Кого больше интересуют фото - вам сюда>>
Часть 1
С чего все началось
Ну, начать, стоит наверное с того, что мы любим Непал. Поэтому, когда проходит год другой без Катманду и прочих намасте – начинаешь скучать, тосковать и придумывать причины для поездки. Зимой 2017 года на сайте Риск Онлайн появился ролик, а затем статья из двух частей об экспедиции рижан Насти и Володи. Маршрут, которым они прошли, да и сама идея пересечения всего Непала за одну поездку - впечатлили.
Поиск в google про Great Himalayan Trail выдал еще один ролик на youtube– Philippe Gatta пробовал в режиме trailrunning пробежать всю дистанцию (а это ни много ни мало 1500 км) бегом. Но его где-то в середине остановил выпавший снег и первый же серьезный перевал он преодолеть не смог. Сильный чел – обидно – столько подготовки и сил вложил. Но заявка была впечатляющей – он хотел покрыть все расстояние за 40 дней или чуть больше. В день у него выходило временами больше 60 км! Итак – выяснилось, что тропу ходят тихоходы с портерами и гидами за 150 дней, Настя с Володей (без гидов и портеров) уложились в 110, а Филипп хотел уложиться в 40. Ничего себе разброс!!! Если подытожить, то мозг начал работать в нужном направлении.
Подготовка
Готовиться я начал постепенно, весной 2017 года, так как вообще не понятно было, когда появится возможность осуществить задуманное. Оценили, что ближайшая возможность будет скорее всего начиная с февраля 2018 года. Подготовка в основном состояла в поиске и чтении отчетов, в сборе и обработке GPS треков, в составлении списка требуемого снаряжения.
Поиски в интернете я начал с внимательного изучения отчета Насти и Володи, в котором удалось почерпнуть их подробный план по дням, список снаряжения и некоторые тонкости в выборе набора для навигации. Так же в их отчете были полезные ссылки на планы по дням британца и американцев. Если просуммировать полученное, то у нас было процентов 90 трека и информации по расстояниям и ночевкам. Но что объединяло латышей, британца и американцев – они все частично или полностью обходили сложные перевалы. Моя же идея была пройти максимально возможно по верхней тропе GHT. Итак, часть пути в районе Makalu и небольшой участок включающий перевал Tilman Pass в Langtang был слегка белым на нашей карте.
Чтобы хоть как-то заполнить эти пробелы – нужна была дополнительная информация и я смог ее почерпнуть из книжки Robin Boustead по GHT, которую удалось заказать и дождаться из Англии, за что спасибо Саше Орлову.
Когда мы определились со временем поездки – встал вопрос написания нашего собственного плана по дням. Задача не из легких. Тем более что времени у нас максимум – 2,5 месяца на все про все. То есть 75 дней. Тут на глаза попалась страничка в фейсбуке, где было приглашение на гонку как раз GHT. Организовывали французы, и самое главное, у них был план на 45 дней. У британца было где-то около 70 дней, а у американцев около 80. То есть по сути нужно сделать что-то среднее с учетом еще и того что все они не проходили по верхам отрезок между Kanchenjunga и баз лагом Makalu.
Особенности навигации
Хотелось бы сказать пару слов об особенностях навигации. Классический набор для навигации в Непале включает спутниковый навигатор и бумажные карты. Причем народ достаточно плотно пользуется бумажными картами, так как с ними удобнее и нагляднее. Но здесь кроется проблема – неточности карты. Мы сталкивались с тем, что карта показывала тропу на одном берегу реки, а шли мы по противоположному берегу. Кроме того, меня постоянно мучал вопрос веса – комплект карт – 9 шт – каждая по 100 грамм – килограмм.
Кроме того, вопрос времени. У нас в навигаторе был залит трек Насти и Володи, временами дополненный или исправленный. Так как наше движение подразумевало под собой минимальное время на отдых, по максимуму в движении – то заниматься тем, чтоб изучать карту, возиться с линейкой и тд, просто нет времени. Идешь по тропе, сверяешься с треком, если все в порядке – норм, если нет – тогда помощь других источников.
В качестве других источников были бумажные карты, плюс в телефон была установлена программа Osmand – и закачана карта Непала. Буквально перед отъездом из Москвы мне прислали сканы бумажных карт. Где-то в процессе трека я также установил программку Locus с картой Непала. Тоже оказалась весьма полезная – так как в ней были линии высот в отличие от Osmand.
