Будайский фуникулёр «Шикло» поднимет Вас от площади Адама Кларка у Цепного моста до крепости на вершине холма.
Обратимся к истории комфортного подъема на горы и холмы. Название фуникулёр происходит от французского слова funiculaire, которое созвучно латинскому funiculus — верёвка, канат)
Впервые реальный прототип фуникулера был предложен в 1825 году.
Но воплощение проекта в жизнь произошло только через 30 лет в 1854 одновременно в итальянском городе Генуя и в австрийском Земмеринге. Ныне панорама Semmering Railway с невероятным видом находится под охраной ЮНЕСКО.
Длина пути Будайского фуникулёра составляет 95 метров. Перепад высот между нижней и верхней станцией составляет 48 м. Фуникулёр был построен по инициативе графа Эдена Сеченьи. Автор проекта Ödön Juraszek. Пуск в эксплуатацию состоялся 2 мая 1870 года, это была вторая фуникулерная дорога в мире. Вначале вагоны приводились в движение паровым двигателем, расположенным на нижней станции, и вагоны висели на канате, проходящем через поворотный диск верхней станции.
Кстати, старейший фуникулер США - суперкрутой 193-метровый «Мононгиела» в Питтсбурге был тоже открыт в 1870, позже на несколько месяцев, и до сих пор еще находятся в эксплуатации.
Во время осады Будапешта в годы Второй мировой войны, бомба разрушила машинное отделение внизу, и также была повреждена легкая верхняя станция. Работы по реконструкции начались только спустя четыре десятилетия: 4 июля 1986 года. Сегодняшние вагоны являются копиями оригиналов. В вагоне могут путешествовать 24 пассажира. Тем не менее, функция фуникулера изменилась: если в XIX веке он использовался должностными лицами государственных учреждений замка, то сегодня, в основном, туристами.
Фуникулёр построен по четырёхрельсовой схеме без разъезда в середине линии.
Такая схема наиболее экономична — энергия тратится не на подъём и спуск самих вагонов, а только на перемещение разницы в весе двух неодинаково наполненных пассажирами вагонов, и на преодоление силы трения.
Летом мне не удалось покататься на этом любопытном фуникулере - не люблю очередей.
В следующую поездку в начале марта очередь была в разы меньше: не жарко все-таки. Но так пригреешься в 16-м автобусе, что выходить... Бр-р-р.
Выйдя из фуникулера налево у смотровой площадке памятник - мифологическая птица Турул
Название это происходит то ли из тюркского, то ли из турецкого языка. Какой биологический вид сопоставить с ней - тоже неясно.
В эпосе об обретении мадьярами родины предводителю мадьярских племён Арпаду привиделся вещий сон.
На его скакунов напали несколько стервятников. Мадьярские воины безуспешно попытались спасти своих коней и отогнать птиц. И вдруг появился турул, быстро убил одного из стервятников, а остальные предпочли спастись бегством. Войско стояло на месте не только ошеломленное увиденным, но и не зная дальнейшего пути. Но турул клекотом показал им дорогу.
Вскоре в лагере Арпада начался падеж лошадей. Стервятники реяли над трупами. Одного из них сшиб турул. Тогда Арпад вспомнил свой вещий сон; и пошли они солнцем палимы к новой родине...
Чуть дальше фонтан с детьми, ловящими рыбу.
Еще далее в 100 метрах памятник одному из самых выдающихся стратегов нового времени Евгению Савойскому.
Внучатый племянник кардинала Мазарини был невостребован в родной Франции. Все его полководческие таланты проявились в Австро-Венгрии. Война за испанское наследство, изгнание турок из Европы - всюду он проявлял хладнокровие, смелость и решительность. Понимая важность мира в Европе, он заключил с Россией Венский союзный договор, ставший основой одного из самых продолжительных альянсов (130 лет) в истории Нового времени и основой внешней политики России вплоть до Крымской войны.
А если пройти на юг до конца, то там есть лифт, на котором можно спуститься в Замковый сад архитектора Миклоша Ибла.
Но это все отклонения в сторону, а мы идем от фуникулера к центру Буды.
