Собственно, вот уже второй год подряд я продолжаю осваивать просторы Скандинавии, и так как в этом году майские праздники обещали быть длинными (забегая вперед - на работе безвозмездно подарили все дни с 29 по 6) - нужно было непременно воспользоваться таким аттракционом невиданной щедрости)) На все у меня было 8 дней - и я решила, что этого как раз хватит на Фарерские острова и кусочек Копенгагена.
Первый вопрос, который традиционно возникал у собеседников при упоминании предстоящей поездки - "а это где?"
Фарерские острова, являющиеся автономной территорией королевства Дании, затеряны на просторах Атлантического океана где-то между Норвегией и Исландией. По сути, это отдельное государство, со своим правительством, валютой, языком и даже визой (Фареры не являются страной-участницей Шенгенского соглашения), которую я на всякий случай решила все-таки оформить. Хотя, как и ожидалось, визу никто так и не проверил, а пограничник в Копенгагене был вообще немного удивлен самим ее наличием. Но так душе моей было спокойнее.
При подготовке к поездке я столкнулась с весьма скудным наличием информации об этом месте (больше всего это касалось природно-трекинговой части), поэтому в ходе отчета я постараюсь максимально пополнить недостающую часть знаний) Но для начала немного практической информации.
Перелет
Прямых рейсов на Фареры нет. Из Москвы наиболее оптимальным кажется вариант перелета через Копенгаген. Поэтому в ноябре прошлого года были куплены билеты национального перевозчика Фарерских островов - а/к Atlantic Airways. На тот момент билеты обошлись мне примерно в 11 000 руб. туда-обратно. Ближе к поездке ценник доходил до 30т.р., так что совет - лучше брать билеты максимально заранее.
А вот с политикой ценообразования родного Аэрофлота не все так прозрачно. В середине марта я взяла билеты до Копенгагена и обратно за 22 000 руб., хотя за месяц до поездки или меньше их цена упала до ~17 000 руб.
В обще и целом на все билеты ушло порядка 33 000 руб.
Проживание
В Копенгагене была забронирована комнатка с ванной и туалетом на этаже, без питания - 2 ночи/9500 руб. Вообще жилье в Копенгагене безумно дорогое, и это получилось самое мое дорогое проживание. Но дешевле в шаговой доступности от центра и вокзала я не смогла ничего найти, ну разве что кроме хостелов, но это не в счет.
На Фарерах условия были аналогичные - отдельная комната с общей ванной и туалетом в гестхаусе, но с завтраком, в городке Leirvik (на booking.com называется visitHomes). Забегая вперед - меня поселили прямо в хозяйском доме, и было ощущение, что ты находишься никак не в месте общественного пользования, а просто приехал погостить у родственников на выходных) Цена вопроса - 26 000 руб. за 6 ночей. Но, опять же, остальные все варианты из расчета на одного были существенно дороже.
В принципе, расположение очень неплохое - в середине архипелага. От аэропорта примерно 60 км. Так что до всех интересных мест можно вполне комфортно добраться.
Но надо сказать, что на запад я ездила гораздо чаще, чем на восток. Так что, наверное, чем ближе место проживание к острову Vagar, тем лучше. Но мой вариант меня полностью устроил - дорога, соединяющая аэропорт и Klaksvik, на пути к которому находится Leirvik, отличная, и ехать одно удовольствие. Не говоря уже о просто замечательных хозяевах - такого внимания и заботы я еще нигде не встречала) И в качестве еще одного плюса - отличная возможность узнать о жизни страны изнутри, что называется, из первых уст.
Транспорт
Конечно же, никакие другие варианты кроме машины я не рассматривала.
Цены на автопрокат островах, как и в других странах Скандинавии, очень больно бьют по карману, а учитывая то, что я не хотела начинать вспоминать навык пользования МКПП на фарерских серпантинах, удар приходился не то что по карману, а ниже пояса.
Но после продолжительных поисков я наткнулась на местную контору http://unicar.fo/carrental.html
На сайте указаны приблизительные расценки в зависимости от категории авто. Отправила им запрос, ответ пришел в течение суток. Предложили Volkswagen Golf Variant на автомате за 3420 DKK на 7 дней. Это оказалось ощутимо дешевле, чем у других прокатчиков - например, 62 North предлагал Toyota Yaris где-то за 4500 DKK.
Но Unicar берет в качестве предоплаты депозит в 1500 DKK (в дополнении к сумме аренды). Из этой суммы они потом вычитают стоимость платных тоннелей и, если вы не заправились перед сдачей авто, бак бензина. Также они предлагают оплату тоннелей со скидкой - 80 DKK вместо 100 DKK за проезд туда-обратно. Остаток потом вернули на карту где-то через 2 недели. Оплата через PayPal.
