Как стало ясно из предыдущей части, если вы в поисках недорогого жилья летом и проезжаете мимо горнолыжного курорта, непременно уточните про возможность проживания на нём. В несезон подобные заведения пустуют и готовы приютить вас за небольшие деньги.
У нас всё идёт по графику и есть один день в запасе.
День 12. Из Тукумса перемещаемся в Юрмалу. Путь проходит через заповедник Кемери, где находятся тропы большого Кемерского болота и другие интересные творения природы. Мы прогулялись только по малой тропе болота, затем попали в Юрмалу. Въезд в город платный – 2 евро. На въезде стоят автоматы для оплаты. Висят камеры. Как проверят оплату и какие санкции последуют выяснить не удалось. Но сумма не такая большая, чтобы экспериментировать. Остановились недалеко от въезда в кемпинге Немо. Стоимость проживания, ставшие уже стандартными 20 евро. Но, это за палатку! За время поездки нигде таких цен в палаточных городках не видели. С чувством несправедливости в отношении нас, нищих, отправились на улицу Йомас в поисках звёзд эстрады, а также знаменитого концертного зала Дзинтари. Никого не нашли, купили сосисок, проводили закат и заснули.
День 13. Подъём и в Ригу. После почти двухнедельного отсутствия какого-либо «движа» Рига заставила мышцы прийти в тонус. Мы стали в пробку. Как в Москве! Уже успел забыть, что это такое. Оплатив парковку через паркомат, отправились гулять по старому городу. Я давно не был в исторических центрах и, спасибо Рига, за колорит. Что посмотреть в центре, расскажет каждый, не буду на этом заострять внимание, а дам другой совет. Если вы любите автомобиле, обязательно отправляйтесь в Рижский Мотор-музей. Это место рассказывает об истории автомобилестроения, начиная от изобретения колеса и заканчивая современным автопромом. В музее много интерактивных стендов и знаковых экспонатов, таких как легендарная «Серебряная стрела» AutoUnion и, вызывающий ностальгию «электроРафик». Рядом распложен Бикерниекский автодром. Нам с одной стороны повезло, и мы увидели старты соревнований по дрифту, а с другой, если бы автодром был свободен, я бы прокатился по нему с удовольствием самостоятельно.
Также в Риге порадовал ещё одинн музей - военный. Находится он в Старом городе и вход туда бесплатный. Экспозиция рассказывает об истории вооружённых сил Латвии с первых дней и до настоящего времени. Очень увлекательно и понравится не только любителям военной тематики.
День 14. Чтобы попасть на север едем на восток от Риги. В Сигулду и Цесис. В этих городах есть несколько замков в хорошем состоянии. Снова воспользовались найденным лайфхаком и поселились на горнолыжной базе Ozolkalns. Здесь тоже проходил корпоратив, поэтому до полуночи было достаточно шумно. Не спалось и я решил снимать звёздное небо, хоть звёзд было и немного.
День 15. Въезжаем в Эстонию с остановкой в Тарту. Город сразу подтверждает реноме культурной столицы. На встречу идут люди, кто-то со складными стульчиками. Мы последовали за ними и очутились на сцене городского парка. Как оказалось, в этот день проходил концерт симфонического оркестра, которые здесь не редкость. Но мы такого не ожидали и по плану отправились гулять по городу. Эстонская кухня оказалась не по карману, поэтому трапезничали в грузинском ресторане. На концерт вернулись ко второму отделению. Попутно уточнив особенности оплаты парковки в Эстонии. Её можно оплатить по смс, через приложение или паркомат. Всегда пользовался последним способом, т.к. роуминг – дорого, приложение вроде бы не поддерживает иностранные автомобили. Независимо от способа оплаты под лобовое стекло нужно положить часы со стрелками со временем начала парковки. Если часов нет, как сказали местные, время можно написать вручную на бумаге. Заночевали в красивом гостевом дворе Kure Turismitalu (именно дворе, т.к. здесь есть и номера, и места для палаток, и пруд, и сауна).
День 16. Утром идём на прогулку в Ботанический сад Тарту, а за тем преодолеваем расстояние до Таллина в 186 километром. Давно на маршруте не было таких «продолжительных» переездов. По пути не отказались заехать в Пылтсамаа и Пайдее на осмотр местных замков. Это не заняло много времени и ещё до захода солнца мы прибыли в столицу Эстонии. Чтобы не терять времени сразу отправились на прогулку по старому городу.
Несомненно, ответом на вопрос «где понравилось больше всего?» будет «Таллин». Здесь всё чуть более европейское. Чуть-чуть да лучше. Не даром Эстонию называли наименее советизированой республикой. Поужинать отправились в известную таверну «Три дракона», что в городской ратуше. Здесь небольшое, но уникальное меню. Суп из лосятины, пирожки из кабанятины. А официанты поднимут настроение оригинальным стилем общения.
День 17. Продолжаем осматривать Таллин и делаем это с высоты. Будучи здесь, нельзя не подняться на некогда самое высокое здание мира – церковь Святого Олафа. Отсюда открываются знамениты открыточные виды на «пряничные домики». В Таллине есть ещё несколько смотровых площадок. Используя интернет-ресурсы каждый может составить маршрут на свой вкус.