02 Szent György tér - Sándor Palace, Ministry of Defence, Teleki Mansion
Г-образная в плане площадь Святого Дьёрдя (Szent György) расположена в северной части Будайского холма перед Королевским дворцом и является одной из самых молодых площадей Крепостного района. В средние века на этом месте площади не было, но были две многолюдные тесные улицы - сегодняшняя Színház Street и также здесь раньше находилась предшественница улицы Святого Георгия (Szent György), ориентированная в северо-южном направлении.
В какой-то момент, при продолжении улицы на юг в двадцатые и тридцатые годы XVI-го века, гигантскую поперечную стену пристроенную к королевскому дворцу спереди и изначально задуманную, чтобы отделить площадь от гражданской части города, разделили надвое. Так называемая северная наружная стена - которая была построена в это время - отметила границу южной стороны площади, но полное оформление площади не была завершено до конца турецкой эпохи. В 1684 и 1686 расположеные в 50-60 метровой полосе к северу от стены средневековые здания были уничтожены и заменены на массивную внутреннюю оборонительную стену, построенную турками, которая была возведена на западной стороне.
Г-образный план, который был похож на нынешний вид, был медленно и постепенно разработан в конце эпохи барокко, когда были разобраны для нового использования руины зданий, которые стояли здесь - такие, как Церкви Святого Жигмонда - (после 1769). После повторной оккупации (1686), потребность в зданиях военного назначения возросла. Именно тогда в южной части было построено гигантское здание арсенала - цейхгауза (Zeughaus). Эта постройка, спроектированная без изысков, сгорела в 1723 году, и была заменена в 1730 году зданием в барочном стиле, гораздо более украшенным. Это новое строение было определяющим элементом городского пейзажа справа, пока оно не был разрушено в начале XIX-х и XX-ых столетий. В результате, площадь в течение длительного времени, называли Арсенальной площадью (Zeughaus).
На месте, формально занимаемом средневековым францисканским монастырем (бывшим на месте сегодняшнего дворца Шандора), на восточной стороне площади, были возведены две казармы, а третий артиллерийский барак был расположен в южной части западной стороны, ближе к вышеупомянутой турецкой внутренней оборонительной стене. Северная сторона площади состояла из гидротехнических сооружений и гражданских зданий, что стало видно после сноса Церкви Святого Жигмонда и пробства. В результате работ по сносу, площадь была продлена на север, и дополнительно расширена с северо-востока со стороны церкви кармелитов (позже замковый театр), которая первоначально была частью улицы кармелитов (сегодня: Театральная улица).
С 1860-х годов площадь была переименована несколько раз. В результате неправильной историко-топографической идентификации, эта ранее не существовавшая площадь была названа в честь площади Святого Дьёрдя (Святого Георгия), которая в действительности была расположена к северу - на месте нынешней Парадной (Dísz) площади, и с этого момента ее называли как площадь Георгия.
Еще одним важным моментом в истории площади были конец XVIII-го и начало XIX-го века, когда она стала местом для благородных представлений. Во-первых, в 1790 году, на пустом месте в западной части был возведен особняк графов Телеки, а затем, в 1806 году вместо двух казарм был построен особняк графа Шандора Винс. Эти два здания на протяжении многих лет имели разных владельцев и функции. Между 1867 и 1945, особняк Шандора размещал штаб-квартиру канцелярии премьер-министра, а с 2002 был резиденцией Президента Венгерской Республики.
В 1852 году в центре площади был возведен памятник, в честь имперского военного губернатора Hentzi, который умер во время осады 1849 года, и в результате площадь короткое время упоминалась как площадь Hentzi, перед повторным возвращением ей имени Святого Дьёрдя.
Генрих Хенци (Hentzi) (1785–1849) — австрийский генерал, командовал австрийским гарнизоном крепости Буда во время осады ее венгерской революционной армией в 1849 году. 4 мая революционная армия Венгрии под командованием Артура Гергея захватила замок, однако после этого он полностью сгорел. Гергей стал военным министром революционного правительства.