Получение машины отдельная история - присылают на почту информацию об автомобиле (марка и модель, номер, цвет) и координаты парковки. Ключи в бардачке) Никаких стоек, никого подписания бумажек, ничего. Сдавать машину также - приехал, оставил на парковке и ушел. Такая вот страна)
Деньги
Карты принимают повсеместно. Разве что на паромах между островами предпочитают наличные (дядюшка-паромщик так прям добродушно им радовался). Так что на всякий случай я сняла в банкомате датские кроны - и в Копенгагене, и по прилету на Фареры. Сдачу отдают, если бумажками - фарерскискими кронами, если монетками - датскими. Курс 1=1.
Так что есть смысл иметь на руках разве что небольшую сумму - 700 DKK было вполне достаточно.
Итак, шестидневная рабочая неделя позади, и путешествие наконец-то началось.
И раз уж оно началось с датской столицы, хочется немного поделиться фото весеннего цветущего Копенгагена, который произвел очень приятное впечатление. Ну где еще в европейских столичных городах будет пахнуть цветами и морем? Тем более на севере)
День 1 (29.04.18) - Копенгаген
Мое знакомство с городом началось...с кладбища. Да-да) Дело в том, что моя пребывания как раз совпало с сезоном цветения вишневых деревьев (если ничего не путаю, неправильно называть сакурой то, что произрастает вне Японии). Но для удобства и краткости буду именовать сие растение сакурой)) Так вот, самая живописная аллея сакуры в Копенгагена находится на кладбище Bispebjerg. Добраться туда можно на автобусе - прямо от моей гостиницы рядом с вокзалом шел автобус номер 6А. Я плохо дружу с общественным транспортом, и очень боялась сесть не там, уехать не туда, потеряться, да и вообще - но, если потратить некоторое время на то, чтоб вникнуть в суть вопроса - все очень понятно и совсем не страшно. На остановках висит табличка с подробным объяснением, что и куда едет, в автобусах - экран с названием следующей остановке.
Так что где-то к 10 утра я оказалась на кладбище. Надо сказать, что кладбище больше напоминает парк. Есть указатели, как пройти к главной достопримечательности - аллеи сакуры. Но я, конечно пошла куда-то не туда, и в итоге вышла к аллее огородами.
По дороге видела белку - фото на телефон, потому что зверь оказался слишком шустрым)
А вот показалась и аллея - видно издалека) Совет - приходить как можно раньше утром. Потому что потом набегает толпа желающих пофоткаться среди падающих лепестков сакуры.
Честно говоря, изначально я хотела приехать пораньше, но желание поспать оказалось сильнее.
Тем не менее, народу было не так уж и много.
До этого я еще никогда не видела цветущую сакуру, так что впечатление получилось то, что надо)
Уже не вишня, но тоже что-то цветущее (яблоня?):
Дальше прогулка продолжилась по ботаническому саду практически напротив через дорогу от замка Росенберг. Вход бесплатный.
Магнолия, кажется:
Ботанический сад очень классный. Ощущение, что ты не в городе, а где-то на даче (и вот-вот позовут кушать шашлыки )
Замок Росенберг в окружении тюльпанов и прочих цветущих объектов)
Дальше по курсу была знаменитая русалочка. Честно скажу - не впечатлило, возможно, все впечатление испортила толпа народа, набежавшая то ли в связи с фестивалем сакуры в парке Langelinie, то ли просто потому, что достопримечательность. Внезапное обилие толпы после утреннего кладбища и пустынных улочек вызвало сильный диссонанс, так что я попыталась скрыться оттуда как можно быстрее.
Парк рядом с Kastellet. Нарциссы, надо, сказать, растут повсеместно как наши одуванчики.
Моя коллега рассказывала, что у некоторых жителей Копенгагена на крышах домов установлены ульи - пчелы собирают пыльцу с городских клумб. Глядя на все это цветущее великолепие в совокупности с необыкновенно чистым для города воздухом очень охотно в это верится.
После я решила по традиции забраться на какую-нибудь точку обзора, в данном случае под руку подвернулась Круглая башня. Вход то ли 20, то ли 25 DKK. По пути наверх имеется выставка (очень) современного искусства:
Наверху все портит металлическое ограждение - к краю никак не подойти. Приходится изловчиться, чтобы хоть что-то заснять.
Наконец, самая, пожалуй, знаменитая достопримечательность Копенгагена - Nyhavn (Новая гавань).
До заката оставалось еще несколько часов, и я решила прогуляться до Кристиании - местного "свободного" (читай злачного) местечка. Будучи человеком толерантным к различным девиациям, мне было интересно. Необычный такой контраст с остальным городом - по-скандинавски аккуратные домики с цветочками у двери и всего лишь через мост - квартальчик с антуражем захолустья, где курят все, что курится)
Специальный знак, разрешающий фото (там, где палатки с торговцами различными снадобьями, фотографировать, конечно же, запрещено):
На обратном пути в Nyhavn я задумалась - а уж не поэтому ли Дания занимает прочные лидирующие позиции в рейтинге самых счастливых стран мира?)
Тем временем начинало темнеть, и на небе появилась луна.