Со всем этим добром мы проходили неделю, после чего волевым решением было принято все бумажные карты отправить с оказией в Катманду и забыть про их существование.
Параллельно всему этому многообразию с нами путешествовала книжка Robin Boustead. Умные мысли конечно приходят опосля. Только будучи в Syabrubesi мы ее отфотали и бумажный оригинал так же отправили в Катманду. Книжка весит 400 гр. Фотка – 0.
Снаряжение
Для того чтобы набрать скорость нужно снизить вес снаряжения до минимума. Тут то и возникло много вопросов к нашему обычному набору снаряжения. На помощь были призваны кухонные электронные весы, и все было взвешено и посчитано. Критике подверглось все – от палатки до нижнего белья и кошек. Грубо говоря, мы быстро поняли зачем придумали слово Ultralight, и с чем его едят. Разберем немного наше снаряжение. Забегая вперед, скажу, что лишнего ничего не было кроме легких ветрозащитных штанов. Их мы протащили через весь Непал ни разу не надев.
- 1. Палатка– 1кг
- 2. Спальник– 0,8 кг
- 3. Коврики – 0,4 кг 2 шт
- 5. Горелка и газ 230гр/шт
- 9. Система – 100 грамм
- 10. Кошки – 570 грамм
- 11. Ледорубы – 250 грамм
- 13. Карабины, спусковуха
- 14. Спутниковый телефон
- 15. Навигатор
- 16. Спот
- 17. Зарядка для спутника + аккумы
- 18. Зарядка для аккумов под навигатор
- 19. Провода и вилки в розетки под мини и микро USB.
- 20. Запасные баттарейки утльтра под навигатор и фонарь. (2 + 3)
- 21. Аккумы для гопро (2шт)
- 22. Батарейный блок 20тыс мАп
- 23. Батарейный блок-солнечная батарея на 5тыс мАп
- 24. Фотоаппарат Sony A6300 + 18-105L
- 25. Кофр
- 26. Гопро со шнурком на шею.
- 27. Пецль Мио (зарядка от USB) + БД какой то мой старый.
- 28. Аптека
- 29. Карты и книжка
- 30. Шлепки легкие из ашана
- 32. Пуховка
- 33. Куртка ветрозащита и такая еще
- 35. Штаны софтшел
- 36. Поларовая кофта
- 37. Термобелье низ и верх
- 38. Две смены синтетического белья
- 39. Перчатки полар
- 40. Верхонки - супер вещь
- 41. Шапка и баф
По результатам взвешиваний рюкзаки у нас обладали весьма воздушными свойствами. Без запаса продуктов, но со всем без исключения снаряжением, у меня рюкзак весил 14кг а у Ани в районе 11. Отвечаю тут на вопрос что с максимальным весом. Максимальный вес у нас был между Гунзой и Чукунгом. То есть в Гунзе мы купили 3 баллона газа (1гк всего) и еды (максимально где то на 4 дня). Соответственно имею раскладку по 350 гр на человека в день, можно посчитать (уже не взвешивали). 3кг еды и 1кг газа на двоих. то есть у меня было где то 18, у жены 12-13...
Немного про мусор
Хотелось сразу сказать про то, что нас сильно бесило на протяжении всего путешествия. Мусор. Он везде. На тропах, в лесу, за домом, под мостом. Сложно порой найти место без мусора. Конечно, временами встречались места, где людей не бывает, и там относительно чисто, но чаще мы видели обратное. Регион Mugu – это просто помойка. Идешь по помойке.
Но был, конечно, и микро-позитив в присутствии мусора. Если есть мусор, значит ты на нужном пути. Конечно, я шучу, не надо мусора, даже если бы он косвенно указывал нам верное направление. Попытка указать непальцу на то что же он негодник делает выкидывая упаковку от съеденного у меня на глазах печенья вызывала полное непонимание что от него хотят.
Есть районы типа Khumbu, Langtang, Anapurna, где на тропах оборудованы места для раздельного сбора мусора – вот такие крайности – рядом могут соседствовать загаженные поляны и корзины с надписями «пластик/бумага/стекло».