Революция была подавлена благодаря действиям австрийской армии, и участию, по просьбе австрийского двора, русского экспедиционного корпуса под командованием генерал-фельдмаршала Паскевича. В одном из походов “вежливые люди” из корпуса Паскевича сделали Гёргею предложение от которого было невозможно отказаться. Гёргея не судили военным судом. Немного посидев в заключении, он мирно зажил в Клагенфурте, занимаясь химическими работами. В 1867 году его помиловали и разрешили вернуться в Венгрию.
В 1850-х годах, были снесены артиллерийские казармы на юго-западной стороне площади и западная часть наружной стены дворца. Их заменили королевской конюшней, которая стояла на этом месте, с незначительными изменениями, вплоть до 1960-х годов.
На северной стороне площади, изменения принесло строительство министерства обороны между 1879 и 1881. Позднее новые военные штабы, пристроили к северной стороне здания, обращенной Парадной площади.
Два других сооружения заняли место на площади в конце XIX-го и начале XX-го веков. На западной стороне, здание бывшего дворца Телеки было перестроено и расширено для эрцгерцога Иосифа Габсбурга. Первый этап работ подразумевал снос арсенала, который был заменен двумя новыми дворцовыми крыльями (сегодня здания "А" и "B").
В войну 1944 - 1945 зданиям на площади был нанесен значительный ущерб.
Только два из них были восстановлены:
В 1960-х годах здание "А" королевского дворца, и после проведения внешней реконструкции в 1980-х годах дворец Шандора. Здания на западной стороне: Королевские конюшни и особняк Телеки были полностью разрушены, в то время как комплекс Министерства обороны снесен лишь частично. В настоящее время на большей части этого места ведутся важные археологические раскопки.
История здания (Sándor-palota),
Дворец был построен 1806 году по заказу графа Винсе Шандора (Sándor Vince). По-прежнему спорят: был ли его архитектором уроженец Вены Иоганн Аман или известный архитектор Михай Поллак (Pollack Mihály) автор Национального музея, концертного зала Vígadó в Пеште и Евангелической Церкви на площади Deák. Первоначальный проект дворца был утрачен, но к счастью в 1822 году были сделаны примерные описания. Именно по ним после второй мировой войны и воссоздали дворец.
Пуританская элегантность дворца Шандора в неоклассическом стиле является, полной противоположностью роскошному величию королевского дворца, но он являлся тогда довольно низким зданием даже в сравнении с замковым театром в шлемообразном стиле, построенным несколько десятилетий тому назад.
Осенью 1814 г. в этом дворце проходила встреча европейских правителей: русского царя Александра I, австрийского императора Франца-Иосифа I и короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III.
Долгое время здесь была резиденция старого графа Винсе Шандора (Sándor Vince), но 1831 году дворец был продан семье Паллавичини (Pallavicini).
Дьявольски талантливый всадник
Это было прозвище не старого графа Шандора - который, был скорее пожилым философом - что сохранилось в народных преданиях, а его сына Móric Шандора, который шокировал народ Будапешта и Вены акробатическими конными подвигами, и поэтому его в то время окрестили "дьявольским всадником" в Пеште и "конюшим дьявола" в Вене. Его колоритная личность нравилась многим в аристократических кругах. Даже его наибольший критик, Иштван Сечени тоже отступил, когда в более зрелом возрасте Морис предложил на строительство цепного моста сумму своих доходов за полгода.
После боев Свободы, здания на площади были заселены правительственными учреждениями. В то время в здании жил генерал-губернатор Венгрии эрцгерцог Альбрехт (Albert főherceg), из Венского двора. Самым престижным арендатором дома был премьер- министр граф Дьюла Андраши (Andrássy Gyula), который арендовал его у семьи Паллавичини для правительства в 1867 году (позднее он получил право собственности на состояние путем обмена имущества). Андраши в 1881 году выдвинул идею использования дворца как резиденции премьер-министров Венгрии. Идея стала реальностью, и до вступления Советских войск в Будапешт, там сменили друг друга его 16 преемников.
