Куда бы я не ездил, будь то пески Египта или горы Боливии и прочее всегда стараюсь самостоятельно арендовать машину. Очень не комфортно себя чувствую, когда меня кто-то возит. В Пакистане много контор, готовых предоставить машину. Но все только с водителем. Только Europcar давал на обычных условиях. Однако знакомые посоветовали бронировать не напрямую у прокатной конторы, а у российского посредника Rentalcars мотивируя тем, что если что случится в стране третьего мира, то дома проще решить вопрос. Я так и сделал, хотя обычно бронирую на прямую. Как глубоко они ошиблись, получилось диаметрально противоположно. Но обо всём по порядку.
Прилетели в Карачи. Отель взяли недалеко от аэропорта. В стоимость входила встреча в аэропорту. День посвятили прогулке по Карачи. На следующий день поехали в аэропорт забирать машину, так как согласно ваучеру офис должен находится там. На самом деле офиса там не оказалось. Я знал, что у них есть офис вместе с гаражом где-то в городе, но позвонить никуда нельзя, так как какой-то праздник и в честь него связь по всей стране отключили. Но мир не без добрых людей. Незнакомый парень просто отвёл нас в аэропортовский McDonald’s и договорился чтобы нам дали интернет. В интернете нашли кое какую информацию, взяли таксиста, который сказал, что стопроцентно знает то место, которое нам надо. Не обманул, привёз быстро.
Так как было воскресенье, то там был только один человек из персонала. Очень удивился, что мы хотим взять машину без водителя и сказал, что этот вопрос надо решать только с владельцем компании. Но сегодня всё равно ничего не решится так как выходной и предложил приехать завтра с утра. Тут приехал дедушка на джипе. Оказалось, что это и есть владелец. Поговорили немного, договорились что мы приедем в 10 утра. Дал нам машину, и мы поехали искать отель.
Нашли неплохой и недорогой в центре города. Напротив отеля большой современный мол, чем-то похож на европейский. Много магазинов, два кинотеатра, на верхнем этаже куча всяких кафешек известных мировых брэндов McDonald’s, KFC и пр. Мужчины одеты по-европейски, много женщин с непокрытыми головами. Народу полно, столиков много все заняты. Даже не ожидал такое увидеть в исламской стране. И вообще, люди в больших городах показались мне более светскими по сравнению со своими мусульманскими соседями. Удивило то что никто ни разу не обратил внимание на шорты, которые носили мои коллеги, даже при входе в мечети, хотя местного населения я в такой одежде не видел. А я, начитавшись всяких страшилок ни одних коротких брюк не взял.
Карачи.
Мавзолей Мухаммада Джинны.
Жители Карачи.
Утром поехали за машиной. Никакой гарантии не было что машину нам дадут, поэтому вещи оставили в отеле. Переговоры шли часа два. Бумажному ваучеру не поверили, проверили в системе бронирования. Затем выяснилось, что им не пришли деньги, а без денег они дать не могут, поэтому предложили ещё раз заплатить как депозит. Если им деньги перечислят, то они мне вернут этот депозит. Заплатил и уже стало легче, главное машину дали, а дальше уже технический вопрос. Скопировали авиабилеты, попросили в залог какой-нибудь документ. Внутренний паспорт РФ их устроил. В заключение попросили меня проехать вперёд-назад, видимо, чтобы убедится в моих водительских навыках. Дали относительно новую Тойоту Королу, правда вся поцарапана, механика. Попросил это как-то зафиксировать, ответили, что бы не беспокоился, при сдаче проблем не будет. На всякий случай всё сфотографировали.
Ну вот и всё, надо ехать дальше. Движение левостороннее, но я до того больше месяца по странам южной Африки ездил, поэтому отвыкнуть не успел. А на механике я дома езжу, поэтому особого дискомфорта не испытал. В офисе только спросил, по каким правилам здесь у вас ездят особенно на перекрёстках. Ответ был таким, красный загорелся стой, на зелёный поехал. Других правил нет, можешь ездить как хочешь, и сигналь всё время (дома вообще забыл, когда последний раз пользовался этой опцией). Движение на самом деле ужасное. Повозки с ослами, с быками, просто люди волокут огромные тележки, тысячи тук-туков и мотоциклов. Причем все занимают полосы какие им удобны, например, ослиная повозка может ехать по крайней правой полосе. При малейшем перестроении даже на пять сантиметров, надо смотреть в зеркала, чтобы не зацепить мотоциклиста, который как таракан пытается пролезть в любую щель. Поэтому в городах и населённых пунктах всё время большие пробки и теряется много времени. Меня мало чем можно удивить, но в таких условиях ещё ни разу не ездил. Говорят, что в Индии ещё хуже, там ещё и велорикши прибавляются. Но считаю, что испытание прошёл, почему же не попробовать, тем более ближайшая поездка в Бангладеш.
