Получилось пять ходовых дней на велосипеде по Эстонии.
Все путешествие: С.-Петербург - (электричка) Ивангород – Нарва – Тойла – Раквере (дневка) – Вызу – Кахала – Таллинн – (автобус) С.-Петербург.
С.-Петербург - (электричка) Ивангород – Нарва
В пятницу едем на велосипедах 15 км через центр Питера от дома к Балтийскому вокзалу. Путешествие скучное, пыльное, и требует много внимания – час пик для транспорта.
Электричка на Ивангород отходит от Балтийского вокзала в 18.40.
Тётя в кассе сказала, что это дизель. Я удивился – был уверен, что эта дорога полностью электрифицирована. На деле это действительно оказалась электричка, вполне новая на вид, короткая, с большими тамбурами.
Насчет электрификации – неясно, так как на последнем участке пути несколько раз выключался свет, в тамбур приходил помощник машиниста, просил отодвинуть наши велосипеды и деловито копался в каком-то шкафу.
Уже за несколько станций до Ивангорода пошли низкие платформы, и выяснилось, что в каждом вагоне один из тамбуров приспособлен для выхода на низкую платформу, а другой – нет. Наши велосипеды стояли как раз в неприспособленном тамбуре.
Когда прибыли в Ивангород, пришлось быстро вести велосипеды в другой тамбур и по крутым ступенькам стаскивать вниз на платформу. Спасибо коллегам-велосипедистам (попутчикам) – помогли.
Выход с платформы – через здание станции. На ступеньках – пограничники, проверили наши паспорта.
Из станции вышли в полной темноте. Хорошо, что велосипедист-попутчик был здесь не в первый раз, и поехал впереди, показывая дорогу.
Немного проехали по городу, у пограничного моста свернули направо на пешеходный переход. Нашу и эстонскую границы перешли через пешеходные терминалы.
Уже около 23-х ночи нашли свой хостел, и устроились переночевать.
Утром перед завтраком я сбегал в магазин Maxim (5 минут) за кефиром и сливками. Утро воскресения – магазин огромный и совершенно пустой. Набит едой. В том числе и готовой к употреблению: от витрин где уютно грелись пирожки, котлетки и огромное количество другой еды, исходили бодрящие ароматы.
Позавтракали в хостеле, поговорили с хозяевами и поехали по маршруту.
Ивангород -Тойла
Маршрут первого дня – с поворотами и зигзагами от примерно 70 км. От Нарвы до Усть-Нарвы идет вдоль реки Нарова. На пути несколько памятников разных эпох, установленных до революции, в советское и пост-советское время. Рядом стоят стенды с описаниями. Здесь русские все время с кем-то дрались – со шведами, с немцами, с эстонцами …
В Усть-Нарве выехали на берег моря, увидели какое оно потрясающе красивое. День солнечный, песок вдоль берега утрамбован, так что вместо шоссе мы несколько километров едем вдоль вялого прибоя.
Потом все-таки съехали на шоссе - не хотели пропустить Сосну Шишкина (Šiškini mand, или Merikula mand). Сосна растет слева от шоссе за пределами города Narva-Jõesuu.
Вот и сосна.
Рядом с сосной – камень и что-то вроде бассейна. Может, здесь когда-то был родник? Но теперь тут груда осколков бутылок – видимо очередной местный обычай – приехать, повязать ленточку, выпить, разбить…
Дальше крутим педали через прибрежный парк города Силамяэ (Sillamäe), по шоссе, дальше сворачиваем на грунтовку и двигаемся к следующему пункту плана - берегу Балтийского моря.
Это оказалось делом не простым.
В одном месте оказалось, что дороги уже не существует.
В описании фраза: «огибаем ферму (300 метров пешком по траве)». Даже после грунтовки с только что прошедшим стадом – эти 300 м меня шокировали, так как я такого не ожидал.
По грунтовой дороге мы сначала чуть не въехали во двор эстонской фермы.
Вовремя сообразив, что что-то не то, вернулись немного назад и нашли полоску примятой травы, ведущую через луг. Трава по колено, велик вязнет.
Если сначала была еле заметная тропка, то потом она исчезла, и перед нами был залитый водой и поросший достаточно высокой травой луг, почти болото. Дорогу грунтовую за ним видно – до нее метров 150 осталось, но так как день был ясный, на нас кроссовки и шорты. У жены вообще кроссовки с вентиляцией, покрытые сеточкой.