Реконструкция с помощью Миклоша Ибла в доме Андраши, который к тому времени стал остро нуждаются в ремонте и имел офисы, установленные на первом этаже, в то время как на первом этаже была создана резиденции премьер-министра.
Прибытие принцессы Сиси через секретный туннель
Секретный подземный туннель якобы вел отсюда в замковый театр в то время, когда посетители неоднократно возвращались от Сиси с прощальной "рюмки чая". Позже более пуританские единомышленники Кальмана Тиса использовали дом скорее для бизнеса, чем для общественной жизни. Он даже принял здесь у себя делегатов Конгресса.
Когда императрица Сиси в Женевской гавани был поражена убийцей ножом в сердце, шокированные венгры хотели возвести здесь в ее честь монументальный памятник, который намеревались установить на месте дворца Шандора. К счастью сноса не произошло, но это дало возможность фотографу Дьёрдю Klösz выполнить фотосъемку внутренних залов, ныне используемую в качестве эталона. Архитекторы бережно подошли к восстановлению интерьеров и сегодня залы по-прежнему неизмененны как и сто лет назад.
После поражения Венгрии в Первой мировой войне и подписания Трианонского мирного договора, в результате которого Венгрия лишилась 2/3 территории и населения; первым арендатором дома был граф Иштван Бетлен. Европа в то время была во власти моды декадентско-игривого сепаратизма. Тем не менее, находясь в пост-Трианонском настроении, венгры выбрали для этого важного общественного здания вместо более раннего, более достойный стиль. Именно поэтому они решили от стиля ампир классицизма.
Фасад дворца предполагал шляхетскую культуру. Посетители могли войти в здание через сводчатые южные главные ворота и главную лестницу.
Парадная лестница, как необыкновенная драгоценная коробочка. Войдем сюда в сопровождении спелых игристых поверхностей и элегантной гармонии позолоченных чугунных перил. (когда он раз в году открыт)
Стены фойе покрыты просто полосатым шелковым дамасским гобеленом; стулья в стиле бидермейер выравнивают стены в соответствии с функцией.
Инкрустированные полы Круглого салона с его белоснежными стенам была воспроизведены на основе старых фотографий идентично полам, разработанным Rezső Hikisch в 1928.
Так называемый малый Имперский салон изначально предназначен для частный и в общественных приемов. Сегодня здесь проводятся небольшие встречи и переговоры, например с представителями НПО и с немноголюдными делегациями.
Самым изысканным в серии комнат всегда был Голубой салон с мебелью в стиле барокко, который иногда называют гобеленовым или залом Буше . Его спокойная и успокаивающая атмосфера обеспечивает прекрасный фон для неформальных встреч.
Красный салон, несомненно, является самым элегантным. В то время он был украшен портретом Марии Терезии, который с тех пор исчез. Сегодня картина на стене изображает императрицу в платье которое она одела в день коронации на трон Венгрии. Салон украшен лепниной, работы Миклоша Ибла, люстрами из хрусталя и картинами известного венгерского художника Кароя Лотца.
Роскошный Зеркальный зал в стиле рококо, как правило, место для особенно строгих событий: это, например, когда послы, аккредитованные в Венгрии предъявляют их полномочия. Здесь проводятся самые величественные протокольные мероприятия, а также гала-ужины для дипломатического корпуса ,
На восточной стене установлена мемориальная доска в честь последнего премьер-министра Пала Телеки, который в 1941 году покончил жизнь самоубийством в отчаянии от политической ситуации в стране, грядущей войны и будущего нации.
Как пел Владимир Семенович Высоцкий: "досадно мне, что слово “честь” забыто, и что в чести наветы за глаза."
Менее чем через четыре года после того как Пал Телеки совершил самоубийство в этом же месте, армада самолетов подошла к району Будайской крепости и засыпала исторические здания градом бомб. Все, что осталось от дворца Шандора - жалкая груда камней. То, что было слева от дворца Шандора, имевшей значение было принято за рубежом в качестве военного щедрости. Хотя здание не было снесено, оно осталось без внимания до смены политической системы в стране..