Основной маршрут такой: Карачи – Мултан – Лахор – Исламабад – нацпарк Хингол – Карачи. По дороге заезжаем и смотрим всякие интересные места.
Вернулись в отель забрали вещи, поехали в сторону Мултана. Первое место по дороге
Татта.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Пакистане (провинция Синд), который представляет собой исторический город с населением 38000 человек. Город и его некрополь дают представление об уникальном виде цивилизации в Синде. Как мне сказали, что на этом древнем кладбище похоронено около миллиона человек.
Остановились на ночь в каком-то городе. Вечером пошли ужинать. В кафе очень ненавязчиво сели за соседний столик двое полицейских. В процессе разговорились, старший сказал чтобы мы не беспокоились, оставляю с вами коллегу, после ужина он вас проводит в отель. До отеля всего метров пятьдесят. Но похоже ему задание и на ночь дали, так как видел его всё время в отеле.
Машину возле отеля ставить было негде, поэтому приткнул рядом в переулке возле частного дома. При выезде какой-то чувак что- то кричал и пытался погнаться, но я благополучно ушёл. В городе остановились ещё что-то сфотографировать. Тут мы и нарвались на полицию. Офицер попросил следовать за ним участок. Забрали паспорта, офицер стал куда-то звонить. Всё думаю или секретный объект сфотографировали или чувак, который гнался доложил о нас. Принесли чай и начались стандартные расспросы о цели визита, как взяли машину и т.д. Офицер извинился, сфотографировал на телефон паспорта и пожелал счастливого пути. Кроме того, дал нам в сопровождение двух своих сотрудников на мотоцикле, что оказалось очень кстати. Полиция ехала впереди и всех разгоняла по дороге, поэтому мы довольно быстро выехали из города. Больше у нас за всё время путешествия подобных проверок не было.
Мохе́нджо-Да́ро
Мохе́нджо-Да́ро буквально «холм мертвецов — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда (известна также как Хараппская цивилизация) и одним из наиболее развитых городов Южной Азии.В более ранних исследованиях «холм мертвецов» описывался как пограничная крепость месопотамской цивилизации, однако попытки идентифицировать Мохенджо-Даро и другие центры Хараппской цивилизации с восточными городами-государствами, упоминаемыми в шумерских текстах, пока что не увенчались успехом.
Деравар
Деравар — квадратная в плане крепость периметром 1500 метров в пустыне Тар (Чолистан) близ пенджабского города Бахавалпур. Высота стен достигает 30 метров. Первая крепость на этом месте была возведена раджами княжества Джайсалмер. Нынешнее сооружение заложено навабом Бахавалпура в 1733 году. Через 15 лет навабы потеряли контроль над цитаделью до 1804 года. У крепости расположены мраморная мечеть (яркий пример могольской архитектуры) и усыпальница навабов из рода Аббаси. Крепость довольно хорошо сохранилась.
Мултан.
В Мултан приехали после обеда, но времени хватило чтобы посмотреть то что хотели. А вот с отелями не сложилось. Отелей, в которые можно заселится иностранцам в городе было не много. Заехали в один в который посмотрели на букинге, но не бронировали. Там заломили цену в два раза больше. Показали им реальную цену, ответили, что надо было бронировать и не заселили, хотя места были. В конце концов приехали в самый дорогой отель в городе. Было поздно, крутится по пробкам уже надоело, решили остановится в нём. Отель огорожен мощной стеной, двойные ворота, колючая проволока, несколько вооружённых охранников. Такой отель у нас в первый раз был, и в последний тоже. Заселились, хотели пройтись что-нибудь купить из продуктов, магазины недалеко. Вызываем менеджера, задаём вопрос: это тюрьма или отель. Возник конфликт, менеджер сказал, что вызовет полицию и они нас сопроводят до рынка. Говорю, дай охранника, он же с автоматом, чего полицию дёргать. Ни в какую. Приехала полицейская машина, хоть места в кузове было полно мне сказали ехать на своей. Извинился что их по такому пустяку потревожил, не привык я к этому. Ответили, что ничего страшного, это наша работа.
По приезду ждал ещё один сюрприз. Встречает менеджер и говорит, что местные спецслужбы хотят с нами пообщаться. Стандартные вопросы, затем последний: когда и куда вы завтра выезжаете? Ответили, что в 8 часов в сторону Лахора, по пути заедем руины посмотрим. Хорошо, вас будут сопровождать.