После того, как мы выбрались на грунтовую дорогу и пытались вылить воду из обуви, к нам подошел молодой фермер, и сказал: «Если дороги нэт, надо искать другую дорогу, да?» Дальше он сообщил, что у него есть 3 собаки, бегают тут рядом. Вслед за этой недвусмысленной угрозой, видимо в качестве превентивной меры, выбежала такса, обнюхала мою ногу, и зло залаяла.
Фермер нам намэкнул типа проваливайте - по-местному вежливо. Я ему попытался пояснить, что придут другие велотуристы, так как эта трасса выложена в интернет.
В общем, страху мы натерпелись.
От фермы по грунтовой дороге прямо к берегу - метров 400. Мы выехали, наконец, на глинт - обрывистый берег Балтийского моря. Обрыв высотой с 5-ти этажный дом. И в этом месте берег выдается вперед и висит над морем несколькими почти правильными треугольными зубцами - вот такое чудо.
Когда поехали дальше, по дороге вдоль глинта - обрыва, навстречу с мигалками по этой пыльной проселочной дороге нам навстречу 2 больших машины типа пожарных - спасатели. Остановились перед нами, и люди в спецодежде, обвешанные разным спасательным снаряжением, побежали к обрыву и вдоль него. Громкоговоритель на одной машине заговорил по-русски (я так понял - спасатели все русские). За ними пропылила скорая, а потом еще одна машина с мигалками. Не иначе как кто-то с обрыва сорвался.
Ну а мы поехали дальше.
Проехали город Тойла (Toila), погуляли в парке Ору (Oru).
Парк очень красивый, расположен на месте летнего дворца петербургского купца Елисеева. Террасы красиво расположены на склонах глинта, спускающихся к реке, и необычен для нас, привыкших к плоскому ландшафту петербургских дворцовых парков. Дворец Елисеева разрушили в последнюю войну, на его месте сейчас проводят концерты – такой концерт мы и застали.
Из склона у стены бывшего дворца, из пещеры, бьет Серебряный источник. Красиво облицованное камнем русло ручья идет вниз до реки, вдоль ручья построена лестница.
Еще 5 км – и вот наш хостел Kuldkaru Manor.
Сам хостел – выглядит как музей. Снаружи стены собственноручно расписал замечательный эстонских художник – Эдуард Конт (здесь в хостеле я впервые увидел его картины). Мне художник очень понравился. Некоторые сюжеты – казалось бы, бытовые – напоминают малых голландцев, и Брейгля-младшего. Замечательное чувство юмора. Например, Старый Томас, который спустился с ратуши в Таллине, чтобы выпить пива.
Тойла - Раквере
Утром следующего дня первая достопримечательность на пути - водопад Валасте.
Здесь Ваш покорный слуга провалился сквозь дыру в настиле смотровой площадки, но не до конца – место откуда ноги растут, застряло. Результат – ободранная нога с травмированной мышцей, что в условиях ходового дня в более чем 75 км создавало трудности. В результате крутить педали я кое-как мог, а вот остановки вызвали значительные проблемы: я буквально падал с велосипеда.
(Вообще - это безобразие со стороны местных органов – оставлять такую ловушку для беспечных туристов)
На пути к Раквере (Rakvere) осмотрели мызу в поселке Ontika, небольшой водопадик и остатки немецкой линии обороны у отеля Saka Mõis, и замок Purtse.
Раквере
В Раквере первым делом пошли в замок.
В замке идут по расписанию одно за другим костюмированные представления и экскурсии – в лабораторию алхимика, в «кабинет» лекаря, в пыточную камеру, и конечно в подвал ужасов.
Выстрел из пушки – солидный, громкий хлопок, уши заложило. Стреляют, если не ошибаюсь, в 14 и 16 часов, и один из местных гидов сказал, что всегда сверяет по ним время.
В замке полно всякой живности, которая бродит сама по себе и изредка нападает на туристов (гуси, петухи, козы …).
Замок был разрушен. Мы привыкли, что если что разрушено, наверняка во время Второй мировой, и чаще всего либо во время захвата, либо во время освобождения. Здесь все оказалось не так, замок был взорван еще в XVII веке во время польско-шведских войн. Сейчас почти восстановлен.
В самом Раквере есть несколько музеев, но на них времени у нас не было, зато мы посетили городскую кирху, где в свое время, будучи молодым, играл на органе замечательный эстонский композитор Арво Пярт (Arvo Pärt).
На Раквере у нас ушел один день, заодно я подлечил свою ногу.