После время второй мировой войны здание дворца было почти полностью уничтожено и разграблено. В 1959 году партия решила открыть во дворце музей, но эта денег на эту идею у коммунистов не нашлось, и поэтому до 1978 года здание использовалось как склад.
Чтобы не пугать внешним видом развалин дворца иностранных туристов, поднимавшихся на фуникулере в будайскую крепость, в 1989 году дворец подремонтировали снаружи.
Но работы по восстановлению внутренних помещений дворца закончились только в 2002 году, и с 2003 года он стал официальной резиденцией венгерского президента.
Сегодня резиденцию Президента увидеть можно только в сентября, когда в нем проходит выставка в рамках Дней культурного наследия Венгрии.
Зато можно посмотреть смену караула, которая проходит у президентского дворца каждый день в полдень.
Правда, это не пражский град. Все несколько скромнее.
А вот летом, когда президент в отпуске, будочки часовых пустуют и наш брат-турист там фотографируется.
Именно благодаря нескольким преданным экспертам, над дворцом была возведена крыша и были укреплены его стены. Престижное здание сегодняшней резиденции президента Республики был реконструировано в 2002 году
Внешне двухэтажный дворец выглядит довольно скромно. Ажурный длинный балкон и барельефы, на которых изображены греческие боги, а также сам граф Шандор в момент посвящения его в рыцари.
Адрес: Budapest Szent György tér, 1-2
Как доехать: Подняться на фуникулере, вы сразу окажетесь перед дворцом Шандора.
Также можно доехать на автобусе № 16, который ездит от Деак Ференц тер. или электробус 16А от Széll Kálmán tér
Совсем недавно пустили микрошаттл, который отправляется от Clark Ádám tér и едет по всей верхней части Буды. Сам на нем не ездил. Было прохладно, а смотреть сквозь полиэтилен как-то угрюмо... Но для лета хорошо.
03 Театральная улица (Színház utca) (
Улица Színház со зданием Várszínház и штаб-квартирой армейского корпуса, в 1890 годы была маленькой улицей в юго-восточной части замка, расположенный между площадями Святого Дьёрдя (Szent György) и Парадной (Dísz). Предшественница этой улицы в средние века была гораздо длиннее. Она проходила через сегодняшнюю площадь Святого Дьёрдя (которая в то время была застроена) и продолжалось в направлении от Королевского дворца. Наиболее южная часть была прекращена после строительства северной наружной стены дворца. Ее средневековое название было дано в честь Францисканского монастыря святого Иоанна, который уже находился здесь примерно с 1270 года. Церковь монастыря раньше находилась на месте нынешнего замкового театра и жилых помещений на месте дворца Шандора.
Имя улицы в турецкую эпоху неизвестно. Известно лишь то, что резиденция турецкого паши, находилась здесь на месте сегодняшнего двора кармелитов. Южные здания на улице к концу турецкой эпохи уже были в руинах, и это началось с процесса формирования площади годов.
После освобождения Буды от турецкой оккупации часть с восточной стороны улицы был отдана сперва ордену кармелитов, а затем иезуитам, которые в XVIII веке построили здесь свой монастырь Сент Йожеф (Saint Joseph). Названная в честь этого события, улица в течение длительного периода называлась Carmeliter Гассе. После закрытия ордена иезуитов, в 1787 году монастырская церковь была превращена в театр, который с некоторыми перерывами, работал даже в XXI веке.
С того момента стали использовать название Театр Гассе - Театральная улица. В южной части на западной стороны улицы в течение длительного времени стояли мещанские дома, в то время как на северной стороне, был расположен сперва военный лагерь, а затем Евангелическая церковь. Между 1879 и 1896 они были заменены на здание Министерства обороны - военный штаб, который сильно пострадал во время Второй мировой войны. Юго-восточная часть строения была разрушена до основания, а в других частях были разрушены лишь некоторые этажи. Это здание, наполовину лежащее в руинах, все еще ждет реставрации.
Что касается Здания кармелитского монастыря, то его в марте 2018 поставили на реставрацию. Проход теперь там закрыт.