопланетянином» (последнее – по определению одного из архитектором).
Мне же, как дайверу, он напоминает голожаберника ) .
Игла–лифт пронизывает здание:
Покажу кое-что с проходящей тогда выставки. Всегда, конечно, лотерея с музеями современного искусства: интересно или нет, понравится или нет…
Супрематический чайник Казимира Малевича
Сова Пабло Пикассо
Что нас очень интересовало ещё до посещения – так это конструкция Кунстхауза изнутри:
Мы в этом плане довольны, удовлетворили своё любопытство )
Кстати, наверху можно присесть, есть и кулер с водой
Опять же виды …
Но пора двигаться дальше. Следующий пункт программы – Арсенал.
Находится он рядом с
Landhaus (Herrengasse 16), где заседает парламент Штирии.
Строительство первой части здания было осуществлено архитектором из Лугано Доменио дель Альо в 1557-1563. Переходный период от ренессанса к барокко в то время дал интересный результат: необычный комплекс с внутренним двором и аркадами:
Никак не могла оторваться от фонтана на его территории )
Landhausbrunnen (1589-1590 гг):
В зимнее время во дворе можно видеть огромный ледяной вертеп, с фигурами в человеческий рост:
Он устанавливается с 1996 г., используемый лёд весит около 50 тонн.
На территории Ландхауза ещё притаился фавн:
Проходим к соседнему зданию.
Арсенал – Zeughaus (вход – 9,50 евро;
https://www.museum-joanneum.at/landeszeughaus, тот же адрес Herrengasse 16).
Здесь же – туристический инфоцентр с кучей сувенирной атрибутики
«Неизвестный рыцарь» (такого вот уязвимого облика) - это шутка немецкого скульптора турецкого происхождения Nasan Tur. С фейком-легендой: что ходил он по улицам Граца ночью и помогал людям, попавшим в беду.
В противоположность ему Арсенал несёт положительный образ. В качестве пограничной провинции Штирии постоянно угрожали нападениями с востока, так что была необходимость защиты пограничных рубежей в XV-XVII веках, что и побудило создать настоящую Оружейную палату.
Просто невероятно, насколько обширная коллекция оружия тут собрана.
С поздней осени до начала весны попасть сюда можно только с организованной экскурсией (один раз в день – на английском). В другое время – можно самостоятельно с аудиогидом ходить.
С экскурсией нам показалось очень интересно, обращали внимание на всякие мелочи, но со временем это, к сожалению, забывается. Тем не менее, здорово, что мы заглянули сюда, и я бы рекомендовала это место как must see в Граце.
Пистоли с украшением на рукоятках, пушки с красивыми резными лафетами, и многое другое – это просто даже красиво
Коллекция Арсенала состоит из оружия и доспехов XV-XVIII веков. К концу XVII века количество их выросло примерно до 190 000 объектов.
Но как раз в то время был заключён договор, прекративший постоянный конфликт с турками-османами, карта Восточной Европы была перекроена, и Штирия потеряла стратегическое военное значение. Ведь Венгрия была передана Австрии, и Штирия больше не являлась приграничной землёй.
В XVIII веке был план полностью упразднить Оружейную палату и списать объекты, пустить на металлолом, но штирийские власти отстояли Арсенал как имеющий историческую ценность.
Тем не менее частично изначальные планы были осуществлены, потому сейчас в музее – «лишь» около 32 000 экспонатов, что делает, тем не менее, эту коллекцию одной из нескольких крупнейших в мире.
Самое зрелищное – доспехи. Рассказывали, что в основном заказывались и готовились для складирования «серийные» модели (как вот «стражники с алебардами»),
а самую ценную часть экспозиции составляют экземпляры, сделанные на заказ для более состоятельных людей, чем простые солдаты.
Здесь размещены, в частности, доспехи 1500 - 1685 годов, подаренные музею оружейниками Граца, Нюрнберга, Аугсбурга.
С кожаной отделкой, с гравировкой, «узорные», прикрывающие с ног до головы - каких только нет … некоторые из них – для турниров
На последнем фото самая ценная часть тела тоже прикрыта от нападения )
Увы, названия видов оружия выпали из памяти после экскурсии, очень уж специфические термины.
Закончу обзор этого музея самым известным экспонатом, одним из немногих оставшихся в Европе, полным набором доспехов для лошади:
Они вышли из мастерской Conrad Seusenhofer (Инсбрук) ок.1510 г., и пришли в Арсенал как подарок от Карла, графа Stubenberg.