С утра прибыла полицейская машина и мы поехали. Ехать 350 км, дорога двухполосная в каждую сторону, но много грузовиков. Машины маломощные, одна тянется, а другая обогнать не может и тянуться так километры. Хорошо думаю хоть из города выведут быстро. Вывели из города, махнули автоматом чтобы обгонял и дальше ехал. Чуть проехал, обгоняет следующая машина, показывают, чтобы за ними ехал. Удобно так в кортеже ехать, всех разгоняют по дороге, только успевай за ними. У них раза в два машина мощней, полного газа едва хватает. Посчитал что шесть экипажей нас передавали друг другу, поэтому приехали в Лахор быстро. Спрашивают куда вас везти. Да хотим крепость посмотреть, потом в отель. Нет проблем, поехали. Проехали мимо многочисленной охраны и заехали прямо на территорию крепости. Машины кроме нашей я там ни одной не видел. Даже туристические автобусы за пределами останавливаются. Крепость посмотрели, остальное на завтра оставили. Поехали в отель, который чтобы не повторять прошлых, ошибок забронировали заранее. Тут нам эти ребята здорово помогли. Ехать не очень далеко, но город стоит, сплошная пробка. Но доехали минут за тридцать (на следующий день уже без сопровождения, я это расстояние преодолел часа за полтора). Помогли нам машину поставить на парковку, передали нас в отель, и один из них спрашивает: какие у вас планы на завтра. Ну, думаю, опять будут сопровождать. Сказал, что завтра утром определимся. Вышел с ним на улицу, поблагодарил и предложил их хорошим ужином покормить. Ну, если не хочешь дай 10 долларов, сами поедим.
А вообще у меня сложилось очень позитивное впечатление о пакистанских силовиках, будь то военные полиция или силовые структуры. Офицеры вежливые, сносно говорят по-английски и всегда готовы помочь. Разумеется, никаких просьб о каком-либо вознаграждении. Как мне объяснили служба в силовых структурах в Пакистане очень престижна, поэтому и отбор туда строгий, ну и спрос соответственно.
Лахор
В Лахоре понравился национальный музей.
Мэрия
Мечеть Вазир Хан.
Интересное место. Когда то эти фонтаны работали. Если бы их запустить, очень было бы шикарно.
Недалеко от Лахора, на индо-пакистанской проходит одно известное шоу – закрытие границы. Решили и мы посетить это мероприятие. Только во сколько оно начинается никто в отеле толком не знал. Сказали, что граница закрывается часа в два, идёт подготовка, а само шоу начинается в пять часов. Ехать от отеля относительно недалеко, километров тридцать и почти по прямой, поэтому решили выехать часа в два. До места доехали быстро, но непосредственно до стоянки огромная очередь. Много автобусов, с местными. Весь транспорт тщательно проверяют, и людей тоже. Ребята раньше пошли, а мне ещё машину на стоянку ставить. Но кое как к шести успел. Как раз к началу представления. Скажу, что энергетика тут сумасшедшая. Люди реально в экстазе. Тот, кто был с двух сторон, говорили, что на индийской стороне больше как в цирке, а здесь реальный патриотизм. На индийской стороне иностранных туристов много, а здесь я ни одного не видел. Свободных мест практически нет, что на одной что на другой стороне. А индусы второй ярус строят. Когда буду в Индии, обязательно заеду. Интересно посмотреть для сравнения.
Крепость Рохтас
Поразила размерами и величием.
Рохтас — пенджабская крепость, возведённая Шер-шахом в 1541-43 гг. в непосредственной близости от Великой колёсной дороги для обороны земли гаваров от Хумаюна.
Крепостные стены периметром 4 км, высотой свыше 18 м и толщиной до 12,5 м считались по тем временам неприступными. По окружности расположено 68 полукруглых бастионов и несколько массивных ворот из песчаника.
Рохтас получила название в честь битвы при Рохтасе, в которой Шер-шах наголову разбил моголов. Через 10 лет после смерти Шер-шаха комендант крепости вероломно открыл её ворота Хумаюну. Великие Моголы придавали Рохтасу большое значение и построили немало крепостных сооружений по его образцу.
В начале XVIII в. Рохтас теряет своё военное значение, после раздела Британской Индии оказывается в пределах Пакистана, а в 1997 г. попадает в число памятников Всемирного наследия.
Исламабад.
Исламабад начал строится в 1959 году и стал столицей в 1960 году. Современный город, архитектурой напоминающий европейский. Чистый, дороги просторные, трафика нет. Это единственный город, внутри которого мы всё время передвигались на машине.
Могила Зия уль Хака.
Мечеть Фейсал.
Пакистанский Монумент.