Немного о людях
Несмотря на то что мы проносились по деревням как угорелые и не часто останавливались перекинуться парой слов с местными – тем не менее контакт был. И впечатления от совершенно позитивных до сугубо негативных.
Для себя я под конец нашего путешествия разделил непальцев на буддистов, тибетцев и хинду. Не вдаваясь в детали так скажем.
Буддисты в большинстве своем добрые приветливые люди, разговорчивые, но не сильно навязчивые. Даже будучи почти за чертой бедности – не опускаются до попрошайничества. У таких непальцев мы останавливались на ночлег, были радужно приняты, накормлены и уложены спать на лучшем месте.
Тибетцы в большинстве своем, как и непальцы-буддисты – очень дружелюбные. Несколько отличаются внешне.
Хинду – это совсем другой разговор. Если вы не сталкивались до этого с настоящими непальцами, то пообщавшись с хинду – можете впасть в депрессию… и задать себе справедливый вопрос «Куда блин я попал?». Попрошайничество, причем не только дети, но и взрослые. Постоянно показывают, как им плохо и просят таблетки. Попытки обсчитать нас или надуть с ценой за обед был в 90 процентах случаев общения с местным населением в районе Mugu, где живут люди хинду.
Конечно даже в самом неблагоприятном регионе встречаются исключения, и мы там общались с очень приятными людьми. Но желание обходить встречные деревни под конец начало появляться!
Про агенство
По просьбе трудящихся, делюсь тонкостями работы с агентством. По сути для организации такого путешествия нужно было найти такое агентство, которое способно было бы получить на нас пермиты во все нужные районы, причем делать это без нашего присутствия. В бонус - авиабилеты и заброски. Особенно заброски, без этого пересечь весь Непал тяжело, если идти верхней тропой.
Соответственно, наше агентство мы проверяли на вшивость именно по этим 3м критериям. Пермиты они обязались делать по мере необходимости - то есть мы подходим к району где нужен пермит (или 2-3 района подряд) и за неделю им телеграфируем - что будем в точке Х в такую то дату - высылай гонца. Агент прыгает на свой байк и делает нужные разрешения - и отправляет нам все что нужно в оговоренное место и время. По большому счету в таком подходе косяков не обнаружили.
Причем удавалось делать это им потому что они у нас забрали ПАСПОРТА - то есть тут нужно доверить все самое дорогое)) мы весь трек прошли без паспортов - с обычными ксерокопиями странички с фото и странички с визой. Виза у нас была на 90 дней.
Заброски нам они делали в Сябрубези - сразу после Тилмана и в Муктинатх - после перевала Торонг.
Самое главное - денег они с нас срубили 400 долларов за работу + какую то мутную сумму за заброски - она как то странно формировалась в течении всего путешествия - и в результате - я думаю еще долларов 300. То есть 700 долларов за работу + заброски.
Пермиты - тут такое.... мы оплатили пермит в Канчу, потом был пермит в Манаслу, Анапурну, Нижний Долпо. Причем разговор с ними был такого формата - мы отдали денег за верхний долпо 1000 долл за двоих, а они по факту купили нам на нижний - и просто вернули нам сдачу.
У меня есть контакты агента с которым мы работали - можно наверно лучше в личку мне писать и еще есть фирмочка - которая прям ну только этими длинными треками и занимается. Ну как то так. Обращайтесь - контакты выдам.
Про еду
По еде пробежимся, чтоб вопросов не было.. Тут все просто - ели в лоджиях у местных - далбат и амлет. Если была цампа - ее тоже с удовольствием. Когда была автономка - на первую - из Москвы везли каши типа быстров. На обеды/ужины - местная китайская лапша. Где была возможность - пытались докупать какие то сублиматы - на 1-2 дня, чтоб много не таскать. Это работало вплоть до окончания Кхумбу. Затем началась дичь - купить можно было только лапшу и печенья. Ну и сахар с чаем в лучшем случае.
После района Анапурны - в долпо, мугу и хумле - с едой вобще грусть. Я имею ввиду деревни глухие. Но выжить можно - ели в основном лапшу. А что делать..
Ну ладно, похоже предисловие затянулось, нужно переходить непосредственно к нашему трипу! Начнем по порядку в продолжении, которое не заставит себя долго ждать!