Раквере – Вызу
На следующий день едем к морю, через сельскую местность.
Замок Тоолсе (Toolse ordulinnus) - очень романтичное место. Руины замка стоят прямо на берегу моря. Нет мусора, развалины укреплены и выглядят безопасно – можно залезть куда-нибудь. Что приятно – в нескольких точках внутри замка стоят стенды (не-убиваемые людьми и природой) с текстами и даже фотографиями. Так что можно получить максимум информации без экскурсовода.
Дальше едем сквозь Лахемааский национальный парк (Lahemaa), по пути собираем белые и моховики, растущие в лесу у дороги, по обочинам дороги, на самой дороге …
Дорога почти хорошая, временами вязнем в песке, в одном месте – в огромной грязной луже, а в остальном – очень даже ничего. В конце концов, выезжаем на асфальт.
Едем вдоль берега, любуемся пейзажами и плавающими в море лебедями.
В старинном рыбацком поселке Алтья (Altja) останавливаемся выпить кофе в придорожной таверне Altja. Пьем здесь кофе из глиняных чашек, с черничным пирогом.
Вызу – Кахала
Продолжаем путь по Лахемааскому национальному парку, вдоль побережья.
В западной части парка есть тропа протяженностью 7 км от парковки у шоссе через болото.
По идее через это болото мостки идут насквозь – через мегалит Маякиви (Majakivi) и смотровую вышку, и можно выйти опять на шоссе по другую сторону болота. Но после мегалита мостки гнилые и разрушены.
Дело было к вечеру, и мы решили вернуться назад, на шоссе. Нормальные герои … сами понимаете: почти всегда крутят педали «в обход».
Следующая ночевка планировалась в месте, которое можно назвать музеем. Арт-хаусом.
Когда планировали маршрут, рассматривали 2 альтернативы: «нормальный» хостел на побережье и хутор Hiie talu на берегу озера Kahala.
По фотографиям Hiie talu очень необычен (здесь у меня фотографий нет, их в большом количестве можно найти в интернете). А хостел на побережье выглядел как совсем обычный.
Вот мы и выбрали Hiie talu из-за необычности.
Местный фермер, без отрыва от производства, установил на территории деревянные скульптуры, каменные гроты и хижины.
Мы спали в лодочном сарайчике на палатях. Без электричества (есть фонарики) и без отопления.
На улице недалеко от сарайчика стояли статуи обнимающихся влюбленных. Ближе к хозяйскому дому, на пригорке, летела, подвешенная на растяжках к березам, Баба-яга («это портрет тёщи» - небрежно кивнув в сторону ведьмы, прокомментировал хозяин).
Моя жена рано утром купалась в пруду, спустившись в воду по вытесанным каменным ступенькам.
Завтракали мы в гостиной хозяйского дома, и любовались картинами на стенах.
По деньгам вышло не очень дешево, но оно того стоило.
Кахала – Таллинн
Наутро, оставив вещи на ферме, мы вернулись километров на 15 назад, к болоту Viru raba.
Через болото к смотровой вышке оборудованы широкие мостки, рассчитанные на то, чтобы проехала инвалидная коляска. Через регулярные промежутки мостки расширены – чтобы можно было разъехаться встречным. Посреди болота стоит смотровая вышка. Чуть дальше оборудован «бассейн» с лесенкой – для желающих искупаться в целебной болотной воде.
Дальше вышки мостки сужаются – можно пройти только пешком.
Вернулись на ферму, навьючили велосипеды и поехали в Таллинн.
По пути, чуть в стороне от трассы – маленький замок-башня (Kiiu Vassal Stronghold).
Нашли мы его с трудом – никаких указателей не было.
Теперешние владельцы – две пожилые эстонки, - превратили замок в башню Раппунцель.
Здесь мы попили кофе с булочками.
В этот момент мы были единственными посетителями – две пожилые женщины нам искренне обрадовались. Рассказали, что пару лет назад в день принимали по несколько автобусов с туристами. Сейчас автобусы уже не заезжают, индивидуальных туристов мало.
А жаль – место интересное.
Следующая достопримечательность в нескольких км направо от трассы - водопад Ягала (Jägala juga). Вода болотная, так что струи желто-коричневые, падают с каменных плит глинта, зрелище изумительное.
Дальше без приключений доехали до Таллина, провели там пару дней. Посетили прекрасный Морской музей в Летной гавани, городской музей и еще пару достопримечательностей.
Домой в Питер возвращались на рейсовом автобусе.