Пакистанский монумент — национальный мемориал в историческом центре Исламабада, символизирующих собой четыре провинции и три территорий государства.
Структура этого здания по-своему уникальна: он построен в форме распустившегося цветка, четыре лепестка символизируют провинции Пакистана, а остальные три лепестка представляют собой Гилгит-Балтистан, Азад Кашмир и Зону Племён. Этот памятник увековечивает подвиг тех людей, кто участвовал в Пакистанском движении и пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений.
Национальный парк Хингол.
С культурным наследием Пакистана мы закончили, и теперь предстояло знакомство с природными достопримечательностями. Для этого был выбран национальный парк Хингол.
От Исламабада до Хингола примерно 1750 км. Запланировали за два дня добраться до Карачи, где-нибудь с краю переночевать и утром по объездной, не заезжая в Карачи выдвинуться в парк.
В принципе так и получилось. Но уже перед Карачи попали в многокилометровую пробку. Оказалось, что дорога перекрыта. Водители большегрузов укладывались на ночлег, а легковые, кто стоял, кто уезжал. Кое как по навигатору нашли дешёвую ночлежку переночевали, утром двинулись дальше. Триста километров проехали быстро. Дорога в сторону Ирана хорошая, за исключением того, что она через пару городов проходит со всеми вытекающими последствиями. Заправок нет, но есть стоянки дальнобойщиков где заливают бензин из бочек.
Индуисткий Храм.
Принцесса.
Гейзер.
Сфинкс.
За сутки всё что планировали посмотрели и после обеда выдвинулись в сторону Карачи. По дороге увидели две арки.
Приехали в знакомый отель уже затемно. Была пятница, народу полно, все окрестные кафе забиты. Кое как охранник из отеля нашёл свободное место чтобы поставить машину. Завтра свободный день, рано вставать и спешить никуда не надо. Только машину сдать. Что я и решил сделать с утра. Машину вообще никто не смотрел. Паспорт вернули. А вот деньги не вернули, потому что им они не пришли. Попросил выдать соответствующий документ, что и было сделано.
Не буду описывать все перепетии с возвратом денег, скажу только, что мне их вернули спустя два месяца с момента окончания аренды и то после того, как я написал в банк. Два с половиной месяца контора держала их у себя. Поэтому отныне Rentalcars у меня в чёрном списке.
Наверное, пора подводить итог. Но случилось то, с чем я в Пакистане ни разу не сталкивался. Сдав машину, я с облегчением вышел на улицу, чтобы найти транспорт до отеля. Рядом был скотный рынок, но никто там ни говорил на международном языке, а навигатор был для них непонятной игрушкой. Перешёл на другую сторону и там стал пытаться взять тук-тук. С этой целью стал громко говорить: Who is speaks English. Не сразу, но желающие помочь нашлись. Кое как коллективно объяснили водителю куда он должен меня доставить и сколько я ему за это заплачу. Вроде понял. По дороге ещё взял несколько человек, но мне было уже всё равно, я никуда не спешил. В конце концов он начал блудить, я ему стал показывать, как правильно ехать. Но навигатору он не доверял, пару раз спрашивал. Наконец приехали. Оговоренную сумму водитель брать отказывался и просил в два раза больше. Это был первый случай в Пакистане, когда с меня что-то поиметь дополнительно. На наши разборки подошли таксисты, стоявшие возле отеля. Я уже с многими познакомился и в их глазах выглядел героем. Ещё бы: проехать самостоятельно весь Пакистан. Объяснил ситуацию и попросил просто перевести мои слова. Таксисты сразу накинулись на тук-тукера кинули ему деньги и тот быстро свалил. Сказали, что из-за таких «деятелей», будут думать плохо обо всех пакистанцах. Даже не представляю, что было бы в подобной ситуации где-нибудь в Африке.
Теперь можно подвести итог.
Страна понравилась. Путешествуя по стране опасности и напряжения, а также агрессии со стороны населения не чувствовалось. Люди дружелюбные и неизбалованные туристами. Очень многие просили фотографироваться, так на наши аппараты, так и на свои телефоны. В некоторых небольших городах, когда мы выходил из машины и что-то покупали на рынках, сбегалось по несколько десятков человек. Было простое любопытство. Такое ощущение, что они видели европейцев в первый раз. Как я писал выше ни разу не было попыток обмана. Платил за продукты столько сколько и местные. За такси платил такую сумму, на которую предварительно договаривались. Может быть в других местах ситуация другая, но я не могу об этом судить так как там не был.
Хотел бы я поехать ещё раз? При возможности скорее всего да. Интересно было бы проехать по Каракорумской дороге и посетить зону племён.
Ну и в заключение ещё немного фотографий.
Местное население.
Транспорт.