Стоить отметить огромный музей Lennusadam (Лётная гавань). Он находится чуть за городом, но посетить его любителям техники стоит. В музее множество интерактивных стендов, в т.ч. виртуальной реальности. Есть открытая площадка с кораблями. Нам дополнительно повезло. К берегам музея пришвартовался немецкий парусник, команда которого пускала на борт всех желающих и рассказывала на английском языке о буднях в открытом море и корабельном быте.
Вечером, прогуливаясь вдоль таллинского порта, засмотрелись на паромы, вспомнили, что имеем один день в запасе по визе и графику и подумали: «а может в Хельсинки?». Зашли в кассу, посмотрели расписание телоходов. Утренние рейсы имелись. Узнали в кассе про наличие билетов. Цена была около 70 евро на двоих туда-обратно без машины. Жаба придушыла и заставила воспользоваться поисковиком. На сайте Viking Line билеты на этот же рейс были по 36 евро. Предложение от которого невозможно отказаться.
День 18. В Хельсинки отправились на своих двоих. До порта заказали такси через Убер. В нашем распоряжении было около 5 часов. За это время мы обошли все знаковые места финской столицы, в т.ч. набережную с пришвартованными на лето ледоколами, Сенатскую площадь, ул. Алексантеринкату и дизайнерский район. Перекусить решили в сети фастфудов Rax. Это не привычный формат быстрой еды. Здесь работает «шведский стол». Можно взять бумажную коробку на вынос и наложить еды сколько влезет, либо воспользоваться тарелкой и употребить пищу в заведении. Также имеется стол десертов. Если верить интернету, это одно из наиболее бюджетных заведений общепита в Хельсинки. 5 часов вполне хватило для прогулки по городу и к вечеру мы благополучно вернулись в Таллин.
Для себя сделал полезный вывод. Брать велосипед в прокат для самостоятельного обзора города. Это намного экономит время и позволяет увидеть большее. Мы такой возможностью не воспользовались, т.к. не планировали. Баланс на карте не позволял заморозить стоимость двух великов для аренды и оставить запас. Как правило залог составляет около 200 евро.
День 19. Утром пришла пора расставаться с Эстонией. Ещё в Москве узнал по многочисленным отзывам, что границу в Нарве лучше проходить по предварительной электронной регистрации. Это должно было существенно сократить ожидание в очереди. Так и получилось. Мы приехали к назначенному времени сначала в зону ожидания на окраине города, дождались пока на табло появиться наш гос. регистрационный знак и подъехали затем непосредственно к КПП. По пути к Нарве посетили водопад Ягала и заехали в город Раквере в замок Везенберга. Также хотели побывать в музее полиции, но немного устали и боялись опоздать на границу. В Нарве, конечно, осмотрели крепость, прогулялись по городу. Стоит отметить, что близость к России почувствовалась с инцидентов хамства в очереди на границе. В зоне ожидания нужно подъезжать к шлагбауму чётко на расстояние 1 м, чтобы он открылся автоматически. Конечно же, я не езжу там каждый день и таких тонкостей знать не могу. Но, человек, похожий на нашего соотечественника, хоть и на автомобиле с эстонскими номерами, в нелестной форме мне всё объяснил. К вечеру мы вернулись в Россию.
День 20. Утром отправились осматривать Ивангородскую крепость. Её мы видели ещё с берегов Нарвы снаружи. Эти две цитадели с богатой историей расположены друг на против друга и разделены только рекой. Отечественный замок находится в более печальном состоянии, но имеет свой шарм. На территории музея работница, видимо от недостатка общения, провела нам мини-экскурсию и включила фильм. Больше в городе знаковых мест не имеется, поэтому мы поспешили дальше к Пскову вдоль берега Чудского озера.
День 21. Псков, хоть и серая российская провинция, но богатая история города притягивает к нему внимание. Красивый кремль, набережная, симпатичный центр, а также древние монастыри стоит однозначно посетить. Не лишая себя такой возможности, мы двинулись в сторону Москвы, заскочив в Великие Луки и Ржев. Домой вернулись около часу ночи с массой впечатлений и доброй памятью.
Вероятнее всего данный отчёт по большей части прочтут автомобильные путешественники, поэтому расскажу о наиболее волнующих вопросах автомобилистов.
ГАИшники. Их я за время поездки увидел 2 раза. Возле Риги. Больше ни в одном другом месте, в т.ч. и в РФ они не встречались.
Дороги. Как и ожидалось, наиболее неблагоприятное дорожное покрытие оказалось в Латвии. Местами асфальт просто заканчивался и начинался щебень с гравием, перемешенный песком. В остальном даже мне на низкопрофильных покрышках 18-го радиуса было удобно.
Бензин. Заправлялся перед выездом из России, в Калининграде на Лукойле, и 2 раза в Латвии, затем снова в России. Из зарубежных заправок остановил свой выбор на сети Neste финского происхождения. В Прибалтике немало автоматизированных АЗС. Заправляют они на столько денег, сколько внесёшь в купюроприемник. Поэтому заранее позаботьтесь о размене, либо пользуйтесь картами. Нам пришлось подарить 1.5 евро заправке, т.к. на 50 евро полный бак залить не удалось.
Спасибо за интерес к постам. Буду рад ответить на любые вопросы в том числе в ЛС.