Место очень понравилось. Приятная атмосфера непринужденного отдыха - множество маленьких кафешек в сочетании с теплым пока что еще апрельским вечером так и манили - но цены кусались, и я решила, что побалую себя уже на обратном пути, а пока что в качестве ужина ограничилась хот-догом на лавке - но не простым, а за 300 рублей.
Кстати, прямо рядом с пристанью, откуда отплывают экскурсионные кораблики, есть отличный бесплатный туалет, где для пущего уюта горят свечки))
Тем временем совсем стемнело.
Пора и честь знать - надо возвращаться в отель, на следующий день вылет к главной цели путешествии)
День 2 (30.04.18) - знакомство с Фарерскими островами
Вылет был в районе 14 часов, но спешить не хотелось, тем более что в центре я уже все для себя интересное посмотрела. Так что неспешный завтрак в Старбаксе на вокзале, дорога в аэропорт, еще пара часов в самолете - и в иллюминаторе показываются первые виды Фарерского архипелага.
Озеро Sorvagsvatn, нависающее над океаном:
Островки Tindholmur и Drangarnir:
Пролетаем над Tindholmur:
Совет - чтобы полюбоваться всем этим из окошка, берите места с правой стороны.
При посадке очень болтало, но, наконец-то, благополучно приземлились.
Ветер дует будь здоров - не май месяц, однако. Не только доверху застегиваешь куртку, но и подумываешь натянуть шапку и варежки. Аэропорт маленький, на прилете есть дьюти-фри, где при желании можно приобрести спиртное по безболезненным ценам.
Быстро получив багаж, я отправилась на парковку, где меня дожидался мой фарерский конь.
Конь оказался двухлитровым, дизельным и с 15к км пробега. Как и было обещано, ключи просто лежали в бардчаке, а на сиденье ждали две бутылочки воды - мелочь, а приятно) Ну что ж, можно отправляться в путь.
Виды вокруг начинают поражать с первых минут - кругом скалы и больше никакого уныло-ровного горизонта. После весеннего тепла Копенгагена - холодная и суровая северная природа во всей своей красе.
Направляюсь к своему жилищу, по пути заезжая в исландский Бонус (на Фарерах они тоже имеются) за подкреплением в виде пары булок с корицей.
В гесте меня встретила хозяйка - очень приятная и гостеприимная женщина. Проводила в комнату, которая находилось на одном этаже с хозяйской спальней - комнатка оказалась небольшой, но очень уютной (и даже с умывальником).
Полдня уже было позади, вечерело.
Для начала я решила отправиться в деревушку Gjogv (Джегв), а там как пойдет - но в итоге дальше так и не пошло))
От Лейрвика до Джегва всего 35 км. Дорога туда очень живописная. Кстати, о дорогах - практически везде асфальт отличного качества. Грунтовые участки разве что в самых отдаленных уголках. Интересно, что вне населенных пунктов на трассе я ни разу не увидела ограничения скорости. Гайцов в кустах тоже замечено не было - очевидно, потому что и самих кустов нет. А в моем случае при аренде машины еще никто не проверял ВУ - в общем, на островах в плане вождения беспредел и вседозволенность)) и одни бараны на дорогах - но об этом позже.
Вскоре приезжаю в Джегв. Никого - здесь вообще хоть кто-то живет?
По незнанию я припарковалась на стоянке возле кемпинга - это если двигаться от главной дороги, которая ведет в город, направо. А если поехать левее - будет специальная туристическая парковочка рядом с ущельем, которое является основной достопримечательностью Джегва.
Но зато я немножко прогулялась по деревушке (все-таки городом как ни трудись не назовешь).
Вскоре показалось и ущелье. И через некоторое время - даже несколько туристов)
Вниз к воде ведут ступеньки, но подходить сильно близко я бы не советовала - от воды и водорослей там очень скользко, и в одном месте меня угораздило таки подскользнуться и приложиться спиной об камни.
Скалы отлично защищали от пронизывающего ветра, поэтому уходить оттуда не хотелось не только из-за открывающегося вида.
Через некоторое время я все же решила подняться наверх, чтобы взглянуть на Джегв с высоты.
Если подниматься от ущелья по ступенькам наверх, дальше надо повернуть направо и идти вверх по холму.
Здесь ветер стал совсем свирепым - чем выше, тем сложнее было удержаться при порывах на ногах. Так что, сделав несколько фото, я пошла обратно.
По такой вот дорожке слева от ущелья, если стоять лицом к воде, можно подойти полюбоваться океаном сверху.
Вдоль горизонта вытянулся остров Kalsoy, а за ним виднеются снежные верхушки острова Kunoy.
Начинало смеркаться, и я отправилась к машине. Фареры оказались именно такими, какими я их представляла - по-северному суровыми, с ветром и тяжелым свинцовым небом. Но мне кажется, им это только к лицу.
На серпантинах дуло так, что из машины выходить не хотелось - вдруг дверь оторвет. Так что такое фото)
В Джегве я провела довольно много времени, так что потом поехала уже прямиком в гест. Можно считать, что знакомство с Фарерами состоялось) Продолжение следует.